Урок русского языка в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие" с применением технологии проблемно-диалогического обучения
план-конспект урока (5 класс) по теме

Рубцова Анна Даниловна

Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, соответствует ФГОС ООО, урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_rubtsovoy_a.d_dlya_sayta.doc379.5 КБ

Предварительный просмотр:

 УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Рубцова Анна Даниловна

МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им.Шелковникова К.М»

Учитель русского языка и литературы

Республика Бурятия

Предмет: русский язык

Возраст детей: 11 лет, 5 класс

Место проведения: класс.

ТЕМА: Полные и краткие прилагательные

  • Создать условия для открытия учащимися знаний о полной и краткой форме имен прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли.
  • Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении.
  • Создать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления. 

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

  • 1) формируем умение извлекать информацию из схем, текстов;
  • 2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • 3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • 4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

       Коммуникативные УУД:

  • 1)формируем умение слушать и понимать других;
  • 2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

  • 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с языковым материалом;
  • 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  • 4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

  • 1) формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки-таблицы для выполнения заданий, учебник

ХОД УРОКА

Ι. Организационный момент

Эпиграф к уроку  «Корень учения горек, да плод сладок»

Учитель: Как вы понимаете смысл данной пословицы? Открывая что-то новое, мы находим трудные, но необходимые каждому знания.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель: Посмотрите на доску, что вы видите?  (схемы слов)

Учитель: Составьте слова к данным схемам.  Слова,  какой части речи, вы составили к схемам первого столбика? (прилагательные)

Учитель: Что вы знаете об имени прилагательном? ( все ответы фиксируются на доске, получается опорная схема «Прилагательное как часть речи»)

Учитель: К какой части речи относятся слова, которые  вы придумали к схемам второго столбика? (существительные, наречия)

III.  Формулирование проблемы, планирование деятельности.         

Учитель: Я тоже составила слова к этим схемам, распределите эти слова в соответствии со схемами и запишите, выделите основу и окончание.

Весёлый, весел, весёлая, весело, веселое, весела.

Учитель: Что заметили? (изменилось окончание)

Учитель: Основа  изменилась? (нет)

Учитель: Значит, эти все слова - формы одного и того же прилагательного  весёлый. С какими формами вы уже знакомы? А с какой нет? На какой вопрос отвечают прилагательные во втором столбике? ( каков?, какова?, каково?). Как можно назвать  такие прилагательные ( краткие)

Учитель: Определите тему урока. (краткие прилагательные) Записать тему на доске.

Учитель: Что мы можем узнать о краткой форме прилагательных? (как образовались, как изменяются? какую роль играют в предложении и в речи? ) Все вопросы детей фиксируются на доске.

Учитель: Чтобы узнать что-то новое, мы читаем, наблюдаем, сравниваем. Предлагаю внимательно рассмотреть слова, записанные у вас в тетради и на доске.  Как вы думаете, образовалась краткая форма прилагательных: весел, весела, весело. Что изменялось. А что не менялось? ( Ответы детей: краткая форма образуется от основы полной формы + окончание нулевое, -о, -а)

Учитель:  Давайте проверим  наши выводы, обратимся к языковому материалу. Образуйте краткую форму от прилагательных: чистый, пустой, мягкий, бледный. ( Учащиеся образуют прилагательные  в краткой форме, записывают в приготовленную таблицу )

Мужской род

Женский род

Средний род

Множественное число

чистый

пустой

бледный

мягкий

Учитель: Какие окончания прибавили в мужском роде, в женском роде, в среднем роде, во множественном числе?  Образование каких слов вызвало затруднение? (появление беглых гласных о-е в словах мягок, бледен)

Учитель: Рассмотрите внимательно таблицу, сделайте вывод о том, как изменяются краткие прилагательные?  Изменить краткие прилагательные по падежам, сделать вывод  (краткие прилагательные не склоняются).

Учитель: Где можно проверить эту информацию? (в учебнике) Откройте параграф 104, страница 92, прочитайте и сравните с нашими выводами (учитель продолжает оформление опорной схемы на доске).

IV. Применение нового знания

 Физ.минутка: Учитель  называет прилагательные, дети поднимают руки вверх, если услышат полное прилагательное, и  приседают, если услышат краткое.

Учитель: Что мы хотели узнать в начале урока? Что уже знаем? Чему научились? На доске записано предложение. Утренний воздух чистый и свежий. Придумайте к нему задание.  ( Записать предложение, заменить прилагательные в полной форме краткими, выделить окончание, определит род)

 (Дети записывают «Утренний воздух чист и свеж»)

 Учитель:  Давайте проверим (учащиеся объясняют, как образовали краткие прилагательные). От какого  прилагательного вы не смогли образовать краткую форму (утренний), значит,  не все прилагательные имеют краткую форму. Я тоже записала предложение «Утренний  воздух чист и свежий». Подумайте в чем здесь ошибка, исправьте её (ответы детей).

Задание – ловушка: Учитель записывает предложение с орфографической ошибкой в слове СВЕЖЬ.

Учитель: Все ли согласны с моей записью? Что заметили? Кто может объяснить?  Если мы сомневаемся в правописании слов, куда нужно обратиться? (к словарю, к учебнику). Объясните правописание кратких прилагательных с основой на шипящую, используя теоретический материал учебника (самостоятельная работа учащихся с правилом в учебнике страница 92).

Учитель: Как узнать, какую роль краткие прилагательные играют в предложении (сделать синтаксический разбор). Выполните синтаксический разбор и определите, чем краткие прилагательные являются в предложении (делают вывод, что сказуемым).

Учитель: Сравните, чем полные прилагательные отличаются от кратких, работаем в группах, ответы оформляем в предложенной таблице (учащиеся защищают свои выводы, взаимооценка).

Полные прилагательные

Краткие прилагательные

После сравнения на доске должна появиться опорная схема «Прилагательные полные и краткие»

Учитель: Вернёмся к эпиграфу  «Корень учения горек, да плод сладок», посмотрите на это предложения,  найдите краткие прилагательные, докажите (ответы детей, взаимооценка).

V. Итог урока.

Учитель: Какую цель ставили в начале урока? На какие вопросы  ответили? Продолжите предложения. Сегодня на уроке я узнал…., я научился…., мне было……

VI. Домашнее задание  на выбор учащихся.

Упражнение 592 (Списать предложения, заменяя полные прилагательные краткими).

Придумать сказку по готовому вступлению «В необычной стране Морфологии жили полные Прилагательные и были у них младшие братья краткие Прилагательные».

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов «Русский язык» 5 класс, II часть, М.,«Просвещение», 2012.
  2. Т.В.Раман «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку»  5 класс, Москва, «Экзамен», 2007.
  3. О.В.Беляева, О.А.Даценко «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс», Москва, «Вако», 2010.
  4. Глазунова О.И. «Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях» Санкт-Петербург, “Златоуст”, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 5 класс полные и краткие прилагательные

Конспект  урока  русского  языка  в 5 классе "Полные  и краткие  прилагательные". Урок - изучение  нового материала, учащиеся самостоятельно выявляют такую группу...

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроке математики в 5 классе по теме "Сложение дробей. Свойства сложения", в рамках реализации ФГОС ОО.

В рамках реализации ФГОС ОО актуальным является умение учителя качественно подготовиться к уроку математики, особенно создавать конспект урока в форме технологической карты и приложение (презентацию)....

Презентация русский язык 7 класс "Краткие и полные страдательные причастия".

Презентация для 7 класса для дистанционного обучения....

Методическая разработка "Способы организации «квазиисследовательской» деятельности на уроках русского языка в классах развивающего обучения (5-9 классы)"

Методическая разработка по преподаваемому предмету, имеющая положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществеСпособы организации «квазиисследовательской» деятельно...

Разработка урока по математике в 5 классе по теме: «Деление десятичной дроби на натуральное число» с применением технология проблемно-диалогического обучения

Урок по теме: «Деление десятичной дроби на натуральное число» - это урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний. Урок проведен с применением технологии развивающего обуче...