АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА организации научно-исследовательской деятельности учащихся «Карасунский округ как туристический объект»
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Стеликова Галина Валериевна

Программа организации научно-исследовательской деятельности  «Карасунский округ как туристический объект» предназначена для учащихся 9 классов в рамках Научного гимназического общества «Лига сотворчества»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   

       Программа организации научно-исследовательской деятельности  «Карасунский округ как туристический объект» предназначена для учащихся 9 классов в рамках Научного гимназического общества «Лига сотворчества».

Цели программы

Общеобразовательные цели:

  • Обеспечить учащимся возможность реализации проектной деятельности в структуре индивидуальной образовательной траектории.
  • Применять географические знания в повседневной жизни, то есть реализовывать на практике компетентностный подход.
  • Познакомить учащихся с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природу и социально-экономические процессы.

 

Воспитательные цели:

  • формировать ключевые компетенции.
  • Создавать условия для формирования эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу.
  • Формировать личность средствами содержания программы.

Предметные цели:

  • Расширить рамки изучения предмета «География» как ответ на индивидуальные запросы и потребности учащихся на этапе профориентации.
  • Показать разнообразие и уникальность Карасунского округа.

Для достижения поставленных целей в программе реализуется ряд задач:

  • изучение природно-культурных ландшафтов округа;
  • анализ экономики округа;
  • возможности рассмотрения Карасунского округа как туристического объекта.
  • овладение новыми методами и технологиями обучения.
  • Развитие способностей решать проблемы на основе собственного социального опыта.
  • Развитие географического мышления.

       Принципиально отличается структура программы. Содержание поделено на модули, в которых собраны материалы по конкретной теме. Поэтому содержание можно изучать в любом порядке, что даёт простор учителю выстроить процесс обучения по-своему, а не является единственно возможным и неизменным как в школьной программе.

Содержание программы охватывает следующие модули:

Введение. 2час.

Модуль I. Природно-культурные ландшафты Карасунского округа. 8 часов.

Модуль II. Районы Карасунского округа. 8 часов.

Модуль III. Экономика Карасунского округа. 9 часов.  

Модуль IV. Карасунский округ как туристический объект.

Заключительное занятие. 1 час.

Итого: 34 часа

        Содержание программы позволяет познакомить учащихся с самым большим внутригородским округом Краснодара, в котором проживает около четверти миллиона человек, находится 28 школ и 9 средних специализированных учебных заведений.

        В округе много интересных мест, которыми гордятся его жители. Это, прежде всего природно-культурные ландшафты. Они являются местами отдыха и туризма.

  • Ботанический сад Кубанского государственного университета. Первый ботанический сад на Кубани. Это крупнейший ботанический сад Северного Кавказа. Является памятником природы.
  • Парк «Солнечный Остров», единственный, расположенный на естественном водоеме. Здесь растут уникальные и редкие для парков виды растений. Парк является памятником природы.
  • Карасунские озера – история, экологическая проблема и будущее нашего округа.
  • «Кубанское море» – водный объект на окраине округа, влияющий на природу окружающих территорий.
  • Краснодарский лесопарк является зоной активного отдыха.        

   Интересными объектами исследования являются и районы округа:

  • Поселок Курортный, который совершенно неосвещен в печати. Здесь находится главный пляж Карасунского округа.
  • Самобытность  поселка Гидростроителей.
  • Поселок Пашковский – уникальный объект для исследования: это история казачества, и памятники Великой Отечественной войны, и архитектура прошлого.

        В Карасунском округе размещены основные производственные мощности города Краснодара, они охватывают практически все виды человеческой деятельности. Изучение экономики округа поможет в профессиональной ориентации подрастающего поколения.

 

        Программа «Карасунский округ как туристический объкт» представляется особо актуальной, так как вооружает учащихся знаниями по физической, экономической, социальной географии своей местности. Учащиеся могут применять полученные знания в повседневной жизни. Востребованность результатов обучения, реализация возможности выбора – основные принципы программы. Данный курс имеет общезначимую культурологическую направленность. Способствует развитию у школьников умений активного самопознания, самообразования и самоорганизации.

        Содержание программы предлагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся:

  • Анализ географических карт;
  • Составление планов местности и комментариев к ним;
  • Анализ и обобщение различных источников информации;
  • Анализ статистических материалов;
  • Изучение форм и методов исследования территории;
  • Изучение методов сбора информации;
  • Выявление причинно - следственных связей между природными компонентами;
  • Оценка эффективности строительства объектов;
  •  Анализ экологического состояния ландшафтов;
  • Подготовка и проведение презентаций;
  •  Защита проектов; 
  • Разработка туристических маршрутов;
  • Организация и проведение экскурсий для младших школьников.

Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной  и групповой

Содержание программы предполагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:

  • Объекта изучения;
  • Форм и видов текущих и итоговых работ;
  • Тему и форму представления проектов.

Формы организации занятий

В содержании программы преобладает практическая направленность. Предпочтение отдаётся активным методам обучения. Содержание каждого модуля программы включает:

  • Самостоятельные работы поисково-исследовательского характера;
  • Практические работы: на местности;
  •  Экскурсии;
  • Творческие занятия.

Формы контроля

       Достижения учащихся в процессе прохождения программы оцениваются по рейтингу. Оцениванию подлежит участие в семинаре, отчёт о практической и самостоятельной работе, защита проектов. Итоговые результаты индивидуального рейтинга учащихся заносятся в портфолио.

Ожидаемые результаты

 В результате изучения программы ученик должен уметь:

  • составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
  • проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
  • решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития;
  • описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

Содержание

Введение. 2 час.

Географическое положение, площадь и размеры, природные условия Карасунского округа. Особенности района. Территориально-административное районирование округа. История округа. Формы и методы исследования территории.

Практическая работа №1. Определение по карте-схеме города Краснодара географического положения Карасунского округа. Оценка особенностей географического положения округа. Определение по карте-схеме Карасунского округа административных районов.

Модуль I: Природно-культурные ландшафты Карасунского округа. 8часов.

Значение природных объектов в жизни горожан. Изучение культурных ландшафтов.

Краснодарский лесопарк: физико-географическая характеристика парка как природного комплекса; экологическое значение ландшафта.

Краснодарское водохранилище: географическое положение, история строительства, гидрологические характеристики. Зоны отдыха. Рыбные ресурсы. Влияние водохранилища на природу и хозяйственную деятельность окружающей среды. Географические прогнозы.

Карасунские озёра. Река Карасун – правый приток Кубани. Озёра-старицы. Современное состояние озёр. Значение озёр: гидрологическое, эстетическое, природно-историческое, учебно-познавательное, рекреационное. Экологические проблемы,  пути их решения.

Парк «Солнечный остров»: географическое положение, история образования, планировка парка;  уникальность парка; редкие для парков виды растений. Памятники природы.

Ботанический сад Кубанского университета: история создания; коллекция растений, занесённая в красную книгу;  исчезающие виды растений; значение сада для города.

Практические работы на местности:

№2. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости между природными компонентами.

№3. Оценка эффективности строительства Краснодарского водохранилища.

№4. Анализ экологического состояния Карасунских озёр.

№5. Творческое задание: проект «Будущее Карасунов».

№6. Изображение отдельных показателей качества окружающей среды на плане

        местности.

№7. Экскурсия в ботанический сад.

 Модуль II: Районы округа. 8 часов.

Организация самостоятельной работы по исследованию территории. Изучение методов сбора информации.

Посёлок Гидростроителей: географическое положение, история образования, архитектура, культурно-значимые объекты. Знаменитые личности.

Посёлок Курортный: особенности географического положения и истории заселения. Городской пляж. Парковая зона. Спортивная база.

Посёлок Пашковский. Пашковский курень. История казачества. Возрождение казачества. Архитектура прошлого. Сквер Казачий.

Характеристика других районов: Комсомольский микрорайон, станица Корсунская, хутор Ленина, посёлок Знаменский.

Практические работы поисково-исследовательского характера.

№8. Определение целей и задач исследования территории. Составление плана работы.

№9. Изучение методов сбора информации.

№10. Анализ и обобщение научной литературы, ресурсов интернета.

№11. Экскурсия в сквер Казачий.

№12. Составление презентации района проживания.

№13. Защита проектов «Районы Карасунского округа».  

Модуль III. Экономика Карасунского округа. 9 часов.

Экономика Карасунского округа. География действующих предприятий. Знакомство с деятельностью предприятий округа. Роль пригородного сельского хозяйства. Уровень развития социальной сферы. Виды человеческой деятельности. Профессиональная ориентация. Дальнейшее развитие в новых экономических условиях.

Практические работы.

№14. Составление справочника действующих предприятий округа.

№15. Экскурсия на ТЭЦ.

№ 16. Экскурсия на Пашковский хлебозавод.

№17. Экскурсия на завод «Кубань фарфор».

№18. Нанесение местоположения предприятий округа на карту-схему города Краснодара.

Модуль IV. Карасунский округ как туристический объект. 6 часов.

Туристическая деятельность. Рекреационные ландшафты округа. Структура работы над проектом. Экскурсия как метод изучения территории. Разработка маршрутов экскурсий. Подготовка и организация экскурсии. Проведение экскурсий.

Практические работы (групповые).

№19. Разработка туристических маршрутов с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов округа.

№20. Организация и проведение экскурсий для младших школьников.

Заключительное занятие. 1 час.

Итоги изучения программы «Карасунский округ как туристический объект». Итоговые результаты индивидуального рейтинга учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»

Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....

Формирование навыков научно–исследовательской работы у учащихся 8-9 классов по актуальным и значимым вопросам истории.

Статья посвящена опыту работы педагога с обучающимися в направлении научно - иссследовательской деятельности.Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в наук...

Научно-исследовательская работа с учащимися

текст выступления на педсовете...

Формирование научно-исследовательских навыков у учащихся

     Развитию общей одарённости школьников способствует целенаправленная организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Чтобы научить детей добывать знания самостоят...

Научно-исследовательская работа для учащихся 9-11 классов

Во всемирной истории очень мало битв, которые могли бы быть сопоставлены с Бородинским боем и по неслыханному до той поры кровопролитию, и по ожесточенности, и по огромным последствиям....

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....

Организация научно-исследовательской работы с учащимися

Современная школа и образовательные учреждения в настойчивом стремлении качественного изменения содержания и развития ищут новые пути в работе с учеником. Одним из таких плодотворных путей в работе со...