Эффективность применения игр на уроках географии.
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Мерчанова Сусана Рамазановна

Игра есть потребность детского организм, игра для детей — это учеба, труд и серьезная форма воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_urokakh_geografii_aripk.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность применения игр на уроках географии

Мерчанова С.Р. МБОУ СОШ № 9 а. Уляп

                                                   Игра есть потребность детского организма,
                                                 игра для детей — это учеба,
                                                 труд и серьезная форма воспитания.
                                                                                                        Н.К. Крупская

   Решение современных задач обучения невозможно без серьезных изменений в формах организации деятельности учащихся. Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют главной цели - развитию личности ученика. Необходима такая организация учебного процесса, которая стимулирует школьников к поиску решений, формированию собственной позиции. Чтобы уроки были интереснее, чтобы дать возможность детям выйти из сферы повседневности, монотонности, будничности, перенести их в праздник, нужно проводить нестандартные или нетрадиционные формы уроков. Нетрадиционные формы построения образовательного процесса в рамках школьных предметов в практике обучения используются давно. Игра, как метод, активизирующий познавательный интерес, является одной из таких форм обучения. Урок-игра дает возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, но и развить их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, порой самыми необычными источниками получения знаний.

   Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, то есть способствует выработке определенного позитивного отношения. В процессе проведения таких уроков складываются благоприятные атмосфера для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Такие занятия позволяют вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету. Наконец, нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в решении проблем с перегрузкой учащихся домашними заданиями с помощью использования различных способов изучения материала на уроке. При этом нисколько не уменьшается необходимый уровень разносторонних знаний, более того – широко используется дополнительный материал. Опыт работы в школе показывает, что как бы хорошо не был подготовлен преподаватель, как бы хорошо он не владел предметом, все равно ученики предпочтут его объяснению хорошо подготовленную игру, где они будут сами познавать мир, будут взаимообучаться. Они с удовольствием примут и усвоят информацию взрослого наставника, но непременно как участника игры.

Игра в обучении ребёнка играет особую роль. В игре реализуется опыт творческой деятельности и выражается эмоционально-ценностное отношение ребёнка к миру. В современных условиях роль опыта творческой деятельности, полученного человеком в детстве, существенно возрастает, а эмоционально-ценностное отношения к миру определяет восприятие ребёнком действительности. Оно стимулирует социальную активность школьника и способствует усвоению им таких элементов содержания образования, как нравственные проблемы. Шведский нейробиолог Холгер Хиден, проведя эксперименты на молекулярном уровне, пришел к заключению, что «мозг требует для своего полного развития, особенно в ранних стадиях, не только соответствующего питания, но и стимуляции. Нейроны, лишенные любого из этих факторов – но особенно стимулирующей "учебной среды”, - не могут вырабатывать РНК-белковое содержание, не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений, они становятся, образно говоря, пустыми мешками и в конечном итоге атрофируются». Игра формирует «учебную среду» мозга, поэтому игровая деятельность необходима человеку и с психологической, и с педагогической точек зрения. Она не произвольна, а целенаправленна и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Человеческая игра обусловлена множеством психолого-педагогических факторов: возрастных, личностных, инстинктивных, воспитательных и т.д. Игровая деятельность – это показатель интеллектуальных способностей личности и способ их развития. Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самодеятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей. Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому способствуют системность, значимость, рациональность и универсальность получаемых в курсе географии знаний.

У подростка формируется представление о географической картине мира.

Учебная географическая игра будет эффективной формой организации урока при ряде психолого-педагогических условий:

  1. наличие четко сформулированных целей и задач;
  2. наличие у учащихся навыков учебно-игровой деятельности хотя бы в несложных игровых формах;
  3. наличие предварительно заданной организатором психологической установки учащимся к участию в учебной игровой деятельности;
  4. психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре;
  5. психологическая готовность учителя к роли организатора учебной игровой деятельности учащихся;
  6. формирование игровых групп с учётом уровня способностей и направленности интересов учащихся, а также с учётом взаимоотношений между учащимися;
  7. соответствие компонентов и параметров учебной игры возрастным психологическим особенностям учащихся.

Следовательно, необходима подготовка учащихся к включению в учебную игровую деятельность. Прежде всего, необходимо сформировать у учащегося мотивацию к такой деятельности.

Игра подразделяется по игровой методике следующим образом: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.

Игровые ситуации в своей работе использую на уроках различных типов. Так, например, на уроке повторения и обобщения знаний в 8 классе при изучении регионов уместна игра «Турагенство». Класс делится на группы по 4-5 человек по желанию учащихся, придумывает название тур.агенства, распределяются роли. Предварительно, за несколько уроков, всем тур.агенствам дается одинаковое задание: создать свой туристический маршрут для региона России. Это может быть презентация с использованием ИКТ, а также плакат сделанный руками учащихся. При этом помимо чисто географических материалов, учащиеся рассматривают и социокультурные ассоциации, возникающие у людей при рассмотрении тех или иных зрительных образов. Игровая форма урока может быть как групповой, так и индивидуальной. В 8 классе при изучении темы «Природные зоны» учащимся предлагается написать мини-рассказ «Если бы я был…» на усмотрение учащихся выбирается одно из животных изучаемой природной зоны. В курсе 6 класса при закреплении темы «План и карта» учащимся предлагается написать рассказ «Как я провел день» с использованием условных знаков. Также учащиеся с большим удовольствием решают ребусы, кроссворды, чайнворды предложенные учителем и умело составляют их сами. В 7 классе при закреплении тем по материкам можно провести урок-игру «Крестики-нолики». Ученики играют по парам. Вычерчивают игровое поле. Первый ученик делает ход, учитель задает вопрос, учащийся сделавший ход, должен ответить на вопрос сопернику. Затем учитель читает правильный ответ, если ученик дает правильный ответ, ход засчитывается, если нет, ход отменяется. Право хода передается сопернику. Выигравший ученик играет с победителем с соседней парты и т.д. В полуфинале и финале ученики играют на доске. Победители, вышедшие в финал и полуфинал, получают оценку «отлично». Чтобы получить «хорошо», следует ответить на 50 % заданных вопросов. Оценку «удовлетворительно» получают, если правильных ответов более 30 %. На обобщающем уроке по теме Африка можно поиграть в игру «Счастливый случай». Класс делится на 2 команды знатоков и 2 команды болельщиков. Игра состоит из 5 геймов. Задания разные и уровень сложности  тоже разный. Очень важным в уроке-игре является правильное оценивание, условия оценивания проговариваются учителем в начале игры, следует также оценивать старание учащихся со слабыми учебными возможностями, что позволит повысить их самооценку и активировать мотивацию к предмету.

При изучении новой темы актуально использовать урок-путешествие «По материкам и океанам», в 6 классе «По следам первооткрывателей», данная игра позволяет лучше ориентироваться по географической карте, описывать встречающиеся на пути путешественников географические объекты. Кроме того можно использовать игру не на всем уроке, а лишь как элемент урока. Учащимся интересны занимательные топографические, картографические задачи и головоломки.  В курсе 6 класса при изучении темы «Части Мирового океана» в качестве разминки, можно выполнить следующее задание «Назовите цветные моря на физической карте» или «Назовите реки, названные женскими именами». «Магическое число 100: Придумайте как можно больше географических объектов, в составе которых есть число 100? Пример: Ро100в; во100к, 100к, 100кгольм и т.д». « Какой город летает?» И много других заданий, которые помогают лучше запомнить карту, сделать урок более интересным и познавательным, способствует повышению мотивации изучаемого предмета.

Деловые, интеллектуальные игры по географии провожу в старших классах. Например «Окно в Европу» для 10 класса проводится при обобщении темы «Зарубежная Европа» на уроке (для этого  класс разбивается  на команды) или как внеклассное мероприятие между 10-11-ми классами  В этом случае между разделами игры можно включать музыкальные паузы, соответствующие тематике. Игра состоит из 4 разделов «Политика и экономика», «Великие Европейцы», «Города», «Природа». Игру «Брей-ринг» можно проводить по различным темам и т.д.

Таким образом, использование игры как способа организации урока географии способно сформировать следующие свойства:

  • коммуникативность;
  • адаптированность;
  • целенаправленность;
  • продуманность;
  • подражательность;
  • вариативность;
  • самоконтроль.

Игровая деятельность может иметь решающее значение для успешности усвоения нового материала, повышения его уровня учебной мотивации, обеспечения его личностного роста, является продуктивной деятельностью, способствующей развитию разных сфер личности ребенка. И в этом безусловна ее педагогическая польза.

АРИПК

Доклад на тему:

«Нетрадиционные формы проведения уроков географии. Эффективность применения игр.»

                                                                                             

                                                                 Выполнила:  Мерчанова С.Р.

                                                                       учитель МОУ СОШ №9 а. Уляп

                           Красногвардейского района

2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологические игры как средство повышения эффективности обучения школьников на уроках географии"

•    Цели: разработка комплекта дидактических игр и их экспериментальная проверка, методика организации и проведения учебных игр как компонента системы развивающей направленности обучен...

Эффективное применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Ведущая роль учителя.

Данная работа знакомит с применением ИКТ на уроках и внеурочной деятельности, использовании новых информационных технологий, позволяющих усилить мотивацию учения, учитывать индивидуальные особен...

"Эффективные способы применения презентаций на уроках географии"

Способы применения презентаций на уроках географии...

Эффективное применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Ведущая роль учителя.

ИКТ это не только техническое обеспечение урока или внеурочной деятельности, но методическое мастерство учителя. Способность воспринимать и передавать материал, стимулировать к деятельности учащегося...

Эффективность применения наглядности на уроках.

Методический материал по эффективности  применения наглядности на уроках для обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)....