Главные вкладки

    АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА организации научно-исследовательской деятельности учащихся «Карасунский округ как туристический объект»
    методическая разработка по географии (9 класс) на тему

    Стеликова Галина Валериевна

    Программа организации научно-исследовательской деятельности  «Карасунский округ как туристический объект» предназначена для учащихся 9 классов в рамках Научного гимназического общества «Лига сотворчества»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon avtorskaya_programma.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

       

           Программа организации научно-исследовательской деятельности  «Карасунский округ как туристический объект» предназначена для учащихся 9 классов в рамках Научного гимназического общества «Лига сотворчества».

    Цели программы

    Общеобразовательные цели:

    • Обеспечить учащимся возможность реализации проектной деятельности в структуре индивидуальной образовательной траектории.
    • Применять географические знания в повседневной жизни, то есть реализовывать на практике компетентностный подход.
    • Познакомить учащихся с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природу и социально-экономические процессы.

     

    Воспитательные цели:

    • формировать ключевые компетенции.
    • Создавать условия для формирования эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу.
    • Формировать личность средствами содержания программы.

    Предметные цели:

    • Расширить рамки изучения предмета «География» как ответ на индивидуальные запросы и потребности учащихся на этапе профориентации.
    • Показать разнообразие и уникальность Карасунского округа.

    Для достижения поставленных целей в программе реализуется ряд задач:

    • изучение природно-культурных ландшафтов округа;
    • анализ экономики округа;
    • возможности рассмотрения Карасунского округа как туристического объекта.
    • овладение новыми методами и технологиями обучения.
    • Развитие способностей решать проблемы на основе собственного социального опыта.
    • Развитие географического мышления.

           Принципиально отличается структура программы. Содержание поделено на модули, в которых собраны материалы по конкретной теме. Поэтому содержание можно изучать в любом порядке, что даёт простор учителю выстроить процесс обучения по-своему, а не является единственно возможным и неизменным как в школьной программе.

    Содержание программы охватывает следующие модули:

    Введение. 2час.

    Модуль I. Природно-культурные ландшафты Карасунского округа. 8 часов.

    Модуль II. Районы Карасунского округа. 8 часов.

    Модуль III. Экономика Карасунского округа. 9 часов.  

    Модуль IV. Карасунский округ как туристический объект.

    Заключительное занятие. 1 час.

    Итого: 34 часа

            Содержание программы позволяет познакомить учащихся с самым большим внутригородским округом Краснодара, в котором проживает около четверти миллиона человек, находится 28 школ и 9 средних специализированных учебных заведений.

            В округе много интересных мест, которыми гордятся его жители. Это, прежде всего природно-культурные ландшафты. Они являются местами отдыха и туризма.

    • Ботанический сад Кубанского государственного университета. Первый ботанический сад на Кубани. Это крупнейший ботанический сад Северного Кавказа. Является памятником природы.
    • Парк «Солнечный Остров», единственный, расположенный на естественном водоеме. Здесь растут уникальные и редкие для парков виды растений. Парк является памятником природы.
    • Карасунские озера – история, экологическая проблема и будущее нашего округа.
    • «Кубанское море» – водный объект на окраине округа, влияющий на природу окружающих территорий.
    • Краснодарский лесопарк является зоной активного отдыха.        

       Интересными объектами исследования являются и районы округа:

    • Поселок Курортный, который совершенно неосвещен в печати. Здесь находится главный пляж Карасунского округа.
    • Самобытность  поселка Гидростроителей.
    • Поселок Пашковский – уникальный объект для исследования: это история казачества, и памятники Великой Отечественной войны, и архитектура прошлого.

            В Карасунском округе размещены основные производственные мощности города Краснодара, они охватывают практически все виды человеческой деятельности. Изучение экономики округа поможет в профессиональной ориентации подрастающего поколения.

     

            Программа «Карасунский округ как туристический объкт» представляется особо актуальной, так как вооружает учащихся знаниями по физической, экономической, социальной географии своей местности. Учащиеся могут применять полученные знания в повседневной жизни. Востребованность результатов обучения, реализация возможности выбора – основные принципы программы. Данный курс имеет общезначимую культурологическую направленность. Способствует развитию у школьников умений активного самопознания, самообразования и самоорганизации.

            Содержание программы предлагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся:

    • Анализ географических карт;
    • Составление планов местности и комментариев к ним;
    • Анализ и обобщение различных источников информации;
    • Анализ статистических материалов;
    • Изучение форм и методов исследования территории;
    • Изучение методов сбора информации;
    • Выявление причинно - следственных связей между природными компонентами;
    • Оценка эффективности строительства объектов;
    •  Анализ экологического состояния ландшафтов;
    • Подготовка и проведение презентаций;
    •  Защита проектов; 
    • Разработка туристических маршрутов;
    • Организация и проведение экскурсий для младших школьников.

    Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной  и групповой

    Содержание программы предполагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:

    • Объекта изучения;
    • Форм и видов текущих и итоговых работ;
    • Тему и форму представления проектов.

    Формы организации занятий

    В содержании программы преобладает практическая направленность. Предпочтение отдаётся активным методам обучения. Содержание каждого модуля программы включает:

    • Самостоятельные работы поисково-исследовательского характера;
    • Практические работы: на местности;
    •  Экскурсии;
    • Творческие занятия.

    Формы контроля

           Достижения учащихся в процессе прохождения программы оцениваются по рейтингу. Оцениванию подлежит участие в семинаре, отчёт о практической и самостоятельной работе, защита проектов. Итоговые результаты индивидуального рейтинга учащихся заносятся в портфолио.

    Ожидаемые результаты

     В результате изучения программы ученик должен уметь:

    • составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
    • проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
    • решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития;
    • описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
    • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

    Содержание

    Введение. 2 час.

    Географическое положение, площадь и размеры, природные условия Карасунского округа. Особенности района. Территориально-административное районирование округа. История округа. Формы и методы исследования территории.

    Практическая работа №1. Определение по карте-схеме города Краснодара географического положения Карасунского округа. Оценка особенностей географического положения округа. Определение по карте-схеме Карасунского округа административных районов.

    Модуль I: Природно-культурные ландшафты Карасунского округа. 8часов.

    Значение природных объектов в жизни горожан. Изучение культурных ландшафтов.

    Краснодарский лесопарк: физико-географическая характеристика парка как природного комплекса; экологическое значение ландшафта.

    Краснодарское водохранилище: географическое положение, история строительства, гидрологические характеристики. Зоны отдыха. Рыбные ресурсы. Влияние водохранилища на природу и хозяйственную деятельность окружающей среды. Географические прогнозы.

    Карасунские озёра. Река Карасун – правый приток Кубани. Озёра-старицы. Современное состояние озёр. Значение озёр: гидрологическое, эстетическое, природно-историческое, учебно-познавательное, рекреационное. Экологические проблемы,  пути их решения.

    Парк «Солнечный остров»: географическое положение, история образования, планировка парка;  уникальность парка; редкие для парков виды растений. Памятники природы.

    Ботанический сад Кубанского университета: история создания; коллекция растений, занесённая в красную книгу;  исчезающие виды растений; значение сада для города.

    Практические работы на местности:

    №2. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости между природными компонентами.

    №3. Оценка эффективности строительства Краснодарского водохранилища.

    №4. Анализ экологического состояния Карасунских озёр.

    №5. Творческое задание: проект «Будущее Карасунов».

    №6. Изображение отдельных показателей качества окружающей среды на плане

            местности.

    №7. Экскурсия в ботанический сад.

     Модуль II: Районы округа. 8 часов.

    Организация самостоятельной работы по исследованию территории. Изучение методов сбора информации.

    Посёлок Гидростроителей: географическое положение, история образования, архитектура, культурно-значимые объекты. Знаменитые личности.

    Посёлок Курортный: особенности географического положения и истории заселения. Городской пляж. Парковая зона. Спортивная база.

    Посёлок Пашковский. Пашковский курень. История казачества. Возрождение казачества. Архитектура прошлого. Сквер Казачий.

    Характеристика других районов: Комсомольский микрорайон, станица Корсунская, хутор Ленина, посёлок Знаменский.

    Практические работы поисково-исследовательского характера.

    №8. Определение целей и задач исследования территории. Составление плана работы.

    №9. Изучение методов сбора информации.

    №10. Анализ и обобщение научной литературы, ресурсов интернета.

    №11. Экскурсия в сквер Казачий.

    №12. Составление презентации района проживания.

    №13. Защита проектов «Районы Карасунского округа».  

    Модуль III. Экономика Карасунского округа. 9 часов.

    Экономика Карасунского округа. География действующих предприятий. Знакомство с деятельностью предприятий округа. Роль пригородного сельского хозяйства. Уровень развития социальной сферы. Виды человеческой деятельности. Профессиональная ориентация. Дальнейшее развитие в новых экономических условиях.

    Практические работы.

    №14. Составление справочника действующих предприятий округа.

    №15. Экскурсия на ТЭЦ.

    № 16. Экскурсия на Пашковский хлебозавод.

    №17. Экскурсия на завод «Кубань фарфор».

    №18. Нанесение местоположения предприятий округа на карту-схему города Краснодара.

    Модуль IV. Карасунский округ как туристический объект. 6 часов.

    Туристическая деятельность. Рекреационные ландшафты округа. Структура работы над проектом. Экскурсия как метод изучения территории. Разработка маршрутов экскурсий. Подготовка и организация экскурсии. Проведение экскурсий.

    Практические работы (групповые).

    №19. Разработка туристических маршрутов с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов округа.

    №20. Организация и проведение экскурсий для младших школьников.

    Заключительное занятие. 1 час.

    Итоги изучения программы «Карасунский округ как туристический объект». Итоговые результаты индивидуального рейтинга учащихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»

    Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....

    Формирование навыков научно–исследовательской работы у учащихся 8-9 классов по актуальным и значимым вопросам истории.

    Статья посвящена опыту работы педагога с обучающимися в направлении научно - иссследовательской деятельности.Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в науке: пут...

    Научно-исследовательская работа с учащимися

    текст выступления на педсовете...

    Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

    Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...

    Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

    Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....