Рабочая программа линии УМК «Физика-Сферы» 7-8 классы
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Рабочая программа линии УМК «Физика-Сферы» (7-8 классы) для основной школы разработана на основе современных требований, предъявляемых к образованию, на базе Федерального государственного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания образования, Примерной программой по физике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7-8_sfera.docx100.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа линии УМК «Физика-Сферы» (7-8 классы) для основной школы разработана на основе современных требований, предъявляемых к образованию, на базе Федерального государственного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания образования, Примерной программой по физике. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Перед физикой как предметной областью ставятся следующие цели:

- формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, воспитание патриота Росси, уважающего традиции и культуру своего и других народов;

- формирование у учащихся целостной научной картины мира;

- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, международного научного сотрудничества;

- создание предпосылок для работы учащихся в открытом информационно-образовательном пространстве;

- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

- формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры учащихся, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

- овладение учащимися научным подходом к решению различных задач;

- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использование измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки  для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Общая характеристика курса

В курсе физики все основные явления, законы и понятия рассматриваются неоднократно, каждый раз на новом уровне глубины изложения материала. В 7 классе курс физики только начинается, поэтому физические явления изучаются на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применения этих законов в технике и повседневной жизни.

При изучении физики в 8 классе все физические понятия и явления, о которых шла речь ранее, изучаются на более глубоком уровне, как с привлечением необходимого математического аппарата, так и с использованием более сложного экспериментального физического оборудования.

Физика – точная наука, которая изучает количественные закономерности явлений, поэтому большое внимание уделяется использованию и разъяснению математического аппарата при формулировке физических законов и их интерпретации.

Познание физических законов формулирует у учащихся навыки аналитического мышления, оценки получаемой информации и интерпретации этой информации с научной точки зрения.

Место курса физики в учебном плане

На ступени основного общего образования для обязательного изучения физики отводится 136 ч, в том числе в 7 и 8 классах по 68 учебных часов, или 2 ч в неделю.

Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся основной общей школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в основной школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета.

В рабочую программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы.

Весь курс физики распределен по классам следующим образом:

- в 7 классе (68 часов) изучаются: физика и мир, в котором мы живем, строение вещества, движение, взаимодействие, масса, силы вокруг нас,  давление твердых тел, жидкостей и газов,  атмосфера и атмосферное давление,  закон Архимеда, плавание тел,  работа, мощность, энергия,  простые механизмы, «Золотое правило» механики, в том числе 10 часов – лабораторные работы, 6часов – контрольные работы.

 - в 8 классе (68 часов) изучаются: тепловые явления, электрические явления, электромагнитные явления, основы кинематики и динамики, в том числе 10 часов – лабораторные работы, 6 часов – контрольные работы.


Информация об используемых учебниках:

  1. Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А.- М.: Просвещение, 2013 – 143с.
  2. Физика 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А.- М.: Просвещение, 2012 – 159с.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

(136 часов)

ФИЗИКА              7 класс                     (68 часов, 2 часа в неделю)

Основные цели  изучения курса физики в 7 классе:
  • освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

I.  Физика и мир, в котором мы живем.  (6 ч)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

 Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в  физике. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Определение цены деления измерительного прибора.

2. Определение объема твердого тела.

II. Строение вещества. (7 часов.)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Смачивание и капиллярность. Агрегатные состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Измерение размеров малых тел.

III. Движение, взаимодействие, масса  (10 часов.)

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость.  Средняя скорость. Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Фронтальная лабораторная работа.

4. Определение массы тела на уравновешенных весах.

5.Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.

IV. Силы вокруг нас (10 часов)

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела.  Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Фронтальная лабораторная работа.

6.  Градуировка динамометра. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение коэффициента упругости пружины.

V.  Давление твердых тел, жидкостей и газов. (8 часов)

Давление. Способы увеличения и уменьшения давления. Закон Паскаля. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами. Сообщающие сосуды. Гидравлический пресс. Плавание судов. Фронтальная лабораторная работа.

7.Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

VI. Атмосфера и атмосферное давление (5 часов)

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Манометры. Атмосферное давление на различных высотах.

VII.  Закон Архимеда. Плавание тел. ( 5часов)

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Архимедова сила.  Плавание тел. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

7. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

VIII. Работа. Мощность. Энергия. (6 часов.)

Работа. Мощность. Энергия.  Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

Фронтальная лабораторная работа.

8. Изучение изменения потенциальной и кинетической энергий тела при движении тела по наклонной плоскости .

           


IX. Простые механизмы. «Золотое правило механики» (11 часов)

Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

9. Проверка условия равновесия рычага.

10. Определение КПД наклонной плоскости.

 ФИЗИКА             8 класс                 (68 часов, 2 часа в неделю)

Основные цели  изучения курса физики в 8 классе:  
  • освоение знаний  о механических, тепловых, электрических и магнитных  явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями  проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

I. Внутренняя энергия (10 часов)

Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи. Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Количество теплоты. Удельная теплоемкость.  Конвекция. Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Экспериментальная проверка уравнения теплового баланса.

2. Измерение удельной теплоемкости вещества.

II. Изменения агрегатного состояния вещества (7 часов)

Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания. Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния  вещества.  Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации. Работа пара и газа при расширении. Кипение жидкости. Влажность воздуха.

 III. Тепловые двигатели (4 часа)

Тепловые двигатели. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Преобразование энергии в тепловых двигателях. КПД теплового двигателя.

IV.  Электрическое поле. (5 часов)

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Проводники и непроводники электричества. Действие электрического поля на электрические заряды.

V. Электрический ток. ( 10 часов)

Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.  Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка электрической цепи.

Фронтальная лабораторная работа.

 3.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в различных ее участках.

4. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

5. Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра.

VI. Расчет характеристик электрических цепей ( 7 часов)

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами. Нагревание проводников электрическим током. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители.

Фронтальная лабораторная работа.

6. Регулирование силы тока реостатом.

7. Измерение работы и мощности электрического тока.

VII. Магнитное поле. (6 часов)

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока и катушки с током. Магнитные линии. Постоянные магниты. Электромагниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

Фронтальная лабораторная работа

9. Сборка электромагнита и испытание его действия.

VIII. Основы кинематики (8 часов)

Система отсчета. Перемещение. Графическое представление прямолинейного равномерного движения. Скорость при неравномерном движении. Ускорение и скорость при равнопеременном движении. Перемещение при равнопеременном движении.

Фронтальная лабораторная работа.

10. Измерение ускорения прямолинейного равнопеременного движения.

IX. Основы динамики (11 часов)

Инерция. Законы Ньютона. Импульс силы. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

В результате изучения физики в 7 классе ученик должен

 знать/понимать
  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение,  масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;
  • смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,  передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  • рационального применения простых механизмов;
  • контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.

В результате изучения физики в 8 классе ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: взаимодействие, электрическое поле, атом, атомное ядро.
  • смысл  физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока.
  • смысл  физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, Ньютона.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока.
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока,  напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:  температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний  о тепловых и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;

контроля  за исправностью электропроводки в квартире


Тематическое планирование

№ раздела

Тема раздела

Кол-во часов

Кол-во лаб работ

Кол-во контр работ

Содержание раздела

Перечень средств ИКТ, ЦОР, необходимых для реализации Рабочей программы

Планируемые результаты обучения учащегося

1

Физика и мир, в котором мы живем

6

2

-

Что изучает физика? Некоторые физические термины. Наблюдение и опыт. Физические величины и их измерение. Измерение и точность измерения. Человек и окружающий его мир.

Учебно-методический комплекс: учебник, задачник, электронное приложение, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы: 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

Знает предмет изучения физика, приводит примеры, иллюстрирующие значение физики для современного человека, техники и технологий.

Умеет приводить примеры физических явлений и классифицировать их как механические, тепловые, электромагнитные или световые.

Умеет отличать физические тела от веществ, из которых они состоят, выявляет зависимости между свойствами веществ и назначением физических тел.

Умеет формулировать простые гипотезы, отличает гипотезу от экспериментально установленного факта.

Умеет пользоваться простыми измерительными приборами, определять цену деления шкалы прибора и погрешность измерений.

Знает системные единицы измерения длины, времени, массы, умеет использовать кратные и дольные единицы измерения, грамотно сравнивать значения физических величин.

2

Строения вещества

7

1

1

Строение вещества. Молекулы и атомы. Броуновское движение. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Смачивание и капиллярность. Агрегатные состояния вещества.

Учебно-методический комплекс: учебник, задачник, электронное приложение, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы: 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

3. Физика: htt://www.physics.ru

Знает, что все вещества состоят из атомов и молекул, приводит примеры физических явлений и экспериментов, позволяющих делать вывод о строении вещества.

Знает и оценивает размеры молекул по фотографиям, полученным при помощи микроскопов с известным увеличением.

Знает, что молекулы вещества находятся в  непрерывном хаотическом движении и взаимодействуют с силами притяжения и отталкивания.

Умеет объяснять и описывать такие физические явления: броуновское движение, диффузия, смачивание, капиллярность, также приводить примеры их проявления в природе и жизни человека.

Умеет объяснять наблюдаемые явления на основе знаний о внутреннем строении вещества, непрерывном хаотическом движении и взаимодействии частиц вещества.

Знает и умеет объяснять свойства различных агрегатных состояний вещества на основе их внутреннего строения.

3

Движение, взаимодействие, масса

10

2

1

Механическое движение. Скорость. Средняя скорость. Ускорение. Инерция. Взаимодействие тел и масса. Плотность и масса.

Учебно-методический комплекс: учебник, задачник, электронное приложение, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы: 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2.Видеоролики по физике: htt://class-fizika.narod.ru/vid.htm

3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

Умеет различать равномерное и неравномерное движение тела, описывать механическое движение аналитически и графически.

Умеет рассчитывать скорость и путь при равномерном прямолинейном движении.

Умеет сравнивать скорость и ускорение по  графикам пути и скорости соответственно.

Умеет определять среднюю скорость по графику зависимости пути или скорости от времени.

Умеет объяснять результаты взаимодействия тел на основе инерции, сравнивать массы тел по их взаимодействию.

Умеет находить массу тела по его плотности и объему.

4

Силы вокруг нас

10

1

1

Сила. Сила тяжести. Равнодействующая сила. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Вес тела. Невесомость. Сила трения. Трение в природе и технике.

Учебно-методический комплекс: учебник, задачник, электронное приложение, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы: 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2.Материалы по физике для 7класса: htt://class-fizika.narod.ru/mm7.htm

3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

Умеет объяснять наблюдаемые механические явления и принцип действия устройств с опорой на понятие силы.

Знает природу сил тяжести, упругости и трения, а также связанные с ними закономерности.

Умеет рассчитывать деформацию пружин и вес тела с опорой на условие равновесия тела и закон Гука.

Умеет объяснять способы уменьшения и увеличения силы трения.

5

Давление твердых тел, жидкостей и газов

8

-

-

Давление. Способы увеличения и уменьшения давления. Природа давления газов и жидкостей. Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Использование давления в технических устройствах.

Учебно-методический комплекс: учебник, задачник, электронное приложение, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы: 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2. . Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

3. Физика: htt://www.physics.ru

Знает, что такое давление и в каких единицах оно измеряется.

Умеет вычислять давление, оказываемое твердыми телами на горизонтальную поверхность опоры.

Умеет применять на практике разные способы увеличения и уменьшения давления, приводит примеры их использования в жизни человека, природе и технике.

Знает, какова природа давления в жидкостях и газах, закон Паскаля и его физический смысл.

Умеет определять гидростатическое давление, оказываемое жидкостью на дно и стенки сосуда.

Знает принцип действия сообщающихся сосудов в жизни человека и технике конкретными примерами.

Знает принцип действия и область применения различных технических устройств, основанных на давлении жидкостей и газов.

Умеет описывать и объяснять физические явления, в основе которых лежат закономерности давления твердых тел, жидкостей и газов.

6

Атмосфера и атмосферное давление

5

-

1

Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Приборы для измерения давления.

Учебно-методический комплекс: учебник, задачник, электронное приложение, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы: 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2. . Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

Умеет описывать и объяснять результаты экспериментов, доказывающих, что воздух обладает весом.

Знает, что такое атмосферное давление, умеет объяснять причины существования атмосферного давления, приводить примеры влияния атмосферного давления, приводить примеры влияния атмосферного давления на физические явления и живую природу.

Умеет описывать и объяснять результаты опыта Торричелли по измерению атмосферного давления, знает различные единицы атмосферного давления.

Знает устройство, принцип действия и область применения различных приборов для измерения давления.

Умеет приводить примеры, описывать и объяснять физические явления, в основе которых лежит действие атмосферного давления.

7

Закон АрхимедаПлавание тел.

5

1

-

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание.

Учебно-методический комплекс: учебник, задачник, электронное приложение, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы: 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2. . Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

Знает определение выталкивающей силы, формулу для ее вычисления, формулировку закона Архимеда.

Умеет вычислять и экспериментально определять значение выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости или газе.

Умеет приводить примеры, описывать и объяснять физические явления, в основе которых лежит действие выталкивающей силы.

Знает причины и условия плавания тел, умеет отличать тела, которые в данной жидкости будут тонуть, всплывать и плавать в толще жидкости.

Знает физические основы плавания судов и воздухоплавания.

Умеет решать задачи на определение выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости или газе, веса тела в жидкости или газе, объема погруженной части тела.

8

Работа. Мощность. Энергия

6

1

-

Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения механической энергии. Источники энергии. Невозможность создания вечного двигателя.

Учебно-методический комплекс: учебник, задачник, электронное приложение, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы: 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2.Материалы по физике для 7класса: htt://class-fizika.narod.ru/mm7.htm

3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

Умеет объяснять наблюдаемые механические явления и принцип действия устройств на основе закона сохранения энергии.

Умеет рассчитывать работу, мощность и энергию по определению и с помощью закона сохранения энергии.

Знает причины невозможности создания вечного двигателя.

Осознает необходимость экономии энергии и ее связь с охраной окружающей среды.

9

Простые механизмы. «Золотое правило» механики

11

2

2

Рычаг и наклонная плоскость. Блок и система блоков. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия

Учебно-методический комплекс: учебник, задачник, электронное приложение, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы: 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2.Материалы по физике для 7класса: htt://class-fizika.narod.ru/mm7.htm

3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

Умеет объяснять принцип действия простых механизмов.

Умеет рассчитывать выигрыш в силе при использовании простого механизма.

Умеет определять КПД простого механизма

Знает возможности использования простых механизмов в своей повседневной деятельности.

Поурочное планирование

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Деятельность учащихся на уроке

Формы и виды контроля на уроке

Домашнее задание

план

факт

Физика и мир, в котором мы живем (6ч)

1

Что изучает физика

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Наблюдать и описывать физические явления. Беседа. Работа с текстом учебника.

УО. Работа с материалами учебника.

§1, вопросы, индив. доклады

2

Некоторые физические термины. Наблюдение и опыт.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника. Участвовать в обсуждении явления падения тел на землю. Высказывать предположения – гипотезы

УО. Работа с материалами учебника. Работа с дидактическими материалами.

§2,3, вопросы, индив. доклады

3

Физические величины и их измерение. Измерение и точность измерения

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника. Измерять расстояния и промежутки времени. Определять цену деления шкалы прибора.

ФО. Взаимопроверка.

§4,5, вопросы, задачник №

4

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора» Лабораторная работа №2 «Определение объема твердого тела»

Урок комплексного применения ЗУН

Беседа. Исследование. Определять цену деления шкалы прибора. Измерять размеры мелких предметов. Измерять объемы твердых тел.

ФО. ЛР.

§1-5, повторить, задачник №

5

Человек и окружающий его мир

Комбинированный урок

Беседа. Подготовка выступления на темы «Возникновение и развитие науки о природе», «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир». Работа с текстом учебника.

УО. Взаимопроверка.

§6, повт. §1-6, стр.20

6

Обобщение по теме «Физика и мир, в котором мы живем»

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа. Выполнение упражнения на повторение.

УО. СР. Работа с дидактическим материалом.

Задачи №

Строение вещества (7ч)

7

Строение вещества. Молекулы и атомы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование экспериментов. Наблюдать и описывать физические явления с позиций МКТ

УО. Работа с материалом учебника.

§7, 8, вопросы, инд. доклады

8

Лабораторная работа №3 «Измерение размеров малых тел»

Урок комплексного применения ЗУН

Беседа. Исследование. Измерять размеры малых тел. Работа с текстом учебника. Работа в парах.

ПДЗ. ЛР

§7, 8 (повторить)

9

Броуновское движение. Диффузия.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование видеофрагмента. Работа с текстом учебника.

УО. Взаимопроверка.

§9, вопросы

10

Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Смачивание и капиллярность

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Выполнение эксперимента, комментирование его. Перевод информации из одного вида в другой

УО. Взаимопроверка. Работа с текстом учебника.

§10,11, вопросы, инд. задания

11

Агрегатные состояния вещества

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Составление таблицы. Работа с учебником.

ФО. Взаимопроверка.

§12, вопросы, кластер по разделу

12

Обобщение по теме «Строение вещества»

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа. Выполнение упражнения на повторение.

УО. Работа с дидактическим материалом.

§7-12 (повторить), подгот. к КР

13

Контрольная работа №1 «Физика и мир, в котором мы живем», «Строение вещества»

Урок контроля и оценки знаний

Контрольная работа

КР

Движение, взаимодействие, масса (10 ч)

14

Механическое движение.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Наблюдать и описывать механическое движение. Работа с учебником и цифровыми источниками информации

ФО. Работа с учебником

§13, вопросы, провести исследование стр.37

15

Скорость. Средняя скорость. Ускорение.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника. Комментирование экспериментов.

ПДЗ. Выполнение упражнений по повторению

§14,15, вопросы,

16

Решение задач по теме «Механическое движение»

Урок закрепления знаний

Беседа. Выполнение упражнений по повторению.

ПДЗ. Работа с дидактическим материалом.

§14,15 (повторить), задачи

17

Инерция

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника.

УО. Взаимопроверка.

§ 16, вопросы.

18

Взаимодействие тел и масса. Лабораторная работа №4 «Определение массы тела на уравновешенных весах»

Комбинированный урок

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника. Работа в парах.

ФО. Работа с учебником. Взаимопроверка.

§17, вопросы

19

Плотность и масса.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника. Выполнение упражнений по повторению.

УО. Взаимопроверка

§18, вопросы, задачи №

20

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра»

Урок комплексного применения ЗУН

Беседа. Исследование. Работа в парах.

ПДЗ. ЛР

§17, §18 (повторить)

21

Решение задач по теме «Плотность и масса»

Урок закрепления знаний

Беседа. Выполнение упражнений на повторение. Самостоятельная учебная деятельность

УО. Взаимопроверка.

§13-18 (кластер), стр. 48-49, задачи №

22

Обобщение по теме «Движение. Взаимодействие. Масса»

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа. Выполнение упражнения на повторение.

УО. Работа с дидактическим материалом.

§13-18 (повторить)

23

Контрольная работа №2 «Движение. Взаимодействие. Масса»

Урок контроля и оценки знаний

Контрольная работа

КР

Силы вокруг нас (10ч)

24

Сила

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника.

УО. Взаимопроверка

§19, вопросы, инд. доклады

25

Сила тяжести

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника.

ПДЗ. УО.

§20, вопросы, конспект, задачи №

26

Равнодействующая сила

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 Беседа. Составление таблицы. Находить экспериментально равнодействующую двух сил.  

УО. Взаимопроверка.

§21, вопросы, задачи №

27

Сила упругости

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Перевод информации из одного вида в другой. Комментирование эксперимента. Наблюдать и описывать физические явления, связанные с проявлением сил упругости.

ФО. Работа с текстом учебника. Взаимопроверка.

§22, вопросы, конспект

28

Закон Гука. Динамометр

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Находить экспериментально равнодействующую двух сил.

ПДЗ. Самопроверка.

§23, вопросы, инд. задания, задачи №

29

Лабораторная работа №6 «Градуировка динамометра. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение коэффициента упругости пружины.

Урок комплексного применения ЗУН

Беседа. Исследование. Работа в парах.

ПДЗ. ЛР

§22, 23, вопросы, задачи №

30

Вес тела. Невесомость.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Перевод информации из одного вида в другой. Комментирование видеофрагмента «Невесомость»

ФО. Взаимопроверка

§24, вопросы, задачи №

31

Сила трения. Трение в природе и технике.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Составление таблицы.  Исследование: Зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.

УО. Взаимопроверка.

§25, 26, вопросы, инд.задания

32

Решение задач и обобщение по теме «Силы вокруг нас»

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа. Выполнение упражнений по повторению.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§19-26 (кластер), стр. 68, задачи №

33

Контрольная работа №3 «Силы вокруг нас»

Урок контроля и оценки знаний

Контрольная работа.

КР

Давление твердых тел, жидкостей и газов (8 ч)

34

Давление. Способы увеличения и уменьшения давления

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Составление таблицы. Комментирование эксперимента.

УО. Взаимопроверка.

§ 27, 28, вопросы, задачи №

35

Природа давления газов и жидкостей.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника. Перевод информации из одного вида в другой.

УО. Взаимопроверка.

§29, вопросы

36

Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§30, вопросы, инд. задания

37

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Комбинированный урок

Беседа. Перевод информации из одного вида в другой. Выполнение упражнений по повторению.

УО. Взаимопроверка

§31, вопросы, задачи №

38

Сообщающиеся сосуды

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника.

ПДЗ. Самопроверка.

§32, вопросы, инд. задания

39

Использование давления в технических устройствах

Комбинированный урок

Беседа. Подготовка выступления. Работа с текстом учебника.

ФО. Взаимопроверка.

§33, инд. задания

40

Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Урок закрепления знаний

Беседа. Выполнение упражнений по повторению.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§27-33 (кластер), задачи №

41

Обобщение по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа. Выполнение дифференцированных заданий.

ПДЗ. СР. Работа с дидактическим материалом.

§27-33, задачи №

Атмосфера и атмосферное давление (5ч)

42

Вес воздуха. Атмосферное давление.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника.

УО. Взаимопроверка.

§34, вопросы, задачи №

43

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§35, вопросы, инд. задания, задачи №

44

Приборы для измерения давления. Решение задач «Атмосфера и атмосферное давление»

Комбинированный урок.

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника. Выполнение упражнений по повторению.

ПДЗ. Самопроверка.

§34-36 (кластер), задачи №

45

Обобщение по теме «Атмосфера и атмосферное давление»

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа. Выполнение дифференцированных заданий

ПДЗ. Взаимопроверка.

§34-36, стр. 94

46

Контрольная работа № 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов», «Атмосфера и атмосферное давление»

Урок контроля и оценки знаний

Контрольная работа

КР

Закон Архимеда. Плавание тел (5ч)

47

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника.

УО. Самопроверка.

§37, вопросы, задачи №

48

Лабораторная работа № 7 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Урок комплексного применения ЗУН

Беседа. Исследование. Работа в парах.

ПДЗ. ЛР

§37, задачи №

49

Закон Архимеда

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника.

УО. Взаимопроверка

§38, вопросы, задачи №

50

Плавание тел. Воздухоплавание

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Составление таблицы. Работа с текстом учебника.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§39, вопросы, стр. 102-104, задачи №

51

Решение задач по теме «Закон Архимеда. Плавание тел»

Урок закрепления знаний

Беседа. Выполнение дифференцированных заданий.

ПДЗ. СР. Работа с дидактическим материалом.

§37-39 (кластер)

Работа, мощность, энергия (6 ч)

52

Механическая работа. Мощность.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Составление таблицы. Работа с текстом учебника.

УО. Взаимопроверка.

§40, 41, вопросы, задачи №

53

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника. Комментирование видеофрагмента.

УО. Самопроверка.

§42,43, вопросы, задачи №

54

Закон сохранения механической энергии

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника. Перевод информации из одного вида в другой.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§44, вопросы

55

Лабораторная работа № 8 «Изучение изменения потенциальной и кинетической энергий тела при движении тела по наклонной плоскости»

Урок комплексного применения ЗУН

Беседа. Исследование. Работа в парах.

ПДЗ. ЛР

§42-44, задачи №

56

Источники энергии. Невозможность создания вечного двигателя.

Комбинированный урок

Беседа. Подготовка выступления. Работа с учебником.

УО. Самопроверка.

§45,46, инд. задания

57

Обобщение по теме «Работа. Мощность. Энергия»

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа. Выполнение дифференцированных заданий.

ПДЗ. СР.

§40-46 (кластер)

Простые механизмы. «Золотое правило механики» (11 ч)

58

Рычаг и наклонная плоскость.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Перевод информации из одного вида в другой. Работа с учебником.

УО. Взаимопроверка.

§47, вопросы, задачи №

59

Лабораторная работа №9 «Проверка условия равновесия рычага»

Урок комплексного применения ЗУН

Беседа. Исследование. Работа в парах.

ПДЗ. ЛР

Задачи №

60

Блок и система блоков

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Перевод информации из одного вида в другой. Работа с учебником.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§48, вопросы,

инд. задания, задачи №

61

«Золотое правило механики». Коэффициент полезного действия

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с учебником.

УО. Самопроверка.

§49, 50 вопросы, задачи №

62

Лабораторная работа №10 «Определение КПД наклонной плоскости»

Урок комплексного применения ЗУН

Беседа. Исследование. Работа в парах.

ПДЗ. ЛР

Инд. задания, задачи №

63

Решение задач по теме «Простые механизмы. «Золотое правило механики»

Урок закрепления знаний

Беседа. Выполнение дифференцированных заданий.

ПДЗ. Взаимопроверка.

Стр. 130-132, задачи №

64

Обобщение по темам «Работа. Мощность. Энергия», «Простые механизмы. «Золотое правило механики»

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа. Выполнение дифференцированных заданий.

ПДЗ. Взаимопроверка

§47-50 (кластер), задачи №

65

Контрольная работа №5 по темам «Работа. Мощность. Энергия», «Простые механизмы. «Золотое правило механики»

Урок контроля и оценки знаний

Контрольная работа.

КР

66

Решение задач на повторение

Урок закрепления знаний

Беседа. Выполнение дифференцированных заданий.

ПДЗ. Взаимопроверка.

Задачи №

67

Контрольная работа №6 «Итоговая контрольная работа»

Урок контроля и оценки знаний

Контрольная работа.

КР

68

Обобщение по пройденным темам

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа. Выполнение дифференцированных заданий.

УО. Взаимопроверка

Задачи №


Тематическое планирование 8 класс

№ раздела

Тема раздела

Кол-во часов

Кол-во лаб работ

Кол-во контрработ

Содержание раздела

Перечень средств ИКТ, ЦОР, необходимых для реализации Рабочей программы

Планируемые результаты обучения учащегося

1

Внутренняя энергия

10

2

1

Температура и тепловое движение. Внутренняя энергия. Способы ее изменения. Способы теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты.

Учебно-методический комплекс: учебник, задачник, электронное приложение, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы: 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

Умеет давать определения основных понятий темы: тепловое движение, температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества.

Умеет объяснять, почему температура является мерой средней кинетической энергии движения частиц вещества.

Умеет объяснять устройство и назначение термометров различных видов, принципы построения различных температурных шкал, переводить значения температуры из единиц одной шкалы в единицы другой шкалы.

Знает примеры и объясняет механизмы изменения внутренней энергии при совершении работы и теплопередаче путем теплообмена, конвекции и излучения.

Умеет переводить значения количества теплоты из джоулей в калории и наоборот.

Умеет решать задачи на составление уравнения теплового баланса с использованием формулы количества теплоты, затраченного на нагревание или выделившегося при охлаждении тела.

Умеет объяснять физические явления на основе полученных знаний о внутренней энергии вещества и способах ее изменения.

2

Изменения агрегатного состояния вещества

7

-

-

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических и аморфных тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха.

Учебно-методический комплекс: учебник, задачник, электронное приложение, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы: 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

Дает определения процессов плавления, кристаллизации, парообразования, конденсации, сублимации и десублимации, объясняет закономерности протекания этих процессов, в том числе на молекулярном уровне. Умеет приводить примеры и объяснять физические явления на основе представлений об изменениях агрегатного состояния вещества. Дает определения понятий удельной теплоты плавления и удельной теплоты парообразования, умеет находить по таблице значения этих величин для различных веществ. Умеет определять количество теплоты, необходимое для плавления тела или превращения жидкости в пар, выделившееся при кристаллизации жидкости или конденсации пара. Умеет составлять уравнение теплового баланса для процессов теплообмена. Дает определения понятий: динамическое равновесие жидкости и пара, насыщенный и ненасыщенный пар, точка росы. Знает устройство и принцип действия психрометра и гигрометра, умеет определять влажность воздуха и точку росы. Умеет решать задачи на определение абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы, массы конденсировавшегося пара, а также объяснять природные явления на основе представлений о влажности воздуха.

3

Тепловые двигатели

4

-

1

Энергия топлива. Принципы работы тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина, реактивный двигатель, холодильные машины. Тепловые машины и экология.

Учебно-методический комплекс: учебник, задачник, электронное приложение, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы: 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

Объясняет, почему при сгорании топлива выделяется энергия. Дает определение понятия удельной теплоты сгорания топлива, умеет находить удельную теплоту сгорания различных видов топлива. Демонстрирует умение применять формулу для расчета количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива, при решении задач.
Знает устройство и принцип действия теплового двигателя. Умеет решать задачи на нахождение КПД теплового двигателя.
Знает устройство и принцип действия, называет область применения тепловых двигателей различных видов. Знает причины отрицательного влияния тепловых двигателей на экологию, называет альтернативные источники энергии.

4

Электрический заряд. Электрическое поле.

5

-

-

Электризация тел. Электрический заряд. Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Ионы. Природа электризации тел. Закон сохранения заряда. Электрическое поле.

Учебно-методический комплекс: учебник, задачник, электронное приложение, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы: 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2.Материалы по физике для 8класса: htt://class-fizika.narod.ru/mm8.htm

3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

Дает определения электрического заряда и электрического поля, формулирует закон сохранения электрического заряда. Объясняет явление электризации трением и через влияние на основе взаимодействия зарядов и понятия электрического поля, строения атома. Умеет определять наличие электрического заряда на теле, сравнивать и определять вид заряда. Приводит примеры электрических явлений в природе и технике, объясняет их на основе изученного материала. Объясняет деление веществ на проводники и диэлектрики на основе различий в строении атомов. Умеет изображать силовые линии электрического поля, объясняет с их помощью взаимодействия зарядов.

5

Электрический ток

10

3

1

Электрический ток. Источники электрического тока. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрический ток в различных средах. Действия электрического тока. Электрическая цепь. Направление электрического тока. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление.  Закон Ома.

Учебно-методический комплекс: учебник, задачник, электронное приложение, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы: 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

Дает определения основных понятий темы: электрический ток, напряжение, сопротивление, знает условия протекания электрического тока. Объясняет устройство и принцип действия источников тока. Знает обозначение и функции элементов электрической цепи. Изображает неразветвленные электрические цепи и определяет направление тока в них. Объясняет зависимость силы тока от напряжения на основе закона Ома. Умеет решать задачи на определение силы тока, напряжения и сопротивления, определяет сопротивление по вольт-амперной характеристике. Умеет объяснять физические явления на основе полученных знаний о действиях электрического тока. Демонстрирует умения определять силу тока и напряжение, экспериментально находить сопротивление проводника, вычислять погрешности прямых и косвенных измерений.

6

Расчет характеристик электрических цепей

7

3

1

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостат. Последовательное и параллельное соединение проводников. Сопротивление при последовательном и параллельном соединении проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Электрические нагревательные приборы.

Учебно-методический комплекс: учебник, задачник, электронное приложение, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы: 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

Умеет давать определения основных понятий и знает формулировку законов. Объясняет зависимость сопротивления от размеров и материала проводника. Умеет применять законы последовательного и параллельного соединений проводников. Умеет рассчитывать работу и мощность электрического тока при последовательном и параллельном соединении проводников. Знает примеры использования последовательного и параллельного соединений проводников в технике. Умеет объяснять принципы действия электронагревательных приборов, знает принципы безопасной эксплуатации этих приборов, способы защиты электрических цепей.

7

Магнитное поле

6

1

1

Магнитное поле прямолинейного тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатели.

Учебно-методический комплекс: учебник, задачник, электронное приложение, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы: 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2.Материалы по физике для 8класса: http://class-fizika.narod.ru/8.htm

3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

Дает определения основных понятий: магнитное поле, силовая линия магнитного поля, постоянный магнит, магнитный полюс, сила Ампера. Изображает магнитные поля прямого тока, соленоида, постоянного магнита, поле Земли. Определяет направление силовых линий магнитного поля, направление силы Ампера. Объясняет взаимодействие постоянных магнитов и токов на основе понятий магнитного поля и силы Ампера. Объясняет устройство и назначение электромагнита и двигателя постоянного тока. Описывает примеры использования магнитных полей в практической деятельности, указывает на негативные проявления магнитных полей. Объясняет роль магнитного поля Земли в сохранении жизни на Земли.

8

Основы кинематики

8

1

-

Система отсчета. Перемещение. Перемещение и описание движения. Графическое представление прямолинейного равномерного движения. Скорость при неравномерном движении. Средняя скорость. Ускорение и скорость при равнопеременном движении. Перемещение при равнопеременном движении.

Учебно-методический комплекс: учебник, задачник, электронное приложение, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы: 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

Знает предмет изучения кинематики, дает определения основных понятий: поступательное движение, система отсчета, путь, перемещение, средняя и мгновенная скорость, ускорение. Умеет определять модуль и направление перемещения тела, путь, пройденный телом, демонстрирует понимание разницы между перемещением тела и пройденным путем. Дает определения и называет признаки прямолинейного равномерного и равнопеременного движения тела, различает равноускоренное и равнозамедленное движение, демонстрирует умение выделять указанные виды движения при решении задач. Умеет записывать уравнения прямолинейного равномерного и равнопеременного движения тела, умеет определять координату и перемещение тела при прямолинейном равномерном и равнопеременном движении. Демонстрирует умение применять полученные знания о прямолинейном равномерном и равнопеременного движения для объяснения физических явлений, решения количественных и графических задач.

9

Основы динамики

11

-

2

Инерция и первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс силы. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Учебно-методический комплекс: учебник, задачник, электронное приложение, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы: 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

Знает формулировки закона инерции, трех законов Ньютона, закона сохранения импульса, границы применимости этих законов. Определяет понятия инерциальной системы отсчета, импульса силы, импульса тела, замкнутой системы тел, реактивного движения. Объясняет характер движения или равновесия тела с помощью законов Ньютона. Применяет законы Ньютона для решения задач динамики. Записывает импульс системы тел в векторной форме и проекциях на выбранную ось. Определяет возможность применения закона сохранения импульса к системе тел. Решает задачи на закон сохранения импульса. Объясняет реактивное движение тела на основе сохранения импульса, знает устройство современной ракеты.


Поурочное планирование 8 класс

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Деятельность учащихся на уроке

Формы, виды контроля на уроке

Домашнее задание

план

факт

Внутренняя энергия (10 ч)

1

Температура и тепловое движение

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника.

ФО. Взаимопроверка.

§1, вопросы, инд. задания

2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с учебником.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§2,3, вопросы, задачи

3

Теплопроводность

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Составление таблицы. Работа с учебником.

УО. Самопроверка.

§4, вопросы, задачи

4

Конвекция. Излучение

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Составление таблицы. Работа с учебником.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§5, 6, вопросы.

5

Количество теплоты

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с учебником. Выполнение упражнений по повторению.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§7, вопросы, инд. задание, задачи

6

Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты.

Комбинированный урок

Беседа. Работа с учебником. Выполнение упражнений по повторению.

ПДЗ. Взаимопроверка. Работа с дидактическими материалами.

§8, вопросы, задачи

7

Лабораторная работа №1 «Экспериментальная проверка уравнения теплового баланса»

Урок комплексного применения ЗУН

Беседа. Выполнение эксперимента. Работа в парах.

УО. ЛР.

§1-8 (кластер), задачи

8

Решение задач по теме «Внутренняя энергия»

Урок закрепления знаний

Беседа. Выполнение упражнений по повторению.

ПДЗ. Взаимопроверка. Работа с дидактическими материалами.

Стр. 24, задачи

9

Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости вещества»

Урок комплексного применения ЗУН

Беседа. Выполнение эксперимента. Работа в парах.

УО. ЛР.

§1-8 (повт), задачи

10

Контрольная работа № 1 по теме «Внутренняя энергия»

Урок контроля и оценки знаний.

Контрольная работа.

КР

Изменения агрегатного состояния вещества (7ч)

11

Агрегатные состояния вещества

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Перевод информации из одного вида в другой. Работа с текстом учебника.

УО. Взаимопроверка.

§9, вопросы

12

Плавление и отвердевание кристаллических тел

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Перевод информации из одного вида в другой. Работа с текстом учебника.

ФО. Взаимопроверка

§10, вопросы, задачи

13

Удельная теплота плавления. Плавление аморфных тел.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование видеофрагмента. Выполнение упражнений по повторению.

УО. Взаимопроверка. Работа с дидактическими материалами.

§11, вопросы, задачи

14

Испарение и конденсация. Насыщенный пар

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§12, вопросы, задачи

15

Кипение. Удельная теплота парообразования

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника. Выполнение упражнений по повторению.

ПДЗ. Взаимопроверка. Работа с дидактическими материалами.

§13, 14 вопросы, задачи

16

Влажность воздуха.

Комбинированный урок

Беседа. Работа с текстом учебника. Выполнение эксперимента. Работа в парах.

УО. Взаимопроверка.

§15, вопросы, задачи

17

Решение задач по теме «Изменения агрегатного состояния вещества»

Урок закрепления знаний

Беседа. Выполнение упражнений по повторению.

ПДЗ. Взаимопроверка. Работа с дидактическими материалами.

§9-15(кластер), стр. 40, задачи

Тепловые двигатели (4 ч)

18

Энергия топлива. Принципы работы тепловых двигателей

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника. Выполнение упражнений по повторению.

УО. Взаимопроверка. Работа с дидактическими материалами.

§16, вопросы, задачи

19

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Реактивный двигатель. Холодильные машины. Тепловые машины и экология.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Подготовка выступления. Работа в малых группах. Перевод информации из одного вида в другой. Работа с текстом учебника.

УО. Самопроверка.

§17-20 (конспекты), вопросы.

20

Обобщение по темам «Изменения агрегатного состояния вещества», «Тепловые двигатели»

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа. Выполнение упражнений по повторению.

УО. Взаимопроверка.

§16-20(кластер), задачи.

21

Контрольная работа № 2 по теме «Изменения агрегатного состояния вещества», «Тепловые двигатели»

Урок контроля и оценки знаний.

Контрольная работа.

КР

Электрическое поле (5 ч)

22

Электризации тел. Электрический заряд

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника.

УО. Взаимопроверка.

§21, вопросы, инд.задания

23

Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Делимость электрического заряда. Электрон.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§22,23, вопросы, инд.задания

24

Строение атомов. Ионы. Природа электризации тел. Закон сохранения заряда.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника. Перевод информации из одного вида в другой.

УО. Взаимопроверка.

§24,25, вопросы

25

Электрическое поле. Электрические явления в природе и технике.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника. Перевод информации из одного вида в другой.

УО. Взаимопроверка.

§26,27, вопросы, инд.задание

26

Обобщение по теме «Электрическое поле»

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа.

Выполнение дифференцированных заданий

УО. СР

§21-27(кластер)

Электрический ток (10 ч)

27

Электрический ток. Источники электрического тока. Гальванические элементы. Аккумуляторы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника. Перевод информации из одного вида в другой.

УО. Взаимопроверка.

§28,29, вопросы

28

Электрический ток в различных средах. Примеры действия электрического тока.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника. Составление таблицы.

ФО. Самопроверка.

§30,31, вопросы

29

Электрическая цепь. Направление электрического тока. Сила тока.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника. Перевод информации из одного вида в другой.

ПДЗ. Взаимопроверка

§32, 33, вопросы, задачи, инд.задание

30

Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в различных ее участках»

Урок комплексного применения ЗУН

Беседа. Выполнение эксперимента. Работа в парах.

УО. ЛР.

§32, 33, задачи

31

Электрическое напряжение

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника. Выполнение упражнений по повторению.

ПДЗ. Взаимопроверка

§34, вопросы, задачи

32

Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

Урок комплексного применения ЗУН

Беседа. Выполнение эксперимента. Работа в парах.

УО. ЛР.

§34, вопросы, задачи

33

Электрическое сопротивление. Закон Ома.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§35, 36, задачи, инд. задание

34

Лабораторная работа № 5 «Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра»

Урок комплексного применения ЗУН

Беседа. Выполнение эксперимента. Работа в парах.

УО. ЛР.

§35, 36, задачи

35

Решение задач и обобщение по теме «Электрический ток»

Урок закрепления знаний

Беседа. Выполнение упражнений по повторению.

ПДЗ. Взаимопроверка

§28-36 (кластер), стр.88, задачи

36

Контрольная работа № 3 «Электрическое поле», «Электрический ток»

Урок контроля и оценки знаний.

Контрольная работа.

КР

Расчет характеристик электрических цепей (7 ч)

37

Расчет сопротивления проводника

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника.

УО. Взаимопроверка.

§37, вопросы, задачи

38

Последовательное и параллельное соединение проводников

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника. Перевод информации из одного вида в другой.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§38,39(заполнить таблицу), вопросы

39

Лабораторная работа № 6,7 «Регулирование силы тока реостатом», «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

Урок комплексного применения ЗУН

Беседа. Выполнение эксперимента. Работа в парах.

УО. ЛР.

§38,39, вопросы.

40

Работа электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника. Выполнение упражнений по повторению.

УО. Взаимопроверка.

§40, задачи

41

Мощность электрического тока. Электрические нагревательные приборы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника. Выполнение упражнений по повторению.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§41,42, задачи, инд.задание

42

Лабораторная работа № 8 «Измерение работы и мощности электрического тока»

Урок комплексного применения ЗУН

Беседа. Выполнение эксперимента. Работа в парах

УО. ЛР.

§37-42 (кластер), задачи

43

Решение задач и обобщение по теме «Расчет характеристик электрических цепей»

Комбинированный урок

Беседа. Выполнение дифференцированных упражнений.

УО. СР

Стр. 104-106, задачи

Магнитное поле (6ч)

44

Магнитное поле прямолинейного тока. Магнитное поле катушки с током.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника. Перевод информации из одного вида в другой.

УО. Взаимопроверка.

§43,44, вопросы, инд. задание

45

Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

Урок комплексного применения ЗУН

Беседа. Выполнение эксперимента. Работа в парах

УО. ЛР.

§43,44, вопросы

46

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника. Перевод информации из одного вида в другой.

ПДЗ. Самопроверка.

§45, 46

47

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатели.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника.

УО. Взаимопроверка.

§47, вопросы

48

Решение задач по теме  «Магнитное поле»

Урок закрепления знаний

Беседа. Выполнение упражнений по повторению.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§43-47 (кластер)

49

Контрольная работа №4 по темам «Расчет характеристик электрических цепей», «Магнитное поле»

Урок контроля и оценки знаний.

Контрольная работа.

КР

Основы кинематики  (8 ч)

50

Система отсчета. Перемещение

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника.

УО. Взаимопроверка.

§48, вопросы

51

Перемещение и описание движения. Графическое представление прямолинейного равномерного движения

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника. Перевод информации из одного вида в другой.

ФО. Самопроверка.

§49,50, вопросы, задачи

52

Скорость при неравномерном движении

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника. Перевод информации из одного вида в другой.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§51, вопросы, задачи

53

Ускорение и скорость при равномерном движении

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника. Выполнение упражнений по повторению.

УО. Самопроверка.

§52, вопросы, задачи

54

Перемещение при равнопеременном движении

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника. Выполнение упражнений по повторению.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§53, вопросы, задачи

55

Лабораторная работа № 10 «Измерение ускорения прямолинейного равнопеременного движения»

Урок комплексного применения ЗУН

Беседа. Выполнение эксперимента. Работа в парах

УО. ЛР.

§52-53, задачи

56

Решение задач по теме «Основы кинематики»

Урок закрепления знаний

Беседа. Выполнение упражнений по повторению.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§48-53 (кластер), стр.132-134

57

Обобщение по теме «Основы кинематики»

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа. Выполнение дифференцированных заданий

УО. СР.

§48-53

Основы динамики (11 ч)

58

Инерция и первый закон Ньютона

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника.

УО. Взаимопроверка.

§54, вопросы, инд. задание

59

Второй закон Ньютона

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Выполнение упражнений по повторению.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§55, вопросы, задачи

60

Третий закон Ньютона

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Комментирование эксперимента. Работа с текстом учебника.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§56, вопросы

61

Импульс силы. Импульс тела.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника. Выполнение упражнений по повторению.

УО. Взаимопроверка

§57, вопросы, задачи

62

Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа. Работа с текстом учебника. Выполнение упражнений по повторению.

ПДЗ. Взаимопроверка.

§58, 59, вопросы, задачи

63

Решение задач по теме « Основы динамики»

Урок закрепления знаний

Беседа. Выполнение упражнений по повторению

УО. Взаимопроверка

Стр.148-150, §54-59 (кластер)

64

Контрольная работа № 5 по темам « Основы кинематики», теме « Основы динамики»

Урок контроля и оценки знаний.

Контрольная работа.

КР

65

Решение задач на повторение

Урок закрепления знаний

Беседа. Выполнение упражнений по повторению

ФО. Самопроверка.

задачи

66

Контрольная работа №6 «Итоговая контрольная работа»

Урок контроля и оценки знаний.

Контрольная работа.

КР

67

Решение задач на повторение

Урок закрепления знаний

Беседа. Выполнение упражнений по повторению

УО. Взаимопроверка

68

Решение задач на повторение

Урок закрепления знаний

Беседа. Выполнение упражнений по повторению

УО. Взаимопроверка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биология 6-11 рабочие программы (линия В.В. Пасечника)

Концептуальной основой систематического курса био¬логии являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основ¬ного общего образования; гуманизации образования; со¬ответствия с...

Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» для 5 класса "Географйия .Планета Земля" автор А.А.Лобджанидзе и КТП

Рабочая программа по географии 5 класс  к учебнику "География .Планета Земля " автора Лобджанидзе А.А. и КТП к ней...

Рабочая программа «Линия жизни» авторов: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. издательство «Просвещение», 2013 г.

Рабочая программа  «Линия жизни» авторов: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. издательство «Просвещение», 2013 г. для 5 класса с календарно-тематическим п...

Рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство». 9 класс. Линия "Сфера"

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе авторской программы А. И. Алексеева, Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецовой, Г. Я. Лисенковой, В. И. Сиротина по курсу «География России» для обра...

Рабочая программа курса «География. Земля и люди». 7 класс. Линия "Сфера"

Раздел «География. Земля и люди» является логическим продолжением предшествующего раздела «География. Планета Земля» для 6 класса и в значительной мере опирается на его материал. Раздел «География. Зе...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других.

Рабочая программа по русскому языку. 5 часов в неделю. Цели и задачи. Содержание.Планируемые результаты....

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5—8 классов. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5—8 классов образовательных организаций разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательн...