Программа элективного курса Подготовка к ЕГЭ по географии
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии на тему

ЧИРИКИНА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

Рабочая программа элективного курса Подготовка к ЕГЭ по географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Рылёвская СОШ»

Утверждаю.                                                                                                                                                                                                                    

Директор школы: ______________ /С.В.Михайловская/                                                                                                                                                                                                        

Приказ № ___ от _________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ»

для 11 класса

на 2014-2015 учебный год

Учитель: Чирикина И.Н., учитель географии

Рассмотрена на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла.

Протокол № 1 от «___»___________2014 года

Согласовано: заместитель директора по УР:_______________/Е.В.Полякова/

«_____» _____________ 2014 года

2014 год

Пояснительная записка

Образовательная область: география.

Возрастная категория: 11 класс

Количество часов на предмет: 1 час в неделю, всего 34 часа.
Цель: - дополнительная подготовка обучающихся для успешной сдачи Единого государственного экзамена по географии.

Задачи: - детально познакомить уч-ся с процедурой проведения ЕГЭ по географии, структурой работы;

- отработать важнейшие теоретические положения и практические умения в соответствии с содержанием курса географии;

- формировать мировозренческую позицию обучающихся.

Данный курс составлен для учащихся 11 класса, обучающихся в общеобразовательных классах, изучающих географию на базовом уровне. Курс разработан по социальному заказу учащихся и их родителей. В 2008 году закончился эксперимент по введению ЕГЭ, а с 2009 года для всех выпускников и желающих поступить в ВУЗы ЕГЭ стал обязательным. За годы проведения эксперимента сформирован банк федеральных экзаменационных материалов по географии, в соответствии с содержанием федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) образования, которые утверждены Министерством образования РФ в 2004 году. Ежегодно анализировались причины типичных ошибок выпускников, давались рекомендации по выполнению отдельных типов заданий и отмечено, на что, следует обратить более детальное внимание при повторении в процессе подготовки к экзамену.

Как известно, экзаменационная работа по географии включает в себя три части: Часть 1 состоит из заданий с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов (тип А). Часть 2 – задания с кратким ответом (тип В). В ней присутствуют пять типов заданий:- задания, требующие написать ответ в виде числа;- задания, требующие написать ответ в виде одного слова;- задания с выбором краткого ответа из нескольких вариантов;- задания с кратким ответом на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях;- задания на установления правильной последовательности.

Часть3 включает задания, в которых требуется дать развернутый ответ на поставленный вопрос (тип С).

Подготовка к каждой из групп заданий требует не только повторения определенных тем, но и анализа построения вопросов, предупреждения возможных типичных ошибок.

Следует признать, что за несколько лет проведения эксперимента, не сложилось стройной системы подготовки учащихся к ЕГЭ по географии. Представленный курс даст возможность не только сориентировать учащихся и учителя в тематическом разнообразии при подготовке к экзамену, но и отработать практические умения для успешного написания экзамена во всех трех частях.

Анализ результатов ЕГЭ по географии выявил ряд слабо сформированных понятий, представлений и умений учащихся. Данное положение является следствием следующих причин:

1) материал изучался в 6-7-х классах;

2) недостаточное количество часов на изучение материала;

3) отсутствие в программах специальных тем, в которых изучается материал.

Поэтому при подготовке к ЕГЭ по географии следует обратить особое внимание на повторение тех тем, по материалам которых зафиксировано наибольшее количество ошибок. В рамках данного курса это представляется вполне реальным.


Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

В ходе работы рекомендуется использовать традиционные методы географических исследований: картографический, статистический, сравнительный, исторический, математические и другие.

Стоит учитывать, что технические возможности современной школы позволяют решать поставленные задачи более эффективно и творчески. Применение электронного тестирования даёт учителю возможность быстрого контроля и постоянного мониторинга знаний. Использование информационных ресурсов сети Интернет позволяет расширить и углубить познания детей. С помощью Google Планета Земля можно совершить путешествие в любую точку планеты: увидеть фотографии, снятые со спутника, посмотреть карты местности, что позволяет обучающимся лучше усвоить учебный материал.

Требования к обучающимся по данному курсу

Знать и понимать

- особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;

- смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;

уметь

- применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;

- характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;

- проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;

- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;

- описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;

- геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;

- понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела

Количество

часов

1

Введение

1

2

План и карта

3

3

Природа Земли

7

4

Население мира

6

5

Мировое хозяйство

5

6

Социально-экономическая география России

7

7

Политическая карта мира

3

8

Обобщение по курсу

2

Итого за год

34

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Виды практических работ

Дата

Введение – 1 час

1

Диагностическое тестирование. Ознакомление учащихся с форматом заданий ЕГЭ. Отработка навыков оформления бланков регистрации, ответов в формате ЕГЭ.

1

Задания для самостоятельной подготовки: масштаб и направления на плане и географической карте; географические координаты; определение направлений на плане и карте; условные знаки топографической карты (плана), общегеографических и тематических карт.

План и карта – 3 часа

2.

План и карта.

Масштаб. Линейный масштаб. Именованный и численный масштаб.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Закрепление рекомендуется проводить в форме практических работ: измерение расстояний с помощью линейного масштаба, линейки и циркуля-измерителя; перевод масштаба из именованной формы в численную и из численной в именованную. Решение задач на определение длины отрезка на карте по указанному масштабу и расстоянию; на определение расстояния по длине отрезка на карте и указанному масштабу.

3.

План и карта.

Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах.

1

Определение направлений по рамке плана и специальным указателям; определение направлений по рамке карты и элементам градусной сетки; определение по карте географических координат точки, нахождение точки на карте по указанным координатам;  определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.

4

План и карта

1

Зачет

Природа Земли – 7

5

Природа Земли.

Земля как планета солнечной системы. Географические следствия суточного и  годового движения Земли. Равноденствие и солнцестояние. Полуденная высота Солнца и географическая широта места наблюдения. Изменение полуденной высоты Солнца над горизонтом в соответствии с географической широтой места наблюдения и датой наблюдения.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

Решение задач на определение продолжительности светового дня в соответствии с указанной датой и широтой места наблюдения; на определение относительной продолжительности светового дня в зависимости от широты места наблюдения.

6

Природа Земли.

Литосфера. Тектоническое и геологическое строение Земли. Горные породы. Состав и строение земной коры материкового и океанического типов. Понятие о литосферных плитах.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Проведение практических работ на сравнительный анализ геологической и тектонической карт, установление взаимосвязи тектонического и геологического строения территории, определения главных рельефообразующих факторов в формировании рельефа территорий.

7

Природа Земли.

Рельеф материков Земли и территорий России. Горные страны и равнины. Соответствие форм рельефа тектоническому строению территории. Динамика формирования рельефа. География распространения ледниковых, эрозионных и аккумулятивных форм рельефа. Географическая номенклатура.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Проведение практических работ на определение географического положения объектов суши; определение географических объектов по указанным координатам и характерным признакам.

8.

Природа Земли.

Атмосфера. Типы воздушных масс. Климатические пояса и типы климата. Перемещение воздушных масс. Формирование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов. Образование пассатов и муссонов. Западные ветры умеренных широт. Закономерности изменения среднегодового количества осадков и режима их выпадения. Атмосферные явления.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

9.

Природа Земли.

Гидросфера. Состав и строение гидросферы. Мировой круговорот воды. Свойства вод Мирового океана: температура и соленость. Изменение температуры и солености поверхностных вод океанов в зависимости от географической широты. Океанические течения.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура объектов Мирового океана и вод суши. Номенклатура крупнейших водных объектов материков: озера, реки, ледники.

10.

Природа Земли.

Биосфера. Животный и растительный мир материков. Животные и растения природных зон экваториальных лесов, саванн, тропических пустынь, зональных природных комплексов умеренного пояса, Арктики и Антарктики. Понятие об эндемичных видах. Особенности животного и растительного мира Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Антарктиды и Евразии.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура зональных природных комплексов равнин и высотная поясность в горах.

11.

Зачет по теме «Природа Земли».

1

Практика решений тестовых заданий по теме.

Население мира – 7 часов

12.

Население мира.

Расовый состав населения. География расселения экваториальной, европеоидной и монголоидной рас. Смешанные расы.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

13.

Население мира.

Этнический состав населения. Крупнейшие языковые семьи и группы.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура народов Индоевропейской, Алтайской, Афразийской, Сино-Тибетской и Уральской семей; география их расселения.

14.

Население мира.

Типы воспроизводства населения. Рождаемость, смертность и естественный прирост. Географические различия в возрастно-половой структуре населения. Европейский и Афро-Азиатский типы воспроизводства населения.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Показатели численности и воспроизводства населения. Возрастно-половая структура населения.

15.

Население мира.

Мировые религии. География и религиозные центры христианства, ислама, буддизма.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран с преобладанием в числе верующих христиан, мусульман и буддистов.

16.

Население мира.

Размещение населения. Городское и сельское население. Понятие об урбанизации. Номенклатура крупнейших городов и городских агломераций по принадлежности к странам.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

17.

Зачет по теме «Население мира».

1

Практика решений тестовых заданий по теме.

Мировое хозяйство – 5 часов

18.

Мировое хозяйство.

Природные ресурсы. Минеральные ресурсы: энергоносители, рудные ресурсы.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.  

Номенклатура стран – экспортеров нефти.

19.

Мировое хозяйство.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Мировое хозяйство в период НТР. Изменение географии отраслей мирового хозяйства под воздействием НТР. Региональные и межрегиональные экономические объединения стран. Транснациональные корпорации.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

20.

Мировое хозяйство.

Территориальная структура мирового хозяйства. География промышленности. Цветная и черная металлургия, машиностроение, пищевая и легкая промышленность, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. География сферы услуг.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура регионов и стран, имеющих туристско-рекреационную специализацию.

21.

Мировое хозяйство.

Мировое сельское хозяйство. География земледелия. Основные направления: зерновое хозяйство, производство технических, волокнистых, масличных культур и сахароносов.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран – крупнейших экспортеров зерна, хлопка, сахара – сырца.

22.

Мировое хозяйство.

Мировой транспорт. Понятие о грузообороте и пассажирообороте. Роль различных видов транспорта в мировых грузо-и пассажирообороте.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

Экономическая и социальная география России – 7 часов

23.

Экономическая и социальная география России.

Экономическое районирование РФ. Критерии экономического районирования. Экономические районы и регионы Западного и Восточного экономических макрорегионов РФ.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура  субъектов Российской Федерации.

24.

Экономическая и социальная география России.

Местоположение субъектов РФ. Территориальный состав экономических районов. Субъекты РФ, расположенные в Западном и Восточном экономических макрорегионах страны.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Установление соответствия субъектов РФ территориальным центрам (столицам).

25.

Экономическая и социальная география России.

Ресурсная база экономики России. Ресурсообеспеченность России по различным видам природных ресурсов.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

26.

Экономическая и социальная география России.

Комплекс конструкционных материалов. Отраслевой состав комплекса конструкционных материалов: металлургия, химическая и лесная промышленность, промышленность строительных материалов. Межотраслевые связи отраслей комплекса конструкционных материалов. Электроэнергетика: типы электростанций.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура нефтедобывающих, газодобывающих и угледобывающих субъектов РФ.

27.

Экономическая и социальная география России.

Цветная металлургия. Металлургические базы РФ: Уральская, Сибирская, Центральная. Крупнейшие металлургические центры цветной металлургии: география производства алюминия, меди, титана. Факторы размещения предприятий, производящих тяжелые и легкие цветные металлы.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

28.

Сельское хозяйство России.

Структура и география земледелия. Агроклиматические и почвенные ресурсы. География животноводства. Молочное и мясомолочное животноводство. Сельскохозяйственная экономическая специализация субъектов РФ.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

29.

Зачет по теме «Экономическая и социальная география России».

1

Практика решений тестовых заданий по теме.

Политическая карта мира – 3 часа

30.

Политическая карта мира.

Политическая карта Европы. Типология стран по уровню социально-экономического развития.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран Северной, Западной, восточной и Южной Европы,  Европейского союза и СНГ.

31.

Политическая карта мира.

Политическая карта Азии, Африки и Америки.

1

Номенклатура и состав субрегионов. Установление соответствия стран указанным столицам и столиц указанным странам.

32.

Политическая карта мира.

Динамика формирования современной политической карты мира. Региональные объединения стран Европы, Азии, Африки и Америки.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

Обобщение по курсу – 2 часа

33.

Подготовка к контрольно-зачетному тестированию

1

34

Контрольно-зачетное тестирование.

1

Учебно-методический комплект:

  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 232 с.: ил
  2. 2.Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012
  3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны: В 2ч. Ч 1. Планета, на которой мы живем. Африка. Австралия:  Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 280 с.: ил., карт.
  4. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны: В 2ч. Ч 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия:  Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 256 с.: ил., карт.
  5. Географический атлас.7 класс. – М.: Дрофа, 2012
  6. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» 2012. 336 с. : ил.
  7. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2012
  8. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Н.Н. Клюев. География: Население и хозяйство России: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» 2012. 281 с. : ил.
  9.  Географический атлас. 10 класс. М.: Дрофа, 2012
  10. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: В 2 ч. Ч 1. Общая характеристика мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 232 с.: ил.
  11. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: В 2 ч. Ч 2. Региональный обзор мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 232 с.: ил.
  12. Географический атлас. 10 класс. – М.: Дрофа, 2012

Список литературы  для индивидуальной работы обучающихся

 по подготовки к итоговой аттестации по географии:

  1. Единый государственный экзамен: география: контрольные измерительные материалы: 2010-2011 / под общ. редакцией  Г.П. Аксакаловой; Министерство образования и науки российской Федерации Федеральная служба в сфере образования и науки, Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Просвещение, 2010
  2. Единый государственный экзамен: География: контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1. /ЭА.Амбарцумова – М.: Вентана – Граф, 2010
  3. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2.Э.А.Амбарцумова – М.: Вентана – Граф, 2009
  4. Единый государственный экзамен 2012.  География. Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся  /ФИПИ авторы –составители  : В.В.Барабанов, Э.М.Амбарцумова, С.Е.Дюкова – М.:Интеллект – Центр, 2012 Готовимся к ЕГЭ. География. Учебно – тренировочные тематические тестовые задания с ответами. 2012 год.

Перечень сайтов, используемых при подготовке к ЕГЭ:

  1. Сайт издательства «Просвещение»  (рубрика «География» )http://www.prosv.ru
  2. Сайт издательства Дрофа (рубрика «География») http://www.drofa.ru
  3. Методические рекомендации учителю – предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе .http://www.center.fio.ru/som
  4. Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной  поддержки Единого государственного экзамена .http://www.edu/ru
  5. Сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены  Интернет – уроки по географии , включают подготовку к  сдаче ЕГЭ.http://www.internet-scool.ru
  6. Сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены  Интернет – уроки по географии , включают подготовку к  сдаче ЕГЭ.http://www.internet-scool.ru
  7. Сайт издательства «Интеллект – Центр», где можно найти учебно – тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами. Методические рекомендации и образцы решений. http://www.intellectcentre.ru
  8. Портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданийhttp://www.fipi.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 10 класс...

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию".

Программа элективного курса «Подготовка к  ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ....

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» для обучающихся 11 класса

Программа курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» направлена на расширение знаний и умений содержания по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых задани...

Программа элективного курса для 5 класса по географии "Живая планета"

Данная программа разработана по требованиям ФГОС , рассчитана на 35 ч...

Программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по географии"

Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по географии» предназначен для учеников 9-х классов, завершающих освоение основной образовательной программы основного общего образования и рассчитан на 3...

Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по географии»

Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по географии» предназначен для учеников 9-х классов, завершающих освоение основной образовательной программы основного общего образования и рассчитан на 3...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ» для 11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ»для 11 класса...