Конспект урока с презентацией по теме "Ориентирование" 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Открытый урок в 5 классе по теме "Ориентирование" по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovanie_5_klass.docx567.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по географии

Тема урока:  Ориентирование.

Предмет:  география

Класс:   5

Цель  урока: Научить ориентироваться на земной поверхности с помощью компаса и по местным признакам.

Задачи урока: 1. Образовательные:

                                 - познакомить учащихся со способами ориентирования  в  

                                    пространстве;  

                                  - показать значимость умений ориентироваться в пространстве;

                                  - раскрыть роль компаса как величайшего изобретения

                                    человечества;

            2. Развивающие:

                                   - развивать умения работать с компасом; ориентироваться на

                                      местности;

                                    - развивать мышление, воображение, способности к

                                     самостоятельному решению задач;

                                3. Воспитательные:                              

                                     - способствовать формированию географической культуры, развитию      

                  умения работать в группе.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географических знаний, умений определять стороны горизонта

Предметные: знать понятия «ориентация на местности» и «стороны горизонта», уметь применять знания для определения своего положения в пространстве.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД:  умение организовать свою деятельность, самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

  • познавательные УУД:  умение извлекать информацию из разных источников, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно, работать с компасом.

  • коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать в группе, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: компасы, презентация, учебники,  рабочая   тетрадь, карточки.    

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.                           

Ход урока.

1. Организационный момент

- Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости давайте поприветствуем их и начнём занятие. Проверим всё ли у нас готово к уроку. Желаю вам хорошего настроения и отличных оценок.

2. Проверка домашнего задания.

- Какую тему мы изучили на прошлом уроке? Правильно «Стороны горизонта». Перед вами лежат карточки. Одна на парту. Работаем в парах. Подпишите их. Для более продуктивной работы давайте вспомним правила работы в паре. По этой карточке вам нужно определить обратное направление пути. Если вопросов нет приступаем. Время работы 3 мин.

Ф.И._______________________      Ф.И._______________________

Куда пошли?

В каком направлении надо идти обратно?

На восток

 

На юг

 

На север

 

На запад

 

На северо-восток

 

На юго-восток

 

На северо-запад

 

На юго-запад

 


Оцените себя сами. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3». Сдайте их чтобы я могла проставить оценки в журнал.

3. Актуализация знаний.

- Что вы наблюдаете на слайде? Может быть кто-то знает название и автора этой картины?

В.М.Васнецов «Витязь на распутье».

-Что значит на распутье? Каждый из нас может оказаться в такой ситуации, например если мы заблудились и нужно найти верную дорогу назад. Что же делать? Определить своё местонахождение относительно сторон горизонта и других объектов, т.е. сориентироваться.

-Значит тема нашего урока «Ориентирование».

-Совершенно верно.

2. Новая тема.

Перед изучением темы обращаю внимание учащихся на фрагмент картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»

Дети рассматривают картину.

Рассказ учителя.

У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить своё местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать?

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Какие цели при изучении этой темы, вы перед собой поставите?

   1. Выяснить какими способами можно ориентироваться в пространстве.

   2. Научиться ориентироваться в пространстве.

   3. Познакомиться с приборами, помогающими ориентироваться в пространстве.

Составление Кластера.

Вспомните, пожалуйста, что такое горизонт.

- Какие основные и промежуточные стороны горизонта вы знаете?

- Откройте учебник на стр. 34. рис.19.

Работа по учебнику.

-  Ориентир на восток известен с древности. На востоке восходит Солнце. Слово «ориентир» означает «восток», отсюда и происходит слово «ориентирование».

Уметь ориентироваться необходимо, чтобы правильно определять своё местоположение в пространстве.

-Кто знает что это такое?

Компас – это прибор, который служит для определения сторон горизонта.

Об истории создания компаса вам расскажет Петрова Даша.

Компас

История компаса начинается в Китае. В III веке до н.э. компас, который назывался сынань, что означает "ведающий югом” имел вид разливательной ложки из магнетита.

В XI веке в Китае появилась плавающая стрелка компаса, изготовленная из искусственного магнита. Изготавливался намагниченный компас в виде железной рыбки. Она нагревалась докрасна и опускалась в сосуд с водой. Здесь она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг. При вторичном нагревании рыбка теряла свои магнитные свойства.

В середине XIV века итальянцы придумали помещать магнитную стрелку на острие в середине бумажного круга. Затем они усовершенствовали компас, разделив бумажный круг на 16 частей (румбов) по четыре на каждую часть света. Это нехитрое приспособление стало большим шагом в усовершенствовании компаса. Компас произвел такой же переворот в мореплавании, какой порох - в военном деле. Он был первым навигационным прибором, позволившим прокладывать курс в открытом море. Вооружившись компасом, испанские и португальские моряки в конце XV века отважились на далекие плавания через океан.

Откройте учебник, на стр. 81и прочитайте «Как работать с компасом».

  1. Установите компас на ровной, горизонтальной поверхности.
  2. Поворачивайте компас до тех пор, пока направление на север (буква С или тёмная полоса) не совпадёт с тёмным концом магнитной стрелки.
  3. В этом положении стрелка компаса показывает направление север – юг.

В группах выполняют практическую работу на карточках.

Устанавите компас по направлению север – юг.

 Пользуясь компасом определите:

В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса;

Направление, в котором находится дверь класса;

 

В каком направлении находится стол учителя;

 

Физкультминутка.

Прошу детей встать из-за парт.

Говорю  слова и показываю движения:

   Кто хочет здесь помолодеть,

Возможно, даже похудеть,

   Здоровья чуточку набраться,

                                                       Своей фигурою заняться?

                                                       Гимнастика и ритм –

                                                       Вот наш гимн!

        Тихо встаньте. Подравняйтесь.
    Влево, вправо наклоняйтесь.                                                                                                  Север, запад, восток, юг
  Выпрямляйся, милый друг.

А теперь рывки руками:                                                                                                                 Раз, два, три, четыре,
Открывайте руки шире.

                                                       Повороты начинайте.
Ориентир не забывайте!
Два на запад – на восток.
Можем сделать раз по сто!
Не ленитесь, повторяйте,
Время даром не теряйте!

Все тихо сели на свои места.

-Но не всегда есть компас под рукой. Как ориентироваться по Солнцу читает первый вариант.

-Как ориентироваться по звёздам читает второй вариант.

-Итак, кто готов рассказать нам об этих способах ориентирования.

Все слушают выступления двух ученико с разных вариантов.

Вот у меня  Солнце, вешаю его на дверь второй – ориентирующийся.

       Как нужно встать по отношению к Солнцу, чтобы определить стороны света? Встаньте пожалуйста и определите стороны горизонта.

 

У нас остался ещё один способ ориентирования по местным признакам. Каждая пара получает карточку с рисунком по которому нужно определить как ориентироваться по данному признаку и через 3 мин. несколькими фразами рассказать классу.

Во время выступления детей высвечиваются слайды.

4. Рефлексия.

Вопросы:

-Что нового вы узнали на уроке?

-Чему вы научились на уроке?

-Все ли цели урока мы выполнили?

 Для рефлексии дети берут по смайлику.

Красный – мне все было понятно и комфортно на уроке.

Синий – мне было не комфортно, я ничего не понял на уроке.

5. Домашнее задание.

Запись домашнего задания в дневники.

1. Изучить параграф

2. Выполнить задания  в тетради.

Выставляем оценки за урок (учащемуся, подготовившему сообщение о компасе, учащимся определявшим азимут в классе)

Если осталось время Составление синквейна.

Ф.И._______________________      Ф.И._______________________

Куда пошли?

В каком направлении надо идти обратно?

На восток

 

На юг

 

На север

 

На запад

 

На северо-восток

 

На юго-восток

 

На северо-запад

 

На юго-запад

 

Ф.И._______________________      Ф.И._______________________

Куда пошли?

В каком направлении надо идти обратно?

На восток

 

На юг

 

На север

 

На запад

 

На северо-восток

 

На юго-восток

 

На северо-запад

 

На юго-запад

 

Ф.И._______________________      Ф.И._______________________

Куда пошли?

В каком направлении надо идти обратно?

На восток

 

На юг

 

На север

 

На запад

 

На северо-восток

 

На юго-восток

 

На северо-запад

 

На юго-запад

 

Ф.И._______________________      Ф.И._______________________

Куда пошли?

В каком направлении надо идти обратно?

На восток

 

На юг

 

На север

 

На запад

 

На северо-восток

 

На юго-восток

 

На северо-запад

 

На юго-запад

 

Устанавите компас по направлению север – юг.

 Пользуясь компасом определите:

В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса.

Направление, в котором находится дверь класса.

 

В каком направлении находится стол учителя.

В каком направлении находится настенная карта.

Устанавите компас по направлению север – юг.

 Пользуясь компасом определите:

В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса.

Направление, в котором находится дверь класса.

 

В каком направлении находится стол учителя.

В каком направлении находится настенная карта.

Устанавите компас по направлению север – юг.

 Пользуясь компасом определите:

В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса.

Направление, в котором находится дверь класса.

 

В каком направлении находится стол учителя.

В каком направлении находится настенная карта.

Устанавите компас по направлению север – юг.

 Пользуясь компасом определите:

В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса.

Направление, в котором находится дверь класса.

 

В каком направлении находится стол учителя.

В каком направлении находится настенная карта.

История компаса.

История компаса начинается в Китае. В III веке до н.э. компас, который назывался Сынань, что означает "ведающий югом” имел вид разливательной ложки из магнетита.

В XI веке в Китае появилась плавающая стрелка компаса, изготовленная из искусственного магнита. Изготавливался намагниченный компас в виде железной рыбки. Она нагревалась докрасна и опускалась в сосуд с водой. Здесь она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг. При вторичном нагревании рыбка теряла свои магнитные свойства.

В середине XIV века итальянцы придумали помещать магнитную стрелку на острие в середине бумажного круга. Затем они усовершенствовали компас, разделив бумажный круг на 16 частей (румбов) по четыре на каждую часть света.

 Это нехитрое приспособление стало большим шагом в усовершенствовании компаса. Компас произвел такой же переворот в мореплавании, какой порох - в военном деле. Он был первым навигационным прибором, позволившим прокладывать курс в открытом море. Вооружившись компасом, испанские и португальские моряки в конце XV века отважились на далекие плавания через океан.

N:\5\ric9.jpg

N:\5\6d84e7e045.jpg

N:\5\6d84e7e045.jpg

N:\5\i.jpg

N:\5\ric6.jpg

N:\5\b38cfb4887339a2bfed12ff835eff7f6.jpg

N:\5\2463.jpg

N:\5\6d84e7e045.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация. Математика 9 класс

Конспект урока и презентация к нему по теме "График квадратичной функции" 9 класс...

Тихий океан конспект урока и презентация география 7 класс

Урок географии в 7-м классе "Тихий океан". Цель урока: Изучение особенностей природы Тихого океана.Задачи:Образовательная – познакомить учащихся с особенностями природы Тихого океана;Воспитательн...

Конспект урока и презентация для 8 класса по теме: "Формулы корней квадратных уравнений"

Урок алгебры. Тема: «Формулы корней квадратных уравнений».   Урок «открытия» детьми нового знания. Цели урока: Деятельностные: формирование способности к построению нового метода решения ква...

Смутное время. Конспект урока с презентацией для 10 класса.

Смутное время в России.Урок с использованием проблемного обучения.План урока:Стадия вызова:Беседа с классом:Назовите героев и антигероев Смуты.Лжедмитрий считал, что существует два типа правления - ти...

Конспект урока с презентацией в 8 классе по теме "Электролитическая диссоциация".

Данный урок призван сформировать у учащихся первоначальные  понятия "электролиты и неэлектролиты", электролитическая диссоциация веществ с различным типом связи", "гидратация". Урок построен в со...

Конспект урока c презентацией в 10 классе на тему "Путешествие".

Материал представляет сосбой разработку урока с презентацией для 10 класса на тему "Путешествия"....