Главные вкладки

    Конспект урока с презентацией по теме "Ориентирование" 5 класс
    план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

    Открытый урок в 5 классе по теме "Ориентирование" по ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл orientirovanie_5_klass.docx567.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока по географии

    Тема урока:  Ориентирование.

    Предмет:  география

    Класс:   5

    Цель  урока: Научить ориентироваться на земной поверхности с помощью компаса и по местным признакам.

    Задачи урока: 1. Образовательные:

                                     - познакомить учащихся со способами ориентирования  в  

                                        пространстве;  

                                      - показать значимость умений ориентироваться в пространстве;

                                      - раскрыть роль компаса как величайшего изобретения

                                        человечества;

                2. Развивающие:

                                       - развивать умения работать с компасом; ориентироваться на

                                          местности;

                                        - развивать мышление, воображение, способности к

                                         самостоятельному решению задач;

                                    3. Воспитательные:                              

                                         - способствовать формированию географической культуры, развитию      

                      умения работать в группе.

    Планируемые результаты:

    Личностные: осознание ценностей географических знаний, умений определять стороны горизонта

    Предметные: знать понятия «ориентация на местности» и «стороны горизонта», уметь применять знания для определения своего положения в пространстве.

    Метапредметные результаты:

    • регулятивные УУД:  умение организовать свою деятельность, самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

    • познавательные УУД:  умение извлекать информацию из разных источников, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно, работать с компасом.

    • коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать в группе, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Оборудование: компасы, презентация, учебники,  рабочая   тетрадь, карточки.    

    Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.                           

    Ход урока.

    1. Организационный момент

    - Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости давайте поприветствуем их и начнём занятие. Проверим всё ли у нас готово к уроку. Желаю вам хорошего настроения и отличных оценок.

    2. Проверка домашнего задания.

    - Какую тему мы изучили на прошлом уроке? Правильно «Стороны горизонта». Перед вами лежат карточки. Одна на парту. Работаем в парах. Подпишите их. Для более продуктивной работы давайте вспомним правила работы в паре. По этой карточке вам нужно определить обратное направление пути. Если вопросов нет приступаем. Время работы 3 мин.

    Ф.И._______________________      Ф.И._______________________

    Куда пошли?

    В каком направлении надо идти обратно?

    На восток

     

    На юг

     

    На север

     

    На запад

     

    На северо-восток

     

    На юго-восток

     

    На северо-запад

     

    На юго-запад

     


    Оцените себя сами. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3». Сдайте их чтобы я могла проставить оценки в журнал.

    3. Актуализация знаний.

    - Что вы наблюдаете на слайде? Может быть кто-то знает название и автора этой картины?

    В.М.Васнецов «Витязь на распутье».

    -Что значит на распутье? Каждый из нас может оказаться в такой ситуации, например если мы заблудились и нужно найти верную дорогу назад. Что же делать? Определить своё местонахождение относительно сторон горизонта и других объектов, т.е. сориентироваться.

    -Значит тема нашего урока «Ориентирование».

    -Совершенно верно.

    2. Новая тема.

    Перед изучением темы обращаю внимание учащихся на фрагмент картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»

    Дети рассматривают картину.

    Рассказ учителя.

    У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить своё местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать?

    Откройте тетради, запишите число и тему урока.

    - Какие цели при изучении этой темы, вы перед собой поставите?

       1. Выяснить какими способами можно ориентироваться в пространстве.

       2. Научиться ориентироваться в пространстве.

       3. Познакомиться с приборами, помогающими ориентироваться в пространстве.

    Составление Кластера.

    Вспомните, пожалуйста, что такое горизонт.

    - Какие основные и промежуточные стороны горизонта вы знаете?

    - Откройте учебник на стр. 34. рис.19.

    Работа по учебнику.

    -  Ориентир на восток известен с древности. На востоке восходит Солнце. Слово «ориентир» означает «восток», отсюда и происходит слово «ориентирование».

    Уметь ориентироваться необходимо, чтобы правильно определять своё местоположение в пространстве.

    -Кто знает что это такое?

    Компас – это прибор, который служит для определения сторон горизонта.

    Об истории создания компаса вам расскажет Петрова Даша.

    Компас

    История компаса начинается в Китае. В III веке до н.э. компас, который назывался сынань, что означает "ведающий югом” имел вид разливательной ложки из магнетита.

    В XI веке в Китае появилась плавающая стрелка компаса, изготовленная из искусственного магнита. Изготавливался намагниченный компас в виде железной рыбки. Она нагревалась докрасна и опускалась в сосуд с водой. Здесь она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг. При вторичном нагревании рыбка теряла свои магнитные свойства.

    В середине XIV века итальянцы придумали помещать магнитную стрелку на острие в середине бумажного круга. Затем они усовершенствовали компас, разделив бумажный круг на 16 частей (румбов) по четыре на каждую часть света. Это нехитрое приспособление стало большим шагом в усовершенствовании компаса. Компас произвел такой же переворот в мореплавании, какой порох - в военном деле. Он был первым навигационным прибором, позволившим прокладывать курс в открытом море. Вооружившись компасом, испанские и португальские моряки в конце XV века отважились на далекие плавания через океан.

    Откройте учебник, на стр. 81и прочитайте «Как работать с компасом».

    1. Установите компас на ровной, горизонтальной поверхности.
    2. Поворачивайте компас до тех пор, пока направление на север (буква С или тёмная полоса) не совпадёт с тёмным концом магнитной стрелки.
    3. В этом положении стрелка компаса показывает направление север – юг.

    В группах выполняют практическую работу на карточках.

    Устанавите компас по направлению север – юг.

     Пользуясь компасом определите:

    В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса;

    Направление, в котором находится дверь класса;

     

    В каком направлении находится стол учителя;

     

    Физкультминутка.

    Прошу детей встать из-за парт.

    Говорю  слова и показываю движения:

       Кто хочет здесь помолодеть,

    Возможно, даже похудеть,

       Здоровья чуточку набраться,

                                                           Своей фигурою заняться?

                                                           Гимнастика и ритм –

                                                           Вот наш гимн!

            Тихо встаньте. Подравняйтесь.
        Влево, вправо наклоняйтесь.                                                                                                  Север, запад, восток, юг
      Выпрямляйся, милый друг.

    А теперь рывки руками:                                                                                                                 Раз, два, три, четыре,
    Открывайте руки шире.

                                                           Повороты начинайте.
    Ориентир не забывайте!
    Два на запад – на восток.
    Можем сделать раз по сто!
    Не ленитесь, повторяйте,
    Время даром не теряйте!

    Все тихо сели на свои места.

    -Но не всегда есть компас под рукой. Как ориентироваться по Солнцу читает первый вариант.

    -Как ориентироваться по звёздам читает второй вариант.

    -Итак, кто готов рассказать нам об этих способах ориентирования.

    Все слушают выступления двух ученико с разных вариантов.

    Вот у меня  Солнце, вешаю его на дверь второй – ориентирующийся.

           Как нужно встать по отношению к Солнцу, чтобы определить стороны света? Встаньте пожалуйста и определите стороны горизонта.

     

    У нас остался ещё один способ ориентирования по местным признакам. Каждая пара получает карточку с рисунком по которому нужно определить как ориентироваться по данному признаку и через 3 мин. несколькими фразами рассказать классу.

    Во время выступления детей высвечиваются слайды.

    4. Рефлексия.

    Вопросы:

    -Что нового вы узнали на уроке?

    -Чему вы научились на уроке?

    -Все ли цели урока мы выполнили?

     Для рефлексии дети берут по смайлику.

    Красный – мне все было понятно и комфортно на уроке.

    Синий – мне было не комфортно, я ничего не понял на уроке.

    5. Домашнее задание.

    Запись домашнего задания в дневники.

    1. Изучить параграф

    2. Выполнить задания  в тетради.

    Выставляем оценки за урок (учащемуся, подготовившему сообщение о компасе, учащимся определявшим азимут в классе)

    Если осталось время Составление синквейна.

    Ф.И._______________________      Ф.И._______________________

    Куда пошли?

    В каком направлении надо идти обратно?

    На восток

     

    На юг

     

    На север

     

    На запад

     

    На северо-восток

     

    На юго-восток

     

    На северо-запад

     

    На юго-запад

     

    Ф.И._______________________      Ф.И._______________________

    Куда пошли?

    В каком направлении надо идти обратно?

    На восток

     

    На юг

     

    На север

     

    На запад

     

    На северо-восток

     

    На юго-восток

     

    На северо-запад

     

    На юго-запад

     

    Ф.И._______________________      Ф.И._______________________

    Куда пошли?

    В каком направлении надо идти обратно?

    На восток

     

    На юг

     

    На север

     

    На запад

     

    На северо-восток

     

    На юго-восток

     

    На северо-запад

     

    На юго-запад

     

    Ф.И._______________________      Ф.И._______________________

    Куда пошли?

    В каком направлении надо идти обратно?

    На восток

     

    На юг

     

    На север

     

    На запад

     

    На северо-восток

     

    На юго-восток

     

    На северо-запад

     

    На юго-запад

     

    Устанавите компас по направлению север – юг.

     Пользуясь компасом определите:

    В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса.

    Направление, в котором находится дверь класса.

     

    В каком направлении находится стол учителя.

    В каком направлении находится настенная карта.

    Устанавите компас по направлению север – юг.

     Пользуясь компасом определите:

    В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса.

    Направление, в котором находится дверь класса.

     

    В каком направлении находится стол учителя.

    В каком направлении находится настенная карта.

    Устанавите компас по направлению север – юг.

     Пользуясь компасом определите:

    В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса.

    Направление, в котором находится дверь класса.

     

    В каком направлении находится стол учителя.

    В каком направлении находится настенная карта.

    Устанавите компас по направлению север – юг.

     Пользуясь компасом определите:

    В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса.

    Направление, в котором находится дверь класса.

     

    В каком направлении находится стол учителя.

    В каком направлении находится настенная карта.

    История компаса.

    История компаса начинается в Китае. В III веке до н.э. компас, который назывался Сынань, что означает "ведающий югом” имел вид разливательной ложки из магнетита.

    В XI веке в Китае появилась плавающая стрелка компаса, изготовленная из искусственного магнита. Изготавливался намагниченный компас в виде железной рыбки. Она нагревалась докрасна и опускалась в сосуд с водой. Здесь она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг. При вторичном нагревании рыбка теряла свои магнитные свойства.

    В середине XIV века итальянцы придумали помещать магнитную стрелку на острие в середине бумажного круга. Затем они усовершенствовали компас, разделив бумажный круг на 16 частей (румбов) по четыре на каждую часть света.

     Это нехитрое приспособление стало большим шагом в усовершенствовании компаса. Компас произвел такой же переворот в мореплавании, какой порох - в военном деле. Он был первым навигационным прибором, позволившим прокладывать курс в открытом море. Вооружившись компасом, испанские и португальские моряки в конце XV века отважились на далекие плавания через океан.

    N:\5\ric9.jpg

    N:\5\6d84e7e045.jpg

    N:\5\6d84e7e045.jpg

    N:\5\i.jpg

    N:\5\ric6.jpg

    N:\5\b38cfb4887339a2bfed12ff835eff7f6.jpg

    N:\5\2463.jpg

    N:\5\6d84e7e045.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока и презентация. Математика 9 класс

    Конспект урока и презентация к нему по теме "График квадратичной функции" 9 класс...

    Тихий океан конспект урока и презентация география 7 класс

    Урок географии в 7-м классе "Тихий океан". Цель урока: Изучение особенностей природы Тихого океана.Задачи:Образовательная – познакомить учащихся с особенностями природы Тихого океана;Воспитательн...

    Конспект урока и презентация для 8 класса по теме: "Формулы корней квадратных уравнений"

    Урок алгебры. Тема: «Формулы корней квадратных уравнений».   Урок «открытия» детьми нового знания. Цели урока: Деятельностные: формирование способности к построению нового метода решения ква...

    Смутное время. Конспект урока с презентацией для 10 класса.

    Смутное время в России.Урок с использованием проблемного обучения.План урока:Стадия вызова:Беседа с классом:Назовите героев и антигероев Смуты.Лжедмитрий считал, что существует два типа правления - ти...

    Конспект урока с презентацией на тему "Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику "Русский язык" В.В. Львова, С.И. Львовой, 5 класс, в 3-х частях.

    Конспект урока с презентацией на тему " Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику Львова, Львовой, 5 класс, в 3-х частях.Данный конспект составлен в виде технологической карты, к нему ...

    Конспект урока с презентацией в 8 классе по теме "Электролитическая диссоциация".

    Данный урок призван сформировать у учащихся первоначальные  понятия "электролиты и неэлектролиты", электролитическая диссоциация веществ с различным типом связи", "гидратация". Урок построен в со...