Географические диктанты, как прием развивающего обучения.
методическая разработка по географии на тему

Дорофеева Марина Александровна

Географические диктанты, как приемы развивающего обучения,  достаточно часто применяемы на уроке. Они  могут быть очень разнообразными.  Приведу лишь несколько примеров таких  географических диктантов, активизирующих  деятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_razvivayushchego_obucheniya.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Географические диктанты, как прием развивающего обучения.

Географические диктанты, как приемы развивающего обучения,  достаточно часто применяемы на уроке. Они  могут быть очень разнообразными.  Приведу лишь несколько примеров таких  географических диктантов, активизирующих  деятельность учащихся.

          

Диктант по контурной карте.

Учитель зачитывает список географических объектов под определенными номерами. Учащиеся в свою очередь должны поставить данный номер в соответствующем месте контурной карты.

Пример тема «Рельеф России»

  1. Среднесибирское плоскогорье.
  2. Саяны.
  3. Кавказ.
  4. Хребет Черского.
  5. Патомское нагорье.
  6. Хребет Джугджур.
  7. Прикаспийская низменность.
  8. Валдайская возвышенность.
  9. Приволжская возвышенность.
  10. Северосибирская низменность.

          

Диктант по терминам.

Учащиеся в тетради записывают термины. Учитель зачитывает их определения под номерами. В свою очередь учащиеся должны напротив каждого термина поставить соответствующий номер.

Пример тема «Климат России».

 Суммарная радиация -

1.Вихри с низким атмосферным давлением в центре.

Атмосферный фронт -

2.Общее количество солнечной энергии, достигшей поверхности Земли.

Трансформация -

3.Вихри с высоким атмосферным давлением в центре.

Циклон -

4.Отношение годовой суммы осадков к испаряемости.

Антициклон  -

5.Полоса, разделяющая разные воздушные массы по своим свойствам.

Коэффициент увлажнения -

6.Изменение свойств.

    

Диктант «Закончи предложение».

Учащиеся записывают в столбик номера (от 1 до 10). Учитель зачитывает список из десяти предложений, которые имеют законченную мысль. Она может быть истинной или ложной. Задача учеников поставить напротив каждого номера + или – в зависимости от истинности данного высказывания, по мнению ученика.

Пример тема «Океаны».

  1. 2-й океан по величине - Индийский.
  2. Тихий океан -самый большой.
  3. Канарское, Гвинейское, Бенгальское течения находятся в Индийском океане.
  4. Марианский желоб расположен в Тихом океане
  5. Индийский океан - самый мелководный.
  6. Саргассово море - море без берегов располагается в Атлантическом океане.
  7. Северный Ледовитый океан самый разнообразный по природным условиям.
  8. Тихий океан имеет самую высокую Т поверхностных вод.

            

Цифровой диктант.

Учащиеся записывают 1- «согласие» или 0 — «несогласие» на то утверждение, которое диктует учитель. Затем учитель демонстрирует (на доске или устно) правильный ответ. Учащиеся

          Пример тема «Гидросфера».

  1. Ледники - это скопление пресного льда на суше.
  2. Озеро - это искусственный водоем.
  3. Огромные льды в океане называются айсбергом.
  4. Айсберги не опасны для судоходства.
  5. Реки, озера, ледники, болота - это воды суши.
  6. Ледники не участвуют в Мировом круговороте воды.

Ответ: 101 010.

        

Числовой диктант.

       Числовой диктант самый сложный, поэтому требует определенной тренировки. Ученики     записывают только действия, которые диктует учитель.

      Пример по теме «Австралия»

  1. От количества букв в названии сумчатого животного вычесть количество океанов, которые омывают материк. (7-2)
  2. Количество полушарий, в которых расположена Австралия сложить с количеством букв  названия самого крупного озера материка. (2+3)
  3. Из количества букв названия самой высокой точки Австралии вычесть количество букв названия самой длинной реки материка. (8-6)

        

Буквенный диктант.

Учащиеся записываю только  буквы, которые закодированы в вопросах.

Пример тема «Африка».

  1. Третья буква в названии реки, дважды пересекающей экватор  (КоНго.)
  2. Вторая буква в названии самой длинной реки материка. Ил 
  3. Четвертая буква в названии самого глубокого озера материка (ТанГаньика.)
  4. Вторая и (или) четвертая буквы в названии реки и государства, столица которого является конечным пунктом автогонки «Париж - Дакар». ЕнЕгал.)
  5. Последняя буква во втором названии реки Конго. (ЗаиР.)

Ответ: Нигер.

Программированный диктант.

 

Учитель диктует учащимся утверждения под номером. Учащиеся ставят горизонтальную линию, если согласны с ним и вертикальную линию, если не согласны. Каждый вопрос – 1 см.

Примет тема «Климат России»

  1. На территории России господствуют ВМ всех типов.
  2. Чем меньше Ку, тем суше.
  3. Континентальный климат умеренного пояса распространяется на территории Западной Сибири.
  4. Теплый фронт образуется при движении теплого воздуха в сторону холодного и приносит потепление и моросящие дожди.
  5. Антициклон приносит зимой потепление и осадки.
  6. Большая часть России лежит в умеренном климатическом поясе.
  7. Муссонный климат характерен для побережья Северного Ледовитого океана.
  8. Большая амплитуда годовых температур характерна для резко – континентального климата.
  9. При Ку меньше 0,3 – недостаточное увлажнение.
  10. Изменение изотерм январских температур на территории России происходит при движении с запада на восток.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О необходимости развивающего обучения в географическом образовании.

Статья учителя географии Курбатовой Е.Е. по теме диссертационного исследования....

Методические приёмы развивающего обучения в географическом образовании.

Статья учителя географии Курбатовой Е.Е. по теме диссертационного исследования....

Методическая разработка учителя географии ГБОУ СОШ №1234 Курбатовой Е.Е. "Развивающее обучение в школьном географическом образовании".

Методическая система предлагается к использованию учитлям географии в средних общеобразовательных школах....

Географический диктант. (Градусная сеть и географические координаты ).

Географический диктант.  (Градусная сеть и географические координаты ). 2 варианта....

Методическая разработка. Географический диктант по проверке географической номенклатуры за курс 7 класса.

Одной из форм проверки знаний учащихся географической номенклатуры являются географические диктанты. В разработке предложен вариант диктанта за курс 7 класса....

Приказ № 199 от 27.09.2017г. об организации и проведении "Географический диктант" и "Экономический диктант"

Этот документ подтверждает то, что м сентябре 2017 года на платформе Овгортской школы-интернат мной был проведен всероссийский экономический диктант...

Применение технологии проблемного (развивающего) обучения на уроках изучения правил орфографии в 5 классе. Прием «Висит объявление».

Для создания проблемной ситуации эффективен прием «Висит объявление». Учащимся зачитывается или наглядно демонстрируется объявление, в котором есть орфографическая задачка, которую им пред...