Учебные программы по географии 6-9 классы
рабочая программа по географии на тему

Программа  составлена  на основе государственной  программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для  5-9 классов, допущенной  Министерством образования Российской Федерации (под редакцией  кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой.  Изд.  М. Просвещение  2010 г. 2е  издание). Программа содержит  базовый уровень изучения учебного материала.

Учитывая общие и специальные  задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному  усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.

Учебный материал расположен по годам:

                     6кл. – Начальный курс физической географии.

                     7кл. – География России.

                      8кл. – География материков и океанов. Зарубежная география.

                      9кл. – Государства ближнего зарубежья. Наш край.

В программе  выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны  межпредметные  связи, а      также сформулированы основные требования к знаниям  и умениям учащихся (по годам обучения).

Основной материал посвящен изучению географии своей страны (6, 7 и 9 классы). Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ 8 вида мала (они остаются жить и работать  в той  местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях,  облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение  доступных проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к  Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой  работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.

В предлагаемой программе увеличилось время на изучение своей местности.    Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село)     определяет сам учитель.

Цели и задачи предмета:

·         Образовательная - расширять кругозор об окружающем мире

·         Коррекционная – корригировать память, речь, мышление

·         Воспитательная – формировать любовь: к Родному краю, к прекрасному, к природе.

Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей. Темы уроков спланированы в соответствии с содержанием учебников по географии 6,7,8 классов, изучение родного края опирается на литературу краеведческого характера. Курс  географии  имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением,  математикой,  изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и др. предметами.

Требования к уровню подготовки учащихся включены в разделы: «Пояснительная записка» каждого предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_2014.docx96.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида   № 67 г. Кирова

                                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                               Директор МС(К)ОУ  школы №67 г.Кирова                                                                                                                   Д.А.Суслопаров                                          

                  Приказ № 35  от 20.06.2014г.

Рабочая  программа                                                           по предмету:

                        - География

                               в 6 - 9классах

на  2014 -2015  уч. год

       

                              Автор-составитель:

                                                                           Вологдина А.Б., учитель

                                                                                                                         1квалификационной                                                              

категории                                                                                            

                           

                                           г. Киров  2014

                                                         

                               География                                                      

                            Пояснительная записка

Программа  составлена  на основе государственной  программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для  5-9 классов, допущенной  Министерством образования Российской Федерации (под редакцией  кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой.  Изд.  М. Просвещение  2010 г. 2е  издание). Программа содержит  базовый уровень изучения учебного материала.

Учитывая общие и специальные  задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному  усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.

Учебный материал расположен по годам:

                     6кл. – Начальный курс физической географии.

                     7кл. – География России.

                      8кл. – География материков и океанов. Зарубежная география.

                      9кл. – Государства ближнего зарубежья. Наш край.

В программе  выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны  межпредметные  связи, а      также сформулированы основные требования к знаниям  и умениям учащихся (по годам обучения).

Основной материал посвящен изучению географии своей страны (6, 7 и 9 классы). Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ 8 вида мала (они остаются жить и работать  в той  местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях,  облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение  доступных проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к  Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой  работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.

В предлагаемой программе увеличилось время на изучение своей местности.    Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село)     определяет сам учитель.

Цели и задачи предмета:

  • Образовательная - расширять кругозор об окружающем мире
  • Коррекционная – корригировать память, речь, мышление
  • Воспитательная – формировать любовь: к Родному краю, к прекрасному, к природе.

Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей. Темы уроков спланированы в соответствии с содержанием учебников по географии 6,7,8 классов, изучение родного края опирается на литературу краеведческого характера. Курс  географии  имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением,  математикой,  изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и др. предметами.

Требования к уровню подготовки учащихся включены в разделы: «Пояснительная записка» каждого предмета.


6 класс.                                                                                                                                                             Начальный курс физической географии.

Пояснительная записка.

Этот раздел предполагает формирование у детей более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Учащиеся  научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, водоемами, формами земной поверхности.

Основными задачами курса являются:

  • Научить детей ориентироваться на местности;
  • Познакомить с физической картой России, ее географическим положением, границами,  формами земной поверхности;
  • Формировать  у школьников более точные географические представления о формах земной поверхности и  водоемах своей местности.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • что изучает география;
  • горизонт, линию и стороны горизонта;
  • основные формы земной поверхности;
  • виды водоемов, их различия;
  • меры по охране воды от загрязнения;
  • правила поведения в природе;
  • отличие плана от рисунка и географической карты;
  • масштаб, его обозначение;
  • основные направления на плане, геогр. карте;
  • условные цвета и знаки географической карты;
  • распределение суши и воды на Земле;
  • материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
  • солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
  • кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
  • значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;
  • различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
  • расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
  • основные типы климатов;
  • географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

Учащиеся должны уметь:

  • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам;
  • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
  • ориентироваться на географической карте, глобусе;
  • читать географическую карту ( условные цвета и основные знаки);
  • показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.

Содержание изучаемого курса

Темы

Количество часов

1

Введение

4ч.

2

Ориентирование на местности

5ч.

3

План и карта

9ч.

4

Формы поверхности Земли

4ч.

5

Вода на Земле

10ч.

6

Земной шар

14ч.

7

Карта России

20ч.

8

Годовая контрольная работа

1ч.

9

Занимательный урок по теме: «Земной шар».

1ч.

                                                                        Всего 68часов, 2часа в неделю.


                                            Календарно - тематический план

                                                             География   6кл.

Тема и последовательность уроков.

Формируемые понятия и словарь

Содержание учебного материала.

Знания, умения, навыки.

                                                                  1 триместр

1.

                         

Введение – 4ч.                             

           География как наука.

Пр.р. Знакомство с новым учебником.

география

географ

природа

Наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

Иметь представление  о том, что изучает география

2.

Наблюдение за изменениями  высоты Солнца и погоды.

Пр.р. Чтение и обобщение календарей природы и труда.

       полдень  закат

восход

метеостанция

      земная ось

Признаки времен года.

Знать об изменениях погоды в зависимости

от высоты Солнца

3.

Явления природы.

ветер, гроза, шторм, ураган, молния, гром.

Меры предосторожности в грозу.

Знать основные виды явлений природы и правила поведения в грозу

4.

Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений.

поверхность, климат, увалы, овраги, возвышенность.

календарь погоды,

 приметы

Проверка знаний, умений  и навыков, полученных  в

1-5классах. Географические сведения о своей местности и труде населения.

Знать некоторые географические сведения о своей местности и занятиях населения.

Знать признаки хорошей и плохой погоды

5.

Ориентирование  на местности – 5ч.

Горизонт. Линия горизонта.

Пр.р. Зарисовка линии, сторон горизонта.

Горизонт

Знать что такое горизонт и линия горизонта.

6.

Стороны горизонта.

Стороны горизонта

Север, юг, запад, восток.

Знать стороны горизонта и промежуточные стороны горизонта.

7.

Компас и правила пользования им.

Пр.р. Схематическая зарисовка компаса.

Компас

Уметь пользоваться компасом.

8.

Ориентирование.

Пр.р. Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу, компасу, а так же по местным признакам.

Ориентирование

Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным  объектам.

Уметь определять основные направления

по компасу, местным признакам и природным объектам.

9.

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.

Уметь определять стороны горизонта, ориентироваться на местности.

10.

План и карта – 9ч.             

Рисунок и план предмета.

План,

аэрофотосъемка, рисунок

Уметь различать  план

предметов и рисунок.

11.

Масштаб.

Пр.р. Измерение расстояний на местности и изображение их на плане.

Масштаб

Измерение расстояний  и их изображение на плане по масштабу.

Уметь использовать масштаб при построении плана предмета

12.

План класса.

Пр.р. Вычерчивание плана класса.

Использование плана в практической деятельности человека.

Уметь вычерчивать план помещения, класса.

13.

План школьного участка.

Пр.р. Вычерчивание плана школьного участка в тетради.

Условные обозначения

Уметь чертить  план школьного участка, используя условные знаки в масштабе.

14.

Условные знаки плана местности.

Пр.р. Зарисовка в тетради условных знаков.

Условный знак

Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).

Знать условные знаки плана местности.

15.

План и географическая карта.

Масштаб карты.

Картографы

Карта географическая

 Основные направления на карте.

Иметь представление о географической карте, ее  основных направлениях.

  16.

17.

Условные цвета физической карты.

Пр.р. «Прикрепление на магнитной доске к цвету или знаку соответствующих иллюстраций».

Условные знаки физической карты.

Пр.р. «Зарисовка в тетрадях условных знаков физической карты».

Физическая карта

Знак

Границы, города, моря, реки, каналы и т. д..

Знать  условные цвета физической карты, что они обозначают.

Знать,  отличать некоторые условные знаки физической карты.

  18.

Физическая карта России.

Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Иметь представление о физической карте России, о значении географической карты.

 19.

Формы поверхности Земли – 4ч.

Экскурсия для ознакомления  с формами рельефа своей местности.

Ознакомится с формами рельефа своей местности.

  20.

Рельеф местности, его основные формы.

Пр.р. «Зарисовка различных форм поверхности Земли».

Рельеф, холм

Равнина

Возвышенность

Плоскогорье

Равнины (плоские и холмистые), холмы.

Иметь представление  об основных формах рельефа, видеть отличие равнины от холма.

                                                 2 триместр

 21.

Овраги, их образование.

Пр.р. «Зарисовка оврага».

Овраг, дно, склон, вершина.

Иметь представление об овраге, уметь называть части оврага, знать причины образования.

  22.

Горы. Понятие о землетрясениях.

Пр.р. «Зарисовка гор».

Гора

Извержение вулканов.

Знать внешнее строение горы, иметь представление о формах земной поверхности.

23.

Вода на Земле - 10часов.

Вода в природе.

           Родник, его образование.

-суша, ливень

-источник, ключ,  родник

Иметь представление о значении воды на Земле. Знать о распределении суши и воды на Земле. Иметь представление об образовании родника, различать водопроницаемый и водонепроницаемый слой.

24.

Колодец. Водопровод.

Пр.р. «Зарисовка схемы колодца».

Водопровод

Колодец

Иметь представление о строении колодца и  водопроводе, называть их отличия.

25.

                 

Река, ее части.

Пр.р. «Зарисовка схемы реки».

Русло, исток, устье, приток, половодье, водопад

Горные и равнинные реки.

Использование рек.

Иметь представление о строении реки и  ее использовании.

26.

Озера, водохранилища, пруды.

Пр.р. «Показ на физической карте России различных водоемов». «Зарисовка схемы озера».

Сточное, бессточное

Орошение  

Пр.р. «Зарисовка схемы озера».

Знать отличия озера от водохранилища  и пруда. Уметь показать на карте различные водоемы.

27.

Разведение рыб, птиц.

Иметь представление о разведении рыб и птиц, знать значение разведения.

28.

Болота, их осушение.

Болото

Знать о пользе болот.

29.

Океаны и моря.

Пр.р. Растворение  морской соли в воде и сравнение  ее по вкусу с пресной водой.

Океан, море, окраинное, внутреннее

Знать определение океана и моря, иметь представление о шторме как природном явлении, уметь показывать на карте.

30.

Острова и полуострова.

Пр.р. Зарисовка схемы острова и полуострова. Показ на карте.

Остров, полуостров, залив, пролив, материк

Иметь представление об островах, полуостровах, знать сходство и отличия, уметь находить на карте.

31.

Водоемы в нашей местности.

Экология

Знать некоторые водоемы нашей местности.  

32.

                                         

Охрана водоемов от загрязнения.

Пр.р. «Очистка воды фильтрованием».

     

Фильтрование

Знать  экологические проблемы местных водоемов.

 

33.

Земной шар- 14ч.

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

Атмосфера, звезда, Спутник, астрономия

небесные тела.

Иметь представление о Солнечной системе, Земле, Солнце.

34.

  35.

Планеты.

Пр.р. «Зарисовка схемы Солнечной

системы».

Земля -  планета.

Планета

Доказательство шарообразности Земли.

Иметь представление о планетах нашей Солнечной системы.

Уметь доказывать шарообразность Земли.

  36.

Освоение космоса.

Космонавт, космический полет

Ю.А.Гагарин, 12.04.61г.

Иметь представление об освоении космоса, о значении полетов в космос.

 37.

Глобус -  модель земного шара.

Пр.р. Зарисовка модели Земли.

Земная ось, экватор,

полюс

Особенности изображения суши и воды на глобусе.

Иметь представление о глобусе, как модели Земли, уметь находить «земную ось», экватор, полюса.

 38.

Физическая карта полушарий.

Полушария

Иметь представление о карте полушарий, уметь отличать от плана и глобуса.

39.

Распределение воды и суши на Земле.

Соотношение воды и суши на Земле. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

Знать условные цвета.

.

40.

41.

Океаны на глобусе и карте полушарий.

Пр.р. Обозначить океаны в контурных картах и  подписать названия.

Материки на глобусе и карте полушарий

Пр.р. Обозначить материки в контурных картах и подписать названия.

Океан

Материк

Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Иметь представление о Мировом океане, знать значение океанов.

Иметь представление о материках, знать названия и уметь находить на карте.

42.

Первые кругосветные путешествия.

Пр.р. Нанести в контурных картах первые кругосветные путешествия.

Ф. Магеллан

И. Крузенштерн

Ю.Ф. Лисянский

Иметь представление о первых кругосветных путешествиях и их значении для науки.

                                               3 триместр

43.

Значение солнца для жизни на Земле.

Пр.р. «Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре».

Лучи:  

Отвесные

Наклонные

Скользящие

Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Пояса освещенности.

Иметь представление о значении Солнца для жизни на Земле. Иметь представление о поясах освещенности, о расположении данных поясов на глобусе и

карте.

44.

              Понятие о климате.

                           

                       

Климат, погода,  тропический,морской,

умерен-й, полярный,

континентальный

Отличие климата от погоды. Основные типы климата.

Иметь представление о климате, знать основные типы климата.

45.

           Природа тропического пояса.

Пр.р. «Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности».

Тропики

Тропический лес,

саванна, пустыня

Иметь представление о природе тропических поясов и климатических условиях.

46.

Природа  умеренных и полярных поясов.

Хвойный лес, лиственный лес,

буран

Иметь представление о природе умеренных и полярных поясов, знать их особенности.

47.

Карта России -20ч.

Географическое положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте.

                             

Столица России - Москва.

Знать географическое положение России на карте мира. Иметь представление о географическом положении России.

48.

Границы России.

Пр.р. «Работа в контурных  картах: Обозначить сухопутные границы России и соседние государства».

Сухопутные границы России на западе и юге.

Знать соседние государства, уметь находить на карте.

49.

Морские границы.

Океаны и моря, омывающие

берега России.

Иметь представление о морских

границах.

50.

Моря Северного Ледовитого океана.

Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Чукотское,

Восточно–Сибирское, Чукотское.

Иметь представление о морях Северного Ледовитого океана.

51.

Моря Тихого и Атлантического океанов.

Пр.р. «Работа в контурных  картах:

Обозначить моря морской границы России».

Тихий океан: Берингово, Охотское, Японское.

Атлантический океан: Азовское,

Черное, Балтийское.

Иметь представление о морях Тихого и Атлантического океанов, уметь находить их на

карте.

52.

Острова России.

Новая Земля, Сев. Земля, Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские.

Знать названия и уметь находить острова России на карте.

53.

Полуострова России.

Пр.р. «Работа в контурных  картах: Обозначить острова и полуострова России».

Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка.

Знать отличия острова от полуострова, уметь находить на карте полуострова России.

54.

Поверхность нашей страны.

Пр.р. «Работа в контурных  картах: Обозначить равнины, возвышенности, низменности, плоскогорья».

Восточно-Европейская и Западно-Сибирская  равнины, Валдайская и Среднерусская возвышенность.

Прикаспийская  низменность, Среднесибирское плоскогорье.

Иметь представление о разнообразии поверхности нашей страны, уметь находить на карте.

55.

Горы: Урал, Кавказ.

                                         

Старые, молодые горы.

Строение горы.

Знать название гор и название вершины.

Уметь находить их на карте России.

56.

Алтай, Саяны.

Пр.р. Работа в контурных  картах: Обозначить горы России и их вершины.

Уметь находить и показывать на карте.

57.

            Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

Пр.р. «Работа в контурных  картах:  Обозначить крупнейшие   месторождения полезных  ископаемых»

Каменный уголь, нефть, железная руда, медная руда

Природный газ.

Знать крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Уметь показывать на карте.

58.

                 Реки: Волга с Окой и Камой.   Водохранилища.

ГЭС. Каналы: Волго-Донской.

Уметь находить на карте реки и их притоки, знать названия водохранилищ. Знать значение гидроэлектростанций.

59.

Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища.

Пр.р. «Нанести на контурной карте реки Европейской части России».

ГЭС: Красноярская, Каспий

Саяно-Шушенская,

Усть-Илимская.

60.

Реки Сибири: Обь с Иртышом.

ГЭС.

Знать названия рек, уметь находить их на карте.

61.

Енисей с Ангарой.

ГЭС.

Знать о значении рек Сибири, их названия, уметь находить на карте.

62.

Реки: Лена, Амур.

Пр.р. «Нанести на контурной карте реки Сибири и подписать названия».

63.

Озера: Ладожское, Онежское.

Каспий.

Знать крупные озера России, уметь находить их на карте.

64.

Озеро  Байкал.

Пр.р. «Работа в контурных  картах: Обозначить каналы и озера  России».

Уметь работать в контурных картах.

65.

            Наш край на карте России.

Иметь представление о месте Кировской области на карте России, уметь находить ее на карте.

66.

Повторение обобщение начального курса физической географии.

Обобщение и систематизация знаний по изученным темам.

67.

Годовая контрольная работа – 1ч.

По изученным темам года.

68.

Занимательный урок по теме: «Земной шар».


7 класс

Пояснительная записка.

Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Природа изучается, как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам. Вопросы физической, экономической и социальной географии своей страны изучается в тесной взаимосвязи.

Основными задачами курса являются:

  • Ознакомление  учащихся с природой и хозяйством России;
  • Демонстрация тесной взаимосвязи между вопросами физической, элементов экономической и социальной географии своей страны;
  • Формирование у школьников специальных и общеучебных умений и навыков;
  • Воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными экологическими проблемами.

В содержании учебного материала выделены два основных блока:

  1. Особенности природы и хозяйства России

(общая характеристика) – 16ч.

  1. Природные зоны России – 51ч.

Целесообразно  при изучении 1-го блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом учащихся к изучению отдельных природных зон.

Особого внимания учителя требуют вопросы изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада  СССР. Он должен дать разъяснения направлениям экономической реформы в России, ее целям и приоритетам.

При изучении географии России необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел. Так же нужно учитывать принятое в настоящее время новое административное деление России на семь федеральных округов: Центральный федеральный округ (центр-Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр-Санкт-Петербург), Северо - Кавказский федеральный округ (центр-Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр - Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр-Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр-Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр-Хабаровск).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
  • пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
  • природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
  • природные условия и богатства России, возможности использования  их человеком;
  • типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
  • хозяйство, основное население и его занятия, и крупные города в каждой природной зоне;
  • экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
  • правила поведения в природе;
  • расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.

Учащиеся должны уметь:

  • показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
  • показывать по картам (физической  и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
  • устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
  • принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.

Содержание изучаемого курса

Темы

Кол-во часов.

1.

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика).

16ч.

2.

Природные зоны России.

51ч.

3.

Годовая контрольная работа.

 1ч.

                                                      Всего 68ч., 2часа в неделю.


                                              Календарно- тематический план 7кл.  

Темы и последовательность уроков

Словарь

Содержание

Знания, умения, навыки.

                                                     1 триместр

1.

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика).-16ч.

Повторение карты России.

Администра-

тивный округ

Физическая и политико-административная карты.

Знать отличия физической карты от административной, уметь пользоваться.

2.

Географическое положение России на карте мира.

Пр.р. В контурных картах: Нанести соседние государства России.

Граница

Морские и сухопутные границы.

Знать отличие сухопутных границ от морских.

3.

Европейская и азиатская части России. Острова и полуострова России.

Пр.р. В контурных картах: Обозначить острова и полуострова России.

Остров

Полуостров

Уметь находить на карте острова и полуострова России, работать в контурных картах.

4.

Разнообразие рельефа.

Пр.р. В контурных картах: Обозначить основные части поверхности России.

Рельеф

Равнина

Низменность

Плоскогорье

Знать название равнин, низменностей, плоскогорий, их определения. Уметь находить их на карте.

5.

6.

Административное деление

России.

Полезные ископаемые.

Пр.р. В контурных картах: Нанести основные месторождения полезных ископаемых, их знаки.

Область, Край, Район Федеральный округ

Полезные ископаемые

-Центральный (Москва)

-Северо-Западный(Санкт-Петербург)

-Северо-Кавказский (Ростов-на-Дону)

-Приволжский (Н-Новгород)

-Уральский (Екатеринбург)

-Сибирский (Новосибирск)

-Дальневосточный (Хабаровск)

Основные месторождения, пути рационального использования.

Знать

основные территориальные единицы. Уметь находить на карте.

Знать основные крупные месторождения полезных ископаемых, уметь их показывать на карте, наносить на конт. карты.

7.

Типы климата.

Климат

Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России.

Иметь представление о разнообразии климата в разных частях России.

8.

           Водные (гидроэнергетические) ресурсы России.

Пр.р. В контурных картах: Подписать

крупные реки, озера России.  

Ресурсы

Экология

Их использование, экологические проблемы.

Иметь представление о водных ресурсах России.

Знать названия и уметь находить крупные реки и озера России.

9.

Численность населения России.

Плотность населения

Размещение населения по территории России. Различия по плотности населения.

Иметь представление о плотности населения России и ее неравномерном  распределении по территории страны.

10.

Народы России.

Нация,

национальность

Национальные различия народов России.

Знать определение национальность и какие народы проживают на территории России.

11.

Промышленность, ее отрасли.

Отрасль

Промышленность-основа хозяйства.

Иметь представление о промышленности страны.

12.

Особенности развития сельского хозяйства и транспорта.

Магистраль

Транспорт и экологические проблемы.

Иметь представление о развитии сельского хозяйства и транспорта.

Знать некоторые экологические проблемы в развитии с/х. и транспорта.

13.

Уровни экономического развития европейской и азиатской частей России.

Экономика

Пути решения экологических проблем.

Иметь представление об экономическом развитии двух частей России.

14.

           Природные зоны России.

Природная

Зона

Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, лесостепи, степи, полупустыни, пустыни, высотная поясность в горах.

Знать названия природных зон их особенности.

15.

Карта природных зон России.

Пр.р. В контурных картах: Нанести и раскрасить природные зоны.

 Уметь находить их границы и показывать  на карте.

16.

Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей.

специализация

Иметь представление о зональности территории и ее значении для специализации сельского хозяйства и жизни людей.

17.

Природные зоны России – 51ч.

  Зона арктических пустынь(4ч.)

Положение на карте.

Пр.р. «Нанести на контурную карту моря и острова зоны арктических пустынь».

Арктика

Моря и острова.

Знать острова и моря зоны арктических пустынь.

18.

Климат.

Особенности природы.

Знать особенности климата зоны арктических пустынь.

19.

Растительный и животный мир.

Охрана природы.

Иметь представление о скудности растительного и животного мира зоны арктических пустынь.

20.

Население и его основные занятия.

Северный морской путь.

Иметь представление о занятиях населения зоны арктических пустынь.

                                                   2 триместр

21.

Тундра(7ч.)

Положение на карте.

Пр.р. «Обозначить острова и полуострова зоны тундры».

Особенности природы.

Уметь находить на карте зону тундры, называть острова и полуострова зоны тундры.

22.

Климат. Водоемы тундры.

Особенности природы.

Иметь представление об особенностях природы тундры.

23.

Растения тундры.

Знать некоторые виды растений характерных для зоны тундры.

24.

Животный мир тундры.

Знать некоторых представителей животного мира тундры.

25.

Хозяйство. Население и его основные занятия.

Оленеводство

Иметь представление об основных занятиях населения тундры.

26.

Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь.

Иметь представление о городах севера.

27.

Экологические проблемы Севера.

Охрана природы тундры.

Знать экологические проблемы Севера.

28.

                        Лесная зона(18ч.)

             Положение на карте.Пр.р. «Нанести на контурную карту крупные рельефные образования».

Поверхность.

Иметь представление о положении и поверхности лесной зоны.

29.

           Полезные ископаемые. Пр.р. «Нанести на контурную карту крупные месторождения полезных ископаемых».

Экологические проблемы.

Знать некоторые крупные месторождения полезных ископаемых лесной зоны.

30.

           Климат. Особенности природы.

Знать особенности природы и климата лесной зоны.

31.

Реки, озера, каналы.

Пр.р. «Нанести на контурную карту крупные реки и озера Лесной зоны»

Экологические проблемы водных ресурсов.

Знать главные реки, озера, каналы лесной зоны и их экологические проблемы

32.

Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса.

Иметь представление о богатствах лесной зоны. Знать некоторые виды растений хвойного леса.

33.

           Смешанные леса.

Знать некоторые виды растений смешанного леса.

34.

35.

Лиственные леса

Животный мир лесной зоны.

Знать некоторые виды растений лиственного леса.

Знать некоторых представителей животного мира лесной зоны.

36.

Пушные звери.

Пушнина

Знать особенности пушных зверей и их значение.

37.

Значение леса. Лесной промысел, охота.

Лесной промысел, охота.

Знать о значении леса.

38.

Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

Иметь представление о промышленности и сельском хозяйстве Центральной России.

39.

Города Центральной России.

Пр.р. «Заполнение таблицы: города России».

Знать особенности некоторых городов Центральной России.

40.

Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.

Пр.р. «Заполнение таблицы: города Северо-Западной России».

Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.

Знать особенности некоторых городов Северо-Западной России.

41.

Западная Сибирь.

Иметь представление об особенностях Западной Сибири.

42.

Восточная Сибирь.

Иметь представление об особенностях Восточной Сибири.

                                                 3 триместр

43.

Дальний Восток.

Иметь представление об особенностях Дальнего Востока.

44.

Заповедники и заказники лесной зоны.

Охрана леса. Правила поведения в лесу.

Знать некоторые правила поведения в лесу, а также некоторые мероприятия по охране леса.

45.

46.

Обобщающий урок по теме: Лесная зона.

Степи(8ч.)

Положение на карте.

Поверхность и полезные ископаемые.

Уметь делать обобщения.

Знать положение зоны степей на карте и полезные ископаемые.

47.

Климат. Реки.

Проблема водоснабжения.

Иметь представление о климате зоны степей и о проблемах водоснабжения.

48.

Растительный мир степей.

Иметь представление о растительном мире степей.

49.

Животные степей.

Знать особенности жизни животных степей.

50.

Хозяйство. Население и его основные занятия.

Иметь представление об основных занятиях населения степей.

51.

Города степной зоны: Волгоград и др.

Саратов, Ростов-на-Дону.

Иметь представление о разнообразии городов зоны степей.

52.

Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др.

53.

Охрана природы степей.

Иметь представление об охране природы зоны степей.

54.

Полупустыни и пустыни(6ч.)

Положение на карте.

Поверхность.Полезные ископаемые.

Иметь представление о поверхности полупустынь и пустынь.

55.

Климат. Реки. Охрана природы.

Иметь представление о климате и охране природы в зоне полупустынь и пустынь.

56.

Растительный мир и его охрана.

Иметь представление об особенностях растений пустынь.

57.

Животный мир. Охрана животных.

Иметь представление о животном мире зоны пустынь.

58.

59.

Хозяйство. Основные занятия населения.

Города зоны полупустынь: Астрахань, Элиста и др.

Иметь представление об основных занятиях населения пустынь.

Знать особенности городов зоны пустынь.

60.

Субтропики (2ч.)

Положение на карте.

Поверхность, климат, растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы.

Иметь представление о климате, растительном и животном мире зоны субтропиков.

61.

Курортное хозяйство.

Население, занятия населения.  Города-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.

Иметь представление о занятиях населения зоны субтропиков.

62.

  Высотная поясность в горах(6ч.)

Положение на карте.

Пр.р. «Нанести на карту горы России, подписать».

Поверхность, климат, полезные ископаемые.

Иметь представление о поверхности гор и высотной поясности в горах.

63.

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.

Иметь представление об особенностях природы и хозяйства Северного Кавказа.

64.

Хозяйство, города, экологические проблемы Урала.

Екатеринбург, Челябинск и др.

Иметь представление об экологических проблемах Урала.

65.

Алтайские горы.

Население, хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.

Иметь представление о горах Алтая.

66.

Восточная Сибирь. Саяны.

Хозяйство Восточной Сибири, население, города, охрана природы.

Иметь представление о Восточной Сибири, о горах Саянах.

67.

Обобщающий урок по географии России.

Уметь делать несложные обобщения.

68.

Годовая контрольная работа-1ч.

По изученным темам.


                                    8 класс  

            География материков и океанов.

                        Пояснительная записка

Изучение курса  «География материков  и океанов»  позволяет  учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией  государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами  Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В этот курс  внесены изменения.  Деидеологизирована  его тематика: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При  объяснении  материала  учителю целесообразно несколько сместить  акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив  страноведческий подход к рассмотрению большинства тем.

Из  8 класса в 9 класс  перенесено изучение государств  Ближнего  зарубежья – бывших союзных

республик.

При изучении  «Географии материков и океанов» следует больше внимания уделить той части света, в которой расположена школа.

Основные задачи курса:

  • Сообщить учащимся элементарных знаний  по географии материков и океанов, их географического положения, основного населения и государств;
  • Формировать более четких представлений  о природных объектах и явлениях,  многих географических знаний, тесной связи географии с жизнью;
  • Затронуть проблемы взаимоотношения и экономического  сотрудничества с  сопредельными  с  Россией  государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами  Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
  • Включать учащихся в решение доступных для них проблем окружающей  действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству.
  • Учить культуре поведения в природе,  быстро ориентироваться и правильно  вести себя во время  стихийных.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

-Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океан и их хозяйственное значение;

-особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого   материка;

-государства, их положение на материке, основное население и столицы.

Учащиеся должны уметь :

-определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;

-находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.

Содержание изучаемого курса

Тема.

Количество часов.

1.

Введение.

1ч.

2.

Мировой океан

5ч.

3.

Африка.

6ч.

4.

Австралия.

4ч.

5.

Антарктида.

3ч.

6.

Северная Америка.

4ч.

7.

Южная Америка.

4ч.

8.

Евразия.

39ч.

9.

Годовая контрольная работа.

1ч.

10.

Занимательный урок по теме: «Государства Евразии».

1ч.

                                                                     Всего 68 часов, 2 часа в неделю.


                                                  Календарно-тематический план 8кл.

Тема и последовательность

словарь

содержание

Знания, умения, навыки

                                                              1 триместр

1.

                                     

         Введение – 1ч.

Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий.

Что изучают в курсе географии.

Иметь представление, что изучает география материков и океанов.

2.

       Мировой океан – 5ч.

              Мировой океан.

Пр.р. «Составление схемы хозяйственного использования океанов».

Океан

Современное изучение мирового океана. Исследование мирового океана.

Иметь представление о том, что такое мировой океан, его значение.

3.

Атлантический океан.

   План:

1.Название.

2.Величина.

3.Географическое положение.

4.Моря, острова и полуострова.

5.Реки, впадающие в океан.

6.Наибольшая глубина.

7.Климат.

8.Растения и животные.

9.Использование: полезные ископаемые и др.

4.

Северный Ледовитый океан.

Знать названия океанов, их

5.

Тихий океан.

значение, отличие друг от друга,

6.

Индийский океан.

Пр.р. «Обозначение океанов на контурной карте полушарий».

уметь показывать на карте.

7.

8.

         Африка – 6ч.

Географическое положение.

Пр.р. «Обозначить на контурной карте: острова, полуострова».

Разнообразие рельефа.

Пр.р. «Обозначить на контурной карте особенности рельефа».

Материк

Рельеф

Очертание берегов, острова Мадагаскар,  полуострова Сомали.

Климат и природные условия Африки. Рельеф: пустыня Сахара, реки (Нил, Нигер, Замбези и др.); горы (Атласские, Капские, Драконовы) Суэцкий канал.

Иметь представление о географическом положении Африки. Уметь показывать на карте, знать названия островов и полуостровов.

Иметь представление о разнообразии рельефа, климата и природных условиях  Африки.

9.

Растительность и животные тропических лесов.

Тропики

Иметь представление о растительном и животном мире тропического леса.

10.

Растительность и  животные саванн и пустынь.

Пр.р. «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных».

                                     

Саванна

Пустыня

Иметь представление о растительном  и животном мире саванн и пустынь.

11.

Население Африки.

Негры

Эфиопы

Иметь представление о населении Африки.

12.

Государства Африки.

Пр.р. «Обозначить на контурной карте изученные государства Африки и их столицы»

Египет

Эфиопия

Танзания

Конго

Нигерия,  ЮАР

По плану:

1.Название, столица, язык.

2.Климат, природные зоны.

3.Население, занятия.

4.Полезные ископаемые.

Уметь рассказывать о государстве по плану, показывать на карте.

13.

         Австралия – 4ч.

Географическое положение.

Пр.р. «Обозначить на контурной карте острова, реки, города».

Очертание берегов, острова, особенности рельефа и климата. Остров Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра.

Иметь представление о географическом положении Австралии, особенностях рельефа и  климата.

14.

15.

            Растительность и животные Австралии.

Пр.р. «Записать названия и зарисовать в тетради наиболее типичных растений и животных».

Население Австралии. Океания.

Сумчатые

Охрана природы.

Коренное и пришлое. Города: Канберра, Сидней, Мельбурн.

Иметь представление об особенном растительном и животном  мире Австралии.

Иметь представление о населении Австралии.

16.

               Путешествие в Австралию   Н.Н.Миклухо-Маклая.

Путешествие

Знать о путешествии  в Австралию Н.Н.Миклухо-Маклая.

17.

          Антарктида – 3ч.

Географическое положение.

Пр.р. «Обозначить на контурной карте Антарктиду».

Полюс

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.

Иметь представление о географическом положении Антарктиды.

18.

             Особенности природы Антарктиды.

Пр.р. Составление альбома иллюстраций на тему: «Антарктида ».

Иметь представление  об особенностях природы Австралии.

19.

Современные исследования Антарктиды.

Иметь представление о современных исследованиях Антарктиды».

20.

      Северная  Америка – 4ч.

Географическое положение.

Пр.р. «Обозначить на контурной карте: моря, острова и полуострова».

Открытие Америки. Карибское море, Гудзонов и Мексиканский  заливы, острова Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния.

Иметь представление о географическом положении Северной Америки  и ее открытии.

                 2 триместр

21.

                Рельеф. Климат.

Пр.р. «Обозначить на контурной карте: горы, реки, Великие озера».

Горы Кордильеры, реки  Миссисипи, Миссури и озера, природа Северной Америки.

Иметь представление о рельефе и климате  Северной Америки.

22.

             Растения и животные Северной    

            Америки.

Иметь представление о разнообразии растительного и животного мира.

23.

             Население и государства. США.

               Канада. Мексика. Куба.

Пр.р. «Нанести на контурную карту изученные государства и их столицы».

Географическое положение, столица, население, основные занятия населения государств.

Иметь представление о населении и государствах Северной Америки.

24.

      Южная Америка – 4ч.

Географическое положение Южной Америки.

Пр.р. «Обозначить на контурной карте острова, моря».

Остров Огненная Земля.

Иметь представление о географическом положении Южной Америки.

25.

Рельеф. Климат.

Пр.р. «Обозначить реки, равнины, горы, проливы».

Реки Южной Америки, Панамский канал, Амазонская равнина, горы Анды, Магелланов пролив.

Иметь представление об особенностях рельефа и климата  Южной Америки.

26.

Природа Южной Америки.

Пр.р. «Запись названий и зарисовка в тетрадях типичных растений и животных».

Растения и животные тропических лесов, саванн, пустынь Южной Америки.

Иметь представление о природе Южной Америки.

27.

Население и государства.

Бразилия, Аргентина, Перу и их столицы.

Иметь представление о населении и государствах Южной Америки.

28.

        Евразия – 39ч.

            Географическое положение.

Пр.р. «Проведение на конт. карте условной границы между Европой и Азией».

Евразия

Условная граница между Европой и Азией.

Иметь представление о географическом положении Евразии.

29.

             Очертание берегов  Евразии.

Пр.р. «Обозначить океаны и моря материка».

Моря  ( Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливы (Финский, Бенгальский, Персидский).

Уметь показывать на карте: океаны, моря.  

30.

            Крупнейшие острова и полуострова.

Пр.р. «Обозначить острова и полуострова Евразии».  

Острова  (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские); полуострова (Скандинавский, Пиренейский,  Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский).

Уметь показывать на карте острова и полуострова Евразии.

31.

Рельеф.

Пр.р. «Обозначить крупные рельефные образования Евразии».

Разнообразный

Горы (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ);   пустыни  (Гоби, Каракум, Кызылкум).

Знать и уметь показывать на карте крупнейшие рельефные образования на территории Евразии.

32.

Полезные ископаемые.

Пр.р. «Нанести на контурные карты месторождения полезных ископаемых и их условные обозначения».

Знать крупные месторождения полезных ископаемых, уметь показывать их на карте.

33.

Климат Евразии.

Климат

Иметь представление о климате Евразии.

34.

               Реки и озера Евразии.

Пр.р. « Обозначить на контурной карте реки и озера Евразии».

Реки   (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхе, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья);   озеро Балхаш.

Знать крупные реки и озера Евразии, уметь показывать их на карте.

35.

Растительность и животные Евразии.

Пр.р. «Запись в тетрадь названий растений ».

Знать и уметь рассказывать о типичных представителях растений и животных Евразии.

36.

Животные Евразии.

Пр.р. «Запись в тетрадь названий животных».

Заповедник

Международное сотрудничество в

охране природы.

Иметь представление о мерах ,

принятых  между народами Евразии по охране природы.

37.

Население Евразии.

Иметь представление о разнообразии населения Евразии.

38.

               Европейские государства.

Пр.р. «Нанести на контурные карты государства Евразии, подписать их названия и столицы».

Изучение государств по плану:

1.Название.

2.Географическое положение.

3.Соседние государства.

4.Природные условия.

5.Ресурсы.

6.Хозяйство.

7.Население.

8.Столица.

9.Крупные города.

10.Промышленность.

11.Обычаи.

Знать некоторые Европейские государства, их столицы, уметь показывать их на карте.

39.

Западная Европа.

Великобритания.

Уметь рассказывать по плану про изученное государство и уметь показывать его на политической карте, называть его соседние

государства и столицу.

40.

Франция.

41.

Германия.

42.

Южная Европа.

Испания.

                                                               3 триместр

43.

               Италия.

44.

               Греция.

45.

Восточная Европа.

Республика Сербия и Черногория.

По плану.

Уметь рассказывать по плану.

46.

Албания.

47.

Польша.

48.

Чехия.

49.

Словакия.

50.

Венгрия.

Уметь рассказывать по плану.

51.

Румыния.

52.

Болгария.

                                           

53.

Северная Европа.

Норвегия.

54.

Швеция.

55.

Финляндия.

56.

Государства Азии.

Юго-Западная Азия .

Турция.

По плану.

57.

Иран.

58.

Ирак.

59.

Афганистан.

60.

Восточная Азия.

Монголия.

61.

Китай.

62.

Северная Южная Корея.

63.

Япония.

64.

Южная Азия.

Индия.

По плану.

65.

Юго-Восточная Азия.

Вьетнам.

66.

Лаос, Таиланд.

67.

Годовая контрольная работа – 1ч.

По изученным темам.

68.

Занимательный урок по теме: «Государства Евразии».


9 класс

Наш край.

Пояснительная записка.

В данной программе тема «Наш край» завершает весь географический цикл.  На краеведческом материале  изучаются социальные, экологические и культурологические аспекты.

Рассматриваются вопросы истории, этнографии, национальные и региональные культурные традиции, поскольку выпускники специальных (коррекционных) школ 8 вида  чаще остаются жить и работать в местности, в которой учились.

Часы для изучения  государств  Ближнего зарубежья перенесены в начало  учебного года для того, чтобы разгрузить учебный материал в 8 классе, за счет часов Астрономии, которые в этом же объеме изучаются в 5 и 6 классах в темах: «Солнечная система» и «Земной шар». Здесь учителю необходимо дать оценку причин  политико-экономического застоя, кризиса, а  затем и распада монополизированного государства. В то же время надо стараться на доступном  материале анализировать последствия разрыва связей бывших союзных республик, повлиявшие как на углубление экономического кризиса и падение производства в этих государствах, так и на национальные проблемы.

Цели и задачи предмета:

  • Образовательные – расширять кругозор, формировать более четкие представления о природных объектах и явлениях;
  • Коррекционные - корригировать  память, речь, мышление;
  • Воспитательные – способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и  повышать интерес к изучаемому предмету.

Учащиеся должны знать:

-названия государств, ближнего зарубежья и их столицы;

-особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;

-медицинские учреждения и отделы социальной защиты в своей местности.

Учащиеся должны уметь:

-находить свою местность на карте России  (политико–административной, физической и карте природных зон);

-давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности;

-давать краткую историческую справку о прошлом своего края;

-называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;

-правильно вести себя в природе.

                                Содержание изучаемого курса.

 Тема

Кол-во часов

1.

Государства ближнего зарубежья.

18ч.

2.

Наш край.

48ч.

3.

Годовая контрольная работа.

1ч.

4.

Занимательный урок по теме: «Наш край».

1ч.

                                                                                                     Всего 68ч., 2ч. в неделю.


                                                                           Календарно-тематический план 9кл.

Тема и последовательность уроков.

Словарь

Содержание

Знания, умения, навыки.

                                                                1 триместр

1.

Государства ближнего зарубежья – 18ч.

Восточная Европа.

Государства Балтии-3ч.

Эстония.

По плану*

По плану*

По плану*

Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Крупные города.

Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Крупные города.

По плану:*

1.Название.

2.Географическое положение.

3.Соседние государства.

4.Природные условия.

5.Ресурсы.

6.Хозяйство.

7.Население.

8.Столица.

9.Крупные города.

10.Промышленность.

11.Обычаи.                                      

Знать о государствах ближнего зарубежья.

Уметь рассказывать по плану.

2.

Латвия.

3.

Литва.

4.

Белоруссия.

5.

Хозяйство. Население. Столица.

6.

Украина.

7.

Хозяйство. Население. Столица.

8.

Молдавия.

9.

Закавказье-3ч.

Грузия.

10.

Азербайджан.

11.

Армения.

12.

           Казахстан.

13.

Средняя Азия-4ч.

               Узбекистан.

14.

Туркмения.

15.

Таджикистан.

16.

Киргизия.

17.

 Обобщающий урок: Государства ближнего зарубежья.

18.

Контрольная работа по теме: государства ближнего зарубежья.

19.

Наш край – 48ч.

Положение на карте.

Пр.р. «Обозначить на контурной карте границы области и соседей.

Границы области, соседние области, республики, края.

Знать соседей Кировской области.

20.

Районы области.

Пр.р. «Обозначить на контурной карте некоторые районы области».

                                                   2 триместр

21.

Поверхность.

Пр.р. «Обозначить на контурной карте рельеф области»

                                 

Знать особенности рельефа области.

22.

23.

Климат.

Пр.р. «Записать в тетрадь некоторые народные приметы».

Полезные ископаемые нашего края.

Пр.р. «Нанести на контурную карту крупные месторождения полезных ископаемых».

Ископаемые

Фосфориты

Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.

Знать местные признаки погоды и некоторые народные приметы.

Знать  крупные месторождения полезных ископаемых области.

24.

Почвы нашей местности.

Подзолистые

Знать особенности почв области.

25.

Реки нашей местности.

Пр.р. «Заполнение таблицы:  Крупные реки».

План

  1. Как называется?
  2. Где начинается?
  3. Куда впадает?
  4. Какие у нее притоки?
  5. Как используют реку?
  6. Какие города расположены по берегу реки?

Знать крупные реки области.

26.

Экскурсия к реке Вятка.

27.

Пруды, озера, каналы.

Пр.р. «Обозначить на контурной карте реки, озера области.

Знать крупные озера, пруды, каналы области.

28.

Водоснабжение нашего края питьевой водой.

Охрана водоемов.

Знать об охране водоемов области.

29.

Растительный мир нашего края.

Деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения.

Знать о растительном мире нашего края.

30.

Охрана растительного мира.

Пр.р. «Зарисовать некоторые охраняемые растения, занесенные в Красную книгу».

Купальница

Красная книга.

Знать некоторые растения нашей области, занесенные в Красную книгу.

31.

Экскурсия в парк для расширения представлений о растительном мире.

Закрепление правил поведения в природе.

Знать элементарные правила поведения в природе.

32.

                 Животный мир нашего края.

Выхухоль

Хищные

Дикие, хищные и травоядные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые.

Знать ярких представителей животного мира нашего края.

33.

               Сельскохозяйственные животные.

Пр.р. «Отметить на контурной карте центры разведения с/х  животных области»

Знать каких сельскохозяйственных животных разводят в области.

34.

Охрана животных.

Стерлядь

Помощь зимующим птицам. Красная книга. Вред природе, наносимый браконьерами.

Знать о вреде, наносимом браконьерами.

35.

Заповедники, заказники.

Пр.р. «Нанести границы и подписать заповедник и заказники области»

36.

Экскурсия  в парк для расширения знаний о животном мире и наблюдении за зимующими птицами.

Подкармливание  зимующих птиц.

Уметь делать простые кормушки из подручных материалов.

37.

Население нашего края.

Его состав.

Знать состав населения и численность области.

38.

Общая характеристика хозяйства.

Пр.р. «Схема общей характеристики хозяйства».

Уметь рассказывать по схеме об общей характеристике хозяйства.

39.

Промышленность нашей местности.

Пр.р. «Нанести на контурную карту крупные предприятия области».

Металлургия

Тяжелая и легкая промышленность.

Иметь представление о промышленности нашей местности.

40.

Легкая промышленность.

41.

Лесопромышленный комплекс.

Лесозаготовка

Деревообработка.

42.

Ближайшее промышленное предприятие.

Предприятия, где могут работать выпускники школы.

Знать о ближайших предприятиях, где могут работать выпускники школы.

                                         3 триместр

43.

Специализация сельского хозяйства.

Животноводство

Растениеводство

Иметь представление об отраслях сельского хозяйства.

44.

             Экскурсия на ближайшее промышленное предприятие.

45.

Транспорт нашего края.

Автомобиль

Наземный, железнодорожный, авиационный, речной.

Иметь представление о видах и значении транспорта в области.

46.

Перспективы развития хозяйства области.

Иметь представление о перспективах развития хозяйства области.

47.

Большие и малые города.

Киров

Санчурск

Котельнич

Знать некоторые города Кировской области.

48.

             Из истории нашего края.

Поселенцы

История возникновения. Первые поселенцы. Откуда произошло название.

Иметь представление о первых поселенцах на вятке.

49.

Основные этапы развития.

Как жили вятские крестьяне.

Иметь представление о том как жили вятские крестьяне.

50.

Центр области г. Киров

Из истории образования и развития.

Знать этапы развития центра области.

51.

Экскурсия заочная «Архитектурно-исторические памятники».

52.

Улицы и площади областного центра.

Парки и скверы.

Знать названия некоторых улиц и площадей города.

53.

Церкви, монастыри, мечети.

Иметь представление религиозных направлениях.

54.

Экскурсия «К культурным и историческим памятникам».

Уметь составлять рассказы по плану.

55.

Известные люди нашего края.

Ученые, писатели, поэты, художники, архитекторы, композиторы, артисты, режиссеры, спортсмены.

Знать некоторых известных людей нашего края.

56.

Театры, кинотеатры, клубы, музеи.

Драмтеатр, ТЮЗ, театр кукол, музей Васнецовых, краеведческий музей.

Иметь представление о культурной жизни в областном центре.

57.

Экскурсия в краеведческий музей.

58.

Библиотеки.

Иметь представление о крупных библиотеках города.

59.

Спортивные сооружения.

Спортивный комплекс

Иметь представление о спортивной жизни города.

60.

Местные издания: газеты и журналы.

Газета

Знать некоторые периодические издания города и области.

61.

Больницы.

Медицинский центр

Иметь представление о поликлиниках и больницах города.

62.

           Магазины. Продуктовые рынки.

Торговый центр

Иметь представление о торговле в городе.

63.

Сфера бытового обслуживания.

Обувная, прачечная, химчистка. Парикмахерская, ателье, почта.

Иметь представление о сфере услуг в городе Кирове.

64.

Национальные обычаи, традиции.

Костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.

Иметь представление о национальных обычаях.

65.

Наш город.

66.

Обобщающий урок «Моя малая Родина».

Уметь делать обобщения по изученным  темам.

67.

Годовая контрольная работа – 1ч.

68.

Занимательный урок по теме: «Наш край».


Литература:

  1. Начальный курс физической географии. 6 класс  Т.М.Лифанова,

Е.Н.Соломина   Изд. М. Просвещение. 2006г.

     2. География России. 7 класс  Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина  

          Изд. М. Просвещение. 2006.

Рабочая тетрадь по физической географии. 7класс  Т.М.Лифанова    Изд. М. Просвещение. 2002г.

     3. География материков и океанов. 8 класс  Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина.

        Изд. М. Просвещение. 2006г.

     4. География материков и океанов. Государства Евразии. 9 класс  

          Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. Изд. М. Просвещение. 2007г.

      5. География Государства Евразии. 9 класс  А.Ю. Украинцева,    

          Н.Т.Козлова. Изд. М. Классик Стиль. 2005г.

      6. Страны, хозяйство, люди. Книга для чтения 10 класс

          А.П.Кузнецов. Изд. М. Просвещение. 1988г.

      7. Природа Кировской области. Учебное пособие для 8 класса

          Е.М. Исупова, В.А.Колчанов, М.А. Кузницин, В.А. Копысов и др.

          Изд. Киров. 1999г.

      8. Вятка. Краеведческий сборник. 6 выпуск, составитель М.О.Френкель.

          Киров Волго-Вятское книжное издательство, Кировское отделение.1983г.

      9. Сокровища Вятской природы. А.Н.Соловьев. Киров. Волго-Вятское

          Книжное издательство Кировское отделение. 1986г.

      10. Редкие животные и растения Кировской области. Б.Д.Злобин,  

            Т.С. Носкова. Изд. Киров. Волго-Вятское книжное изд. Кировское отделение. 1988г.

       11. Красная книга Кировской области.

       12. Лекарственные растения Кировской области. Составители:

             Г.Н.Луппова, И.Я.Новоселов. Волго-Вятское изд. Горький. 1984г.

        13. Родной Край. Книга для внеклассного чтения. В.М.Мансуров,

              А.И. Лахман. Киров. В-Вятское книжное издательство,

              Кировский отдел. 1988г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по географии для 6 класса общеобразовательной школы

Рабочая учебная программа для 6 класса общеобразовательной школы. Составлена на основе авторской программы Т.П.Герасимовой "География. Начальный курс"....

Рабочая учебная программа по географии 5-9 классы ФГОС

В основе разработки программы лежит авторская программа  «География: программа: 5–9 классы / [А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя]. — М. : Вентана-Граф, 2012....

учебная программа по географии 5-6 класс 2016-2017 уч.г

Рабочая программа составлена по учебнику под редакцией А.И. Алексеева линия "Полярная звезда"...

Учебная программа по географии для 7 класса по учебнику Алексеева А.И.

Данная программа по географии за 7 класс по учебнику Алексеева А.И помогает организовать учебный процесс и организацию урока...

Рабочая программа учебного курса по географии для 6 класса «За страницами учебника географии»

Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По географии для 7 класса на 2021 -2022 учебный год учителя географии Бирюковой Олеси Михайловны

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо географии для 7 классана 2021 -2022 учебный годучителя географииБирюковой Олеси Михайловны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По географии для 9 класса на 2021 -2022 учебный год учителя географии Бирюковой Олеси Михайловны

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо географии для 9 классана 2021 -2022 учебный годучителя географииБирюковой Олеси Михайловны...