Современные образовательные технологии
статья по географии на тему

Ульяна Александровна Радченко

Современные образовательные технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Радченко У. А.

Учитель географии

Краснодар

МБОУ СОШ № 22  

  «Современные образовательные технологии на уроках географии».

 

   В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология».

 Принцип активности учащихся в процессе обучения остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.

Урок  является главным компонентом в обучении и воспитании, формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и ученика. В настоящее время широко применяются новые методы и формы общения: проекты, конференции, бинарные уроки, деловые игры, групповая работа и т.д.

Рассмотрим на примере географии, как проводятся вышеуказанные формы уроков.

Блиц опрос. В начале каждого урока в очень высоком темпе задаются короткие вопросы, которые подразумевают точные конкретные ответы, например:

  - численность населения мира;

  - страна, занимающая первое место в мире по добыче нефти;

  - столица Филиппин;

  - отрасли международной специализации Японии;

  - какие электростанции преобладают во Франции;

Данный  прием позволяет быстро войти в рабочий ритм, настроиться на изучение географии. Но этот метод преследует и другую цель: если какие - то

вопросы  повторяются на разных уроках, то учебный материал, наконец, запоминается всеми.

Достаточно большой интерес у учеников вызывают задачи, проблемные вопросы, тестовые задания.

Вот некоторые из них:

  1. Сельскохозяйственные культуры – сырье для производства одного из важнейших продуктов питания:

А. Бразилия, Индия, Китай

Б. Франция, Украина, Германия

     Среди перечисленных государств, есть страны, на территории которых эти растения были окультурены? Если знаете, назовите их. Откуда получает сырье для производства этого продукта Россия?

(Ответ: А-сахарный тростник, Б- сахарная свекла)

 Обе культуры служат сырьем для производства сахара и этилового спирта. Сахарный тростник был введен в культуру в Тропическом центре происхождения культурных растений, т.е. происходим с территории Индии. Сахарная свекла Средиземноморского центра, к которому относятся и Южные районы Франции. Россия производит сахар частично из выращенной на своей территории сахарной свеклы, частично – из сахара – сырца завезенного из Бразилии и Кубы, где вырабатываются из сахарного тростника.

2.Население Норвегии проголосовало против вхождения своей страны в Европейский Союз. Представьте, что вам, как эксперту норвежского правительства, необходимо проанализировать, итоги этого референдума. Предложите своему руководству программу убеждения норвежцев в целесообразности вступления в ЕС.

3.На международной выставке «Цветные металлы – 2011» встретились представители четырех стран западного полушария, входящих в первую десятку в мире по добыче бокситов. Несмотря на географическую близость своих стран, беседующие вынуждены были прибегнуть к услугам сразу трех переводчиков. С каких языков пришлось переводить беседу? Граждане, каких стран участвовали?

(Переводить пришлось с   португальского, английского, голландского; страны: Бразилия, Суринам, Ямайка)

  Групповая работа учащихся

В качестве примера предложена тема: «Сельское хозяйство мира».

За две недели до уроков, класс делится на группы, каждая из которых выбрала один из разделов темы. Каждой группе предложено подготовить газету, буклет, коллекцию, кулинарное блюдо и т.д.

Тема рассчитана  на два урока. Разделы включают  следующие вопросы для обсуждения:

  - Значение сельского хозяйства и его связи с другими отраслями.

  - Занятость людей в сельском хозяйстве в странах.

  - Взаимосвязь отраслей внутри сельского хозяйства.

  - Зависимость отраслей структуры сельского хозяйства от природных и экономических условий каждой страны.

  - Агропромышленный комплекс.

  - Производственные и земельные отношения в разных странах.

 В группах подготовлены выступления по темам:

  - Зерновые культуры.

  - Технические культуры.

  - Тропические и тонизирующие культуры.

  - Животноводство.

Учитель подводит итоги уроков и показывает влияние сельского хозяйства на окружающую среду.

Существуют и другие формы проведения групповой работы. Предлагаемая форма наиболее эффективна на обобщающих уроках.

Весь класс делится на группы. В каждой назначается руководитель, который за несколько дней получает консультацию у учителя. Каждая группа  должна пройти четыре этапа (опрашивают руководители групп).Все отметки фиксируются на листках учащихся.

Игровые технологии

 Игры  на уроках активизируют деятельность учащихся, повышают познавательный интерес к предмету. Опыт показывает, что игровые технологии способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе. Ситуации из реальной жизни и ситуация успеха, помогают лучше усваивать материал любой сложности.

Педагогическая игра обладает существенными признаками:

 - четко поставленная цель общения и воспитания;

 - управление ходом игры;

 - сочетание индивидуальной и коллективной работы;

 - подведение итогов и оценивание;

 - повышение познавательной мотивации учащихся;

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

 - обучающие, тренировочные, контролирующие;

 - познавательные, воспитательные, развивающие;

 - репродуктивные, продуктивные, творческие;

 - коммуникативные, диагностические, творческие;

Урок- игру можно использовать как при прохождении нового материала, так и для итоговой проверки знаний, для обобщения и повторения.

Вот некоторые примеры игр:

Найти трехзначное число, включающее соответствующие материк, государство и столицу. 1)Южная Америка  2)Африка  3)Северная Америка  4)Канада   5)Египет   6)Оттава   7)Перу  8)Лима  9)Каир

Например: 346

2. Найти ошибки в тексте.

«…Наконец участники экспедиции достигли реки Амазонки, самой длинной и полноводной реки мира, впадающей в Тихий океан и т. д.»

  1. Географическая викторина:

  - На берегах, какой реки стоят города девяти стран? (Дунай)

  - Какая часть света омывается четырьмя океанами?  (Азия)

  • Что называют «коричневым золотом»,  «зеленым углем», «черным золотом»,  «белым углем», «голубым углем», «белым золотом», «солнечным камнем».

(торф, горючие сланцы, нефть, энергия падающей воды, энергия ветра, хлопок, каменный уголь)

 3.Географические загадки – шутки.

  • Название  какого города состоит из птицы и животного?  (Воронеж)
  • Какой город Европы  стоит «на мягком месте»?  (Париж на Сене)
  • Какой остров сам признает себя принадлежностью костюма? (Ямайка)
  • Между какими двумя одинаковыми буквами нужно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название государства? (Я-пони- я)
  • Из какой ткани «сшит» один из крупнейших городов США? (Бостон)

Проектная деятельность.

Включает три этапа: 1)Постановка проблемы, составление плана работы, сбор материала по данной теме. 2)Обсуждение и анализ полученных результатов, отчет каждого из участников о своем  вкладе в общее дело, поощрение принимавших участие в работе. 3)Оформление полученных результатов.

Задание: Спланировать населенный пункт, дороги; продумать связи и обеспечение электроэнергией, нанести хозяйственные объекты.

Проект представляет собой план местности.

Авторские группы могут представить разные проекты:  «Завод по производству мясных  консервов», «Рыбоперерабатывающий завод», «Предприятие по производству сахара» и т.д.

Элементы проектной деятельности могут быть использованы на многих уроках. На семинаре: «Энергетика и окружающая среда» можно задать следующие вопросы:

   1)Спрогнозируйте последствия строительства Туруханской ГЭС на реке Нижняя Тунгуска. При этом предполагается построить плотину высотой 200 метров. Для прогноза используйте карты атласа.

   2)Широкие круги населения и некоторые специалисты считают, что положение на реке Волге было бы совсем иным, если бы не было бы водохранилищ, замедливших сток реки, и плотин – «тромбов», появившихся в ее русле. Другая группа утверждает, что строительство ГЭС  на Волге вызвано необходимостью решения многих народнохозяйственных задач: Волжско – Камский  каскад дает 20% электроэнергии, производимой на ГЭС в России, обеспечивает водными ресурсами промышленные центры.

Примите участие в дискуссии, какую точку зрения и почему вы будете отстаивать?

У учебного проектирования масса достоинств, но не нужно забывать, что учебные проекты основываются на базовых знаниях и требуют четкой организационной подготовки.

Все перечисленные  методы и формы работы позволяют достичь главной цели – повысить интерес к изучаемому предмету.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий

В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы с

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных тех...