Главные вкладки

    статья Развитие познавательной активности учащихся через самостоятельную работу на уроках географии
    статья по географии на тему

    Колмагорова Татьяна Павловна

    Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), направленный на реализацию заявленных целей, подчеркивает важность развития учащихся через организацию личностно значимой деятельности. Результатом внедрения ФГОС должна стать подготовка выпускника, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике. Достижение обозначенных ФГОС результатов требует от учителя организации учебного процесса, направленного на развитие стремления учащегося к познанию. Рассматривая познавательную деятельность как основу развития учащегося, следует выделить развитие познавательной активности учащихся в роли ведущей задачи в достижении требований ФГОС второго поколении.

    Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия,   Стимулирует, активизирует познание прежде всего учитель. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания (реже один или несколько). Именно по такой логике выстраиваются программы развивающего обучения: через постоянную организацию условий для интенсивной познавательной деятельности к привычной познавательной активности, а затем – к внутренней потребности в самообразовании.

      Среди факторов, способствующих формированию познавтельной активности учащихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого школьника позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда. Значительный вклад в развитие теории самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения внесли видные педагоги Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н. и др.; психологи Богоявленский Д.Н., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков Л.В., Матюшкин А.М., Менчинская Н.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Эсаулов А.Ф. и др. Эти исследования показали, что одним из эффективных средств развития самостоятельности и творческой активности учащихся является самостоятельная работа. Дрозина В.В. сформулировала основные положения теории и практики организации творческой самостоятельной деятельности учащихся. Сущность понятия "самостоятельная работа", цели, задачи, дидактические принципы, функции самостоятельной работы, формы и методы ее организации в процессе обучения полно и глубоко проанализированы в исследованиях: Гарунова М.Г., Королькова Б.Е., Нильсона О.А., Орловского В.Г., Пидкасистого П.И., Цукаря А.Я., Чиканцевой Н.И

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc135 КБ

    Предварительный просмотр:

    Татьяна Павловна Колмагорова, учитель географии

    МБОУ "Солнечная СОШ №1" с.п. Солнечный

    Сургутского района,   ХМАО-Югры.

    Развитие  познавательной активности  учащихся

    через самостоятельную работу на уроках географии  

    Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), направленный на реализацию заявленных целей, подчеркивает важность развития учащихся через организацию личностно значимой деятельности. Результатом внедрения ФГОС должна стать подготовка выпускника, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике. Достижение обозначенных ФГОС результатов требует от учителя организации учебного процесса, направленного на развитие стремления учащегося к познанию. Рассматривая познавательную деятельность как основу развития учащегося, следует выделить развитие познавательной активности учащихся в роли ведущей задачи в достижении требований ФГОС второго поколении.

    Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания). Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания.[6]

    познавательная активность есть цель деятельности, средство ее достижения и результат [6]. Современные психологи, в частности Т.И. Шамова, выделяют три уровня познавательной активности школьников:

    – репродуктивно-подражательная (воспроизводящая) активность как способ усвоения опыта другого человека;

    – поисково-исполнительная (интерпретирующая) активность, когда необходимо принять задачу и самому отыскать средства её выполнения;

    – творческая активность, при реализации которой задача ставится самим учащимся и решается новым, оригинальным способом [6].

      Стимулирует, активизирует познание прежде всего учитель. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания (реже один или несколько). Именно по такой логике выстраиваются программы развивающего обучения: через постоянную организацию условий для интенсивной познавательной деятельности к привычной познавательной активности, а затем – к внутренней потребности в самообразовании.

      Среди факторов, способствующих формированию познавтельной активности учащихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого школьника позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда. Значительный вклад в развитие теории самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения внесли видные педагоги Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н. и др.; психологи Богоявленский Д.Н., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков Л.В., Матюшкин А.М., Менчинская Н.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Эсаулов А.Ф. и др. Эти исследования показали, что одним из эффективных средств развития самостоятельности и творческой активности учащихся является самостоятельная работа. Дрозина В.В. сформулировала основные положения теории и практики организации творческой самостоятельной деятельности учащихся. Сущность понятия "самостоятельная работа", цели, задачи, дидактические принципы, функции самостоятельной работы, формы и методы ее организации в процессе обучения полно и глубоко проанализированы в исследованиях: Гарунова М.Г., Королькова Б.Е., Нильсона О.А., Орловского В.Г., Пидкасистого П.И., Цукаря А.Я., Чиканцевой Н.И. и др.

    Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником. Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т. д.

    География как предмет имеет значительные возможности для мотивации познавательной активности, так как  раскрывает  в своём содержании красочную и разнообразную картину мира и предлагает широкий  спектр самостоятельных работ и упражнений. Умелое использование  тех или иных средства обучения способствуют рациональной организации самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, активизации процесса обучения. Это в первую очередь: учебники, различные карты, справочная и учебная литература, интернет-ресурс.  С их помощью можно организовать самостоятельную работу: законспектировать какой-либо раздел, составить план ответа, прокомментировать содержание отдельных абзацев параграфа и т.д. Большое значение для получения знаний имеет умение учащихся работать со справочной литературой. Это позволяет учащимся собственными силами решать определенные задачи.  Разнообразные географические картограммы и картодиаграммы  могут быть использованы как источники географических знаний и как средство наглядности при выполнении самостоятельных работ. Главная цель самостоятельной работы состоит в расширении и углублении зна-ний, умений, полученных на занятиях, предотвращении их забывания, развитии инди-видуальных склонностей, дарований и способностей [4]

     Карта-это второй язык географии.  научить самостоятельно пользоваться различными картами - главная задача учителя. Только самостоятельные задания и упражнения позволяют этого добиться.  Ни для кого не является секретом тот факт, что знание определения географического понятия «азимут» не поможет найти правильную дорогу в незнакомой местности, если при изучении географии в школе не были сформированы практические навыки ориентирования на местности с помощью карты, плана, компаса, местных признаков. Трудно найти  объект на карте по географическим координатам, если не разу не попробовать определить их  по карте самостоятельно. Чтобы повысить познавательную активность  в работе с картой, необходимо чтобы задания носили творческий. занимательный характер: например задание для учащихся 6 класса: корабль в точке с координатами 15 с.ш. и 115 з.д.  В каком океане он находиться , в каком направлении  и к какому материку он доплывет быстрее? Где на Земле можно построить дом, у которого все четыре стороны будут обращены на юг?.  Пользуясь картой транспорта, оцените транспортную доступность районов Крайнего Севера и приравненных к ним территории. Задания на дом тоже должны быть творческими , они активизируют познавательную деятельность учащихся Например: составить задачи на вычисление используя материалы таблиц и картосхем по теме: "Население стран мира"  и т. д.  Картографическая грамотность сегодня необходима каждому образованному человеку.

    Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им географические умения. При решении географических задач учащиеся опираются на уже приобретенные знания, и развивают такие навыки как умение обобщать, сравнивать, пользоваться атласом.  Например, при изучении темы «Австралия» в 8-ом классе школьники решают такую географическую задачу: жители соперничающих между собой городов – Сиднея и Мельбурна вот уже второе столетие подшучивают друг над другом на тему погоды. Сиднейцы утверждают, что в Мельбурне можно замерзнуть, а мельбурнцы всерьез рассуждают о том, что в Сиднее просто неслыханная жара. И это при том, что средняя годовая температура воздуха в Сиднее + 17 С, а в   Мельбурне +14 С. При изучении темы «Размещение населения» в 7-ом классе ребятам предлагаю следующую задачу: Определите, не обращаясь к карте, плотность населения Сенненского района? Площадь тропических лесов на планете составляет 400млн га Известно, что ежегодно вырубают и сжигают примерно 7млн га .Определите, через какое время могут исчезнуть с лица Земли тропические леса, если темпы их уничтожения сохранятся.?

     Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, чтение тематических карт,  и  прежде всего, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.  Таким образом, самостоятельная работа учащихся - это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида здания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств [1, 265]

    В педагогическом же энциклопедическом словаре приводится следующая дефиниция: «Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя». На наш взгляд, данное определение не является достаточно полным. Оно не раскрывает сущностных характеристик данного понятия и требует значительных уточнений.

    Педагог-психолог Зимняя И.А. определяет, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала. При этом самостоятельная работа – это высшая форма учебной деятельности школьника, форма самообразования, связанная с его работой в классе [3, 249].

      Психологи доказали, что в памяти от услышанного на уроке остается 10% содержания, от воспринятого чтения – 30%, т наблюдения явления или предмета – 50%, а вот самостоятельные  действия учеников с учебным материалом дают 90%.

    Изменения, происходящее в мире заставляют общество предъявлять новые требования к современному человеку. Начинает уделяться внимание его умению адаптироваться к быстро изменяющимся условиям. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием, для того чтобы быть хоть в некоторой степени успешным. Поэтому одной из главных задач среднего образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Также, что основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Эффективное использование самостоятельной работы позволяет решать большой ряд вышеперечисленных задач.                            

         Хоть выйди ты не в белый  свет,

         А в поле за околицей,-

         Пока идёшь за кем- то в след,

          Дорога не запомнится.

                                                           Зато, куда б ты ни попал

                                                           И по какой распутице,

                                                          Дорога та, что сам искал,            

                                                           Вовек не позабудется!

    http://img-fotki.yandex.ru/get/6203/153292660.11a/0_6d4c7_3fdef46_XL

    Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности – одна из вечных проблем педагогики. К ней обращаются психологи, педагоги, даже философы. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а во ФГОС основной школы она обозначена как одна из центральных педагогических проблем.

    Для основной школы самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – основной вектор взросления. Основная школа отвечает за одну, но чрезвычайно существенную грань воспитания детской самостоятельности – учебную самостоятельность, которая является ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования и рассматривается как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.

    Список литературы:

    1. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
    2. Голованова Т.А.  Педагогичекие технологии организации самостоятельной работы учащихся
    3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб / И.А. Зимняя – М.: Лотос, 2001.
    4. Зеленина Е.Б. Развитие познавтельной активности школьников: педагогическая тактика  и стратегия релизации ФГОС в основной школе.
    5. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980.
    6. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 208 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самостоятельные работы на уроках географии (региональный компонент)

    На уроках при изучении географии Республики Татарстан, молодые учителя испытывают трудности при распределении заданий для самостоятельной или практической работы на уроках. Я предлагаю работы, которые...

    АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

    Самостоятельные работы на уроках географии...

    самостоятельная работа на уроках географии

            Самостоятельные работы в обучении школьников имеют большое значение, поскольку они способствуют воспитанию трудолюбия, росту самостоятельности, обесп...

    Практические и самостоятельные работы на уроках географии как фактор формирования культурно-географической компетенции

    Данная методическая статья поможет молодым специалистам в работе при организации практических и самостоятельных работ. Автор делится опытом, так как системапрактических и самостоятельных работ по геог...

    Элементы самостоятельных работ на уроках географии.

    Используемые виды самостоятельных работ на уроке географии. Из собственного опыта работы....

    Самостоятельная работа на уроке география.

    Самостоятельная работа на уроках географии.           Вопрос активизации деятельности школьников в учебном процессе относится к числу наиболее а...

    Формирование навыков самостоятельной работы на уроках географии

    Данный методический материал поможет педагогам грамотно организовать самостоятельную работу на уроке....