Внутреннее строение Земли
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Косенкова Жанна Александровна

Конспект урока по теме " Внутреннее строение Земли". Урок-путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №29

Урок – путешествие в глубины Земли.

6 класс

Автор: учитель географии

                                                МАОУ лицея № 29

                                                Косенкова Жанна Александровна

Тамбов 2014

Цель: сформировать знания учащихся о внутреннем строении Земли, о методах её изучения.

Задачи:

Образовательная: рассмотреть различия в строении и свойствах слоёв Земли, материковой и океанической земной коры.

Развивающая: развивать исследовательские навыки учащихся, умения работы с таблицами и схемами,  решать задачи.

Воспитательная: воспитание коммуникативности и навыков исследовательской деятельности.

Оборудование: учебники, демонстрационная таблица «Оболочки Земли», карточки с определениями, атласы, цветные кружки для опроса, раздаточный материал (образцы горных пород ), физическая карта полушарий, муляж куриного яйца, схема строения земной коры, проектор,мультимедиа

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично – поисковые.

Ход урока:

  1. Организация класса: проверка готовности класса к уроку.
  2. Проверка опорных знаний учащихся.

Проверить и скорректировать знания учащихся, выявить пробелы по теме План и карта»

Обратить внимание учащихся на схему изучения географии 6 кл.

-Какую тему прошли?

- Мы переходим к изучению земных оболочек или сфер. Назовите их.

-Сегодня мы должны перейти следующей теме «Литосфера».Но прежде давайте проверим как вы запомнили уже изученную.

Ответьте на 4 вопроса:

- что такое масштаб. Виды масштаба.

- определите абсолютную и относительную высоту холма, крутой и пологий склоны.

                                                                                            30

                                           

-определите название объекта по координатам: 17 юш 25 вд ( вдп. Виктория).

-чтобы кругосветное путешествие было короче, какую параллель вы выберите: 20 сш или 50 юш.?

  1. Изучение нового материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Итак, мы на острове

 « литосфера».

Что такое литосфера вы уже вспомнили и знаете. А что нам предстоит узнать ещё о литосфере, прочитайте по содержанию в конце учебника.

Сегодня мы узнаем о внутреннем строении Земли на уроке путешествии. У нас современный корабль, но не для подводного путешествия, а для подземного. А совершим мы это путешествие вместе с героями книги Ж Верна «Путешествие к центру Земли». Посмотрите, что нам предстоит узнать во время путешествия и что для этого нужно вспомнить?

Цель: постепенно углубляясь в недра Земли мы будем знакомится с её внутреннем строением, описывать увиденное, составлять схему маршрута.

Прежде чем отправиться в путь проверим свою готовность к путешествию:

-Запишем тему урока

-Начертим таблицу, в которую мы будем заносить данные своих наблюдений.

Работа с учебником (читают оглавление)

Чертят таблицу в тетради

2-Мы начинаем наше погружение.

Как называется первый слой?

_Дайте свою версию определения термина «земная кора» (записать определение в тетрадь, определить неточности в ответах).

_Скажите, везде ли земная кора имеет одинаковую толщину? Сравните материковую и океаническую кору, выберите  место погружения.

Материковая:

- Самый верхний слой земной коры образуют осадочные горные породы, т.е. породы, которые образовались или из обломков древних пород, или представляют собой затвердевший осадок, состоящий из раковин отмерших организмов.

-Найдите среди образцов горную породу осадочного происхождения. Как она называется? Какие ещё горные породы осадочного происхождения вы знаете?

- Продолжим наше погружение. Следующий слой – гранитный. Он состоит в основном из гранита. Найдите его в коллекции. Гранит образовался в результате застывания магмы в толще земной коры в условиях высокой температуры и давления.

- Вспомните, какое происхождение имеют такие горные породы?

- Миновав гранитный слой, мы попадаем в слой, состоящий преимущественно из базальта – горной породы также магматического происхождения.

- Сравните, чем отличается гранит и базальт? ( базальт более тяжёлый и содержит больше кальция и железа).

Более подробно с горными породами, слагающими земную кору ,мы познакомимся на следующем уроке.

-А если бы мы отправились к центру земли в районе Тихого океана, какой бы слой мы не встретили?

- Какой вывод можно сделать по различию в строении земной коры?

( выделяют 2 типа земной коры: материковая и океаническая, которые отличаются толщиной и составом).

-Мы с вами пошли 3 слоя земной коры. Что можно сказать о состоянии вещества земной коры?

3.- Как вы думаете, как будет изменяться температура и давление с глубиной? Она повышается в среднем на 3 градуса на каждые 100 м. до глубины 1000 м.

- А отчего будет зависеть температура поверхностного слоя Земли? (от времени года). Как изменяется температура поверхности Земли в течение года?

-Решите задачу: какова температура горных пород в шахте, если её глубина 1000 м , а температура слоя земной коры, который уже не зависит от времени года, составляет 10 градусов С.( ответ+40).

4.- То, что температура с глубиной повышается, могут подтвердить строки из романа Ж. Верна (зачитать отрывок из книги).

Работают со схемой «Внутреннее строение земли.

Данные наблюдений заносят в таблицу.

Записывают определение в тетрадь, определяют неточности в ответах

Дополняют рассказ учителя.

Работают с рисунком учебника, устанавливая различия в толщине океанической и материковой земной коры,

Работают с образцами горных пород, сравнивают их.

Отвечают на вопросы учителя.

Решают задачи на определение температуры горных пород в шахте.

Заслушивают отрывок из романа Ж. Верна

5.-Между следующим слоем Земли и земной корой находится граница, названная в честь югославского учёного Андрея Мохоровича, её открывшего. Она характеризуется резким перепадом скорости распространения сейсмических волн.

Записывают новые понятия в тетрадь.

6.-А теперь мы попадаем в чрезвычайно толстый слой Земли- мантию, составляющую 82 % объёма планеты. По этому слою, вы пройдёте сами, читая текст параграфа. Не забывайте вносить необходимые записи в таблицу.

- Вопросы после выполнения работы:

– что вы узнали, путешествуя по этому слою?

-какова температура, давление, состояние вещества мантии?

-что такое литосфера?

Работают с учебником.

Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы.

7.- Под мантией находится ядро Земли. По этому слою нас проведет наш гид

Заслушивают сообщение товарища.

8.- Землю по её внутреннему строению иногда сравнивают с куриным  яйцом. Что хотят показать этим сравнением?

- Во время путешествия нас сопровождала книга  Ж Верна. Давайте обратимся к книге и узнаем, каким представляли себе внутреннее строение Земли герои этой книги, а затем ответим на вопросы.

 Цитата: …герой романа Ж Верна, известный по тем временам профессор, геолог-Лиденброк, полагал, что путешествие к центру Земли возможно по следующим причинам:

а) «где-то на глубине температура перестаёт расти, останавливается на определённом уровне и не поднимается до черты, после которой начинают плавиться самые огнеупорные породы, т.к. если бы  внутри земного шара пар достигал 200000 градусов. С, то газ, образовавшийся  от веществ, раскалённых до таких  невероятных температур, взорвал бы земную кору, как под давлением пара взрывается котёл».

б) « огненно-жидкое состояние земных недр, в том числе и ядра Земли, немыслимо вследствие  некоторого фактора, ещё не установленного наукой».

- Как вы прокомментируете мнение известного профессора?

-Был ли он прав или ошибался?

-Каковы современные представления о температуре земных глубин?

- что вы можете сказать о реальности путешествия к центру Земли? Если «да», то при каких условиях, если «нет», то почему?

Отвечают на вопросы.

Заслушивают цитату из книги

Ж Верна.

Отвечают на вопросы.

9.-Как изучают земную кору?

Об этом вы узнаете из текста учебника.

-С какими методами изучения земной коры вы уже знакомы?

Работают с учебником, отвечают на вопросы.

4.Закрепление:- Итак, путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться домой. Не заблудились ли мы? Давайте вспомним дорогу обратно.

( тест-опрос с цветными кружками)        

- Молодцы! Ответы были правильными. Вы хорошо поработали сегодня на уроке.

- Как вы думаете, достигли ли мы цели нашего путешествия?

- Что было непонятно?

Чему научились?

Наше путешествие можно считать законченным. Будем ли мы когда-нибудь знать больше о внутреннем строении Земли? Конечно, будем!

Изучение строения Земли даёт человеку ответы на многие вопросы, необходимые для его жизни:

-Почему происходят землетрясения и как их предсказывать?

-Какова температура в недрах Земли?

-Почему одни участки опускаются, а другие поднимаются?

-Как происходит извержение вулканов?

Об этом и многом другом мы узнаем с вами на следующих уроках в теме «Литосфера».        

5. Домашнее задание:  Прочитать параграф учебника; пользуясь текстом заполнить таблицу «Виды земной коры»; желающие, могут нарисовать внешний вид фантастической машины, на которой происходило наше фантастическое путешествие

Приложение.

                                                          1.   Тест- опрос с кружками:

Синий - земная кора

Жёлтый - мантия

Красный – ядро.

Определите, о каком слое земной коры идёт речь, поднимая кружки определённого цвета.

1 – состоит в основном из базальта, гранита и осадочных горных пород.

2 – температура вещества от 2000 до 5000градусов, твёрдое, состоит из 2 слоёв.

3 – верхняя оболочка литосферы.

4 – температура 2000 градусов, состояние вязкое.

5 – толщина 3-7 км.

6 – толщина 2900 км.

7 – состоит из материковой и океанической части.

8 – вещество находится только в твёрдом состоянии.

                                                 2.     Таблица,  заполняемая на уроке:

Слои  Земли

Температура

Давление

Свойства.

3.    Таблица на дом:

Вид земной коры

Толщина

Состав


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Внутреннее строение Земли"

Презентация к уроку по природоведению в 5 классе "Внутреннее строение Земли"....

Урок "Внутреннее строение Земли"

Урок географии в 6 классе.Урок проводится в форме путешествия по станциям: "Знания", "Исследовательская", "Итоговая".На уроке формируетсяпредставление о внктреннем строении ЗемлиКоасс работает с больш...

Внутреннее строение Земли 6 класс

Цели:образовательные: ·        сформировать представление о внутреннем строении Земли;·        ознакомить детей  с...

Презентация "Литосфера.Внутреннее строение Земли"

Показано: схема внутреннего строения Земли, географические задачи. задания для закрепления нового материала....

Внутренее строение Земли. Земная кора в литосфере

Урок географии для учащихся 6 классов учитель Дайдаева С.М. Тема: «Внутреннее строение Земли. Земная кора в литосфере». Цели: образовательные:  сформировать представление о внутренн...

открытый урок по природоведению "Внутреннее строение Земли"

Открытый урок во время педагогического марафона по природоведению....