Рабочая программа по географии для 5-9 классов
методическая разработка по географии на тему

Порохненко Татьяна Александровна

Наша школа является экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС второго поколения в основную школу. В 2012 году мы создавали рабочие программы по предметам. Эта -по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii.odt44.67 КБ

Предварительный просмотр:

                             Пояснительная записка

Данная рабочая программа по географии  составлена на основании:

  •    1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего     образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17 декабря № 1897

           2. Требований основной образовательной программы МБОУ СОШ №105 г.о. Самара

           3. Примерной программы по географии М. Дрофа. 2013г

        4. География 5 класс: рабочая программа по учебнику  Баринова, Дронов, Сонин Волгоград. Учитель.2012г

           Программа адресована для использование в 5 классе МБОУ СОШ № 105 Куйбышевского района г.о. Самары.

В системе основного общего образования — география единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно - общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

  • комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях
  • целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
  • Школьный курс географии признан также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.

Целями изучения географии в основной школе (5класс) являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира
  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства
  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических процессов, происходящих в географическом пространстве
  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения  отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности
  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

В 5 классе изучается часть раздела «География Земли», здесь формируются знания из разных областей наук о земле — картографии, геогологии, географии, почвоведения. Эти знания позволяют видеть? gонимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии  на ступени основного общего образования предшествуют курсы «Окружающий мир» , включающие определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данные курсы являются пропевдическими в основной школе.

Содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной ориентации.

        В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

        Общая характеристика учебного предмета курса.

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о Земле как планете людей, закономерностях развития природы, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических процессах, протекающих в географической оболочке.

  • География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения- 272 часа, из них по 34 часа (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 часов (по 2 часа в неделю), в 7,8, 9 классах.

Требования к результатам обучения:

Личностным результатом обучения географии в 6 классе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных этических принципов и норм поведения.

Метапредметные результаты освоения  учащимися 6 класса программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся
  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений управлять своей познавательной деятельностью.

  К метапредметным результатам  относятся  универсальные способы деятельности, формируемые в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;

  • умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи
  • умения вести самостоятельный поиск, отбор информации
  • умения взаимодействовать с  людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей

Предметными результатами освоения  учащимися 56класса являются;

  • умение работать с различными источниками географической информации
  • умение выделять, описывать и объяснять существенные  признаки географических объектов и явлений
  • картографическая грамотность
  • умение вести наблюдение за объектами. Процессами и явлениями географической среды
  • умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

ИКТ - компетентности

  • Правильно включать и выключать устройства ИКТ, входит в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора. Выделение, прямое перемещение, запоминание, вырезание);
  • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет
  • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами
  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены при работе с устройствами ИКТ
  • использовать различные приемы поиска информации в Интернете
  • использовать приемы поиска информации на персональном компьютером.
  • Уметь вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки

Целью курса является развитие географических знаний. Умений. Опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к миру. Необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении курса решаются следующие Задачи:

-формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы и её частей

-формирование представлений о структуре. Развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном, локальном уровнях

-развитие представлений о разнообразии природы и сложности  протекающих в ней процессов

-развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов

-развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации

  • -развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека

-развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России

-Развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 5 КЛАСС

(1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 2 ч — резервное время)

                               Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. Геогра фия. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально эко номическая география — два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно геогра фический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

                           Предметные результаты обучения

                              Учащийся должен уметь:

приводить примеры географических объектов;  называть отличия в изучении Земли географией по срав нению с другими науками (астрономией, биологией, физи кой, химией, экологией);

объяснять, для чего изучают географию.

                             Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневе ковья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Амери ки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии.

Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освое ние Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три мо ря». Освоение Сибири. Практические работы

                           Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллю стрировать их.

                                       Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Все ленной. Представления древнегреческих ученых о Вселен ной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Систе ма мира по Николаю Копернику. Представления о Вселен ной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галиле

ем. Современные представления о строении Вселенной. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни:

благоприятная температура, наличие воды и воздуха, поч вы. Современные исследования космоса. Вклад отечествен ных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие

космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.

                                       Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

описывать представления древних людей о Вселенной; называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты гиганты; описывать уникальные особенности Земли как планеты. Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным

признакам. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географи ческая карта. Практические работы No 3, 4.

                                                  Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «горизонт», «линия гори зонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»; находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; работать с компасом;

ориентироваться на местности при помощи компаса, кар ты, местных признаков.

                                                Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Совре менные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия Антарктида. Ост рова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свой ства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу.

Как сберечь природу?

                                                  Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфе ра», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»; показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши;

описывать погоду своей местности.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

составлять описания объектов; составлять простой план;

работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников.

                            Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отно шением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и со трудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской, творче ской деятельности;

основами экологическо

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА

В кабинете географии должно быть:

1.Лаборантская для хранения демонстрационного оборудования и подготовки практических работ

  1. Современное лабораторное и демонстрационное оборудование
  2. Компьютор и мультимедиапроектор, диски, интернет-ресурсы
  3. Комплект географических карт и тематических таблиц по всем разделам курса
  4. Комплект портретов выдающихся географов и путешественников
  5. Библиотека справочно-информационной литературы, учебно-методической и научно-популярной
  6. Стенды для экспозиции материалов

УМК

1.Учебник под редакцией И.И. Баринова, Плешаков, Сонин. М. Изд Дрофа. 2012г

2. Рабочая тетрадь под редакцией Плешаков. М. Изд Дрофа. 2013Г

3. Методическое пособие под редакцией Плешаков. М. Изд. Дрофа 2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 7 го класса.

Рабочая программа по учебнику География материков и океанов...

рабочая программа по географии Вологодской области 8 класс

Рабочая программа курса «География Вологодской области» разработана на основе регионального образовательного стандарта «География Вологодской области». Она соответствует содержанию раздела «География ...

Рабочая программа по географии для учащихся 6 классов специального (коррекционного) класса VIII вида

      География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. И...

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....