ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
статья по географии

Прозорова Надежда Николаевна

В условиях введения новых ФГОС  использование технологии групповой работы на уроке становится необходимостью, так как  групповая работа позволяет создать благоприятные условия для формирования УУД. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota-_iz_opyta_raboty_prozorovoy_n.n.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК УСЛОВИЕ

ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.

Из опыта работы учителя географии

высшей категории, заместителя директора по УВР

МБОУ СОШ р.п. Тамала Пензенской области

Прозоровой Надежды Николаевны.

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».  Идея групповой работы не нова. В 20-х годах прошлого столетия в образовательном процессе широко использовался бригадный метод. В настоящее время коллективная работа учащихся рассматривается с учетом достижений психологии и педагогики, учитывается также и опыт прошедших лет. 

Организация работы в группах на уроке преследует СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛИ:

  • -научить ребят самостоятельно и правильно распределять между собой роли при выполнении общих заданий и ответственно выполнять свои обязанности;
  • -научить ребят быть руководителями в групповой деятельности или исполнителями, т.е. подчиняться заданным правилам совместной работы;
  • -научить общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения;
  • -научить ребят умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других ребят.

В условиях новых ФГОС  использование технологии групповой работы на уроке становится необходимостью, так как  групповая работа позволяет создать благоприятные условия для формирования УУД.

При групповой работе формируются УУД: 

  • Познавательные – работа с информацией, с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем, выполнение логических операций:
  • сравнения + анализа + обобщения + классификации + установление аналогий
  • Регулятивные – планирование, контроль, коррекция, оценка
  • Коммуникативные – навыки сотрудничества, умение строить высказывание, участвовать в беседах, обсуждениях, умение иллюстрировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения

Чем же интересен этот вид работы для нас? Самое главное, что он позволяет отойти от классической классно-урочной системы, а для воспитания современной личности он недостаточен.

ГРУППОВАЯ РАБОТА: (по буквам)

  • Генерация
  • Радость
  • Упражнения
  • Поиск
  • Противоречия
  • Опыт
  • Воодушевление
  • Активность
  • Ясность
  • Результат
  • Актуальность
  • Ближайшее развитие
  • Отношение
  • Творчество
  • Анализ

СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ НУЖЕН ЧЕЛОВЕК, который:

  • Ориентируется в информационном поле
  • Может самостоятельно изучать материал
  • Оценивать результаты своей деятельности
  • Умеет принимать решения в нестандартной ситуации
  • Умеет работать в группе
  • Обладает навыками проектной деятельности

ПРИНЦИПЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ:

  • класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;
  • каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
  • внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли;
  • процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
  • выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП:

  • 1.Формирование групп по цвету.
  • 2.По желанию обучающихся.
  • 3.Формирование групп лидерами.
  • 4. Заранее составленный  учителем список групп.

ЧЕМУ УЧИТ ГРУППОВАЯ РАБОТА:

  • Сотрудничать
  • Ставить вопросы
  • Решать проблемы
  • Договариваться
  • Распределять роли и ответственность
  • Слушать других
  • Убеждать других

Отвечать за себя

Групповая форма, нацеленная на решение проблемных вопросов, может проводиться и в игровой форме: экспедиции, путешествия, поиск кладов, спасение планеты и т.д.. При этом на уроке не нужен лишний антураж (стихи, песни и т.д.), необходимым для каждой группы есть кейс с заданием, поставленным так, чтобы нацелить группу на определенную деятельность, которая приведет к решению проблемы.

Требования к учебному материалу:  Задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи; содержание материала не должно быть легким, желательно проблемным.

ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ:

  • объяснение цели предстоящей работы;
  • комплектование групп;
  • комментарий к заданиям для групп;
  • контроль за ходом групповой работы;
  • попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
  • после отчета групп о выполненном задании  делает выводы, обращает внимание на ошибки, дает оценку работе учащихся.

Каковы же ПРЕИМУЩЕСТВА групповой формы работы?

  • Повышается  учебная и познавательная мотивация ;
  •  Снижается  уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, возникает атмосфера соревновательности.
  • Быть некомпетентным  в решении каких-то задач;
  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;
  •  Улучшается  психологический климат в классе.
  • У ученика с любым типом психологии она снимает стресс ,он  выполняет учебные действия, связанные с развитием личности.
  • Каждый ребенок здесь получает оценку за свой труд.
  • Работа в группе развивает моральные качества ученика, ответственность за работу всей группы.
  • Используется  исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний.
  •  Групповую  форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.

Кроме очевидных положительных моментов, в организации групповой работы существует целый ряд ТРУДНОСТЕЙ:

  • Высокая наполняемость классов.
  • Трудности в подготовке материалов с использованием технических средств.
  • Межличностные отношения в некоторых классах невозможны.
  • Ребята не обладают навыками совместной работы.
  • Групповой  работе надо сначала научить.
  • При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
  • В классе найдутся дети, которые любят работать в одиночестве, поэтому их надо тоже загрузить работой по теме урока.

ВИДЫ ГРУПП: 

  • Вариационная пара. В группе по 4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы. 
  • Статическая пара. В данной паре  совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. каждый ученик может побывать в роли "учителя" и "ученика". Для этой пары применима "взаимопроверка" и "самоконтроль". Работая в такой паре у учащихся развиваются коммуникативные способности.        
    Динамическая пара.   Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами (по 4 человека) "Каждый работает с каждым", два - три раза меняя партнеров.

ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Прием Кейс-технологии. Группам предлагается одинаковые конверты с заранее спланированными проблемными заданиями, чаще всего дети выполняют (примеряют на себя) какую-либо роль (профессию). В конверте много разных заданий, иллюстративного материала по теме как верного, так и неверного содержания. Необходимо выполнить задания по карте, тексту, рисункам и отчитаться учителю о выполнении. ("АПК России- 9 класс, "Западная Сибирь"- 8 класс)

2. Зигзаг. Для этого нужно разбить текст по большой теме  на смысловые отрывки. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Учащиеся организуются в группы для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.  Ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты.  Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами от других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.  ("Природные зоны России"- 8 класс)

3.Охота за сокровищами.  Учитель составляет вопросы по ходу какого-то маршрута. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления и логики. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя знания,  атлас и контурные карты. Первым  добравшимся можно подарить символический подарок. ("Путешествие к Австралии", "Первое кругосветное плавание"- 5 класс).

4. Игра с карточками "Аукцион знаний" Предложить группам разный план работы по одной обширной теме, сопроводить вопросы нужно иллюстративным материалом. Обмен мнениями, объяснение картинок, логические рассуждения каждая группа демонстрирует всем остальным. ("Природа Антарктиды", "Природные зоны Северной Америки"- 7 класс)

5. Мозговой штурм- устная форма опроса в парах. Учитель по большой теме готовит разноуровневые вопросы (на 1, 2, 3, 4 балла). Пары учащиеся формируют по своему усмотрению, выбирают вопрос и отвечают на него, в течение урока набирая баллы. Такая форма дает возможность быстро и эффективно проверить знания по большой теме, не проверяя письменные задания. ("Население мира"- 10 класс)

6. Игра «Продолжи». Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным темам. (Составление логических производственных цепочек по отраслевой структуре хозяйства России – 9 класс)

7. Снежный ком. Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе. (Изучение общей характеристики материков - 5 класс).

8. "Микрофон".  Суть приема - ученики по очереди в группе дают ответы на вопросы, которые можно разбить по уровням сложности, сначала используя сильных учеников и постепенно переходя к более слабым детям и легким вопросам.  Каждый ученик имеет  возможность высказаться.

Можно дать по вопросу каждой группе или предоставить ученикам возможность самостоятельно выбирать, о чем они хотят рассказать. ("Человек и литосфера", "Человек и атмосфера" – 6 класс)

9. Пазлы.  Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают учебные и дополнительные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. (Уроки региональной географии мира- 11 класс)

10. Плэйсмэт- консенсус.  На отдельном листе, который называется «Карта согласия»- дети должны записать максимальное количество идей  по теме на своей части листа…. После обмена мнениями, если вся команда придет к консенсусу (большой палец вверх»), один из них записывает эту идею в центральный квадрат… Затем зачитываются согласованные решения всех групп.  ("Вокруг света под русским флагом"- 5 класс)

Групповые формы работы позволяют создать такую обучающую среду, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения.  

Позволяют взглянуть на самого себя “изнутри” и “извне”, сравнить себя с другими учащимися, оценить себя, выработать силу воли, так как, иногда действуя вопреки своим желаниям и интересам, ученик учится управлять собой, своими мыслями и разумно пользоваться речью; удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций учащихся по географии при изучении курса «Социальная и экономическая география мира» в 10-11 классах.

•освоение системы географических знаний•овладение умениямисочетать  подходы•развитие познавательных интересов•воспитание патриотизма, толерантности•использование полученных ЗУНов•нахождение...

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно...

Педагогическая концепция "Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии"

Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии": сущность метода, преимущества и недостатки...

Курсовая работа "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках географии"

Выпускная курсовая работа курсов повышения квалификации ИПК ПРО г. Ульяновска по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках географии"...

«Технология игровой деятельности на уроках географии, как фактор формирования ключевых компетенций учащихся в рамках перехода на ФГОС»

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ...

«Роль и место уроков музыки в формировании ключевых компетенций учащихся»

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования....