Географические координаты
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Ефимова Оксана Викторовна

Конспекты  двух уроков. На первом изучаем широту, на втором долготу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

                Уроки по теме «Географические координаты»

Продолжительность: 90 минут (2 урока).

Тип: комплексное применение знаний.

Вид: урок изучения нового материала с элементами практикума.

Цели урока:  

а) образовательная: в результате урока учащиеся научатся определять  географические координаты;

б) развивающие: развитие логического мышления – учащиеся научатся использовать знания в новой ситуации;

в) воспитательные: формирование познавательного интереса в форме сотрудничества, атмосферы  увлеченности и ощущения успешности.

Задачи урока: в результате урока учащиеся научаться определять: географическую широту, географическую долготу, географические координаты.

Методы: репродуктивный (беседа), частично-поисковый (работа по карте).

Средства обучения: физическая карта полушарий, учебник Т.П. Герасимова, «Начальный курс географии» 6-й  класс. –М.: «Просвещение», 2009г, атласы «Физическая география. Начальный курс» 6-й класс, презентация к уроку, мультимедиапроектор.

                                       Ход  первого урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент (1мин)

Приветствует детей. Проверяет готовность к уроку. Слайд1

Демонстрируют готовность к уроку.

  1. Проверка пройденного материала на прошлом уроке (10мин)

Для проверки  ваших знаний по подготовке д\з ответим на вопросы теста, но сначала отгадаем загадки:

Слайд 2

--Эта линия, то черная, то синяя.

   Он очень  нужен нам:

   Он делит Землю пополам,

   Чтобы нам не спутать вдруг,-

   Где же север, где же юг!

                              (Экватор)

--Смотри – они перед тобой

   Все длинные-предлинные,

   И словно делят шар земной

   На дольки апельсинные.

                           (Меридианы)

--Посмотри – у …………………

   Ни начала, ни конца.

   ………… на самом деле

   В виде тонкого кольца.

                                (Параллель)

Далее выполнение теста          

 Слайд3

Отгадывают загадки.

Выполняют тестовое задание

  1. Определение темы урока и задач урока (1мин)

Сегодня на уроке мы с вами должны: Вспомнить! Что такое меридиан, параллель, экватор, полюс?  Узнать! Что такое долгота, широта? Научится  делать! определять географические координаты.

   Слайд 4

Тема сегодняшнего урока «Географические координаты»

-Откройте тетради и запишите тему урока.   Цель:  Сформировать представление о географической широте; научиться определять географическую широту; подготовиться к практической работе.

Слайд 5                                                      

Записать тему урока в тетрадь

  1.  Изучение нового материала (15мин)

Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес тоже состоит из двух частей – широты и долготы. Определить их нам поможет градусная сеть. Широта показывает место точки на определённой параллели, а долгота – место этой  точки на конкретной меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес – географические координаты.

Слайд6

- Географические координаты – это географическая широта (северная и южная) и географическая долгота(восточная и западная)- является  географическим  адресом  объекта на глобусе или карте.(слайд 7)

- Первая часть адреса начинается с географической широты.

- Что значить определить географическую широту? Откройте учебник на странице 30 рисунок 18.

- Какая параллель находится в центре?

- На какие полушария она делит?

Параллельно экватору, на расстоянии 10  друг от друга, проведены другие параллели до Северного и Южного полюсов.  Широта отсчитывается от экватора. Все точки от экватора к северу будут иметь северную широту, а расположенные к югу от экватора – южную широту.

Слайд 8

-Параллель 23,5c.ш. -  это Северный тропик;

-Параллель 23,5 ю.ш. – это Южный тропик;

- Параллель 66,5с.ш. – это Северный полярный круг;

- Параллель 66,5 ю.ш.- это Южный полярный круг.

Слайд 9

Географическая широта – это величина дуги меридиана от экватора к северу или к югу до заданной точки (или параллель на которой расположен географический объект)

- Запомните, что параллели пронумерованы на карте полушарий по краю полушария.

Прежде чем  приступить к тренингу, давайте рассмотрим алгоритм  нахождения широты.

Слайд 9

  1. Найти на карте объект.
  2. Определить со стороны экватора  ближайшую параллель до необходимого нам объекта.
  3. Определить число градусов от этой параллели  до объекта
  4. Прибавить получившееся  число к широте параллели
  5. Определить полушарие

ПОМНИТЕ! Отчёт всегда от экватора. Северная широта обозначатся  с.ш.; южная широта – ю.ш.

Записать определение в тетрадь

Экватор

На северное и южное

Записать в тетрадь

Записать определение в тетрадь

Записать в тетрадь

5 Физкультминутка (2мин)

Слайд 10

6 Отработка умений находить географическую широту (5мин)

Продолжаем работать по учебнику  с рисунком 18 на странице 30.

- Определите широту городов Лондона, Санкт – Петербурга, Москвы, Владивостока и мыс Челюскин и мыс Игольный. Определите широту точек: посёлка Мирный в Антарктиде

- Самое большое значение широты?

- Чему равна широта Северного и Южного полюсов?

52 с.ш., 60с.ш.,56 с.ш., 43с.ш., 78 с.ш.,35ю.ш.

  69 ю.ш

90

90с.ш. и 90ю.ш.

7 Самостоятельная  работа (5мин)

Пользуясь картой полушарий в атласе, определите широту городов Каира , Парижа, Кейптауна, Мехико и Берлин.

Учащиеся работают самостоятельно, результаты работы отдают учителю.

8 Закрепление (2мин)

Вопросы для закрепления:

-Что называют географической широтой?

-Как правильно  определить широту? Какие действия при этом необходимо выполнять?

Отвечают на вопросы учителя.

9 Рефлексия (2мин)

И в заключение первого урока, посмотрите на слайд и закончите предложения:

Слайд 10

«А у меня сегодня получилось ……

«Я и не подозревал(а) ………………..

Всем спасибо за работу на уроке.

Дети заканчивают предложения

10 Подведение итогов (1мин)

А наиболее удачные ответы учеников: …………        будут отмечены хорошими и отличными отметками в журнале.

11 Домашнее задание (1мин)

Параграф  11

В дневниках записывают домашнее задание.

           

                                                     Ход второго урока

1 Организационный момент (1мин)

Приветствует детей. Проверяет готовность  к уроку. Слайд 1

Демонстрируют готовность к уроку

2 Определение темы урока и задач урока (3мин)

Вопросы проблемного характера:

-Что изучали на прошлом уроке?

-Как вы думаете, для чего необходимо уметь определять географические координаты? Как вы думаете достаточно найти только одну широту?

-Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать на уроке?

Тема сегодняшнего урока «Географическая долгота»  Слайд1

Цель: сформировать представление о географической долготе, научиться определять её и продолжить подготовку к проверочной работе .

 Слайд 2

Отвечая на вопросы должны выйти на тему урока; записывают её в тетрадь. Сами определяют главную задачу

3 Повторение. Проверка  домашнего задания (5мин)

1.Фронтальный опрос

Слайд3

     --Что называют географической широтой объекта?

     --Как определить широту объекта, расположенного на параллели?

    --Как определить широту объекта, расположенного между  параллелями?

Ученики отвечают на вопросы.

4 Изучение нового материала (15мин)

Слайд 4

-Что такое меридиан?

-Где они пронумерованы?

На следующий вопрос ответьте с помощью учебника.

Слайд5

-Что такое географическая долгота?

-Вспомните, какой меридиан является начальный?

-На какие полушария он делит?

Слайд5

Алгоритм нахождения долготы:

  1. Найти объект на карте.
  2. Определите, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится
  3. Определите долготу меридиана, на котором расположен объект или определите долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого меридиана.
  4. Определить количество градусов от этого меридиана до этого объекта  и прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана

Линии, которые проходят через оба полюса, равные между собой, показывают направление север – юг.

По экватору на карте полушарий.

-Это величина дуги параллели от нулевого меридиана к западу и востоку до заданной точки.

Ученики записывают определение в тетрадь

-Нулевой меридиан или гринвичский.

-На западное и восточное.

Записать в тетрадь

5 Физкультминутка(2мин)

Слайд 6

6 Отработка умений находить географическую долготу(4мин)

    -Определить долготу Санкт –Петербурга, Владивостока, Москвы, Сиднея, Вашингтона и  Нью-Йорка.

Запомните! Восточная долгота обозначается -в.д., западная долгота – з.д.

600с.ш., 300в.д.; 560с.ш.,380в.д.; 340ю.ш.,1510в.д.;

380с.ш.,780з.д.;

410с.ш., 740з.д.

7 Закрепление (12мин)

Объяснить опорный конспект (приложение в конце конспекта)

Слайд 7

Записать конспект в тетрадь

8 Рефлексия(1мин)

При подведении итогов занятия важно, чтобы ребята для себя ответили на вопрос: «Необходимы ли знания о географических координатах». Каждому ученику выдаётся листок бумаги, на котором написаны две фразы, одну из них необходимо закончить:

  1. «В жизни всё ………………………»
  2. «Когда я вырасту……………»  Слайд 8

Ребята заканчивают одну из  понравившихся фраз.

9 Подведение итогов (1мин)

Наиболее удачные ответы учеников будут  отмечены хорошими отметками

10 Домашнее  задание (1мин)

Параграф 12

В дневниках записывают домашнее задание

 

                                               

                                             Приложение

             Опорный конспект по теме «Географические координаты»

         

          Адрес точки               Географические координаты

                                               (точка пересечения

                                                параллелей и меридианов)

                                                     

                                   •        

             по параллелям                                          по меридианам

                                Г Е О Г Р А Ф И Ч Е С К А Я

           Ш  И  Р  О  Т  А                            ДОЛГОТА

                                    расстояние в градусах

                  от экватора                                         от начального

           до 90° широты (полюс)                              меридиана

                                                                              до 180° долготы

                   •

               северн.                                                           З              В

     0                            экв.                              западная             восточная

               южн.

                   •                                                                            0°


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Определение географических координат по географической карте» с использованием ЭОР

Урок географии в 6 классе. Цель  урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, расстояний и направлений по карте в знакомой и новой учебной ситуация...

Географические координаты. Учимся определять географическую широту и долготу.

Работа направлена на усвоение материала по теме "Географические координаты"....

Географическая долгота. Географическая широта. Географические координаты. ОМ-5 класс

Работа с терминамиГрадусная сетьЭкваторПараллельМеридианСеверный тропикЮжный полярный кругГеографическаяширота и долготаПравила определения географической широты и географической долготы...

Географический диктант. (Градусная сеть и географические координаты ).

Географический диктант.  (Градусная сеть и географические координаты ). 2 варианта....

Практическая работа №4: «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам».

Данная практическая работа №4 отличается от аналогичных разработок наличием:- карточки задания №1 - где учащиеся в качестве "стартового спринта" работают по завершению формирования представлений о пар...

Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам

Практическая работа  Определение географических координат точек и точек по географическим координатам...