Методическая разработка урока географии "Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Урок географии в 7 классе с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_raz_america.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Нижнеилимского муниципального района Иркутской области

МОУ «Общеобразовательная средняя школа им. М.К.Янгеля п.Березняки»

Методическая разработка урока по географии

«Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки»

                                                                                Разработал:

Погодина Наталья Анатольевна,

                                                                                              учитель географии

2013 г.

План-конспект    

Тема: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.

Класс: 7

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока:

1. Изучить особенности поверхности суши и закономерности размещения полезных ископаемых.

2. С помощью  физической карты Южной Америки и карты строения земной коры выявить зависимость рельефа от тектонического строения материка. В устной форме,  дайте характеристику рельефа Южной Америки.

3. Нанести на контурную карту: основные формы рельефа Южной Америки, условными знаками – полезные ископаемые, звездочками отметьте вулканы.

4. выберите правильный ответ из предложенных (тест)  

УМК:

  • Учебник по географии: Т.П. Герасимов, Н.П. Неклюкова, География. Начальный курс
  • Атлас. География материков и океанов. География 7 класс
  • Контурная карта
  • Тетрадь

Формы работы учащихся:

  1. Индивидуальная работа
  2. Самостоятельная работа
  3. Практическая работа

Блок

Содержание

УУД

Целевой  

1. Изучить особенности поверхности суши и закономерности размещения полезных ископаемых.

2. С помощью  физической карты Южной Америки и карты строения земной коры выявить зависимость рельефа от тектонического строения материка. В устной форме,  дайте характеристику рельефа Южной Америки.

3. Нанести на контурную карту: основные формы рельефа Южной Америки, условными знаками – полезные ископаемые, звездочками отметьте вулканы.

4. выберите правильный ответ из предложенных (тест)  

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Процессуальный

  1. Актуализация знаний.

Игра «найди меня».

На доске запись:

1 ВАРИАНТ 

  1. Карибское 
  2. Атлантический
  3. Тихий
  4. Магелланов
  5. Огненная Земля
  6. Христофор Колумб
  7. Америго Веспучи
  8. Панамский

 

2 ВАРИАНТ

8
7
6
5
4
3
2
1

Последовательность диктовки:

  1. Узкий извилистый пролив
  2. Канал соединяющий два океана
  3. Океан, омывающий восточные берега
  4. Путешественник, совершивший несколько плаваний к берегам Юж.Америки
  5. Океан, омывающий западные берега Юж.Америки
  6. Море на севере Юж.Америки
  7. Путешественник, чьим именем назван материк
  8. Остров на юге материка.

Проверка: 1 вариант- 4,8,2,6,3,1,7,5
2 вариант-5,1,7,3,6,8,2,4

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Постановка учебной задачи.

Материк Южная Америка – материк рекордов.
Давайте назовем рекорды….?
Самый влажный, …и т. д. (учащиеся называют рекорды материка)
А сейчас перейдем к исследованию поверхности материка. 
Работа с атласами и физ. картой.
Назовите и покажите формы рельефа материка?
Что можно сказать о западной части материка?
Что можно сказать о восточной части материка?
С какими материками по форме рельефа схожа Южной Америка?
Вывод: (делают учащиеся) 

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование цели, логические – формулирование проблемы.

  1. Исследовательская деятельность.

Работа с картами (тектонической, физической). Работа в тетрадях.
Теперь приступим к исследованию материка. Давайте, разрежем материк как пирог и посмотрим, что у него внутри.
В тетрадях сделаем схематический профиль Южной Америки по 8 Ю.Ш. 7000 м Анды.

img1  Исследуем маршрут от Тихого океана до Атлантического.
От побережья Тихого океана на нашем пути стеной встают горы Анды. 
Картина гор Анд.

  • определите, какого возраста эти горы ?
  • что лежит в основании гор Анд?
  • о свидетельствует наличие многочисленных действующих и потухших вулканов ?
  • ( рассказ учащегося о извержении вулканов в Чили в 1960 г.)
  • чтение детьми статьи в учебнике с. 149 ( наблюдение извержение вулкана А.Гумбольдта).
  • какими полезными ископаемыми богаты горы?

Далее опускаемся с гор и попадаем на обширные просторы Амазонской низменности.

  • определить высоту низменности
  • что лежит в основании низменности?
  • какие полезные ископаемые встречаются?

Вывод: в прогибах платформы лежат низменные участки. Они сложены осадочными породами. Эти участки удобны для строительства городов, железных дорог, земледелия.
Продолжаем движение к Атлантическому океану.
Картина « Бразильское нагорье»

  • что происходит с платформой?

Вывод: выход древней платформы образует кристаллический щит в основании Бразильского и Гвианского плоскогорья. Это результат взаимодействия  двух литосферных плит – океанической и континентальной.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из источников географической информации, синтез как составление целого из частей, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

  1. Первичное закрепление.

Мы исследовали поверхность материка, узнали особенности рельефа.
Анализ:Что вы узнали в результате исследования Южной Америки?

  • Какие две части можно выделить в рельефе материка?
  • Какие процессы формируют запад материка?
  • На какой платформе лежит материк?
  • Какие формы рельефа соответствуют устойчивым участкам платформы?
  • Где располагаются подвижные участки земной коры?
  • Какие формы рельефа им соответствуют?
  • Как они образовались?
  • Какие низменности лежат в прогибах платформы?
  • Какими породами они сложены?

Работа по контурным картам

  • надпишите формы рельефа Южной Америки
  • условными знаками нанесите полезные ископаемые
  • звездочками отметьте вулканы

Регулятивные: контроль, оценка и коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить  речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера

Оценочный  

Самостоятельная работа (см. приложение)

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Рефлексия

Учащиеся проводят рефлексию своей деятельности.
Анализируют результаты, степень участия в работе других учащихся.
Что делали ученики на уроке?
Что делал учитель?

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

Технология: исследовательская деятельность.

Ожидаемые результаты:

  • работа в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • участие в  совместной деятельности
  • сравнение полученных результатов с ожидаемыми  результатами
  • оценивание работы одноклассников
  • сравнивание объектов   по заданным критериям
  • высказывание суждений, подтверждение их фактами;
  • выявление причинно-следственных связей;
  • поиск и отбор информации  в учебной литературе

Приложение.

Вариант 1.

1. Определите название двух литосферных плит,  которые "помогли" формировать рельеф Южной Америки.

  1. Антарктическая плита
  2. плита Наска
  3. Южно-Американская плита
  4. Тихоокеанская плита

2. Определите названия географических объектов (гор, равнин, плоскогорий и возвышенностей), расположенных в Южной Америке.

  1. Анды
  2. Гвианское плоскогорье
  3. Бразильское плоскогорье
  4. гора Мак-Кинли

3. Наиболее часто землетрясения происходят

  1. в западной части Южной Америки
  2. в восточной части Южной Америки
  3. в северной части Южной Америки
  4. лишь в прибрежных районах (моретрясения)

4. Определите, в какой форме рельефа идет речь в следующем описании.

"Расположено на платформенной части материка. Платформа сильно разрушена, разбита разломами. Много ущелий. встречаются горы с плоскими вершинами (столовые горы).  Расположено в северном полушарии."

  1. Амазонская низменность
  2. Ла-Платская низменность
  3. Гвианское плоскогорье
  4. Анды

5. Определите, в какой части материка расположены действующие вулканы Южной Америки.

  1. в восточной части, на Бразильском плоскогорье
  2. в западной части, в Андах
  3. на крайнем юге, на Огненной Земле
  4. на севере

6. Основные запасы полезных ископаемых осадочного происхождения сосредоточены

  1. в прогибах земной коры, на севере
  2. в Андах и на Бразильском плоскогорье

7. Верно ли  , что Анды славятся огромными запасами медных руд?

  1. да
  2. нет

Вариант 2.

1. Определите название литосферной плиты, в пределах которой сформировалась восточная часть материка Южная Америка

  1. Антарктическая плита
  2. плита Наска
  3. Южно-Американская плита
  4. Тихоокеанская плита

2. Определите названия географических объектов, расположенных в Южной Америке.

  1. Оринокская низменность
  2. Гвианское плоскогорье
  3. Бразильское плоскогорье
  4. гора Гекла

3. Определите стихийные бедствия, наиболее характерные для стран Южной Америки и связанные с особенностями земной коры.

  1. землетрясения
  2. извержения вулканов
  3. лесные пожары
  4. засухи

4. Определите, о какой форме рельефа идет речь в следующем описании.

" Длинные цепи гор протянулись на тысячи километров. Снега и ледники - шапки гор. Нередко между горными хребтами располагаются плоскогорья. Высотную поясность изучал здесь А.Гумбольт "

  1. Анды
  2. Ла-Платская низменность
  3. Гвианское плоскогорье
  4. Гималаи

5. Определите, в какой части материка расположены вулканы Южной Америки: Сан-Педро, Котопахи и др.

  1. в восточной части, на Бразильском плоскогорье
  2. в западной части, в Андах
  3. на крайнем юге, на Огненной Земле
  4. на севере

6. Основные запасы полезных ископаемых осадочного происхождения сосредоточены

  1. в восточной части материка
  2. в западной части, в Андах
  3. на шельфе Атлантического океана
  4. на севере

7. Верно ли, что "Анды" в переводе означает "медные горы"?

  1. да
  2. нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.

Урок по технологии критического мышления. Используются дифференцированные задания, рассматриваются причинно - следственные связи....

Урок "Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки"

урок разработан для учащихся 7 класса. на данном уроке использовались такие методы, как тест,разгадывание кроссворда, заполнение схемы, работа с картой, рефлексия.........

Урок"Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки" 7 класс

Данная разработка предназначена для проведения урока по теме "Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки" в 7 классе. Можно использовать при проведении открытого урока. Структура урока подразумевает п...

Презентация к уроку "Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки"

Презентация к уроку "Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки"...

Презентация к уроку "Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки"

Данная презентация поможет изложить новый материал по Южной Америке...

Открытый урок по географии для 7 класса по теме "Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки"

Урок ФГОС  для 7 класса ФГОС с  сингапурскими структурами на татарском языке с презентацией....

Полезные ископаемые Южной Америки

Подпишите названия полезных ископаемых....