Современные образовательные технологии
статья по географии на тему
Современные образовательные технологии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Радченко У. А.
Учитель географии
Краснодар
МБОУ СОШ № 22
«Современные образовательные технологии на уроках географии».
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология».
Принцип активности учащихся в процессе обучения остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.
Урок является главным компонентом в обучении и воспитании, формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и ученика. В настоящее время широко применяются новые методы и формы общения: проекты, конференции, бинарные уроки, деловые игры, групповая работа и т.д.
Рассмотрим на примере географии, как проводятся вышеуказанные формы уроков.
Блиц опрос. В начале каждого урока в очень высоком темпе задаются короткие вопросы, которые подразумевают точные конкретные ответы, например:
- численность населения мира;
- страна, занимающая первое место в мире по добыче нефти;
- столица Филиппин;
- отрасли международной специализации Японии;
- какие электростанции преобладают во Франции;
Данный прием позволяет быстро войти в рабочий ритм, настроиться на изучение географии. Но этот метод преследует и другую цель: если какие - то
вопросы повторяются на разных уроках, то учебный материал, наконец, запоминается всеми.
Достаточно большой интерес у учеников вызывают задачи, проблемные вопросы, тестовые задания.
Вот некоторые из них:
- Сельскохозяйственные культуры – сырье для производства одного из важнейших продуктов питания:
А. Бразилия, Индия, Китай
Б. Франция, Украина, Германия
Среди перечисленных государств, есть страны, на территории которых эти растения были окультурены? Если знаете, назовите их. Откуда получает сырье для производства этого продукта Россия?
(Ответ: А-сахарный тростник, Б- сахарная свекла)
Обе культуры служат сырьем для производства сахара и этилового спирта. Сахарный тростник был введен в культуру в Тропическом центре происхождения культурных растений, т.е. происходим с территории Индии. Сахарная свекла Средиземноморского центра, к которому относятся и Южные районы Франции. Россия производит сахар частично из выращенной на своей территории сахарной свеклы, частично – из сахара – сырца завезенного из Бразилии и Кубы, где вырабатываются из сахарного тростника.
2.Население Норвегии проголосовало против вхождения своей страны в Европейский Союз. Представьте, что вам, как эксперту норвежского правительства, необходимо проанализировать, итоги этого референдума. Предложите своему руководству программу убеждения норвежцев в целесообразности вступления в ЕС.
3.На международной выставке «Цветные металлы – 2011» встретились представители четырех стран западного полушария, входящих в первую десятку в мире по добыче бокситов. Несмотря на географическую близость своих стран, беседующие вынуждены были прибегнуть к услугам сразу трех переводчиков. С каких языков пришлось переводить беседу? Граждане, каких стран участвовали?
(Переводить пришлось с португальского, английского, голландского; страны: Бразилия, Суринам, Ямайка)
Групповая работа учащихся
В качестве примера предложена тема: «Сельское хозяйство мира».
За две недели до уроков, класс делится на группы, каждая из которых выбрала один из разделов темы. Каждой группе предложено подготовить газету, буклет, коллекцию, кулинарное блюдо и т.д.
Тема рассчитана на два урока. Разделы включают следующие вопросы для обсуждения:
- Значение сельского хозяйства и его связи с другими отраслями.
- Занятость людей в сельском хозяйстве в странах.
- Взаимосвязь отраслей внутри сельского хозяйства.
- Зависимость отраслей структуры сельского хозяйства от природных и экономических условий каждой страны.
- Агропромышленный комплекс.
- Производственные и земельные отношения в разных странах.
В группах подготовлены выступления по темам:
- Зерновые культуры.
- Технические культуры.
- Тропические и тонизирующие культуры.
- Животноводство.
Учитель подводит итоги уроков и показывает влияние сельского хозяйства на окружающую среду.
Существуют и другие формы проведения групповой работы. Предлагаемая форма наиболее эффективна на обобщающих уроках.
Весь класс делится на группы. В каждой назначается руководитель, который за несколько дней получает консультацию у учителя. Каждая группа должна пройти четыре этапа (опрашивают руководители групп).Все отметки фиксируются на листках учащихся.
Игровые технологии
Игры на уроках активизируют деятельность учащихся, повышают познавательный интерес к предмету. Опыт показывает, что игровые технологии способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе. Ситуации из реальной жизни и ситуация успеха, помогают лучше усваивать материал любой сложности.
Педагогическая игра обладает существенными признаками:
- четко поставленная цель общения и воспитания;
- управление ходом игры;
- сочетание индивидуальной и коллективной работы;
- подведение итогов и оценивание;
- повышение познавательной мотивации учащихся;
По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, творческие;
Урок- игру можно использовать как при прохождении нового материала, так и для итоговой проверки знаний, для обобщения и повторения.
Вот некоторые примеры игр:
Найти трехзначное число, включающее соответствующие материк, государство и столицу. 1)Южная Америка 2)Африка 3)Северная Америка 4)Канада 5)Египет 6)Оттава 7)Перу 8)Лима 9)Каир
Например: 346
2. Найти ошибки в тексте.
«…Наконец участники экспедиции достигли реки Амазонки, самой длинной и полноводной реки мира, впадающей в Тихий океан и т. д.»
- Географическая викторина:
- На берегах, какой реки стоят города девяти стран? (Дунай)
- Какая часть света омывается четырьмя океанами? (Азия)
- Что называют «коричневым золотом», «зеленым углем», «черным золотом», «белым углем», «голубым углем», «белым золотом», «солнечным камнем».
(торф, горючие сланцы, нефть, энергия падающей воды, энергия ветра, хлопок, каменный уголь)
3.Географические загадки – шутки.
- Название какого города состоит из птицы и животного? (Воронеж)
- Какой город Европы стоит «на мягком месте»? (Париж на Сене)
- Какой остров сам признает себя принадлежностью костюма? (Ямайка)
- Между какими двумя одинаковыми буквами нужно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название государства? (Я-пони- я)
- Из какой ткани «сшит» один из крупнейших городов США? (Бостон)
Проектная деятельность.
Включает три этапа: 1)Постановка проблемы, составление плана работы, сбор материала по данной теме. 2)Обсуждение и анализ полученных результатов, отчет каждого из участников о своем вкладе в общее дело, поощрение принимавших участие в работе. 3)Оформление полученных результатов.
Задание: Спланировать населенный пункт, дороги; продумать связи и обеспечение электроэнергией, нанести хозяйственные объекты.
Проект представляет собой план местности.
Авторские группы могут представить разные проекты: «Завод по производству мясных консервов», «Рыбоперерабатывающий завод», «Предприятие по производству сахара» и т.д.
Элементы проектной деятельности могут быть использованы на многих уроках. На семинаре: «Энергетика и окружающая среда» можно задать следующие вопросы:
1)Спрогнозируйте последствия строительства Туруханской ГЭС на реке Нижняя Тунгуска. При этом предполагается построить плотину высотой 200 метров. Для прогноза используйте карты атласа.
2)Широкие круги населения и некоторые специалисты считают, что положение на реке Волге было бы совсем иным, если бы не было бы водохранилищ, замедливших сток реки, и плотин – «тромбов», появившихся в ее русле. Другая группа утверждает, что строительство ГЭС на Волге вызвано необходимостью решения многих народнохозяйственных задач: Волжско – Камский каскад дает 20% электроэнергии, производимой на ГЭС в России, обеспечивает водными ресурсами промышленные центры.
Примите участие в дискуссии, какую точку зрения и почему вы будете отстаивать?
У учебного проектирования масса достоинств, но не нужно забывать, что учебные проекты основываются на базовых знаниях и требуют четкой организационной подготовки.
Все перечисленные методы и формы работы позволяют достичь главной цели – повысить интерес к изучаемому предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий
В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы с
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных тех...
