Практические и самостоятельные работы на уроках географии как фактор формирования культурно-географической компетенции
статья по географии по теме

Жалсабон Людмила Владимировна

Данная методическая статья поможет молодым специалистам в работе при организации практических и самостоятельных работ. Автор делится опытом, так как система

практических и самостоятельных работ по географии формирует культурно-географическую компетенцию, учащиеся после окончания школы могут использовать приобретенные умения и навыки в своем образовательном маршруте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный конкурс «Учитель года – 2010» Жалсабон Людмила Владимировна


Практические и самостоятельные работы на уроках географии как фактор формирования культурно-географической компетенции

Настоящее время – период активных поисков такой организации образовательного процесса, который  бы позволил наиболее успешно решать проблемы обновления российского образования, обеспечивающей повышение качества географической подготовки учащихся. Стандарт основного общего образования требует овладения опытом разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), познания и самопознания; умения решать различные практические задачи.

         В последние годы в педагогической печати и  в учительской практике получают распространение идеи построения учебного процесса на базе исследовательской поисковой деятельности. Основную цель организации учебной исследовательской работы связывают с развитием школьников, формированием их творческого начала, активности как основного личностного качества. Известно, что многие дети отличаются хорошей памятью, умением быстро решать возникающие задачи, находить причины различных явлений. Большинство из этих качеств развиваются в учебной деятельности, если она организована на основе поиска. В этом помогают выполнение учащимися практических и самостоятельных работ. Освоить опыт творческой  деятельности можно, лишь пройдя через исполнительскую стадию, за которой следуют другие – репродуктивно-творческая и творческая стадии. Нельзя перейти на более высокий уровень, не овладев первым, начальным уровнем усвоения. «Развивать творческое мышление легче, если учащиеся предварительно овладевают обобщающими предписаниями» (схемами мыслительной деятельности)» - утверждал И.Я. Лернер.

Формирование культурно-географической компетентности предполагает развитие всех сфер сознания личности, который невозможен без практико- и личностно-ориентированного характера обучения. Практические и самостоятельные работы особенно уместны на культурно-смысловом и культурно-творческих этапах формирования культурно-географической компетенции. В процессе выполнения учащихся формируются информационно-познавательные знания и умения их применять и практико-созидательные компетенции (опыт постановки и достижения цели.) В организации учебной деятельности использование практических и самостоятельных работ приводит к формированию практических умений и навыков. Реализация деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию полученных знаний в дальнейшей жизни и деятельности.

Нет сомнения в том, что знания определения географического понятия «азимут» не поможет человеку найти правильную дорогу в незнакомой ситуации, если при изучении географии в школе у него не были сформированы практические навыки ориентирования с помощью карты, плана, компаса, местных признаков. Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление развитие теоретических знаний в комплексе. Самостоятельная работа как, правило, носит творческий характер и выполняются на третьем уровне развития самостоятельной познавательной деятельности. Каждый отдельный блок географических знаний (климатических, геолого-морфологических, гидрологических) должен включать тренировочные, итоговые, практические  и самостоятельные работы. Практические и самостоятельные работы должны быть взаимосвязаны, дополнять друг друга и усложняться от одного курса к другому. На необходимость совершенствования практической части программы указывает и практика обучения. Наблюдается разрыв между общими требованиями программы и фактическим уровнем знаний учащихся и особенно умений. Зная определение теоретических знаний, учащиеся испытывают серьезные затруднения в работе  с картой, статистическими материалами. Вызывают затруднения задания, рассчитанные на применение учащимися своих знаний в новой учебной ситуации, при самостоятельном изучении новых территорий по карте. Поправить сложившееся положение можно за счет усиления внимания к практическим методам обучения, за счет повышения уровня самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Без продуманной системы практических и самостоятельных, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы географических знаний и умений, решить создавшуюся проблему невозможно. Не закрепленные в процессе практической деятельности знания остаются для учащихся мертвым грузом и быстро забываются. К выполнению итоговых практических работ, рассчитанных на применение новых знаний и умений, целесообразно приступать только после того, как учащиеся овладевают необходимыми приемами, последовательностью действий, работая с картой, диаграммой, статистической таблицей

Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательного процесса гимназии в целом, предполагает решение одной из важнейших задач - интеллектуального развития личности ребенка.

В своей работе со школьниками дифференцированно использую различные виды самостоятельных и практических работ. Например:
- наблюдение на учебных экскурсиях;
- работа со школьным учебником (прием и составление плана, рассказ по плану), составление тезисов;
- ответы на вопросы, связь текста с иллюстрациями, составление вопросов к иллюстрациям;
-установление взаимосвязей и причин явлений;
- задание на пути формирования какого-либо понятия

Имеются затруднения у учащихся, но я считаю это эффективным методом для усвоения материала.

Самостоятельные и практические работы позволяют решать следующие задачи:

- образовательные задачи (формирование системы географических знаний умений и навыков),
- воспитательные задачи (формирование самостоятельности, навыков учебного труда)
- развивающие задачи (формирование некоторых приемов умственной деятельности).

Предлагаю виды самостоятельной работы на экскурсии по заданиям:
• охарактеризовать данный участок местности: с помощью нивелира измерить превышение одной части местности над другой;
• изучить горные породы, которыми сложена данная местность, взять их образцы;
• охарактеризовать растительность данного участка;
• изобразить участок местности на рисунке;
• выяснить причины изменения рельефа данной местности;
• как используется и охраняется данный участок человеком.

В ходе наблюдений учащиеся овладевают следующими приемами работы:
• фиксируют и обрабатывают наблюдение,
• устанавливают взаимосвязи между явлениями,
• работают с географическими приборами, соотносят горизонтали на рисунке и на местности с последующим вычерчиванием.

Самостоятельная работа с географической картой имеет большое значение для развития познавательной активности школьников. Например, рассмотрим самостоятельную работу в 8 классе «Определение расстояния, направления, абсолютные и относительные высоты по физической и топографической картам».

Первый уровень усвоения знаний.
Ученики усваивают и воспроизводят готовую информацию, т.е. совместно со мной  учащиеся определяют расположение по отношению друг к другу и абсолютную высоту Кавказских гор и Уральских гор (измерить расстояние  от г. Эльбрус до г. Народная и г. Ямантау) (объяснительно-иллюстрированный метод). Определить протяженность  России с запада на восток по Северному полярному кругу (длина дуги в 10 = 44, 5 км), определить абсолютную высоту самой высокой точки Среднерусской возвышенности и ее превышение над Прикаспийской низменностью.
Второй уровень усвоения знаний. 
Ученики применяют знания и умения по образцу в знакомой учебной ситуации, т.е. дети уже самостоятельно выполняют подобное задание, но с другими объектами (репродуктивный метод)

Третий уровень усвоения знаний. 
Ученики творчески применяют знания и умения в новой ситуации, т.е. также самостоятельно по плану. (Карты учащиеся выбирают самостоятельно).

Обозначить оптимальный путь, по которому необходимо добраться из одного пункта в другой (пункты могут определены самостоятельно). Какое расстояние надо преодолеть, чтобы попасть из одного пункта в другой. Определить абсолютную высоту территории, на которой расположен ваш населенный пункт. Рассчитать ее превышение по отношению к побережью ближайшего моря, долине ближайшей реки. Пользуясь атласом автомобильных дорог, определить самую короткую дорогу до ближайшего озера, реки (моря, океана) из вашего населенного пункта (это частично поисковый или исследовательский метод).
Таким образом, дети от совместной работы с учителем переходят к самостоятельной работе.
Итак, работа с географическими картами является сильным стимулятором умственного развития, воображения, памяти, логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, проводить операции индукции и дедукции, анализа, синтеза, обобщения.

Работа со школьным учебником. 
Еще одним средством максимальной активизации школьников с целью понимания содержания состава знаний является школьный учебник. Правильная организация работы с учебником географии служит не только целям приобретения новых знаний и закрепления их, но и целям формирования у учащихся умения самостоятельно работать с книгой, географическим текстом. Это умение очень важно, так как является важнейшим средством самообразования.
Самостоятельные работы по учебнику:
1 .Самостоятельная работа по выявлению состава знаний с целью формирования понятия. Состав знаний включает: факты - понятия - явления – процессы
• задания на нахождение и выявление из текста части состава знаний (процессы и явления)
• задания на пути формирования понятия (дедуктивный - от определения понятия к его изложению, индуктивный - от изложения содержания понятия к его определению)
• задания на установление взаимосвязей и причин явлений.
Таким образом, самостоятельную работу по выявлению состава знаний с целью формирования понятия можно проводить различными способами. В процессе такой работы ребята научатся выбирать из текста основные понятия, устанавливать взаимосвязи, выявлять черты сходства и различия географических понятий
2. Самостоятельная работа на выписывание из текста фактов, подтверждающих, например, географические закономерности, отрицательное и положительное воздействие человека на природу и т.д.
Каждый отдельный блок географических знаний («Рельеф», «Климат» и т.д.) должен включать тренировочные и итоговые практические и самостоятельные работы. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.

        Таким образом, исходя из вышеизложенного вся система практических и самостоятельных работ по географии формирует культурно-географическую компетенцию, учащиеся после окончания школы могут использовать приобретенные умения и навыки в своем образовательном маршруте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самостоятельной работы на уроках географии

Данный методический материал поможет педагогам грамотно организовать самостоятельную работу на уроке....

«Технология игровой деятельности на уроках географии, как фактор формирования ключевых компетенций учащихся в рамках перехода на ФГОС»

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

Примеры практических и самостоятельных работ учащихся по географии

Данная работа представляет собой пример выполнения учащимися практических работ по темам «Атмосфера» и «ПК» по  географии в 6 классе. Данная методическая разработка  содержит комментарии по ...

Элементы исследовательской работы на уроках географии как фактор формирования поисковых и аналитических умений учащихся

Практика обучения в школе на сегодняшний день убедительно доказывает, что в содержании обучения существует ряд тем, которые можно и нужно давать учащимся на самостоятельное изучение, научив его предва...

"Элементы исследовательской работы на уроках географии как фактор формирования поисковых и аналитических умений учащихся"

В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться...

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.

В условиях введения новых ФГОС  использование технологии групповой работы на уроке становится необходимостью, так как  групповая работа позволяет создать благоприятные условия для формирован...