Урок "Транспорт Иркутской области"
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Оксана

На уроке география Иркутской области  в 9 классе в процессе изучения темы: Транспорт Иркутской области  учащиеся познакомятся с особенностями  работы и  проблемами  транспорта своей области.

Задачи:

Образовательные:

  • используя карты атласа,презентации и текст  учебника самостоятельно выявить особенности транспорта  Иркутской области;
  • сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками географической информации, в том числе и с географическими картами.

Развивающие:

  • продолжить развивать интерес к предмету, эмоции;
  • развивать умения делать выводы на основе полученной информации;
  • создать условия для развития у школьников: умений самостоятельной работы, решения проблемных ситуаций, потребности в творческой деятельности;
  • совершенствовать навыки самоконтроля  ученика,  продолжить развивать интеллектуальные способности – критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Воспитательные:

·         повысить мотивацию к совместной работе;

·          воспитывать экологическую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport_irkutskoy_oblasti.docx49.17 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Департамент образования администрации г.Братска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 42»

Конспект урока

по географии Иркутской области в 9 классе

 тема «Транспорт»

Составила:

Шанчук Оксана Сергеевна

учитель географии МБОУ «СОШ №42»

БРАТСК  2014


Конспект урока по географии Иркутской области в 9 классе

тема «Транспорт»

ЦЕЛЬ: показать учащимся особенности работы и  проблемы транспорта Иркутской области;совершенствовать умения анализа тематических карт и статистических данных.

Задачи:

Образовательные:

  • используя карты атласа,презентации и текст  учебника самостоятельно выявить особенности транспорта  Иркутской области;
  • сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками географической информации, в том числе и с географическими картами.

Развивающие:

  • продолжить развивать интерес к предмету, эмоции;
  • развивать умения делать выводы на основе полученной информации;
  • создать условия для развития у школьников: умений самостоятельной работы, решения проблемных ситуаций, потребности в творческой деятельности;
  • совершенствовать навыки самоконтроля  ученика,  продолжить развивать интеллектуальные способности – критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Воспитательные:

  • повысить мотивацию к совместной работе;
  •  воспитывать экологическую культуру.

ТИП УРОКА: сообщение новых знаний

ТЕХНОЛОГИИ: поисково-групповая, проблемное обучение, использованы ИКТ, присутствуют элементы интегрированного урока (информатика,экология, экономика).

ОБОРУДОВАНИЕ: экономические  карты России и   Иркутской области, ноутбуки на каждую группу, презентация с дополнительным материалом, мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер), раздаточный материал (Приложение 1),листы контроля.

Ход урока:

Организационный момент

Учитель: Приветствует детей, проверяет готовность к уроку, даёт положительный настрой и нацеливает ребят на предстоящую работу.

Мотивирование к учебной деятельности

Учитель: По афоризмам определите тему сегодняшнего урока и объяснить о чём идёт речь в данных изречениях.

• Кровеносная система организма народного хозяйства

 (ответ учащихся - Транспортные магистрали).

• Морские двери в другие страны

(ответ учащихся - Порты).

• Подземные пути к морям Северного Ледовитого океана

(ответ учащихся -  Реки Сибири).

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения  в пробном учебном действии.

Учитель: Представьте, что вам нужно  совершить путешествие из Братска в Иркутск, Тайшет, Ербогачен какой вид транспорта  вы  выберите и почему? Какой из перечисленных населённых пунктов имеет наилучшую транспортную доступность?

Постановка учебной задачи.

Учащиеся  совместно с учителем  формулируют тему урока, определяют  вопросы,  на которые нужно будет найти ответы в течение данного урока.

 1.Какие факторы,  влияют  на развитие транспорта в Иркутской области?

2.На какой вид транспорта падает основная часть перевозок грузов и пассажиров?

3.Какова роль транспорта в освоении природных ресурсов области?

Открытие нового знания. Самостоятельная  работа.

Учитель: Работать будем в группах (класс заранее  делится на 5  групп).

У вас на партах лежат задания, которые вы должны выполнить самостоятельно, используя атласы, материал учебника, презентацию, интернет  -ресурсы.

Первичная проверка усвоения знаний.

Учитель: Выслушаем результат ваших работ. Внимательно следите за ответами, помогайте и дополняйте, при необходимости, ответы своих одноклассников (учащиеся  всех групп, представляют результаты своей работы в виде таблиц, устных презентаций, мини-проектов).

1 группа

1.Как данные  факторы,  влияют  на развитие транспорта в Иркутской области?

Факторы

Возникающие трудности

Значительная протяженность

?

Предполагаемый ответ

(Это обуславливает повышенные транспортные расходы на грузовые и пассажирские перевозки, сдерживает социально-экономическое развитие территории. Более 5 тыс. км отделяют Иркутск от европейских промышленных и торговых центров, и около тыс. км - от восточных тихоокеанских портов. Только наличие на ее территории высокоэффективных природных ресурсов (дешевой электроэнергии, крупных запасов воды и леса, богатейшей минерально-сырьевой базы) обусловили здесь размещение  предприятий цветной металлургии, химической промышленности и лесопромышленного комплекса).

Климат

?

(Суровая зима сокращает навигационный период для водного транспорта, вызывает дополнительные затраты при строительстве и эксплуатации автомобильных и железных дорог).

Рельеф

?

(Сложный рельеф Восточной Сибири, а также слабая хозяйственная освоенность, ее удаленность от строительных баз затрудняют прокладку дорог и их эксплуатацию).

Историко-географические  особенностями освоения.

?

(На протяжении длительного времени осваивались в основном южные лесостепные районы Приангарья, имеющие более благоприятные условия для развития сельского хозяйства и заготовки древесины. Именно по этой территории в свое время был расположен Московский тракт, а затем прошла Транссибирская железнодорожная магистраль. Данная территория стала базовой для хозяйственного развития более северных районов области (Средней Ангары и Верхней Лены). Первоначально именно вдоль Транссибирской магистрали были сосредоточены основные мощности строительной индустрии, промышленные, снабженческие и ремонтные предприятия. Весь этот потенциал был использован в 1950-1970-х гг. для эшелонированного индустриального освоения районов Ближнего Севера, строительства там энергопромышленных объектов и формирования транспортных магистралей. Районы Ближнего Севера были ориентированы на вывоз продукции за пределы Иркутской области. Подобный тип односторонней интеграции между Югом и Ближним Севером стал характерным для всей Сибири. Оказались недостаточно развиты меридиональные транспортные пути).

2. Заполните таблицу и сделайте вывод о транспортной освоенности Иркутской области.

Таблица Сеть транспортных коммуникаций (2010 г.)

Эксплуатационная длина железных дорог

Протяжённость автомобильных дорог

Плотность

км на 1000кв.км.

территории

Всего,

тыс.

км.

Электрифицированно

Всего,

тыс.

км.

С твёрдым покрытием

ж/д путей

Автомо-

бильных

дорог

тыс.

км.

%

тыс.

км.

%

Россия

85,0

42,4

599,0

594,0

Иркутская

область

2,5

2,3

14,4

12,4

Учитель: Иркутская область, в силу своей громадной площади, имеет довольно низкую густоту транспортной сети. Участки с наибольшей концентрацией располагаются в южной хозяйственно освоенной зоне. Чем восточнее и севернее регион, тем в большей степени ощущается его транспортная оторванность. Это объясняется высокими транспортными тарифами, неразвитостью транспортной сети, большим износом техники, большим доминированием одних видов транспорта над другими. Множество населенных пунктов не имеют сообщения с транспортно-федеральной системой. Но, несмотря на это, сибирский регион обладает мощными транспортными возможностями, при осуществлении которых Сибирь может стать экономически развитым регионом РФ.

2группа

1.По данным таблицы «Показатели продукции и работы видов транспорта за 2009 г.» составьте круговые диаграммы в программе Excell и дайте их анализ.

Вид транспорта

Перевезено грузов

Грузооборот

%

%

Железнодорожный

65,89

82,1

Автомобильный

8,3

0,6

Внутр.водный

3,2

1,4

Воздушный

0,01

0,1

Трубопроводный

22,6

15,8

Всего

100

100

2. По данным таблицы «Показатели продукции и работы видов транспорта за 2009 г.» составьте круговые диаграммы в программе Excell и дайте их анализ.

Вид транспорта

Перевезено пассажиров

Пассажирооборот

%

%

Железнодорожный

8,5

62,3

Автомобильный

63,5

31,3

Внутр.водный

0,2

0,3

Воздушный

0,08

2,6

Трамвайный

17,12

2,1

Троллейбусный

10,4

1,4

Всего

100

100

3. Сопоставь номенклатуру перевозимых грузов по отдельным видам транспорта. Объясни различия.

3 группа

1.На настенной физической и контурной карте покажите следующие транспортные пути:

а) железные дороги:Трансибирскую, БАМ,Южносибирскую,участки:Хребтовая-Усть-Илимск,Слюдянка-порт Байкал. Выясни годы их строительства;

б)участки нефтепроводов Сургут – Омск - Ангарск; строящегося ВСТО (Тайшет-Усть-Кут-Р.Саха-Амурская обл.-Китай);

Трубопроводный транспорт – новый для области вид транспорта с вполне обоснованной перспективой. В настоящее время по территории области проходят две нитки подземного магистрального нефтепровода Омск–Ангарск и Красноярск–Ангарск. Действует этиленопровод Ангарск–Саянск, эксплуатируемый ОАО «Саянскхимпласт». Имеется продуктопровод Ангарск–Иркутск, по которому поставляют авиационный керосин из ангарской нефтехимической компании в иркутский аэропорт. Помимо магистральных трубопроводов, в городах и поселках области созданы локальные сети муниципальных и ведомственных трубопроводов.

Они используются для водоснабжения, газоснабжения и канализации, их суммарная протяженность более десяти тысяч километров. На промышленных предприятиях также имеются собственные локальные сети трубопроводов (технологических и бытовых). В 2009 году был пущен в эксплуатацию участок нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) от Усть-Кута до Тайшета. В целом трубопроводный транспорт в регионе имеет все необходимые предпосылки для дальнейшего развития: наличие сырья. Регион может выступать транзитной территорией при возможной поставке нефти из Красноярского края и Республики Бурятия на рынки стран АТР.

в) автомобильные дороги: Московский тракт, Якутский, Байкальный, Братский и др.

Основными автодорогами являются: участок Московского тракта (Тайшет – Нижнеудинск – Тулун – Зима – Черемхово – Иркутск – Слюдянка – Улан–Удэ); Якутский тракт (Иркутск – Усть–Орда – Баяндай – Хогот – Качуг – Жигалово), Братский (Тулун – Братск); Жигаловский (Залари – Балаганск – Усть–Уда – Жигалово); Тункинский (Иркутск – Култук – Кырен – Монды – граница Монголии).

г) авиационные пути. Выясните направления международных и местных авиатрасс и покажите их на карте линиями разных цветов. Обозначьте аэропорты: г.Иркутск,  г.Братск,г.Усть-Илимск,г.Киренск,г. Бодайбо; железнодорожный узел – г.Тайшет.

В области авиатранспорт приобретает большое значение, как во внешних, так и внутренних связях. Над тер¬риторией области проходят международные авиалинии: Мос¬ква – Иркутск – Пекин, Москва – Иркутск – Токио, Москва – Иркутск – Улан–Батор и авиалинии общероссийского и мест¬ного значения.Важное значение имеет авиатранспорт для северных районов области, для некоторых из них он является единственным средством сообщения.

Иркутск, Братск, Усть–Илимск являются крупными аэро¬портами в Сибири, способными принимать самолеты самых различных типов. В Иркутском аэропорту закончены работы по строительству международного терминала «Иркутск», планируется строительство нового аэропорта между Ангарском, отвечающего всем международным нормам.Рекон¬струируются аэропорты в Братске, Усть–Илимске, Бодайбо.

4 группа

1.Составьте   проект  бизнес-плана о Кругобайкальской железной дороге. Обоснуйте возможность использования её для целей рекреации

5группа

1. Подготовить презентацию на тему «Влияние транспорта Иркутской области на состояние окружающей среды»(опережающее задание).

Первичное закрепление знаний

Учитель:  А теперь мне бы хотелось проверить, как вы усвоили новую тему урока и сможете ли применить свои знания в жизненных ситуациях.

Составить один сложный вопрос   по изученной  теме и  предложить его одноклассникам.

Домашнее задание

Выполнить социокультурный практикум «Транспорт в моём городе»:

Проведите анкетирование своей семьи и учащихмя школы.вот примерные вопросы для анкетирования:

1.Как вы оцениваете работу городского транспорта?

(отлично, удовлет., неудовл.)

2.Каким видом транспорта вы пользуетесь?

3.Какой вид транспорта работает наиболее эффективно?

4.Что вас не устраивает в работе транспорта?

5.Как улучшить работу транспорта в городе?

Итог урока. Рефлексия.

 Учитель: Я считаю, что вы успешно справились с работой. Но у меня осталась к вам сегодня ещё одна просьба-задание: отобразите своё настроение и то, как вы оцениваете совместную работу и знания, приобретённые на сегодняшнем уроке в листе контроля, который находится у вас на партах (Приложение 2).

(Учащиеся заполняют листы контроля и сдают их учителю). 


Приложение  1

1 группа

1.Как данные  факторы,  влияют  на развитие транспорта в Иркутской области?

http://irkipedia.ru/content/transportnaya_sistema_irkutskoy_oblasti

Факторы

Возникающие трудности

Значительная протяженность

Климат

Рельеф

Историко-географические  особенностями освоения.

2. Заполните таблицу и сделайте вывод о транспортной освоенности Иркутской области.

Таблица Сеть транспортных коммуникаций (2010 г.)

Эксплуатационная длина железных дорог

Протяжённость автомобильных дорог

Плотность

км на 1000кв.км.

территории

Всего,

тыс.

км.

Электрифицированно

Всего,

тыс.

км.

С твёрдым покрытием

ж/д путей

Автомо-

бильных

дорог

тыс.

км.

%

тыс.

км.

%

Россия

85,0

42,4

599,0

594,0

Иркутская

область

2,5

2,3

14,4

12,4

http://irkipedia.ru/content/plotnost_transportnoy_nagruzki_atlas

2группа

1.По данным таблицы «Показатели продукции и работы видов транспорта за 2009 г.» составьте круговые диаграммы в программе Excell и дайте их анализ.

Вид транспорта

Перевезено грузов

Грузооборот

%

%

Железнодорожный

65,89

82,1

Автомобильный

8,3

0,6

Внутр.водный

3,2

1,4

Воздушный

0,01

0,1

Трубопроводный

22,6

15,8

Всего

100

100

2. По данным таблицы «Показатели продукции и работы видов транспорта за 2009 г.» составьте круговые диаграммы в программе Excell и дайте их анализ.

Вид транспорта

Перевезено пассажиров

Пассажирооборот

%

%

Железнодорожный

8,5

62,3

Автомобильный

63,5

31,3

Внутр.водный

0,2

0,3

Воздушный

0,08

2,6

Трамвайный

17,12

2,1

Троллейбусный

10,4

1,4

Всего

100

100

3. Сопоставь номенклатуру перевозимых грузов по отдельным видам транспорта. Объясни различия.

3 группа

http://irkipedia.ru/content/transportnaya_sistema_irkutskoy_oblasti

http://irkipedia.ru/content/vostochno_sibirskaya_zheleznaya_doroga

http://irkipedia.ru/content/baykalo_amurskaya_magistral

http://irkipedia.ru/content/predpriyatiya_vodnogo_transporta_irkutskoy_oblasti

http://irkipedia.ru/content/predpriyatiya_avtomobilnogo_transporta_irkutskoy_oblasti

http://irkipedia.ru/content/predpriyatiya_vozdushnogo_transporta_irkutskoy_oblasti

http://irkipedia.ru/content/elektrotransportnye_predpriyatiya_irkutskoy_oblasti

1.На настенной физической и контурной карте покажите следующие транспортные пути:

а) железные дороги:Трансибирскую, БАМ,Южносибирскую,участки:Хребтовая-Усть-Илимск,Слюдянка-порт Байкал. Выясни годы их строительства;

б)участки нефтепроводов Сургут – Омск - Ангарск; строящегося ВСТО (Тайшет-Усть-Кут-Р.Саха-Амурская обл.-Китай); http://irkipedia.ru/content/truboprovodnyy_transport_v_irkutskoy_oblasti

в) автомобильные дороги: Московский тракт, Якутский, Байкальный, Братский и др.

г) авиационные пути. Выясните направления международных и местных авиатрасс и покажите их на карте линиями разных цветов. Обозначьте аэропорты: г.Иркутск,  г.Братск,г.Усть-Илимск,г.Киренск,г. Бодайбо; железнодорожный узел – г.Тайшет.

4 группа

1.Составьте   проект  бизнес-плана о Кругобайкальской железной дороге. Обоснуйте возможность использования её для целей рекреации (опережающее задание).

http://irkipedia.ru/content/krugobaykalskaya_zheleznaya_doroga_otryvok_iz_putevoditelya_1908_1909_godov

http://irkipedia.ru/content/krugobaykalskaya_zheleznaya_doroga

5группа

1. Подготовить презентацию на тему «Влияние транспорта Иркутской области на состояние окружающей среды» (опережающее задание). http://irkipedia.ru/content/transportno_ekologicheskiy_kompleks_atlas


Приложение 2

                                                                 Лист контроля                                                    

                                                                                           Ф.И. ___________________________

Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке?

+++ - очень важное

++ - важное

+ - пока  не знаю

 

Как ты оцениваешь полученные сегодня знания?

+++ - глубокие

++ - средние

+ - неосознанные

 

С каким настроением ты изучал материал?

+++ - было интересно

++ - не очень интересно

+ - не интересно вообще

 

Как оцениваешь свою деятельность?

+++ - отлично

++ - хорошо

+ - удовлетворительно

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу География Иркутской области" Население Иркутской области". 9 класс

В школьную прогамму входит учебный курс  родного края "География Иркутской области"...

Презентация к уроку географии Иркутской области в 8 классе по теме " Климат Иркутской области"

Презентация даёт возможность повторить материал по теме "Климат России", изучить и закрепить новый материал, используя самостоятельную работу, тестовые задания. Активно работают учащиеся с учебником, ...

Тест по географии Иркутской области "Рельеф и геологическое строение Иркутской области"

Тест по географии Иркутской области по теме "Рельеф и геологическое строение Иркутской области". Данный тест можно провести после изучения соответствующей темы в 8 классе, составлен по учебнику Геогра...

Презентация по географии Иркутской области по теме "Население Иркутской области"

Урок овладения новыми знаниями. Презентация содержит некоторую информацию по показателям населения Иркутской области, но большая часть слайдов - это задания для самостоятельного выполнения учащимися с...

конспект урока по географии Иркутской области "Города Иркутской области"

Урок проводится в 9 классе. Используется технология проектного  обучения....

Природные условия Иркутской области Иркутской области

Рабочая тетрадь к УМК Живая природа Иркутской области (черновой вариант) под редакцией И. В.Шерстяниковой, В.Г. Шеленкова...

Интеллектуальный турнир "Иркутская область: от острога до современности" к 80-летию области

Турнир предусматривает участников разного возраста: от пятиклассников до взрослых. Требуется предварительная подготовка. Презентация содержит вопросы и ответы. необходимый иллюстративный материал....