Применение технологии проблемного (развивающего) обучения на уроках изучения правил орфографии в 5 классе. Прием «Висит объявление».
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Эрдынеева Светлана Намсараевна

Для создания проблемной ситуации эффективен прием «Висит объявление». Учащимся зачитывается или наглядно демонстрируется объявление, в котором есть орфографическая задачка, которую им предлагается решить самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie._priem_visit_obyavlenie.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии проблемного (развивающего) обучения на уроках изучения правил орфографии в 5 классе. Прием «Висит объявление».

Методология развивающего обучения, основанная на выделении трех областей знаний учащихся (ранее изученного, неизвестного и переходящего — проблемной зоны) была разработана российскими педагогами еще в 50-х годах прошлого века, но широко применяться стала недавно. Сегодня данная технология реализуется через проектирование педагогом в ходе урочной активности проблемных ситуаций, требующих от детей проявления инициативы, ведения творческого поиска, слаженного взаимодействия и командной работы.

Развитие проблемной ситуации включает три этапа:

 - выдвижение предположений, формулирование гипотезы.

 - обсуждение путей выхода из затруднительной учебной ситуации, способов проверки истины.

 - проведение экспериментов, обсуждение, анализ, рефлексия и подведение итогов.

 К сложностям реализации технологии проблемного обучения относится необходимость проектирования учебных вызовов, в полной мере соответствующих интеллектуальному уровню и академическим достижениям школьников, что особенно сложно гарантировать в условиях необходимости организации коллективной работы, соблюдения временных рамок занятия. Поэтому наиболее часто данная педагогическая тактика применяется при проектировании самостоятельной поисковой деятельности или разбивке учащихся по группам.

Приемы создания проблемной ситуации.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

  • подведение к противоречию, предложение найти способ его разрешения самостоятельно;
  • сталкивание противоречия с практической деятельностью;
  • изложение различных точек зрения;
  • предложение рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждение к сравнению, обобщению, формулировке выводов;
  • постановка вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определение проблемных теоретических и практических задач;
  • постановка задач с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.

Для создания проблемной ситуации можно использовать прием «Висит объявление». Учащимся зачитывается или наглядно демонстрируется объявление, в котором есть орфографическая задачка, которую им предлагается решить самостоятельно.

Прием «Висит объявление»

Урок русского языка по теме «Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова»

Этапы

Учитель

Ученик

Проблемная ситуация

На двери подъезда висит объявление: «Сегодня с 9.00 до 17.00 - отключение горячей в..ды». Последнее слово смазалось, расплылась вторая буква. Как вы думаете, какая буква должна быть на этом месте?

Вариант 1 – гласная «о»

Вариант 2 – гласная «а»

Гипотеза  

Давайте еще раз произнесем это слова («вода»), стало ли ясно, какая буква здесь подразумевалась?

При произношении этого слова мы не можем определить, какую букву нужно писать.

Обсуждение

Может быть, мы сможем произвести проверку?

Нужно найти такие слова, где бы гласная произносилась четко.

Эксперимент

Поищите такие слова.

«ВОды», «вОдный», «подвОдник» и тд. Нужно писать букву «о».

Анализ

Что общего у этих слов? Как называют такие слова?

Все ли проверочные слова однокоренные друг для друга? Почему в слове из объявления мы не могли определить букву, а в приведенных вами смогли?

Корень. Однокоренные.

Нет. «Воды» - это форма слова «вода» во множественном числе.

 В слове «вода» звук не под ударением, а в проверочных – под ударением.

Итог

Что нужно сделать, для того чтобы проверить безударную гласную в корне слова?

Нужно подобрать однокоренное слово или форму, чтобы ударение падало на эту гласную.

Урок русского языка по теме «Правописание безударных непроверяемых гласных в корне слова»

Этапы

Учитель

Ученик

Проблемная ситуация

На доске школьных новостей висит объявление: «Сегодня в 18.00 состоится к..нцерт». Последнее слово смазалось, расплылась вторая буква. Как вы думаете, какая буква должна быть на этом месте?

Вариант 1 – гласная «о»

Вариант 2 – гласная «а»

Гипотеза  

Какое правило может нам помочь?

«Безударные проверяемые гласные в корне слова»

Обсуждение

Может быть, мы сможем произвести проверку, как в орфограмме «Безударные проверяемые гласные в корне слова»?

Нужно попробовать найти такие слова, где бы гласная произносилась четко.

Эксперимент

Поищите такие слова.

Может нам поможет интернет?

На каком ресурсе вы нашли этот ответ?

Невозможно подобрать ни формы, ни однокоренные слова, чтобы проверить данную гласную ударением.

Правильное написание слова – «кОнцерт».

В словаре.

Анализ

Получилось ли проверить данное слово ударением?

Подходит ли оно под правило «Безударные проверяемые гласные в корне слова»?

Как называются слова, которые нельзя проверить?

Где можно найти информацию о том, как пишутся такие слова?

Нет.

Нет.

Словарные.

В орфографическом словаре.

Итог

Что нужно изменить в формулировке орфограммы «Безударные проверяемые гласные в корне слова», чтобы у нас появилась новая орфограмма?

Что нужно делать, если мы встретим слово с непроверяемой безударной гласной в корне?

Поставить НЕ. «Безударные непроверяемые гласные в корне слова».

Нужно посмотреть написание слова в словаре и запомнить его.

Урок русского языка по теме «Правописание проверяемых согласных в корне слова»

Этапы

Учитель

Ученик

Проблемная ситуация

На заборе висит объявление: «Помогите! Потерялся ко..». Последнее слово смазалось, расплылась последняя буква. Как вы думаете, какая буква должна быть на этом месте?

Вариант 1 – гласная «т»

Вариант 2 – гласная «д»

Гипотеза  

Давайте еще раз произнесем это слова («кот»), стало ли ясно, какая согласная здесь подразумевалась?

При произношении этого слова мы не можем определить, какую согласную нужно писать.

Обсуждение

Может быть, мы сможем произвести проверку?

Нужно найти такие слова, где бы согласная произносилась четко.

Эксперимент

Поищите такие слова.

«коТы», «коТик» и тд. Нужно писать букву «Т».

Анализ

Что общего у этих слов? Как называют такие слова?

Все ли проверочные слова однокоренные друг для друга? Почему в слове из объявления мы не могли определить букву, а в приведенных вами смогли?

Корень. Однокоренные.

Нет. «Коты» - это форма слова «кот» во множественном числе.

 В слове «кот» согласный в конце слова, а в проверочных – пред гласной.

Итог

Что нужно сделать, для того чтобы проверить согласную в корне слова?

Нужно подобрать однокоренное слово или форму, чтобы согласная стояла перед гласной.

Прием «Висит объявление» удобно и технологично применять при изучении новой темы либо повторения орфографии, пунктуации. Возрастного ограничения нет, но, как показывает практика, с особенным удовольствием воспринимается учащимися 5-6 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...

технологическая карта урока истории в 5 классе "Древнейшая Греция" в технологии проблемно-развивающего обучения

паспорт урока раскрывает программные требования ФГОСа, технология проблемно-развивающего обучения на материале истории Древней Греции позволяет выстроить основные этапы урока по современным стандартам...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие" с применением технологии проблемно-диалогического обучения

Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, соответствует ФГОС ООО, урок открытия новых знаний....

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроке математики в 5 классе по теме "Сложение дробей. Свойства сложения", в рамках реализации ФГОС ОО.

В рамках реализации ФГОС ОО актуальным является умение учителя качественно подготовиться к уроку математики, особенно создавать конспект урока в форме технологической карты и приложение (презентацию)....

Проект вводного урока фортепиано в I классе по теме: «Фортепианная музыка как вид искусства» с применением технологии проблемно- развивающего обучения.

В наше время образованность человека определяется не столько специальными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности. У детей иногда отсутствует активность, инициативность, потребност...

Разработка урока по математике в 5 классе по теме: «Деление десятичной дроби на натуральное число» с применением технология проблемно-диалогического обучения

Урок по теме: «Деление десятичной дроби на натуральное число» - это урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний. Урок проведен с применением технологии развивающего обуче...