Внеклассное мероприятие по теме “Пермь – город герой?!» (для учащихся 9 классов)
план-конспект занятия по географии (9 класс) на тему

Голдырева Елена Валерьевна

Формирование патриотического отношения к родному городу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.rar193.03 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по теме

“Пермь – город герой?!»

(для учащихся  9 классов)

Автор:

Голдырева Елена Валерьевна,

учитель географии высшей категории

МАОУ «Лицей №8» г. Перми

Цель занятия: формирование патриотического отношения к родному городу

Задачи:

-    углубление знаний школьников об  истории города Перми в период Великой Отечественной войны;

- продолжение формирования информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.

Ход занятия.

       В качестве мотивационной установки и для активизации мыслительной деятельности учащихся   используется   слайд – шоу «Города – герои», разработанное в программе Movie Maker .

 Учитель: Какое название вы бы дали представленному материалу? Почему?

Учащиеся: Города-герои. Показаны города (Брест, Севастополь, Смоленск, Тула, Керчь, Новороссийск, Москва, Ленинград, Волгоград, Мурманск, Минск, Киев), имеющие  героическое  прошлое времен Великой Отечественной войны.

Учитель: Выделите города-герои, которые находятся на территории России (Москва, Ленинград, Волгоград, Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск).

Работа по карте городов-героев. 

- Звездочками обозначены города-герои в зависимости от времени присвоения им  звания.  Города, получившие данное звание первыми в 1965 году, были Москва, Ленинград, Волгоград (Сталинград). 

- Города появляются по очереди (при появлении включается видеофрагмент о    городе в военные годы).

Учитель:  Назовите факторы, повлиявшие на присвоение городу звания героя?

Учащимися обсуждается данный вопрос на основе просмотренных фрагментов.

Учитель: Укажите, каким городам соответствуют появляющиеся звездочки?   (Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск)

Учитель:  Как вы думаете, почему в этом списке городов нет Перми?

Появляется звездочка на месте   географического положения Перми (однако, она со знаком вопроса и восклицания).   

Учитель: Если бы в правительстве РФ решался вопрос о присвоении Перми звания города-героя, какие бы аргументы в пользу положительного (а может быть отрицательного) решения данного вопроса  вы бы представили.  Девятиклассники работают группами  с кейсами «Пермь военная» и совместно формулируют аргументы (20 минут) (приложение).

Организуется обсуждения вариантов, предложенных учащимися, формулирование единой (если это возможно) позиции по данному вопросу.

Видеофрагмент о Перми военной.

Учитель:      Итак, к какому выводу вы пришли в ходе сегодняшнего занятия?    

Учащиеся: Несмотря на то, что на территории города не проходили ожесточённые бои, он  не подвергался  разрушительным  бомбардировкам, его жители героически ковали Победу в тылу с главным девизом в душе «Всё для фронта, всё для Победы».            Пермь – город-герой для каждого из нас.

 

 

Приложение

Кейс «Пермь военная»

Многие наши земляки прославились своим мужеством, смелостью, четкостью в выполнении боевых задач. Так, Герой Советского Союза Николай Федорович Краснов сбил в годы войны 50 фашистских самолетов. Погиб в январе 1945 г. под Будапештом. Герой Советского Союза генерал-майор Николай Васильевич Крисанов при форсировании Днепра разработал такую конструкцию моста, что наступающие армии вовремя получили боеприпасы и подкрепление. Совершив двойной таран в воздушном бою над Тулой, 4 сентября 1942 г. был смертельно ранен Герой Советского Союза Борис Григорьевич Пирожков. Рядовой 26-й гвардейской стрелковой дивизии Юрий Смирнов летом 1944 г., участвуя в танковом десанте севернее Орши (во время проведения операции "Багратион"), попал в плен, и фашисты, ничего не добившись на допросе, распяли его на стене блиндажа. Страшная и героическая смерть!  

По статистическим  данным, из призванных в армию из Пермской области, в годы Великой Отечественной войны  погиб и пропал без вести каждый третий, а если говорить о г. Перми, то не вернулся домой каждый четвертый. Из полумиллиона человек, призванных из области, каждый пятый был житель Перми. За мужество и отвагу войны Западного Урала получили 135 тыс. орденов и медалей. По данным областного военного комиссариата и лично полковника В. И. Логинова, Героев Советского Союза и Героев России (это высокое звание "догнало" тех военнослужащих, которым не успели присвоить звание Героя Советского Союза), призванных из Пермской области и проживающих в области, в настоящее время 32. Из них М. П. Одинцов и Г. В. Сивков удостоены этого звания дважды. 29 пермяков являются полными кавалерами ордена Славы.

Во время Великой Отечественной войны промышленность Перми была переориентирована на военные нужды. Перевод ее  на военные рельсы завершился к лету 1942 года.   Пермская область стала одним из основных регионов, принимавших эвакуированное население и предприятия. В область было переведено 124 промышленных предприятия, из них в Перми было размещено 64.  Основными предприятиями, обеспечивающими фронт военной техникой были:

  • Мотовилихинские заводы
  • Машиностроительный завод им. Ф.Э.Дзержинского
  • Пермский моторостроительный завод

 Во Вторую мировую войну «Мотовилихинские заводы» изготовили четверть всех артиллерийских систем Советской Армии. Первый выстрел по территории фашистской Германии 2 августа 1944 года был произведён из 152-мм пушки-гаубицы МЛ-20, сделанной на «Мотовилихинском заводе». Первый выстрел по Берлину 20 апреля 1945 года сделала 122-мм корпусная пушка А-19, сделанная на «Мотовилихинском заводе». Самая известная пушка завода – легендарная “сорокапятка”. Награды завода : Орден Ленина(1941), Орден Трудового Красного Знамени (1942,1944),  Орден Трудового Красного Знамени (1942,1944).

 Каждый третий снаряд, поступавший на вооружение армии, был оснащен взрывателем, изготовленным на  заводе им.Ф.Э.Дзержинского. Награды завода -  Орден Ленина(1942).

 Пермский  моторостроительный  завод   осуществлял выпуск двигателей для военных самолетов. Награды завода Орден Ленина (1936), Орден Трудового Красного Знамени (1945) .

        В решении сложных производственно-технических проблем на Урале в годы войны участвовали крупные научные учреждения, всего  насчитывалось    63 тыс. ученых.

Достижения науки:

 Химия и биология (Пермский Государственный Университет)

        Организовано общество химиков под руководством профессора Б.М. Беркенгейма. В лабораториях города изготовлялся наркозный эфир, стрептоцид, формалин, хлоробром и многие другие фармацевтические препараты. Всего Пермское аптекоуправление от лабораторий и предприятий области получило около 500 т фармацевтических препаратов. Кафедра систематики растений ПГУ во главе с профессором В.А. Крюгером организовала работу по сбору лекарственных растений силами студентов биофака. Ученые ПГУ совместно с инженерами разработали новую технологию получения йода.

Медицина (Пермский медицинский институт)

         Разработка нового метода изготовления вакцины против сыпного тифа профессором А.В. Пшеничным и доцентом В.И. Райхером. Профессором А.Л. Фенелоновым найден новый метод лечения столбняка, широко применявшийся в эвакогоспиталях. Профессор Б.В. Парин успешно работал в области восстановительной хирургии.

Педагогика (Пермский педагогический институт)

        Ведется экспериментальная работа, направленная на привлечение к интеллектуальному труду бойцов и командиров, потерявших на фронте зрение профессором Б.И. Коваленко. Пермский пединститут стал единственным в Советском Союзе, где было организованно и в массовом масштабе осуществлялось возвращение к жизни ослепших защитников Родины.

Сельское хозяйство(Пермский сельскохозяйственный институт)

        Решаются проблемы выращивания в Прикамье кок-сагыза, сахарной свеклы, табака, выявляли лучшие методы хранения семян, повышения продуктивности животноводства, выращивания картофеля из верхушек клубней.

На Урал был эвакуирован практически весь основной фонд Государственной библиотеки им. В.И. Ленина. В Пермь прибыло 49 вагонов с книгами. Ценный груз приняла областная библиотека им. А.М. Горького и библиотека Мотовилихинского клуба им. Я.М. Свердлова. В обработке и сохранении книжных сокровищ московским коллегам оказали помощь местные библиотекари-энтузиасты.  

Большинство ценнейших произведений Русского музея разместилось в здании Пермской картинной галереи. Здесь же, в отапливаемом помещении, находились шедевры Третьяковской Галереи.

19 августа 1941 года длинный эшелон из 80 теплушек и 2 классных вагонов увозил прославленный на весь мир, бывший Императорский, а в то время Кировский театр оперы и балета из Ленинграда в Пермь. Основная часть коллектива театра в составе 520 человек прибыла в   город 29 августа. И уже 13 сентября театр открыл сезон оперой «Иван Сусанин», для которой по старым эскизам были сделаны специальные декорации. В пермском театре никакого специального помещения для репетиций не было, поэтому артистам приходилось начинать репетиции в 7 часов утра, а заканчивать их после спектакля в 1 час ночи. Но коллектив, преодолевая все трудности, выпускал по 4 спектакля в месяц. Кроме того, актёры дежурили в госпиталях, занимались заготовкой дров и овощей.

Пребывание Кировского театра не прошло бесследно для Перми. С 1 сентября 1943 года Ленинградское хореографическое училище открыло в городе своё отделение, куда первоначально поступили 30 человек. Так родилась новая балетная легенда – Пермское хореографическое училище.

Балерина Ленинградского театра Галина Уланова на страницах газеты «Звезда» писала: «Мы живём и работаем в городе, наполненном дыханием героического вдохновенного труда, труда для фронта, для разгрома врагов, во имя торжества героической свободы. Это окрашивает в особые, неповторимые тона и наше творчество».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие-к 230-летию города Буинска и 80-летию Буинского района Республики Татарстан посвящается

Внеклассное мероприятие-к    230-летию города Буинска и 80-летию Буинского района Республики Татарстан посвящается ...

Конспект к внеклассному мероприятию по географии "Мой город"

Данное мероприятие направлено на изучение истории своего края, на активизацию познавательной деятельности учащихся. Этому мероприятию предшествовала большая подготовительная работа: экскурсии по город...

Внеклассное мероприятие «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – ГОРОД МОЙ РОДНОЙ»

23 октября 2014г в МАОУ Апрелевская СОШ № 1 классным руководителем Кривогорницыной Надеждой Сергеевной и учениками 8 «А» класса было проведено мероприятие «Город мой родной – моя малая Родина». Целью ...

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в цветочный город"

Внеклассное мероприятие по теме "Путешествие в цветочный город"  проводится для обучающихс 6 классов. Нацелено на обобщение и закрепление знаний по теме "Основные классы цветковых растений", наце...

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в цветочный город"

Внеклассное мероприятие по теме "Путешествие в цветочный город"  проводится для обучающихс 6 классов. Данное мероприятие нацелено на обобщение и закрепление знаний по теме "Основные классы цветко...

Внеклассное мероприятие: "Поле чудес в городе мастеров"

Сегодня мы собрались на самой интересной, самой познавательной и увлекательной игре «Поле чудес» и наша игра посвящена труду.О какой специальности мы бы с вами не говорили, какую работу бы...