Программа дополнительного образования. Экологическое объединение "Человек. Земля. Вселенная"
учебно-методический материал по экологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Карташева Ольга Олеговна

Программа «Человек. Земля. Вселенная» имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для обучающихся 3-11 классов и рассчитана на два года (144 часа – 2 часа в неделю). Программа предусматривает возможность проведения занятий по схеме «Интенсив».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Средняя общеобразовательная школа №6

городского округа Павловский Посад

Московской области

___г.о. Павловский Посад ул. Каляева д.2 тел. 8(49643)5-22-98 тел. 8(49643)5-22-89___

 

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

«ЧЕЛОВЕК. ЗЕМЛЯ. ВСЕЛЕННАЯ»

Возраст обучающихся: 9-17 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель:

Карташева Ольга Олеговна,

учитель начальных классов

г.о.Павловский Посад

2019 год

Пояснительная записка

Программа «Человек. Земля. Вселенная» имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для обучающихся 3-11 классов и рассчитана на два года (144 часа – 2 часа в неделю). Программа предусматривает возможность проведения занятий по схеме «Интенсив».

Социально-политические   и   экономические   проблемы   современного общества привели школу к пересмотру ряда  педагогических  позиций,  к переосмыслению  некоторых  сторон  научно-теоретической  и  практической системы  воспитания:  не  отказываясь  от  прежних  достижений  в  этой  области, мы  вынуждены  вносить  изменения  в  воспитательный  процесс. Одно из центральных мест в воспитательной  системе  занимает  формирование  у обучающихся  экологической  культуры,  которая  складывается  из  ответственного отношения:

  • к природе (экология природы),
  • к себе как составной части природы (экология здоровья),
  • к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

В   школе   сложилась   определенная система воспитания.  Накоплен положительный  опыт работы  по  экологическому  воспитанию  обучающихся, совместной  деятельности  педагогов  школы  и  родителей,  сложилась  система дополнительного  образования на базе  школы.  Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.

Программа экологического воспитания школьников  очерчивает  основные направления  и  формы  деятельности  по  формированию личности,  обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. Деятельность в экологическом объединении подразумевает не только нахождение «в стенах» школы, но и активную творческую занятость в социуме и за ее пределами. Обучающиеся экологического объединения «Человек. Земля. Вселенная» становятся участниками различных конкурсов городских экологических программ, экологических инициатив.

Программа объединяет все воспитательные  структуры  школы, обеспечивающие  развитие  детей,  предусмотрев  методическое  обеспечение  ее выполнения, а также преемственность в воспитании обучающихся.

Программа «Человек. Земля. Вселенная» предполагает формирование у обучающихся способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Цели программы:

Обеспечение усвоения обучающимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду.

Задачи:

  1. Довести до обучающихся научно-обоснованную информацию о влиянии повседневных бытовых практик на окружающую среду.
  2. Повысить осведомленность обучающихся о «зеленых» бытовых практиках, направленных на экономию природных ресурсов.
  3. Привести примеры успешных природоохранных проектов, направленных на сохранение редких видов животных России.
  4. Рассказать о роли особо охраняемых природных территорий в сохранении уникального биологического разнообразия России.
  5. Воспитывать любовь к природе родного края и бережное отношение к ней.

Концептуальной основой программы являются идеи:

  • преемственности начального и основного общего образования;
  • интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия и др.);
  • гуманизации образования;
  • соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;
  • личностной ориентации содержания образования;
  • деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности;
  • формирования у обучающихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Содержание программы "Человек. Земля. Вселенная" отличается развернутостью, личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.

Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников:

  • по защите природной среды (борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, подкормка птиц зимой, создание плакатов с призывом «Не жгите траву , не жгите!» и т.д.);
  • по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" патруле, рейдах в природу и т.д.);
  • по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного участка);
  • по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с одноклассниками, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет).

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы: 9-17 лет.

Сроки реализации программы: 2 года

Форма и режим занятий:

Содержание программы ориентировано на добровольные разновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 2 занятия в неделю с продолжительностью 40 мин каждое.

Ожидаемые результаты:

Предметные результаты:

  • интерес к познанию мира природы;
  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
  • осознание места и роли человека в биосфере;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

  • принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
  • развитие морально-этического сознания;
  • получение обучающимся позитивного и ценностного отношения к к природе.

Метапредметные результаты:

  • овладение начальными формами исследовательской деятельности;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • формирование коммуникативных навыков.

В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы:

  1. Обучающиеся научатся понимать:
  • значение растений и животных для человека;
  • сезонные изменения в природе;
  • условия необходимые для развития растений;
  • простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края.
  1. Получат возможность научиться:
  • ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, анализировать результаты наблюдений, делать выводы;
  • следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
  • на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
  • выращивать растения в группе;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии);
  • уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе;
  • подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов края;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.

Содержание программы

Программа содержит 2 блока: экологическое образование в начальных классах и экологическое образование в средних и старших классах.

Экологическое образование в начальных классах

Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

На данном этапе обучения младшие школьники знакомятся с окружающим миром. При этом элементы экологических знаний постоянно присутствует в курсе, однако они не обособлены, а органично вписаны в общее содержание.

Большой значение в формировании экологической культуры обучающихся уделяется следующим формам работы:

  • экскурсии (очные и заочные), направленные на ознакомление с ближайшим окружением, трудом людей, с тем как человек взаимодействует с природой;
  • организации опытов, экспериментов и наблюдений;
  • тематические выставки поделок, рисунки на тему природы и бережного отношения к ней;
  • участие в региональных и российских конкурсах по экологии;
  • акции «Покорми птиц» и др.;
  • совместная проектно-исследовательская работа с региональным отделением Всемирного фонда природы регионального отделения «Российский Кавказ».

Обучающиеся начальных классов входят в состав школьного экологического объединения как самостоятельная группа.

Экологическое образование в среднем и старшем звене

На данном этапе продолжается изучение основ экологии, применение своих знаний на практике, участие в исследовательских проектах, экспериментах и тд.

Основной упор идет на закрепление основ экологии, на изучение региональных экологических проблем и путей их решения. Больше времени уделяется групповой и индивидуальной проектной деятельности.

Обучающиеся старших классов курируют исследовательские проекты начальной школы, экологические акции, кампании, практики, внеклассные мероприятия.

Примерный план работы экологического объединения

«Человек. Земля. Вселенная»

Сроки реализации

Мероприятия

Ожидаемые результаты

Сентябрь, 2017г.

Всемирная акция

«Очистим планету от мусора»

Ученики получили информацию об опасных бытовых отходах и способах их утилизации

Первая неделя октября,

2017г.

Всемирный день наблюдения птиц

В ходе орнитологической экскурсии ученики познакомились с орнитофауной своего города

Первая неделя октября,

2017г.

Международный день защиты животных

Обучающиеся узнали о Программе восстановления переднеазиатского леопарда на Кавказе на открытом уроке с экспертом Всемирного фонда природы

Третья декада ноября, 2017г.

День образования Всероссийского общества охраны природы

Школьники познакомились с ролью общественных организаций в сохранении природы России

Вторая декада января, 2018г.

День заповедников и национальных парков

Ученики познакомились с историей заповедного дела России

Начало февраля,

2018г.

Всемирный день водно-болотных угодий

Школьники проинформированы о значимости водно-болотных угодий, их экосистемных услугах и необходимости сохранения

Третья декада марта, 2018г.

Международный день леса

Обучающиеся узнали историю лесов Подмосковья

Март-апрель,

2018г.

Международный день птиц

Проведен конкурс скворечников среди обучающихся школы

Третья декада апреля, 2018г.

Международный день Земли

Детям рассказаны способы снижения экологического следа, доступные в быту

Май, 2018г.

Лекция на тему «Заповедники в годы Великой Отечественной войны»

Школьники узнали о деятельности заповедников в годы Великой отечественной войны

Май, 2018г.

Лекция на тему «Освоение Арктики»

Обучающиеся узнали об истории освоения Арктики и защите ее экосистем

Январь, 2019г.

Всемирный день заповедников

Посещение школьниками зообазы «Мечта»

Февраль, 2019г.

Месячник отказа от одноразовой посуды

Школьники проинформированы о вреде пластиковой одноразовой посуды, показан видеофильм

Март, 2019г.

Участие в акции «День Земли»

Лекция о традициях Дня Земли, участие школы в нем

Март, 2019г.

Час Земли

Участие школы в акции «Час Земли»

Апрель, 2019г.

Международный день птиц

Просмотр видеофильма о Международном дне птиц, выставка рисунков школьников на данную тему

Апрель, 2019г.

Акция «Батарейки, сдавайтесь!»

Сдача использованных батареек

Апрель, 2019г.

Лекторий, посвященный Дню экологических знаний

Лекция, посвященная Дню экологических знаний

Май, 2019г.

Весенняя декада наблюдений птиц

Экскурсия шкодников на природу с целью наблюдения за птицами региона, запись голосов птиц

Методическое обеспечение

Школа оснащена современным оборудованием и имеет хорошее научно-методическое обеспечение:

  • учебное и лабораторное оборудование кабинетов (физики и химии);
  • интерактивные доски;
  • безлимитный доступ в Интернет;
  • Wi-Fi на территории школы;
  • принтеры;
  • учебно-методические разработки и рекомендации регионального отделения «Российский Кавказ» Всемирного фонда охраны дикой природы.

Список литературы, используемый педагогом

  1. Алексеев С.В.и др. Практикум по экологии. - М.,2006.
  2. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». - М., 2004.
  3. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. - М., 2003
  4. Двораковский М.С. Экология растений. - М.,2003.
  5. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников.- М.,2005.
  6. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. - М.: 2001
  7. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия.- Волгоград.,2007.
  8. Попова Т.А.Экология в школе. Мониторинг природной среды. -М.,2005
  9. Энциклопедия для детей. Биология. - М,, 1994.
  10. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. -М.,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Экологическое проектирование"

В программе дополнительного образования предложено подход к разработке раздела проектно-сметной документации “Охрана окружающей среды”, элементы ландшафтоведения и строительной климатологии объединить...

Программа дополнительного образования «Вселенная: далекая и близкая»

Программа дополнительного образования «Вселенная: далекая и близкая»   Целью программы является:формирование осознанного отношения обучающихся к объектам на звездном небе; формир...

Программа дополнительного образования экологической направленности по английскому языку.

В программе раскрыты новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, цели и задачи, ожидаемые результаты, формы подведения итогов. Подобраны темы уроков для начальной школы, среднего и старешг...

Рабочая программа дополнительного образования «Экологические аспекты здоровья человека » для обучающихся 14-15 лет, 2019 г.

Направленность данной программы – естественно-научная.Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном этапе развития общества очевидна необходимость всесторонне...

Программа дополнительного образования «Экологическое движение»

     Цель программы: воспитание бережного отношения к природе и выработка активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических про...