Мастер- класс на тему « Байкал - чудо природы во всех отношениях»
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Долгова Любовь Михайловна

«География. Природа России». Мастер – класс на тему « Байкал – чудо природы во всех отношениях» в 8 классе состоит из вступительного слова учителя, применении блочно – модульной технологии ( работа учащихся с элементами модуля), использование игровой технологии (интеллект – шоу « Своя игра»), рефлексии и домашнего задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_baykal.doc83.5 КБ
Office presentation icon master-_klass_na_temu.ppt613 КБ

Предварительный просмотр:

     

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Трудовик Питерского района

Саратовской области»

 

Конкурс учителей географии на лучшую методическую разработку  с использованием ИКТ

Мастер - класс

БАЙКАЛ – ЧУДО ПРИРОДЫ

ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ

                                                         

                                                         Учитель географии

                                                         I-ой квалификационной  категории

                                                         МОУ «СОШ п.Трудовик»

                                                          Долгова Любовь Михайловна

                                                          Контактный телефон: 2 – 68 -49

 

2010г

Аннотация

 к мастер – классу « Байкал – чудо природы во всех отношениях»

Преподавание географии в МОУ « СОШ п. Трудовик» проводится по примерной  программе основного общего образования по географии по учебнику Бариновой И.И. «География. Природа России». Мастер – класс на тему

« Байкал – чудо природы во всех отношениях» в 8 классе состоит из вступительного слова учителя, применении блочно – модульной технологии ( работа учащихся с элементами модуля), использование игровой технологии (интеллект – шоу « Своя игра»), рефлексии и домашнего задания. Учебные элементы модуля раскрывают географическое положение озера Байкал, дают представление о животном мире , происхождении озерной котловины и свойствах воды. Игра позволяет систематизировать полученные знания и активизировать познавательную деятельность. Домашнее задание носит поисковый характер и дает возможность учащимся предложить свои варианты решения проблем  использования природного комплекса Байкала.

         

Мастер- класс на тему « Байкал- чудо природы во всех отношениях»

- Уважаемые коллеги! Сегодня я вас приглашаю в виртуальное путешествие. А вот куда? Отгадайте название , зашифрованное в ребусе.  Верно. Это Байкал. « Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал»,- говорят сибиряки. А Лев Семенович Берг сказал: « Байкал – чудо природы во всех отношениях». В процессе путешествия мы выясним , правда ли это  и про какие отношения идет речь. Девизом путешествия возьмем слова ученого. Запишем их в тетрадь

Цели:

1. Сформировать знания о Байкале. Показать красоту , уникальность природы, ценность древнего природного комплекса и природных ресурсов.

2. Развивать умение всесторонне оценивать природные условия и ресурсы.

3. Продолжать формирование нравственной, гражданской позиции учащихся  в отношении природы Байкала как национального достояния.

Каков будет план изучения Байкала?

1. Географическое положение.

2. Происхождение озерной котловины.

3. Климат

4. Свойства воды.

5. Животный и растительный мир.

Итак, в путь ! Представьте, что вы уже на берегу.

 Я с детства мечтал о Байкале

И вот- я увидел Байкал

Мы плыли ,а гребни мелькали

И кедры смотрели со скал

Я множество разных историй

И песен тогда вспоминал .

Про это озерное море,

Про этот священный Байкал

                         Игорь Северянин

Мы будем работать в группах. Нам нужны 3 группы. . «Картографы»,

 « Географы», «Биологи».  

Используя  модульную технологию , вы будете работать согласно блокам модуля. Вы  получаете учебные элементы модуля с указанием конкретного времени. Я выступаю в роли консультанта. Начинайте работу с руководства по усвоению учебного материала, т. е. с 3 графы..  Все, что вас  удивило , запишите в графу « Байкальские трофеи».

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-1

5 мин

Цель: уметь самостоятельно применять полученные знания.

С помощью физической карты атласа помогите мне дописать письмо домой. « Пишу письмо с далеких краев России. Байкал лежит на юге___________ и простирается с __________на _______на 620 км. в длину и от 24 до 79 км в ширину. Озеро окружено горными хребтами. Поднимающимися на высоту более________  м  над его водной поверхностью. На северном побережье это_______________________________________________, а с юга  в чистейшие воды смотрятся _________________.В центральной части Байкала находится остров_________,высшая точка которого гора Жима . Напротив нее мы определили самую большую глубину____________. Воистину Байкал- самое глубокое озеро планеты.»

Какой пункт плана мы описали в письме?____________________.

Итак, поясните слова Берга « Байкал- чудо природы в отношении……  

Соберите «байкальские трофеи»___________________________

Внимательно прочитайте цель .

Работайте в группе.

Вставьте в текст пропущенные слова.

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-2

5мин

Цель: продолжить формирование умения выделять главные отличительные черты природного объекта.

Что показывают следующие цифры:

1640 г

20 млн . лет

40 м

332 г

336

─24 ˚ С

┼15˚ C

60 м ∕с

0,1г

20 %

70 %

Итак, поясните слова Берга « Байкал- чудо природы в отношении 1………………….2………………3…………………….

Соберите «байкальские трофеи»______________________________________________.

Внимательно прочитайте цель.

Работая с учебником, расшифруйте следующие цифры

 

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-3

5мин

Цель: показать уникальность природы Байкала.

Как называют редкие виды растительного и животного мира?

Эндемики - ________________________

Кого же встречаем мы в водах Байкала?

1. Бледно- розова, нежна.

Студена вода нужна.

Что за рыбка- невеличка,

Меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка- иностранка?

Рыбка эта - ………………

2.Под корягой в жирном иле

Великан находит дом

С вами мы его ловили,

Знаем все, что это………….

3.В снежном логове родятся

Простудиться не боятся

Подрастут, начнут нырять,

Шубки белые менять.

Если очень повезет –

Лет с полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами?

Ну. Подумайте – ка сами………..

4.Пестрая хищница, длинная , юркая . рыбешек губят ее острые  зубы.

Ребус.

Угадайте , какие слова в нем спрятались. Ищите начало названия в первом из предложенных слов, окончание – в последнем.

Лес – плащ, плотник – трава, лиса – конь, сани – нарзан, тайга – камень, рана – лимон,   хата – рис – уксус, пенка – кран – сила.

Соберите « байкальские трофеи»________________________.

 

Внимательно про читайте цель.

Дайте определение нового понятия  эндемики на основании учебника.

Пользуясь учебником , отгадайте загадки.

На основании решений ребуса узнайте, какие еще рыбы водятся в Байкале.

Запишите ответы.

 

Подведем итоги вашей работы. Слово группам.

Какие «байкальские трофеи» вы привезли с собой и почему?

Я рада, что не зря взяла вас в виртуальное путешествие на Байкал. У Байкала уникально многое: и тектоника озерной котловины. И кристально чистая вода, и музейная сохранность сотен видов древних животных.Сложно забыть громовую мощь прибоя и упорные ветра. А красота озера? Ею теперь любуются даже космонавты. В штиль при солнце его поверхность лазурна, а при других погодах выглядит серо – стальной. Байкал является одним из 7 чудес  России.

(Слайд 9)

С целью систематизации полученных знаний и рефлексии предлагаю игру «Своя игра»

Занимательная география.

Полиглот

Самый – самый….

10

10

10

20

20

20

30

30

30

40

40

40

50

50

50

Занимательная география

10.Назовите единственную реку , вытекающую из Байкала ? ( Ангара)

20. Где использовался  раньше жир голомянки ? (Для освещения домов жителей  Байкала , а в войну из него готовили мази для заживления ран у бойцов.)

30.Местный ветер, река, впадающая в Байкал и заповедник  имеют общее название. Какое ? ( Баргузин)

40.В чем заключается уникальность байкальской воды? (Вода чистая, пресная, никогда не иссякает.)

50.Какой залив образовался на Байкале в результате сильного землетрясения в 1861г? ( Провал)

Полиглот

Что означают слова?

10.Байкал – далай (Байкал – море)

20. Нерпа. (Байкальский тюлень)

30.Голомянка (Живородящая рыбка, живущая в Байкале.)

40.Култук (Местный ветер)

50.Эпишура (Рачок 15 мм длиной , очищает 15 м воды в год)

Самый – самый

10. Самый большой остров из 27 островов Байкала.( Ольхон)

20.Самая глубокая впадина суши . (о.Байкал)

30. Самый старей ший заповедник , созданный на берегах Байкала (Баргузинский).

40. Самый свирепый ветер на Байкале.( сарма)

50.Самая распространенная рыба промыслового значения ( омуль)

Домашнее задание будет носить вариативный характер . Выбирайте то , что вас больше заинтересовало.

1. Предложить путь превращения Байкала в Мировой научно – исследовательский центр.

2.Приведите аргументы пути создания национального парка

3 . Создайте базу для туристического центра.

Попробуйте оценить свои знания и умения следующим образом:

1 Я все понял(а), смогу объяснить материал другому.

2.Я понял(а) материал, могу объяснить другому , но при некоторой помощи учителя.

3. Я понял(а) материал частично.

4. Я ничего не понял(а).

Литература

1.География 6-8 классы. Уроки с использованием блочно- модульной технологии. Составитель Н .В . Болотникова.- Волгоград.-Учитель.2005г.

2.Журнал  . География в школе. № 2-2005г.

3. География России. Природа 8 класс: поурочные планы по учебнику

И.И. Бариновой.. Автор- составитель О.В. Антушева. Волгоград. Учитель.2007г.

4.Олимпиадные задания по географии 9-11 классы. Автор – составитель

 Г.Г. Монакова Н. В.  Яковлева.- Волгоград: Учитель. 2010г

5.Интернет-сайты:www.rubricon.com/

                                www.uis.ssu.samara.ru/

                                novgorod/fio/ru/projects/Project544/index/htm

                                ts.edu.ru/

Приложение 1

1 на юге Сибири

2 с юго- запада на северо – восток

3 2 тысячи метров

4 Приморский, Байкальский

5.Хамар- Дабан,  Баргузинский

6 остров Ольхон

7 1637 метров

8 географическое положение

9 глубины

Приложение 2

1 появляются первые сообщения о Байкале

2 возраст Байкала

3 глубина озера, на которой виден белый диск , используемый для определения прозрачности воды

4 происходит полная смена воды в озере

5 рек впадает в озеро

6 средняя температура января

7 средняя температура июля

8 скорость ветра

9 солей в одном литре воды

 10         пресных вод содержится в Байкале

11 организмов эндемичны

12 1) происхождения  2) климата и ветров 3) воды ( чистая, пресная.  не иссякает)

Приложение 3

1 редкие виды животного и растительного мира

2 голомянка

3 сом

4 байкальская нерпа

5 щука

6 лещ, плотва, линь, сазан, таймень, налим, хариус, караси


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер- класс на тему « Байкал- чудо природы во всех отношениях» Учитель географии I -ой квалификационной категории МОУ « СОШ п. Трудовик» Долгова Любовь Михайловна

Слайд 2

Ребус Н=Й ’”

Слайд 4

« Байкал – чудо природы во всех отношениях» Лев Семенович Берг

Слайд 5

Цели: 1. Сформировать знания о Байкале. Показать красоту , уникальность природы, ценность древнего природного комплекса и природных ресурсов. 2. Развивать умение всесторонне оценивать природные условия и ресурсы. 3. Продолжать формирование нравственной, гражданской позиции учащихся в отношении природы Байкала как национального достояния.

Слайд 6

План изучения Байкала 1. Географическое положение. 2. Происхождение озерной котловины. 3. Климат 4. Свойства воды. 5. Животный и растительный мир.

Слайд 7

Я с детства мечтал о Байкале И вот- я увидел Байкал Мы плыли ,а гребни мелькали И кедры смотрели со скал Я множество разных историй И песен тогда вспоминал . Про это озерное море, Про этот священный Байкал Игорь Северянин

Слайд 9

Группы Картографы Географы Биологи

Слайд 10

Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала УЭ-1 5 мин Цель: уметь самостоятельно применять полученные знания. С помощью физической карты атласа помогите мне дописать письмо домой. « Пишу письмо с далеких краев России. Байкал лежит на юге___________ и простирается с __________на _______на 620 км. в длину и от 24 до 79 км в ширину. Озеро окружено горными хребтами. Поднимающимися на высоту более________ м над его водной поверхностью. На северном побережье это_______________________________________________, а с юга в чистейшие воды смотрятся _________________.В центральной части Байкала находится остров_________,высшая точка которого гора Жима . Напротив нее мы определили самую большую глубину____________. Воистину Байкал- самое глубокое озеро планеты.» Какой пункт плана мы описали в письме?____________________. Итак, поясните слова Берга « Байкал- чудо природы в отношении…… Соберите «байкальские трофеи»___________________________ Внимательно прочитайте цель . Работайте в группе. Вставьте в текст пропущенные слова.

Слайд 11

Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала УЭ-2 5мин Цель: продолжить формирование умения выделять главные отличительные черты природного объекта. Что показывают следующие цифры: 1640 г 20 млн . лет 40 м 332 г 336 ─ 24 ˚ С ┼ 15˚ C 60 м ∕с 0,1г 20 % 70 % Итак, поясните слова Берга « Байкал- чудо природы в отношении 1………………….2………………3……………………. Соберите «байкальские трофеи»______________________________________________. Внимательно прочитайте цель. Работая с учебником, расшифруйте следующие цифры

Слайд 12

Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала УЭ-3 5мин Цель: показать уникальность природы Байкала. Как называют редкие виды растительного и животного мира? Эндемики - ________________________________________. Кого же встречаем мы в водах Байкала? 1. Бледно- розова, нежна. Студена вода нужна. Что за рыбка- невеличка, Меньше вашей рукавички? А на солнце рыбка тает, Рыбьим жиром истекает. Что за рыбка- иностранка? Рыбка эта - ……………… 2.Под корягой в жирном иле Великан находит дом С вами мы его ловили, Знаем все, что это…………. 3.В снежном логове родятся Простудиться не боятся Подрастут, начнут нырять, Шубки белые менять. Если очень повезет – Лет с полсотни проживет. Что за зверь такой с усами? Ну. Подумайте – ка сами……….. 4.Пестрая хищница, длинная , юркая . рыбешек губят ее острые зубы. Ребус. Угадайте , какие слова в нем спрятались. Ищите начало названия в первом из предложенных слов, окончание – в последнем. Лес – плащ, плотник – трава, лиса – конь, сани – нарзан, тайга – камень, рана – лимон, хата – рис – уксус, пенка – кран – сила. Соберите « байкальские трофеи»________________________. Внимательно про читайте цель. Работайте в группах. Дай те определение нового понятия эндемики на основании учебника. Пользуясь учебником , отгадайте загадки. На основании решений ребуса узнайте, какие еще рыбы водятся в Байкале. Запишите ответы.

Слайд 14

«Своя игра» Д/з Рефлексия Занимательная география. Полиглот Самый – самый…. 10 10 10 20 20 20 30 30 30 40 40 40 50 50 50 Занимательная география. Полиглот Самый – самый…. 10 10 10 20 20 20 30 30 30 40 40 40 50 50 50 Вопросы

Слайд 15

Занимательная география. 10.Назовите единственную реку , вытекающую из Байкала ?

Слайд 16

Занимательная география. Ангара

Слайд 17

Занимательная география. 20. Где использовался раньше жир голомянки ?

Слайд 18

Занимательная география. Для освещения домов жителей Байкала, а в войну из него готовили мази для заживления ран у бойцов.

Слайд 19

Занимательная география. 30.Местный ветер, река, впадающая в Байкал и заповедник имеют общее название. Какое ?

Слайд 20

Занимательная география. Баргузин

Слайд 21

Занимательная география. 40.В чем заключается уникальность байкальской воды?

Слайд 22

Занимательная география. Вода чистая, пресная, никогда не иссякает.

Слайд 23

Занимательная география. 50.Какой залив образовался на Байкале в результате сильного землетрясения в 1861г?

Слайд 24

Занимательная география. Провал

Слайд 25

Полиглот Что означают слова? 10.Байкал – далай

Слайд 26

Полиглот Байкал – море

Слайд 27

Полиглот Что означают слова? 20. Нерпа.

Слайд 28

Полиглот Байкальский тюлень

Слайд 29

Полиглот Что означают слова? 30.Голомянка

Слайд 30

Полиглот Живородящая рыбка, живущая в Байкале.

Слайд 31

Полиглот Что означают слова? 40.Култук

Слайд 32

Полиглот Местный ветер

Слайд 33

Полиглот Что означают слова? 50.Эпишура

Слайд 34

Полиглот Рачок 15 мм длиной , очищает 15 м воды в год

Слайд 35

Самый – самый 10. С амый большой остров из 27 островов Байкала?

Слайд 36

Самый – самый Ольхон

Слайд 37

Самый – самый 20.Самая глубокая впадина суши .

Слайд 38

Самый – самый о.Байкал

Слайд 39

Самый – самый 30. Самый старейший заповедник , созданный на берегах Байкала

Слайд 40

Самый – самый Баргузинский

Слайд 41

Самый – самый 40. Самый свирепый ветер на Байкале.

Слайд 42

Самый – самый сарма

Слайд 43

Самый – самый 50.Самая распространенная рыба промыслового значения

Слайд 44

Самый – самый омуль

Слайд 45

Домашние задание Укажите пути превращения Байкала в Мировой научно- исследовательский центр Аргументируйте пути создания национального парка Создайте базу для туристического центра

Слайд 46

Рефлексия Я все понял(а), смогу объяснить материал другому. Я понял(а), материал, смогу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя . Я понял (а) материал частично Я ничего не понял(а)

Слайд 47

Литература 1.География 6-8 классы. Уроки с использованием блочно- модульной технологии. Составитель Н .В . Болотникова.- Волгоград.-Учитель.2005г. 2.Журнал . География в школе. № 2-2005г. 3. География России. Природа 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой.. Автор- составитель О.В. Антушева. Волгоград. Учитель.2007г. 4.Олимпиадные задания по географии 9-11 классы. Автор – составитель Г.Г. Монакова Н. В. Яковлева.- Волгоград: Учитель. 2010г 5.Интернет-сайты: www.rubricon.com/ www.uis.ssu.samara.ru / novgorod/fio/ru/projects/Project544/index/htm ts.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Восьмое чудо света"

Урок посвящен Восьмому чуду света...

Мастер-класс по теме "Родственные отношения". Совет другу в трудной ситуации.

Открытый урок в 10 классе  по теме "Родственные отношения". Совет другу в трудной ситуации....

Презентация к уроку географии в 8 классе по теме "Байкал"

Презентация содержит материал об интересных обитателях озера Байкал, знакомит с мифами и легендами об этом уникальном объекте природы....

итоговый урок по теме "Вода" -"Чудо природы" 8 кл.

Итоговый урок-конкурс знатоков в 8 классе.Разработан на основе методики "Я иду на урок химии"....

Урок географии в 9 классе по теме "Байкал - бесценный дар природы".

Тема урока: «Байкал – бесценный дар природы».Форма урока - деловая игра (Круглый стол)            Педагогические технологии:·...

Мастер-класс "Использование игровых техник для оптимизации детско-родительских отношений"

Согласно исследованиям специалистов взаимодействие родителей и детей посредством бесед, совместных игр значительно сократилось. Отношения в семье становятся более формальными, когда родитель обеспечив...

Муниципальный этап конкурса "Учитель года 2020" мастер-класс на тему:"Человек - необыкновенное чудо природы"

Муниципальный этап конкурса "Учитель года 2020" мастер-класс на тему:"Человек - необыкновенное чудо природы"...