Урок по теме "Необыкновенная вокруг Земли Вселенная"
презентация к уроку по географии (5 класс) на тему

Донина Ольга Сергеевна
  • Обобщающий урок по теме "Вселенная" по природоведению в 5 классе. 
  • Данная разработка включает в себя текст урока и презентацию к нему. 
  • Этот урок разработан с учетом возрастных особенностей пятиклассников, с их образным, эмоционально-личностным восприятием окружающего мира. Кроме того, данное занятие реализует основные принципы личностно-ориентированного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vselennaya.zip2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Эпиграф урока: «Мне необходимо разобраться самому,

а чтобы разобраться самому,

надо думать сообща» (Б. Васильев).

Цели урока:

Дидактическая – создать условия для осознания детьми учебной информации по данной теме с использованием разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, учитывая принципы доступности, научности, принципы развивающего и личностно ориентированного обучения; выявление субъективного опыта каждого ученика класса, предшествующего обучения.

Образовательная – раскрыть принципы уникальности нашей планеты. Выявить степень и глубину по теме «Вселенная». Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщаться, формирование экологической культуры, понимания бережного отношения к природе своей планеты.

Развивающая – создать на уроке ситуацию успеха каждому ребенку, развивать коммуникабельность детей, желание проявления самостоятельности в выборе оптимального для себя вида учебной деятельности. Создать условия для развития мышления, саморазвития, самооценки через рефлексию деятельности на уроке.

(45 минут)

Этапы урока

I. Организационный (2 мин.)

II. Распаковка темы урока, целеполагание (1 мин.)

III. Актуализация опорных знаний (15 мин.)

IV. Осмысление новой информации (20 мин.)

V. Домашнее задание (2 мин.)

VI. Контрольно-оценочный (3 мин.)

VII. Рефлексия (2 мин.)

Ход урока

I. Организационный этап (2 мин.)

Цель: создание рабочей и в то же время комфортной обстановки для детей, их положительного настроя на урок.

- Здравствуйте дети! Я рада новой встрече с вами и очень надеюсь на активную совместную работу на уроке, ведь эпиграф нашего урока прежний: «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща».

- Сели все правильно, выпрямили спинки, не забываем о своей осанке.

- Определяем эмоциональный настрой на урок (Дети показывают «светофорчики»: красный – «отличное», зеленый – «хорошее», желтый – «удовлетворительное»).

- Хорошо, я надеюсь, что ваше настроение не станет хуже, а у некоторых оно может и улучшится к концу нашего урока.

- Не забываем повернуться друг к другу, посмотреть в глаза и, конечно же, улыбнуться, помня о том, что доброжелательность – чудодейственная сила, не правда ли?

II. Распаковка темы урока, целеполагание (1 мин.)

- Тема нашего урока «Уникальная планета Земля» и поскольку наш урок – «Урок-обобщение», то перед нами стоят следующие задачи:

1. Выявить степень и глубину знаний по теме «Вселенная».

2. Отметить уникальные особенности нашей планеты, установив их причины.

3. Продолжить формирование мыслительных операций: анализ – сравнение – обобщение - вывод.

III. Актуализация опорных знаний (15 мин.)

«Все занятия должны располагаться таким образом, чтобы последующие всегда основывались на предшествующих, а предшествующие укреплялись последующими» (Я. Каменский).

Цель: выявить уровень знаний учащихся класса по теме «Вселенная». Обобщить опорные знания с целью создания системного представления об изучаемом материале. Создать мотив для каждого ребенка, с целью заинтересованности, желания работать активно, проявления субъективного опыта каждого ученика предшествующего обучения


На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет:

Меркурий – раз,

Венера – два-с,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун,

Ну, а дальше всех Плутон…

(Вовсе не планета он…)

Кто не видит - выйдет вон!

3)Пока выполняется индивидуальное задание, остальные по слайдам определяют ученых, сравнивают системы мира по Аристотелю, Птолемею и Копернику (за правильные ответы учитель выдает жетоны).

4)Игра «Узнай меня» (Учитель читает стихи-загадки о небесных телах, показывает соответствующие слайды):

1.Он первый от Солнца,

С него и начнем.

Нет атмосферы и жизни на нем.

Громадное Солнце палит без помех,

Явились бы люди –

Сожгло бы их всех. (Меркурий).

2. В покров из Атмосферы

Закутанная дама –

Красавица эта

Капризна и упряма.

Под теплым покрывалом

Ну как не полениться?

Красотка еле-еле

Вокруг оси вертится. (Венера).

3.И лишь одна планета

Во всем пригодна для жилья

Так и летим на шарике

Без крыльев и руля,

На нашем теплом шарике

По имени … (Земля).

4.Пустыня красного песка,

Колючий вихрь издалека…

Мы убеждаемся с тоской,

Что нет там жизни никакой. (Марс).

5.За Марсом, по орбите

По собственной своей
Гуляет вокруг Солнца

Большой поток камней.

Как будто там планета

Какая-то была,

А после развалилась,

До нас не дожила. (Пояс астероидов)

6. Он самый огромный,

Он всех перерос.

Казалось, ценил бы покой,

Нет, вертится,

Словно ужаленный пес,

Солидности нет никакой!

Захочешь на нем

«Приземлиться» -

Там не на что

Даже садиться!

Снаружи он газ,

Глубже – сжиженный газ,

Совсем как болото
Затянет он нас. (Юпитер).

7.У каждой планеты

Есть что-то свое,

Что ярче всего

Отличает ее.

Его непременно

Узнаешь в лицо –

Его окружает большое кольцо. (Сатурн).

8.Голубая планета

Метановой дымкой одета.

Она при вращенье

Свалилась на бок.

И где ее запад?

Где юг и восток?

Где север на этой планете?

Она это держит в секрете. (Уран).

9.Последний из этих

гигантских шаров –

В синей шубе

Своих облаков. (Нептун).

10.И хочется думать: - Откуда

Явилось к нам светлое чудо?

И хочется плакать, когда

Оно улетит без следа.

А нам говорят:- Это лед!

А хвост ее пыль и вода!

Неважно, к нам чудо идет,

А чудо прекрасно всегда! (Комета).

11.Когда он в космосе летит,

Он называется болид:

Ворвется в атмосферу скоро-

И будет зваться … (Метеором).

12. Когда на Землю упадет,

На лужице ломая лед,

Тогда прохожий говорит:

А вот лежит … (Метеорит!)

13.Черный бархат неба

Звездами расшит.

Светлая дорожка по небу бежит
От края и до края
Стелется легко,

Как будто кто-то пролил

В небе молоко. (Млечный путь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

к уроку астрономии: Происхождение и эволюция Вселенной

Из творческого наследия Андрея Белого. фрагмент статьи Барабанова НН "Я - естественник" //Физика, 2004 год, №1....

Методическая разработка урока "Интеллектуальная игра по теме "Вселенная" 5 класс

       Интеллектуальная игра по теме «Вселенная» проводится при изучении курса "Природоведение" в пятом классе на заключительном уроке. Мероприятие позволяет расширить...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ГОЛУБЬ ГАРМОНИИ И КРАСОТЫ МИРА. 108 ДНЕЙ ВОКРУГ ЗЕМЛИ"

Сохранение гармонии и красоты внешнего мира и внутреннего мира человека, а так же мира между народами....

Урок - игра по географии "Земля во вселенной".

Урок - обобщение проводится в виде игры. Оценивание результатов игры - индивидуально. Имеется дополнительный материал который поможет не только повторить изученный материал, но и углубить свои знания ...

Предмет:литература, 5 класс. Тема урока: «Почему такие разные две Вселенные: Вселенная Взрослых и вселенная Детей?»

Конспект урока по литературе. Тема "Почему такие разные две Вселенные: Вселенная взрослых и Вселенная детей?"...

Программа дополнительного образования. Экологическое объединение "Человек. Земля. Вселенная"

Программа «Человек. Земля. Вселенная» имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для обучающихся 3-11 классов и рассчитана на два года (144 часа – 2 часа в неделю)....