Эффективное применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Ведущая роль учителя.
статья по технологии на тему

Югринова Валентина Владимировна
ИКТ это не только техническое обеспечение урока или внеурочной деятельности, но методическое мастерство учителя. Способность воспринимать и передавать материал, стимулировать к деятельности учащегося, через исследовательскую и проектную деятельность и информационное сопровождение образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Югринова Валентина Владимировна

(valentiya@ rambler ru)

государственное общеобразовательное

 учреждение МОУ лицей №9

 города Сальска Ростовской области

ИКТ это не только техническое обеспечение урока или внеурочной деятельности, но методическое мастерство учителя.  Способность воспринимать и передавать материал, стимулировать к деятельности учащегося, через исследовательскую и проектную деятельность и  информационное сопровождение образовательного процесса.

В школьном деле учитель - центральная фигура.

 Высота уровня школьного преподавания,

 его качество больше всего зависит от качества самого учителя.

Н.Н. Барановский

Эффективное применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Ведущая роль учителя.

Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ лицей №9 – это уникальное учебное заведение, без малого со столетней историей. Но в первую очередь его уникальность связана с тем, что став пять лет назад физико-математическим лицеем одним из первых в городе инновационных учебных заведений завоевал широкое признание. Он не теряет своих позиций на протяжении всего времени существования. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится о том, что необходимо «поддерживать практику использования современных информационных технологий в образовательных учреждениях». Новые технологии позволили мне выработать образовательную модель, основанную  на применении  информационно-коммуникативных технологий, т.е. комплекса технических и программных средств, обеспечивающих оперативное управление информацией. Известно, что информация лучше усваивается, если она подается в разнообразном и подходящем для её восприятия  виде. Широкие возможности в этом плане открывают компьютерные технологии. В нашем лицее компьютерная технология применяется достаточно широко. Можно выделить основные области применения  информационно- коммуникативных технологий:

  • ИКТ на уроках
  • ИКТ в исследовательской деятельности
  • ИКТ во внеклассной работе
  • ИКТ в работе учителя

Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения, учитывать индивидуальные особенности учащихся.Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебных  занятий по технологии, ИЗО и МХК мною используются:
¬ офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point,  Publisher, Paint и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своих  предметов и организовывать проектную деятельность учащихся;
¬ образовательные ресурсы сети Интернет.
Использование ИКТ на уроке будет эффективным, если соблюдать ряд требований: правильное определение дидактической роли и места ИКТ на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.
При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ИКТ учитель должен изучить программу и требования Государственного стандарта, сформулировать цели и задачи урока; изучить материал учебника и дополнительных пособий; оценить технические возможности; подобрать материал в соответствии с целями и задачами урока; при необходимости самостоятельно разработать недостающие материалы; до урока просмотреть и прослушать весь отобранный материал, сделать хронометраж и составить сценарий урока. При этом учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом. Только тогда использование ИКТ на уроках будет эффективным. Таким образом, ИКТ это не только техническое обеспечение урока или внеурочной деятельности, но и методическое мастерство учителя, его способность воспринимать и передавать материал, а также стимулировать учащихся к деятельности. Например, продуктом использования современных технологий в проектах своих учеников является создание буклетов, презентаций и проведение уроков творчества. Это способствует раскрытию творческого потенциала детей, развитию интеллектуальных способностей, познавательного интереса, развитию коммуникативных навыков. В чем я вижу эффективность применения ИКТ?

  • В наглядности
  • Мобильности
  • Индивидуальности
  • Дифференцированном подходе
  • В творчестве

Способы применения ИКТ:

  • Демонстрация на весь класс (видеопроекторы, презентации) при объяснении нового материала, систематизация и закрепление теоретического материала при проведении внеклассных мероприятий;
  • При подготовке и проведении тестов и зачетов;
  • При решении исследовательских задач (ТРИЗ, моделирование)
  • Индивидуальная работа учащихся при выполнении творческих проектов;
  • Подготовка компьютерных презентаций к конкурсам, конференциям;
  • Работа в малых группах (подготовка проектов на кафедре ДАНЮИ).

Уделяю время на учебно-исследовательскую и проектную деятельность, основным мероприятием которого является проведение научно-практической конференции по защите проектов и научно-исследовательских работ. Без информационных технологий в этой работе не обойтись! В процессе работы над исследованием ученики работают с текстовыми редакторами (сканирование изображений, копирование); с приложениями МS Office (документация, диаграммы, оформительская работа, презентация); применяют программы обработки видеофайлов (Pinnacle Studio и Adobe), с Интернет-ресурсами (поиск информации, музыкальных, звуковых файлов). Одним из последних современных цифровых устройств является электронная интерактивная доска, работающая в комплекте с компьютером и проектором. Её использование на уроках даёт новые возможности, а именно интерактив, мультимедиа и коммуникативность. Благодаря применению интерактивной доски удаётся повысить качество процесса обучения, класс вовлекается в активную работу, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Интерактивная  доска позволяет сделать урок более динамичным, информационным и коммуникативным. Но ценным является использование программного обеспечения доски SMART Board, в первую очередь утилит SMART Notebook.

Используемые источники:

Ключевые компетенции и образовательные стандарты. В.А. Хуторской. Интернет – журнал «Эйдос» http://www.eidos.ru/

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование,1998.-256

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат. М.2001

Филипов В.М. Модернизация Российского образования. –М.: Просвещение,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Ведущая роль учителя.

Данная работа знакомит с применением ИКТ на уроках и внеурочной деятельности, использовании новых информационных технологий, позволяющих усилить мотивацию учения, учитывать индивидуальные особен...

Применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности

Здесь рассказывается о способах применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности...

Проектно - исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности учителя

Выступление Григорьевой И.Н.раскрывает необходимость  проектно - исследовательской  деятельности  на   уроках истории, обществознания, географии и во внеурочной   деятельности...

Эффективные способы обучения аудированию на уроке и во внеурочной деятельности

Понятие «аудирование» включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Поскольку речевое обще...

Применение занимательности на уроках и во внеурочной деятельности по информатике

Ни для кого не является секретом, что современных школьников с каждым годом все труднее привлекать к изучению учебного материала. Способом повышения мотивации учащихся к изучению информатики может ста...