Рабочая программа по географии 6 класс учебник Т.П.Герасимова ,Н.П.Неклюкова (ФГОС)
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему

Зимина Марина Викторовна

РП по географии в соответствии ФГОС для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_geografii_6_klass_fgos.docx41.41 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ.

VI КЛАСС (34 ч, 1 ч в неделю)

РАЗДЕЛ I. Источники географической информации (10 часов)

Тема 1.1 Введение (2ч)

Что изучает география. Значение этой науки в жизни людей.  Шарообразная форма Земли и ее доказательства. Путешествие Ф. Магеллана. Основные этапы познания поверхности планеты. Земля — одна из планет Солнечной системы. Положение Земли в Солнечной системе. Представления о форме и размерах Земли.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- предмет изучения географии;

- основные этапы познания планеты;

- Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Землю;

Учащиеся должны уметь:

-сравнивать и делать выводы.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшие наблюдения, измерения;

— ставить учебную задачу под руководством учителя;

— систематизировать и обобщать разумные виды информации;

— составлять схемы.

    Тема1.2 Виды изображений земной поверхности (8 часов)

План местности. Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека. Глобус и географическая карта. Глобус — модель Земли. Изображение земной поверхности на глобусе.  Географическая карта, различие карт по масштабу. Градусная сетка на глобусе и карте, основные ее элементы. Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Новые виды изображения местности: аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

 - содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности;

- форму и размеры Земли;

- определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт;

Учащиеся должны уметь:   - определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу;

-Составлять план местности по описанию, проводить простейшие измерения на местности

- определять направления, расстояния;

- определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор;

- определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки;

- определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;

- владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.

Раздел 2. Природа Земли и человек (24ч)

Тема 2.1 Земная кора и литосфера. Рельеф Земли (7ч)

Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора — верхняя часть литосферы. Способы изучения земных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения. Проявления вулканизма.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания пород. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека.Опасные природные явления в литосфере.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Называть и показывать:

- основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте;

Объяснять понятия:

- литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые;

Объяснять:

- образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

Уметь:

- описывать горы, равнины земного шара по типовому плану;

- работать с контурной картой

Тема 2.2. Гидросфера – водная оболочка Земли (7 ч)

Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Органический мир океана. Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. Основные типы питания рек. Поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав. Реки и человек. Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное значение озер. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Охрана вод от загрязнения. Виды водных транспортных средств.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

Уметь:

- определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождении.

Называть и показывать:

- океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения реки, озера.

Тема 2.3 Атмосфера воздушная оболочка Земли (7ч)

Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды, народные приметы.

Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности земного шара в зависимости от географической широты. Суточное вращение и годовое движение Земли, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.Охрана атмосферного воздуха. Особенности времен года своей местности

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Называть и показывать:

- пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы);

Уметь:

- объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков;

- определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур;

- описывать погоду и климат своей местности.

Тема 2.4. Биосфера Земли (1ч)

  Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на планете. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Человек как часть биосферы. Роль деятельности человека в ее изменении. Почвенный покров — особая оболочка Земли. Плодородие почвы. Почвы, растительный, животный мир и человек в своей местности.Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы,
гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Круговороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельности человека.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:- разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

Уметь:- объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле,  приводить примеры;

- объяснять воздействие организмов на земные оболочки.

Тема 2.5. Население Земли (2ч)

    Человечество – единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:-  численность населения Земли, основные расы.

Уметь:- приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.


Тематическое планирование 6 класс.

№ раздела,

темы

Наименование тем

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Контроль

Тестирование

Практические работы

1

Источники географической информации

10

1.1

1Введение. 

2

География как наука. Путешествия и географические открытия Основные методы и источники географической информации.

Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусами, длиной меридианов и экватора.

   Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли

    Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схемы «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года в процессе решения практических и познавательных задач

П/р №1 Составление схемы «Положение Земли в Солнечной системе»

1.2


Виды  изображения земной поверхности

5

Сравнивать планы местности и географические карты. определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью разных видов масштабов. Определять географические координаты объектов на карте. Систематизировать карты атласа по содержанию и масштабу.

Расчитывать расстояния с помощью масштаба. Выявлять на карте и глобусе элементы градусной сетки. Определять направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов

Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составлять описание по топографической карте форм рельефа.

Определять направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. Составлять описание маршрута

Тест

П/р №2 «Опр. сторон горизонта с помощью компаса»

П/р №3Составление плана местности по описанию.

П/р №4 определение направлений и расстояний с помощью градусной сетки»

П/р №5 «Определение географических координат»

Раздел 2. Природа Земли и человек (24ч)

2.1

 Земная кора и литосфера. Рельеф Земли

7

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

   Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Устанавливать с помощью географических карт зависимость распространения крупнейших форм рельефа Земли - материков и впадин океанов — от строения земной коры.

   Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли.

   Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира, горных систем

Тестирование по теме «Литосфера»

П/р№6 Нанесение на контурные карты основных форм рельефа

2.2

 Гидросфера – водная оболочка Земли

7

Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека.

     Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов, выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености поверхностных вод Мирового океана.

Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.

     Определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карты. Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану. Определять по карте крупнейшие водохранилища мира.

    Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер мира. Решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и многолетней мерзлоты. Описывать по карте районы распространения ледников и многолетней мерзлоты. Выявлять особенности воздействия многолетней мерзлоты на хозяйственную деятельность.

Тестирование по теме «Гидросфера»

П/р№7 Нанесение на контурную карту и определение геог.полож. частей Мирового океана»

П/р №8 Нанесение на контурную карту рек , озер.

2.3

 Атмосфера воздушная оболочка Земли

7

    Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит.

Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Вы- являть роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера - «кухня погоды».

    Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам.

   Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику. Анализировать диаграммы распределения осадков по месяцам.

   Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. Определять по картам направление ветров и причины их образования. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды.

Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами.

       Выявлять особенности погоды. Знакомиться с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата. Выявлять главную причину разнообразия климатов и существования климатических поясов.

   

Защита проектов

Проект «Описание погода за определенный период»

2.4

 Биосфера Земли

1

Экскурсия.
Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности.

Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота. Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам. Высказывать мнения о воздействии человека на биосферу в своем крае.

    Проводить сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

2.5

Население Земли

2

Итоговая контрольная работа

П/р №9 Нанесесие на контурную карту границ государств и их столиц

Календарно- тематический план

география, 6 класс

2014-2015 учебный год

Учитель: Зимина Марина Викторовна

Количество часов:

  • на учебный год:34
  • в неделю: 1

Учебник: География.Начальный курс.6 кл.:учебник/Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова.-М.:Дрофа,2014.-159с.

№ урока п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Форма

контроля

Дата прохождения темы

План

Факт

Раздел I.   ИСТОЧНИКИ    ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ            

10

Тема 1.1 Введение

2

1

Земля – планета Солнечной системы

1

П/р №1 Составление схемы «Положение Земли в Солнечной системе»

сентябрь

2

География как наука. Путешествия и географические открытия

1

сентябрь

Тема1.2 Виды изображений земной поверхности

8

3

План местности. Условные знаки. Масштаб.

1

сентябрь

4

Стороны горизонта. Ориентирование на местности.

1

П/р №2 «Опр. сторон горизонта с помощью компаса»

сентябрь

5

Изображение на плане неровностей земной поверхности

1

сентябрь

6

Составление простейших планов местности

1

П/р №3Составление плана местности по описанию.

октябрь

7

Глобус и географическая карта. Изображение высот и глубин.

1

октябрь

8

Градусная сеть.

1

П/р №4 определение направлений и расстояний с помощью градусной сетки»

октябрь

9

Географические координаты

1

П/р №5 «Определение географических координат»

октябрь

10.

Обобщение знаний.

1

тест

ноябрь

Раздел 2. Природа Земли и человек

24

Тема 2.1 Земная кора и литосфера. Рельеф Земли

7

11

Внутреннее строение Земли.

1

ноябрь

12

Движения земной коры

1

ноябрь

13

Вулканы,горячие источники, гейзеры

1

декабрь

14

Рельеф суши. Горы

1

П/р№6 Нанесение на контурные карты основных форм рельефа.

декабрь

15

Рельеф суши. Равнины

1

декабрь

16

Рельеф дна Мирового океана

1

декабрь

17

Обобщение знаний

1

тест

декабрь

Тема 2.2. Гидросфера – водная оболочка Земли

7

18

Вода на Земле.

1

январь

19

Мировой океан и его состав

1

П/р№7 Нанесение на контурную карту и определение геог.полож. частей Мирового океана»

январь

20

Движение воды в океане, . свойства вод.

1

январь

21

Воды суши. Подземные воды

1

февраль

22

Реки

1

П/р №8 Нанесение на контурную карту рек , озер.

февраль

23

Озера Ледники.

1

февраль

24

Обобщение знание

1

тест

февраль

Тема 2.3 Атмосфера воздушная оболочка Земли

7

март

25

Строение атмосферы.

1

Проект «Описание погода за определенный период»

март

26

Температура воздуха.

1

март

27

Атмосферное давление. Ветер.

1

апрель

28

Водяной пар, Атмосферные осадки ,облака.

1

апрель

29

Погода и климат. Влияние погоды и климата на здоровье людей.

1

Защита проектов.

апрель

30

Распределение тепла и света

1

апрель

31

Причины, влияющие на климат

1

май

Тема 2.4 Биосфера Земли

1

май

32

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Организмы в Мировом океане. Понятие о природном комплексе.

1

май

Тема 2.5. Население Земли

2

33

Человечество – единый биологический вид. Основные типы населённых пунктов.

1

П/р №9 Нанесесие на контурную карту границ государств и их столиц

май

34

Итоговая контрольная работа

1

К/р

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Природа и население,8 класс.

пояснительная записка,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Хозяйство и географические районы,9 класс.

пояснительная записка ,календарно-тематическое планированиеи т.д....

Рабочая программа по географии по учебнику - Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс.

Данная рабочая программа составлена на основании: примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень)  Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т...

Рабочая программа 5-9 класс. Учебник Spotlight (ФГОС)

                                         СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦели курсаОБЩАЯ ...

Тематическое планирование к рабочей программе, физика, 7 класс, учебник А. В. Перышкин, ФГОС

Тематическое (почасовое) планирование по физике, 7 класс, учебник А. В. Перышкин, разработано в соответствии с требованиями ФГОС во время учебы на курсах повышения квалификации....

рабочая программа по географии к учебнику Домогацких 7 класс

Рабочая программа разработана в в соответствии с ФГОС среднего образования....