Элективный курс
элективный курс по географии по теме

Гимадиев Ильфат Шакирзянович

Элективный курс по экологии 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl._ekologiya.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сатламышевская средняя общеобразовательная школа»

Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено:                              Согласовано:                                         Утверждаю:                                                                                             На заседании ШМО              Заместитель директора по УВР                  Директор школы:                                                                                                                              

Протокол № 1                            Гимадиева Р. А.                                      Ахметзянова Г.А_____

от «29»августа 2014г                 ____________                                         Приказ№

.                                                                                                                от «29» __августа 2014г.

Рабочая программа

элективного курса «Экология»

на 2014 – 2015 учебный год

(5 класс, 35 ч.)

Составитель:

Гимадиев И.Ш.

учитель первой

квалификационной категории

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Авторская рабочая программа  курса экологии  для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на основе  программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 класс (Д.И. Трайтак, А.Е. Андреевой, изд. Мнемозина, Москва 2008г).

Данная программа подкреплена учебником Суховой Т.С., Драгомилова А.Г. «Природоведение», 5 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2011. – 224 с.

Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:

- преемственности начального и основного общего образования;

- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия и др.);

- гуманизации образования;

- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;

- личностной ориентации содержания образования;

- деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности;

- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетентностей: в общении,  познавательной деятельности).

Эти идеи  являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.

Цель курса: целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Образовательные: 

- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные  опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ  и экскурсии;

- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Развивающие:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

 - развивать  у учащихся  все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.

В 5 классе на реализацию курса экологии согласно базисному учебному плану из  регионального компонента выделено 35  учебных часов (из расчёта по 1 ч/нед.).

Курсның эчтәлеге

Безнең тирәдәге табигать.2 сәг.

Табигать күренешләренең күптөрлелеге Без Җир вәкилләре. Терек һәм терек булмаган табигать - бербөтен

Кеше табигатьне ничек өйрәнә 2 сәг.

Серләрне ачучы приборлар. Күзәнәкләр белән танышу

Терек һәм терек булмаган Җир объектлары 5 сәг.

Безне чолгап алган табигать объектлары. Терек һәм терек булмаган табигать объектлары бер-берсеннән аерыламы? Терек табигать һәм терек булмаган табигать объектлары арасындагы аерымлыклар: форма, төс, зурлык. Терек булмаган табигатьнең җир өсте объектлары. Туфрак.

Болытлар, айсберглар,бозлыклар

Табигатьнең космик обьектлары һәм Җир биосферасы 2 сәг.

Табигатьтә космик объектлар. Җир - космик объект. Җир безнең йортыбыз

Табигать көчләре 7 сәг.

Табигатьтә тәэсир итешү көчләре. Магнит көче. Ышкылу көче. Тыгызлык көче. Электр көче

Табигатьтә басым. Объектларның үзара тәэсире: авырлык көче, тыгызлык көче. Объектларның үзара тәэсире: ышкылу көче, электр көче, магнит көче

Табигатьтә матдәләр 6 сәг.

Табигать объектлары нәрсәләрдән тора. Терек һәм терек булмаган табигать матдәләре нәрсә белән аерыла? Терек организмнар составында неорганик матдәләр бармы? Эри торган һәм эреми торган матдәләр. Табигый матдәләр нәрсәләрдән тора? Матдәләр әверелеше

Молекулалар һәм атомнар. 5 сәг.

Матдәне хасил итүче кисәкчекләр – молекулалар. Химик элементлар. Гади һәм катлаулы матдәләр. Терек һәм терек булмаган табигатьтә химик элементлар. Су – терек һәм терек булмаган табигать матдәсе

Энергия. 2 сәг.

Ни өчен терек организмнарга кислород һәм туклыклы матдәләр кирәк? Энергия төрләре

Дөньяның бергәлеге.3 сәг.

Табигать бербөтен. Матдәләр әйләнеше. Җир –терек планета. Җирдәге тереклекне саклауда кешенең роле.

Содержание программы

Тема

1

Безнең тирәдәге табигать.

Табигать күренешләренең күптөрлелеге Без Җир вәкилләре (экскурсия)

Терек һәм терек булмаган табигать - бербөтен

2

Кеше табигатьне ничек өйрәнә

Серләрне ачучы приборлар

Күзәнәкләр белән танышу

3

Терек һәм терек булмаган Җир объектлары

Безне чолгап алган табигать объектлары

Терек һәм терек булмаган табигать объектлары бер-берсеннән аерыламы? экскурсия

Терек табигать һәм терек булмаган табигать объектлары арасындагы аерымлыклар: форма, төс, зурлык

Терек булмаган табигатьнең җир өсте объектлары. Туфрак.

Болытлар, айсберглар,бозлыклар

4

Табигатьнең космик обьектлары һәм Җир биосферасы

Табигатьтә космик объектлар. Җир - космик объект

Җир безнең йортыбыз

5

Табигать көчләре

Табигатьтә тәэсир итешү көчләре. Магнит көче

 

Ышкылу көче

 

Тыгызлык көче. Электр көче

 

Табигатьтә басым

 

Объектларның үзара тәэсире: авырлык көче, тыгызлык көче

 

Объектларның үзара тәэсире: ышкылу көче, электр көче, магнит көче

 

Үтелгән темаларны кабатлау

6

Табигатьтә матдәләр

Табигать объектлары нәрсәләрдән тора. Терек һәм терек булмаган табигать матдәләре нәрсә белән аерыла?

Терек организмнар составында неорганик матдәләр бармы?

Эри торган һәм эреми торган матдәләр

Табигый матдәләр нәрсәләрдән тора?

Матдәләр әверелеше

Кабатлау. Матдәләрнең физик һәм химик үзлекләре

7

Молекулалар һәм атомнар.

Матдәне хасил итүче кисәкчекләр - молекулалар

Химик элементлар

Гади һәм катлаулы матдәләр. Терек һәм терек булмаган табигатьтә химик элементлар

Су – терек һәм терек булмаган табигать матдәсе

Кабатлау

8

Энергия. 

Ни өчен терек организмнарга кислород һәм туклыклы матдәләр кирәк?

Энергия төрләре

9

Дөньяның бергәлеге. Табигать бербөтен. Матдәләр әйләнеше

Җир –терек планета (экскурсия)

Җирдәге тереклекне саклауда кешенең роле

Уку елын йомгаклау

Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся, обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

Базовый уровень:

- методы изучения природы: наблюдение, опыт, измерение, эксперимент;

-  о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;

- основные признаки  биологических явлений;

- среды обитания живых организмов;

- устройство простейших увеличительных приборов;

- характерные признаки организмов разных царств органического мира;

- примеры съедобных и ядовитых шляпочных грибов;

- правила поведения в природных сообществах.

Продвинутый уровень: 

- иметь представление  о разнообразии живых организмов своей местности, особенностях их питания и размножения;

- иметь представления о факторах живой и неживой природы, влияющих на жизнь живых организмов;

- иметь представления о клеточных формах жизни;

Учащиеся должны уметь:

Базовый уровень: 

- наблюдать за  биологическими явлениями;

- сравнивать природные объекты не менее чем по 34 признакам;

- описывать личные наблюдения;

- объяснять влияние природных явлений на живой организм;

- описывать результаты наблюдений;

- работать с простейшим лабораторным оборудованием и увеличительными приборами;

- проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результат;

- выполнять инструкции правил безопасности.


5 сыйныф өчен экологиядән тематик план

тема 

вид занятия

сроки

пл.

факт.

1

Безнең тирәдәге табигать.

Табигать күренешләренең күптөрлелеге Без Җир вәкилләре (экскурсия)

үзл.эш

4.09

2

Терек һәм терек булмаган табигать - бербөтен

үзл.эш

11.09

3

Кеше табигатьне ничек өйрәнә

Серләрне ачучы приборлар

үзл.эш

18.09

4

Күзәнәкләр белән танышу

лаб.эш

25.09

5

Терек һәм терек булмаган Җир объектлары

Безне чолгап алган табигать объектлары

2.10

6

Терек һәм терек булмаган табигать объектлары бер-берсеннән аерыламы? экскурсия

лаб.эш

9.10

7

Терек табигать һәм терек булмаган табигать объектлары арасындагы аерымлыклар: форма, төс, зурлык

лаб.эш

16.10

8

Терек булмаган табигатьнең җир өсте объектлары. Туфрак.

пр.эш

23.10

9

Болытлар, айсберглар,бозлыклар

30.10

10

Табигатьнең космик обьектлары һәм Җир биосферасы

Табигатьтә космик объектлар. Җир - космик объект

13.11

11

Җир безнең йортыбыз

20.11

12

Табигать көчләре

Табигатьтә тәэсир итешү көчләре. Магнит көче

пр.эш

27.11

13

Ышкылу көче

пр.эш

4.12

14

Тыгызлык көче. Электр көче

пр.эш

11.12

15

Табигатьтә басым

пр.эш

18.12

16

Объектларның үзара тәэсире: авырлык көче, тыгызлык көче

лаб.эш

25.12

17

Объектларның үзара тәэсире: ышкылу көче, электр көче, магнит көче

лаб.эш

15.01

18

Үтелгән темаларны кабатлау

зачет

22.01

19-20

Табигатьтә матдәләр

Табигать объектлары нәрсәләрдән тора. Терек һәм терек булмаган табигать матдәләре нәрсә белән аерыла?

пр.эш

29.01

21

Терек организмнар составында неорганик матдәләр бармы?

үзл.эш

5.02

22

Эри торган һәм эреми торган матдәләр

лаб.эш

12.02

23

Табигый матдәләр нәрсәләрдән тора?

лаб.эш

19.02

24

Матдәләр әверелеше

пр.эш

26.02

25

Кабатлау. Матдәләрнең физик һәм химик үзлекләре

лаб.эш

5.03

26

Молекулалар һәм атомнар.

Матдәне хасил итүче кисәкчекләр - молекулалар

лаб.эш

12.03

27

Химик элементлар

19.03

28

Гади һәм катлаулы матдәләр. Терек һәм терек булмаган табигатьтә химик элементлар

2.04

29

Су – терек һәм терек булмаган табигать матдәсе. Кабатлау

пр.эш

9.04

30

Энергия. 

Ни өчен терек организмнарга кислород һәм туклыклы матдәләр кирәк?

16.04

31

Энергия төрләре

пр.эш

23.04

32

Дөньяның бергәлеге.

 Табигать бербөтен. Матдәләр әйләнеше

30.04

33

Җир –терек планета (экскурсия)

7.05

34

Җирдәге тереклекне саклауда кешенең роле

14.05

35

Уку елын йомгаклау

21.04

 

Перечень учебно-методического обеспечения

         Оборудование и приборы: 

- лабораторное оборудование: штатив,  химический стакан, пробирки, колба, спиртовка, держатель,  лупы, микроскопы, микропрепарат  «Простейшие», садовые инструменты;

-  учебные таблицы: «Цепи питания», «Приспособленности организмов к среде обитания», «Пищеварительная система: человека, рака, моллюска, дождевого  червя», «Внутреннее строение листа», «Скелет человека», «Зубы», «Многообразие органического мира», «Дыхательная система: рыб, земноводных, птиц, человека»,  «Круговорот вещества в экосистеме»,  «Шляпочные грибы», «Съедобные и ядовитые грибы», «Плесневые грибы», «Грибы- паразиты», «Водные обитатели», «Ластоногие», «Рыбы», «Обитатели пустынь и степей»,  «Паразитические черви», «Типы и классы   животных», «Природное сообщество», «Экосистема».

- модели: «Строение яйца»

- гербарий «Типы корней и корневых систем»

- биологические  объекты:  тела  трутовиков,  экземпляры   комнатных   растений,   посадочный материал (семена и рассада) декоративных растений

- технические средства: компьютер, проектор

        

Дидактические материалы: маршрутные листы с заданиями по теме экскурсий, тематические тесты, УМП учебных проектов.

Литература

  1. Сухова Т.С., Драгомилов А.Г. «Природоведение», 5 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2011. – 224 с.
  2. Красная книга Республики Татарстан: Грибы. Лишайники. Растения. Животные
  3. Я познаю мир: Дет. энцикл. Экология / Авт. Сост. А.Е. Чижевский. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 430 с.

Темы проектов на лето

1.  «Удивительный мир живых организмов»

3.  «Планета снеговиков»

2.  «Мусорный ветер»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...