Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как один из ведущих факторов эффективного управления учебным процессом
статья
Предварительный просмотр:
Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как один из ведущих факторов эффективного управления учебным процессом
В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Для их достижения предлагается решить такие задачи, как изменение методов обучения, расширение веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, поднимают роль самостоятельной работы учащихся. Решение подобных задач возможно благодаря осуществлению эффективного управление школой. Среди функций управления образовательным учреждением основными являются анализ, целеполагание, планирование, организация, руководство, контроль и регулирование. Данные функции имеют специфическую для образовательного учреждения направленность и являются особыми, относительно самостоятельными видами деятельности, последовательно взаимосвязанными друг с другом этапами, полный состав которых образует единый управленческий цикл. В связи с самостоятельностью функций можно рассматривать каждую из них в отдельности. Так, организация современного урока - один из ведущих элементов обучения, поскольку в нем представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Среди современных методов – и проблемно-диалогическое обучение – такой тип обучения, который обеспечивает творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Технология диалогического обучения предполагает, что ребенок под руководством учителя открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос: как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают побуждающий и подводящий виды диалога. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. В технологии используется шесть приемов создания проблемной ситуации: при предъявлении классу противоречивых фактов, теорий, мнений; при столкновении мнений учеников вопросом или практическим заданием на новый материал; с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом; с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, так как оно не сходно с предыдущим; система вопросов и заданий разных по характеру и трудности, но посильных для ученика; мотивирующий прием – готовая или интригующая информация (прием «яркое пятно» или прием «актуальность»). В некоторых случаях оба приема можно использовать одновременно. «Ярким пятном» на уроке может быть мультфильм, отрывок из кинофильма, картина, отрывок из литературного произведения, документа. На уроках учитель стимулирует к выдвижению и проверке гипотез, делает подсказки или сообщает решающую гипотезу. В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.
Прием 1: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.
Прием 2: педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
Прием 3: шаг 1 - учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.
Прием 4: ученикам дается невыполнимое задание.
Прием 5: задание, не сходное с предыдущими, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.
Прием 6: шаг 1 - учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено. При систематическом использовании побуждающего диалога ученики умеют осознавать противоречие и формулировать проблему. Проблемный анализ воспитывает в учащихся умение защищать выбранную точку зрения, логически аргументировать читательские впечатления и выводы разбора, а также помогает внимательно вчитываться в текст произведения и способствует не только прочности знаний, но переходу их в убеждения. Приведу примеры эффективных приемов. В целях активизации познавательной деятельности весьма эффективно использование приёма сравнения, который повышает активность мысли учащихся, качество их знаний. Возможно практиковать такие формы работы, как сравнительная характеристика персонажей одного художественного произведения, выделение сходств и различий героев разных художественных произведений. Уроки-инсценировки развивают память и сосредотачивают обращение к старому багажу при получении новых знаний, в проведении литературных игр, литературных салонов, гостиных они могут быть разной степени трудности. Средством активизации познавательной активности школьников является и использование разнообразных творческих заданий, как традиционных (сочинения на свободную тему, сочинение собственной сказки, загадки, былины), так и нестандартных, которые будят воображение, активизируют мыслительную деятельность. Интерес у учеников вызывают следующие задания: внимательно ознакомиться с главами произведения и на основании детального их анализа создать герб каждого из героев, нарисовать портреты героев, создать карту сказочной страны. При такой работе каждый ученик вносит что-то свое, личное, звучит живая речь, мысли ребят, а не пересказ материала учебников. Сопоставление разных стихотворений одного поэта помогает обнаружить общие, присущие именно ему черты видения жизни и художественной манеры. Самостоятельная лабораторная работа даёт редкую возможность учителю литературы, во-первых, задействовать весь класс; во-вторых, сэкономить время; и, в-третьих, осуществить одновременно контроль и обучение. Школьник выступает в качестве исследователя, интерпретатора художественного текста. Возможно использовать такие формы работы как: «Исследуем слово», «Неизвестное в известном», «Разгадываем загадку текста», «Не ошибитесь», «Экспериментируем», «Учимся превращать чувства в слова», «Давайте поразмышляем», которые позволяют активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего используются приемы: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера». Приём «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: 1) Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? 2) Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас возникли? 3) Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? 4) Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили? Технология проблемно-диалогического обучения является результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий: здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний; носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени, что дает возможность реализовать обозначенные выше цели модернизации образования. Но реализовать их можно только при условии качественного совершенствования методической подготовки и культуры учителя. Результат внедрения современных педагогических технологий можно рассматривать с позиции ученика (повышается качество знаний, умений и навыков, растет познавательная активность, повышается мотивация учения, положительно меняется поведение и воспитанность) и учителя (осуществляется внедрение педагогических технологий, повышается педагогическое мастерство, проводятся мастер-классы, даются открытые уроки, осуществляются публикации, повышается самооценка). К настоящему времени педагогическая наука и школьная практика наработали целый комплекс специализированных творческих подходов к организации учебного занятия. У учителя есть возможность изучить и определить для себя наиболее оптимальный набор эффективных приемов и методов, адаптировать их в соответствующем технологическом контексте, тем самым участвовать в эффективном управлении школой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка
Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...
Технология использования интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы
В данной статье рассматривается технология интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы, область применения, формы интеграции, типы интегированных уроков, опыт работы учителя по дан...
Выступление на тему "Применение структур сингапурского метода обучения на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)
Данная работа посвящена приёмам сингапурской технологии как активным методам, использеумым на уроках русского языка и литературы, благодаря которым у учащихся повышается интерес и уровень усвоения зна...
Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Технология развития критического мышления позволяет сделать работу на уроке интереснее и полезнее. Учащимся даются не готовые выводы, которые нужно зазубрить, а прививается умение творчески работать с...
Применение технологии личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы
Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Человек, в высоком смысле этого слова, становится человеком благодаря литературе. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собс...
Использование эффективных технологий и методов обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы...
Использование эффективных технологий и методов обучения на уроках русского языка и литературы
Обобщение опыта учителя русского языка и литературы....