Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» для 5 класса "Географйия .Планета Земля" автор А.А.Лобджанидзе и КТП
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Левун Ольга Михайловна

Рабочая программа по географии 5 класс  к учебнику "География .Планета Земля " автора Лобджанидзе А.А. и КТП к ней

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по географии 5 класс

«География. Планета Земля»

Пояснительная записка

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа

- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

- Федеральный государственный образовательный  стандарт основного  общего образования (утверждён приказом Министерства  образования и науки РФ от 17.12.10 №1897;

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования . М., «Просвещение», 2010;

Рабочие программы. География.  В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Предметная линия учебников «Сферы». 5 – 9 классы.  Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.,  «Просвещение» 2011г. Программа соответствует требованиям ФГОС.

Общие цели образования с учетом специфики предмета

Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Общая характеристика учебного предмета

География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно - научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

Описание места предмета в учебном плане

Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

Роль учебного курса в достижении планируемых результатов

Построение учебного курса географии осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание примерной программы по географии для основной школы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. Согласно рабочей программе для линии УМК «География. Сферы» в 5 и 6 классах изучаются раздел «Источники географической информации» (включая тему «Развитие географических знаний о Земле») и раздел «Природа Земли и человек».

В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. Данная рабочая программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Окружающий мир» является пропедевтическим.

Изучение географии в 5- 6 классах на основе материала учебника «География. Планета Земля» призвано обеспечить:

- формирование основополагающих физико - географических знаний о природе Земли как целостной системе, составные части которой находятся в непрерывном развитии, о географической зональности и поясности, единстве человека и природы, о необходимости сохранения природной среды как условия существования человечества;

- овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими умениями применения простых приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы, учета фенологических изменений в природе своей местности, проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями и их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

- приобретение представлений о месте географии в системе научных знаний и ее роли в освоении человеком планеты, о результатах выдающихся путешествий и географических открытий;

- формирование экологического взгляда на географическую информацию, способности ее рассмотрения через призму сохранения устойчивого развития географической оболочки как единой социоприродной среды и решения проблем экологической безопасности;

- формирование умений описывать и объяснять разнообразные физико- географические явления, навыков применения приобретенных географических знаний и повседневной жизни для оценки последствий своих действий по отношению к окружающей среде, уровня безопасности окружающей среды и адаптации к условиям проживания на конкретной территории.

Содержание начального курса географии в основной школе позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать. Наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. эти умения ведет к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения географии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоения предметного содержания.

- Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Общее число учебных часов за год - 35 ч (1 ч в неделю)

Содержание учебного курса

Раздел 1. Источники географической информации – 21 час.

Развитие географических   знаний о   Земле.  Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

 Географическая карта — особый источник информации.

Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение  местоположения  географических  объектов,   абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.

Практическая работа №1  Составление презентации по теме «Великие русские путешественники»

Практическая работа №2 «Построение профиля рельефа»

Практическая работа№3 «Определение на местности направлении и расстояний»

Практическая работа№4 « Полярная съемка»

Практическая работа №5 «Составление маршрута путешествия»

Практическая работа №6  «Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов

Контрольная работа №1  «Источники географической информации»

Контрольная работа №2  «Изображения земной поверхности и их использование»

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Развитие географических знаний о Земле. Географические методы изучения окружающей среды. Масштаб и его виды. Условные знаки. Способы изображения рельефа земной поверхности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Этапы развития географии; особенности изучения Земли географией; маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло; маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и   М.П Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянского; различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок; подробность изображения объектов на карте разных масштабов; виды масштаба; местоположение на карте и глобусе  экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов; стороны горизонта.

Учащиеся должны уметь: Различать   природные и   антропогенные географические объекты; Показывать по картам территории древних государств Востока. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока;

Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги;

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий. Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты. Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике. Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами.  Определять расстояния с помощью градусной сетки; Читать карты   различных   видов на основе анализа легенды. Определять зависимость    подробности карты от её масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты. Сравнивать  глобус  и  карту  полушарий для выявления искажений в изображении объектов. Использовать    оборудование    для глазомерной съёмки. Составлять   простейший   план  небольшого участка местности

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации.

Обсуждать значение выдающихся событий; Решать практические задачи;

Пользоваться различными источниками информации.

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 2. Природа Земли и человек – 13 часов.+1

Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

Практическая работа№7 «Определение горных пород и их свойств»;

Контрольная работа №3 «Земля — планета Солнечной системы»

Контрольная работа №4 «Итоговая контрольная работа»

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать: Форма и размеры Земли, их географические следствия; Движения Земли, их географические следствия; Влияние космоса на Землю и жизнь людей; Внутреннее строение Земли; Горные породы, их классификация по генетическому признаку; Земная кора и литосфера; Состав земной коры, её строение под материками и океанами; Литосферные плиты, их движение и взаимодействие; Рельеф Земли, основные формы рельефа суши и дна Мирового океана; Различия гор и равнин по высоте. Землетрясения и вулканизм, обеспечение безопасности населения; Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа. Человек и литосфера. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу.

Учащиеся должны уметь:

Анализировать иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять «космический   адрес» планеты Земля.

Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли».

 Находить информацию (в Интерне те и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности». Наблюдать   действующую   модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года. Показывать на схемах и картах тропики, полярные круги. Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород. Выполнять практические работы по определению на картах  средней и максимальной абсолютной высоты. Определять     по географическим картам количественные  и  качественные   характеристики   крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять  особенности   изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение крупных   форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности в размещении    крупных    форм    рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Выявлять при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических  карт  главные  пояса землетрясений и вулканизма Земли. Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- составлять план текста;

- владеть таким видом составления текста как повествование;

- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдений, его результаты, выводы;

- получать географическую информацию из разных источников;

- определять существенные признаки объекта

- выполнять практические работы под руководством учителя;

- находить информацию об изучаемых объектах  в научно-популярной литературе, географических словарях и справочниках, анализировать  и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую географическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с географией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Учебно - тематический план

Разделы программы

Количество часов

Практических  работ

Экскурсий.

Контрольных

работ

 Раздел 1. Источники географической информации

21

6

2

 Раздел 2. Природа Земли и человек

14

1

2

Всего

35

7

4

Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков  предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки.

 - Критерии выставлении отметок

 Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность:

-         полнота и правильность - это правильный, полный ответ;

-         правильный, но неполный или неточный ответ;

-         неправильный ответ;

-        нет ответа.

  При выставление отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество:

-        грубые ошибки;

-         однотипные ошибки;

-         негрубые ошибки;

-        недочеты.

Шкала отметок

Отметку "5" – получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУН в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).

Отметку «1»- получает ученик в случае отказа от ответа или отсутствия работы без объяснения причины или неуважительной причины.

- Перечень лабораторных и практических работ

Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 7 практических работ в тетради - практикуме:

  1. Составление презентации по теме «Великие русские путешественники»
  2. Построение профиля рельефа
  3. Определение на местности направлений и расстояний
  4. Полярная съемка местности
  5. Составление маршрута путешествия
  6. Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов
  7. Определение горных пород по их свойствам

-

Использование резерва учебного времени

1 час резервного времени использован для итогового контроля за курс 5 класса, добавлен в раздел 2. «Природа Земли и человек»

-

Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности

Класс

Направление

Предмет

Название

Сроки

5

инженерное

география

«Каким мы хотим видеть наше село »

май

5

информационное

география

«7 чудес Земли Амурской»»

апрель

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

- Печатные пособия

1.Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012

2. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012

3. География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс. М.: Просвещение,2012

4. География.  Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс. М.: Просвещение,2012

5. Рабочие программы. География. УМК «Сферы» 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2011

6. Энциклопедия для детей. География. –М.: Аванта +, 2000

7. Большой географический атлас.- М.: Олма- Пресс, 2002

8. Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2007

9.  Земля и Вселенная. – М.: Махаон, 2010

10. Вулканы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2006

11. Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2009

12. Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010

13. Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008

14. Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008

-

Электронные ресурсы*География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе. М.: Просвещение,2012

*http://ru.wikipedia.org/wiki

*http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

*http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

 

- экранно-звуковые пособия

Телевизор

DVD

 - средства ИКТ

Ноутбук

Мультимедиа

Подвесной экран

- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Компас

Нивелир

Раздаточные коллекции горных пород

Транспортир

  -демонстрационные пособия

           Глобусы

           Карты настенные

           Теллурий

Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки) географии в 5-6 классах

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты:

  1. воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  3. формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  4. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  10.  развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

  1.  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности,  развивать мотивы  и  интересы  своей познавательной деятельности;
  2.  умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3.   умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4.   умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5.   владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора

в учебной и познавательной деятельности;

  1. умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  2.  владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  3.   смысловое чтение;
  4.  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  5. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения

своих    чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной

и письменной речью; монологической контекстной речью;

  1. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).

Важнейшие предметные результаты:

1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;

3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;

4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;

7) начальные умения и навыки использования  географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде

Приложение к рабочей программе по географии 5 класс

Календарно - тематический план

№п/п

Дата

Темы уроков

Основное содержание

Практические

работы

Планируемые результаты изучения темы

Ресурсы урока

Номенклатура

Д-З

личностные

метапредметные

предметные

               

География, Планета Земля(35 часов)

Раздел 1. Источники географической информации-21

Введение.  (2ч)

1.

География: древняя и современная наука

Понятие о науке географии, о том, что изучает данная наука

Становление основ новых знаний, принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых в жизни знаний.

Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. Формировать и развивать практические компетентности применения графических изображений Земли в решении географических задач.

Установить этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Определить понятие «география»

Физическая карта полушарий, атласы и контурные карты. Электронное приложение к учебнику

 П.1

Тр. с. 3; Пр, с. 3;

2.

География в современном мире

Знания о  модели Земли-

глобусе,  понятие о географической карте

Формировать стремление к познанию того, что неизвестно, но интересно; определение значимости географических знаний  сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту.

Выявлять уникальность географических объектов. Самостоятельно создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных и учебных задач. Формировать и развивать компетентности в использовании ИКТ.

Выявить особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Установить географические явления, влияющие на географические объекты.

Различать природные и антропогенные географические объекты

Физическая карта полушарий, глобус, компасы, коллекции горных пород.

Атлас, с. 2, 22, 28, 32;тетрадь- тренажер, с.4 (№2), с.7 (№1,2); Электронное приложение к учебнику

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Океаны: АтлантическийИндийский, Северный Ледовитый, Тихий.

П.2

Развитие географических знаний о Земле (7ч)

3

География в древности

Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия

Анализировать и обобщать, делать выводы,

 Представлять информацию в разных формах

Способность к

самостоятельному

приобретению

новых знаний и

практических

умений с

помощью

географических

карт

Показывать по картам территории древних государств Востока.

Находить информацию о накопленных географических знаниях в древних государств Востока.

Физическая карта полушарий.

Атлас, с. 12, 13 Электронное приложение к учебнику

Части Света: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

П.3

4

Географические знания в древней Европе

Как люди открывали Землю?

Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме

.

Анализировать и обобщать, делать выводы,

 Представлять информацию в разных формах

Формирование и

развитие по

средствам

географических

знаний

познавательных

интересов

Показывать по картам территории древних государств Европы.

Находить информацию о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме.

Физическая карта полушарий, атласы, портреты путешественников.

Атлас, с. 12-13; Тетрадь-тренажёр, с.14 (№ 1), с.22 (.№ 5);Электронное приложение к учебнику

П.4

5

География в эпоху Средневековья: Азия, Европа

 Арабский Восток. Путешествие арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А.Никитина. состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко поло. Португальские мореплаватели

.

Развитие этических чувств ( понимание страданий и морального напряжения первопроходцев), гордости за выдающихся географов России.

Способность к

самостоятельному

приобретению

новых знаний и

практических

умений с

помощью

географических

карт

Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло.

Наносить маршруты путешествий на к/к

Находить информацию и обсуждать значение открытий А. Никитина, викингов, Марко Поло.

Физическая карта полушарий, атласы, портреты путешественников.

Атлас, с. 12-13; Тетрадь-тренажёр, с.14 (№ 2), с.16 (.№ 2); Электр. прил.

П.5

6 -7

Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий

Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветное путешествия (Ф.Магеллана, Ф.Дрейка). значение Великих географических открытий. 

Практическая работа  №1 по составлению  презентации о великих путешественниках

Осознавать целостность взглядов и многообразие взглядов на мир.

Моделирование с использованием ИКТ

Способность к

самостоятельному

приобретению

новых знаний и

практических

умений с

помощью

географических

карт

Прослеживать и описывать  по картам маршруты путешествий        в разных районах Мирового океана и на континентах.

Наносить маршруты путешествий на к/к

Находить информацию о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий

Физическая карта полушарий, атласы, портреты путешественников.

Атлас, с. 12-13; Тетрадь-тренажёр, с. 14-15 (№ 4-6), с. 16 (.№ 1), с. 18 (.№ 4), с.20 (№1), с 23 (№2); Электронное приложение к учебнику

П.6

П.7

8

Открытие Австралии и

Антарктиды

. Открытие и исследование Австралии (А.Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследова-ния Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосвет. путешествие Вклад в географию И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.

Практическая работа  №1 по составлению  презентации о великих путешественниках

Находить информацию,

осознавать целостность взглядов и многообразие взглядов на мир, излагать свое мнение

Способность к

самостоятельному

приобретению

новых знаний и

практических

умений с

помощью

географических

карт, умение анализировать данную информацию

Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.

 Наносить маршруты путешествий на к/к

Находить информацию и обсуждать значение Первого русского кругосветного путешествия.

Физическая карта полушарий, атласы, портреты путешественников.

Атлас, с. 12-13;тетрадь- тренажёр, с.15 (№9-10), с 17(№3), с. 18 (№ 1), с. 23 (№3);

Электронное приложение к учебнику

П.8

9

Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»

Выдающиеся люди разных эпох

Исследования полярных областей Земли. Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоев атмосферы.

Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы

Умение вести

самостоятельный

поиск, анализ,

отбор

информации, её

преобразование,

сохранение.

Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»

Физическая карта полушарий, атласы, портреты путешественников.

Атлас, с. 12-13, 2-3, 22-23, 28-29, 32-35; Тетрадь-тренажёр, с. 16 (№11-12), с. 20 (№4), с. 21 (№3), с. 23 (№4), Тетрадь- экзаменатор, с. 12-17 Электронное приложение к учебнику

П.9

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (12 ч)

10

Изображение земной поверхности

Наука о создании карт. Глобус как объемная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки.

Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, глобус, атлас, аэрофотоснимок.

Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками одной местности.

Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике.

Физическая карта полушарий, атласы и контурные карты. Атлас; Тетрадь-тренажёр, с. 4 (№ 1,3), с.9 (№ 1), с. 10 (№ 3).

П.10

11

Масштаб и его виды

Понятие о масштабе Что показывает масштаб. Виды записи масштаба. Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью масштаба расстояний, детальности изображения местности от масштаба.

Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Определять по топографической карте расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

Атлас, план местности

атлас с. 2-3; контурные карты, с. 3 (№1);тетрадь-тренажёр, с. 4 (№5), с.5 (№1),с. 11-13(№1-10), электронное приложение к учебнику

П.11

12

Условные знаки

Знания простейших условных знаков.

Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи.

Представлять информацию в разных формах

Умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации

Распознавать условные знаки планов местности и карт.

Находить на плане местности и топографической карте условные знаки  разных видов, пояснительные записи.

Наносить условные знаки на к/к и подписывать объекты.

Описывать маршрут по топографической карте с помощью чтения условных знаков

Атлас, план местности

атлас, с. 2-3; контурные карты, с.3 (№3-5), тетрадь- тренажёр, с. 5- (№7); электронное приложение к учебнику

П.12

13

Способы изображения рельефа земной поверхности

Формы рельефа земной поверхности

Абсолютная и относительная высота.  Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин.

Практическая работа  №2

Построение профиля рельефа

Планировать деятельность, оценивать способы достижения цели

 Умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин.

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.

Подписывать на к/к самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначение ее глубины.

Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга.

Атлас, план местности

атлас, с. 2-3, 6-7, 10-11; контурные карты, с.3 (№2), с. 10-11 (№1,2);тетрадь- тренажёр, с. 34 (№4), с.38 (№4); электронное приложение к учебнику; тетрадь- практикум, с. 6-7

П.13

14

Стороны горизонта. Ориентирование

Глазомерная съемка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по  плану. Определение азимутов на

Практическая работа  №3

Ориентирование и определение азимутов на местности и плане

«Определение на местности направлений и расстояний»

Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог

Владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы.

Определять по компасу направления на стороны горизонта

Определять углы с помощью транспортира

Атлас, план местности, транспортир, линейка, компас

тетрадь-тренажёр,   с. 5(№9), тетрадь- практикум, с. 6-7

электронное приложение к учебнику

П.14

15-16

Съемка местности. Составление плана местности

Практическая работа  №4

«По проведению полярной съемки местности»,

«Построение схемы маршрута»

Представлять информацию в разных формах

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов

Ориентироваться по плану местности

Определять азимуты по компасу на местности и на плане

Определять стороны горизонта на плане. Использовать оборудование для глазомерной съемки.

Составлять простейший план местности небольшого участка местности

Планшет, линейка, компас,  цветные карандаши, ластик

атлас с.2-3; тетрадь-тренажёр, с.5 (№10), с.6 (№ 2), с.7 (№1); тетрадь- практикум, с. 8- 9

П.15

16

17

Географические карты

Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения на картах.

Сравнивать объекты, находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач

Умение вести

самостоятельный

поиск, анализ,

отбор

информации, её

преобразование,

сохранение.

Читать карты различных видов на основе анализа легенды

Определять зависимость подробности карты от ее масштаба

Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территорий.

Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов

Атлас, физическая карта полушарий

атлас, с. 6-9, 12-13, 26-27, 29, 33, 44-45; тетрадь- тренажёр, с. 38-39  (№5-6), с. 44(№2), электронное приложение к учебнику

П.17

18

Параллели и меридианы

Понятие «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек.

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки

Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач

Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.

Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы

Географические полюсы.

Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснить назначение сетки параллелей и меридианов

Глобус, физическая карта полушарий

атлас, с. 6-7, 10-11; контурные карты, с. 4-5 (№ 1-3); тетрадь- тренажёр, с. 4(№6), с.7 (№ 3), с. 8 (№ 5), с.9(№2), с.10 (№4), с. 11 (№5), электронное приложение к учебнику

П.18

19

Географические координаты.

Градусная сетка

Географическая широта и географическая долгота, способы их определения

Измерение расстояний   с помощью градусной сетки

Практическая работа  №5

Составление маршрута путешествия,

Осознавать ценность географических знаний для применения их на практике. Использовать основные понятия для решения учебных задач.

Выбирать наиболее эффективные способы решения учебных  задач по определению географических координат

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам

Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами

Атлас, с. 6-7, 10-11; контурные карты, с. 4-5 (№ 1, 4-5); тетрадь- тренажёр, с.5 (№7-9), с. 8-9 (№4,6-8), с. 11 (№6) с. 13 (№11-12); электронное приложение к учебнику, тетрадь- практикум, с. 12-13

П.19

20

Географические информационные системы

Картографический метод в географии

Понятие о Гис. Возможности современных ГИС и их практическое применение

Практическая работа  №6

«Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов»

Извлекать информацию, перерабатывать  ее представлять в разных формах

Смысловое чтение текста, умение анализировать информацию

Выполнение практической работы «Составление маршрута воображаемой экспедиции»

Тетрадь- тренажер, с.20 (№18), тетрадь- практикум, с. 14-15

П.20

21

Обобщающий урок «Изображение земной поверхности и их использование»

Глобус,  географическая карта

Планировать деятельность, оценивать способы достижения цели

Умение работать индивидуально и в группе

атлас; тетрадь-экзаменатор, с. 4-11; тетрадь- практикум, с. 12-13;

П.

Раздел 2.  Природа Земли и человек13+1

ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. (5ч)

22

Земля  в  Солнечной системе

Форма Земли, планеты в составе Солнечной системы.

Осознавать ценность географических знаний для применения их на практике. Использовать основные понятия для решения учебных задач.

Умение работать с  моделями  и схемами для решения познавательных задач

Анализировать иллюстративно – справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.

Составлять «космический адрес» планеты Земля.

Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли»

Глобус, схема строения Солнечной системы.

атлас  с. 14-15  тетрадь-тренажер, с. 24-25(№1-2); 29(№1-3);

30-31(№4-6,8); 32 (№2);

П.21

23

Осевое вращение Земли

Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса

.

Анализировать, обобщать, доказывать. Устанавливать причинно-следственные связи

Добывать знания о поясах освещенности, вращении Земли вокруг своей оси. Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.

Наблюдать действующую модель движения Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси.

Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов.

Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

Глобус,  карта «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси», теллурий.

Модель «Земля - Луна – Солнце».

атлас, с. 14-17; контурные карты, с. 8-9; тетрадь- тренажёр, с. 24-25 (№7-9), с. 27 (№1-3), с. 28 (№ 7-8), с. 32 (№1), с. 33 (№3); электронное приложение к учебнику

П.22

24

Орбитальное движение Земли

Вращение Земли вокруг Солнца. Времена года. Движение Земли    по орбите и смена времен года. Тропики и Полярные круги. Пояса освещенности

.  

Создавать модели для понимания закономерностей,

устанавливать причинно-следственные связи

Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца , природными сезонами и временами года. Объяснять географические следствия движения Земли. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

Наблюдать действующую модель движения Земли и описывать особенности вращения Земли по орбите.

Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснить смену времен года.

Показать на схемах и картах тропики, Полярные круги, пояса освещенности.

Глобус,  теллурий,

атлас, с. 14-15; тетрадь- тренажёр, с. 24-25 (№5-6,10-11), с. 26 (№3-4), с.27 (№ 4-5), с. 2 (№6), с. 33 (№5); электронное приложение к учебнику

П.23

25

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Космические тела и их влияние на жизнь планеты Земля. Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры, метеориты, кометы.

Создавать устные тексты, излагать свое мнение

Умение находить взаимосвязи между процессами, аргументировать свою точку зрения

Составлять описания происшествий на земле, обусловленных космическими процессами и явлениями.

Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства.

Глобус, схема строения Солнечной системы, снимки Земли из космоса

атлас, с. 14-15; тетрадь- тренажёр, с. 25 (№ 12), с. 26 (№5), электронное приложение к учебнику

П.24

26

Обобщающий урок «Земля – планета Солнечной систе-

мы»

Форма Земли, планеты в составе Солнечной системы.

Организовывать работу в паре, планировать деятельность, оценивать

 Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Глобус, схема строения Солнечной системы.

атлас, с. 14-17; тетрадь- экзаменатор, с. 18-23; электронное приложение к учебнику

ЛИТОСФЕРА – КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (9ч)

27

Внутреннее строение Земли. Горные породы

Представление о форме Земли.

Понятия о горных породах и минералах, слагающих земную кору.

Извлекать информацию, перерабатывать  ее представлять в разных формах

Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли».

Описывать модель строения Земли.

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнить оболочки между собой

Анализировать схему преобразования горных пород

Схема «Классификация горных пород по происхождению», коллекция горных пород

атлас, с.20-21,24-25; тетрадь- тренажер, с. 34 (1-2);

П.25

28

Практическая работа

 по определению горных пород и описанию их свойств

Практическая работа №7

 по определению горных пород и описанию их свойств

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения

Овладевать простейшими навыками определения  горных пород по их свойствами

коллекция горных пород тетрадь практикум, с. 16-19,электронное приложение к учебнику

П.25

29

Земная кора и литосфера

Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, ее соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие

Создавать модели для понимания закономерностей

Анализировать, обобщать, доказывать, Устанавливать причинно-следственные связи

Формировать и развивать творческие способности учащихся при создании модели конструктора литосферных плит.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения

Овладевать простейшими навыками определения  горных пород по их свойствами

Карта «Строение земной коры», атласы

атлас, с. 20-21; тетрадь- тренажёр, с. 34 (№3), с. 36 (№1), электронное приложение

П.26

30

Рельеф Земли

Представление о неровностях земной поверхности. Понятия о равнинах (плоских и холмистых) и горах, разных по высоте.

Создавать модели для понимания закономерностей

Анализировать, обобщать, доказывать, Устанавливать причинно-следственные связи

Умение находить информацию в тексте и нетекстовом материале, обобщать информацию делать выводы

Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин.  Выявлять особенности  изображения на картах крупных форм рельефа дна океана и показывать их.

Физическая карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Ульяновской области.

Фотоколлаж

«Горы и равнины мира».

атлас, с. 6-9, 18-21, 26-27; контурные карты, с. 10-11 (№ 1-3, 5); тетрадь- тренажёр, с. 35 (№5-8),с. 37 (№ 5,6), с.38 (№2-3), с. 40 (№1), с. 41 (№3), с. 44 (№ 3); электронное приложение к учебнику

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенностьСреднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

П.27

31

Внутренние силы Земли

Представление о вулкане как об «огнедышащей» горе. Вулканы действующие и потухшие. Строение вулкана.

Создавать модели для понимания закономерностей

Анализировать, обобщать, доказывать, Устанавливать причинно-следственные связи

Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, а также ее презентацию с помощью информационных технологий (задание для желающих-составить презентацию о вулканах и землетрясениях.

Выявлять по  географическим картам закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма.

Карта «Строение земной коры»

атлас, с. 8-9, 20-23; контурные карты, с. 10-11 (№ 4), с. 24-25 (№ 3); тетрадь- тренажёр, с.35 (№9-10), с. 36 (№2), с. 39(№ 7-8), с. 40 (№ 9-10) с. 42 (№ 5-6); электронное приложение к учебнику

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

П.28

32-33

Внешние силы, как разрушители и созидатели рельефа

Формы рельефа земной  поверхности

Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная  деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф.

Извлекать информацию, перерабатывать  ее представлять в разных формах

Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, а также ее презентацию с помощью информационных технологий (задание для желающих-составить презентацию о формирование форм рельефа созданных ветром, водой и пр. внешними силами.

Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних  сил  и формирующихся под их воздействием форм рельефа.

Презентация с картинками разнообразных форм рельефа, формирующихся под влиянием внешних сил рельефа

атлас, с. 8-9; тетрадь- тренажёр, с.36 (№11), с. 37 (№ 3), электронное приложение к учебнику

П.29

34

Человек и мир камня

Обобщение по теме «Литосфе-

ра- каменная оболочка Земли»

Понятие о минералах и горных породах Строительные материалы. Драгоценные  и поделочные камни. Полезные ископаемые. Охрана  литосферы

Практическая №2 «построение профиля рельефа»

Извлекать информацию, перерабатывать  ее представлять в разных формах

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, находить собственные пути решения задачи (проблемы)

Умение определять горные породы своей местности

Коллекции горных пород и минералов

атлас, с. 6-11, 18-25; контурные карты, с. 23-24 (№ 4); тетрадь-тренажёр, с. 36 (№ 12), с. 43 (№7-8), . 60-61 (№8-10); тетрадь- с. 24—31; электронное приложение к учебнику

П.30

35

Обобщающее повторение за курс  «География – планета Земля»

Тетрадь - экзаменатор

с. 46-55, 94-95


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биология 6-11 рабочие программы (линия В.В. Пасечника)

Концептуальной основой систематического курса био¬логии являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основ¬ного общего образования; гуманизации образования; со¬ответствия с...

Рабочая программа линии УМК «Физика-Сферы» 7-8 классы

Рабочая программа линии УМК «Физика-Сферы» (7-8 классы) для основной школы разработана на основе современных требований, предъявляемых к образованию, на базе Федерального государственного стандарта об...

Календарно- тематическое планирование к рабочей программе по УМК "Сфера" "Математика.Арифметика.Геометрия.5 класс" под ред.Е.А.Бунимовича

Данный материал содержит подробное календарно-тематическое планирование по ФГОС  к рабочей программе по УМК "Сфера" "Математика.Арифметика.Геометрия.5 класс" под ред.Е.А.Бунимовича рассчитан...

Рабочая программа «Линия жизни» авторов: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. издательство «Просвещение», 2013 г.

Рабочая программа  «Линия жизни» авторов: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. издательство «Просвещение», 2013 г. для 5 класса с календарно-тематическим п...

Рабочая программа к УМК "Сферы"

Рабочая программа  составлена к УМК "Сферы" для 7 класса....

Рабочая программа и КТП по географии 5-6 класс учебник А.А. Лобджанидзе на 2 часа в неделю

Рабочая программа  и КТП по географии  5-6 класс учебник А.А.Лобджанидзе на 2 часа в неделю...

Рабочая программа линии УМК «Сферы. География»

Рабочая программа по географии для 5-6 классов составлена на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования, является структурным элементом основной образовательной п...