Технология рефлексии на уроках географии и биологии
статья по географии на тему

Технология рефлексии на уроках географии и биологии. Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на заседании кафедры

Из опыта работы на уроках географии и биологии.

Антонова Светлана Геннадьевна

учитель географии и биологии  МБОУ «Гимназия №1 г.Никольское»

Технология рефлексии на уроках географии и биологии.

(С.Ю Головин «Словарь практикующего психолога).

  Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У детей ее почти нет, и у взрослого она не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы.

2. Как механизм взаимопонимания - осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.

Понятие   рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя ее как особый источник знания -  внутренний опыт, в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств.

Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой психологии интроспективной. В таких представлениях преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных состояний психических.

Рефлексия в психологии социальной выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Она - не просто знание  или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции  и когнитивные представления.  Когда содержанием последних выступает предмет  деятельности совместной, развивается особая форма рефлексии - отношения предметно-рефлексивные.

В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов:

1) сам субъект,  каков он есть в действительности;

2) субъект, каким он видит самого себя;

3) субъект, каким он видится другому;

4) те же три позиции, но со стороны другого субъекта.

Итак, рефлексия - это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием коего выступает воспроизведение,   воссоздание особенностей друг  друга.

В последние годы рефлексии в педагогической практике уделяется достаточно много внимания. Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов. Вместе с тем, потенциал этой группы технологий задействован далеко не полностью. Как показывает практика, в основном педагоги используют различные приемы рефлексии, позволяющие понять эмоциональное состояние учеников, отследить его динамику в ходе урока или учебного курса. При этом зачастую недооценивается огромнейшая ценность рефлексивного материала, касающегося, например, того, как воспринимается, сам педагог, субъективной ценности учебного материала, пройденного на уроке, или того, как сам учащийся оценивает свое продвижение в освоении предмета или личностное развитие.

Рефлексия в педагогике – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик – учитель». Более того, как это справедливо подчеркивали западные психологи Д. Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер рефлексия может стать фундаментом для всего образовательного процесса. Обучение на основе рефлексируемого опыта эффективно уже потому, что рефлексия сама по себе «всегда порождение нового знания в сознании индивида».

Ладенко И.С. классифицирует виды рефлексивных приёмов в зависимости от их временной направленности:

  • Ретроспективная – выявление и воссоздание схем, средств и процессов, имевших место в прошлом (осмысление).
  • Проспективная – выявление и корректировка схем и средств возможной будущей деятельности (проектная).
  • Интроспективная – контроль, корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе реализации деятельности (регуляция деятельности).

Даже эта несложная классификация показывает, насколько широки возможности рефлексии для обогащения и качественного преобразования учебного процесса.

В педагогическом процессе нет сферы, где не могла бы эффективно использоваться рефлексивная практика:

Проектировочная - моделирование, целеобразование.

Организаторская - организация продуктивной деятельности и взаимодействия.

Коммуникативная - общение педагога и воспитанника.

Смыслотворческая - формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их деятельности. 

Мотивационная - определение направленности характера, результативности деятельности и взаимодействия учителя и учащихся.

Коррекционная - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности и взаимодействия.

При этом рефлексивная практика становится достаточно практичным и надежным инструментом мониторинга практически всех сфер развития ученика: 

      I. Фиксирование состояния развития:

1). Эмоционально-чувственная (положительные, или отрицательные эмоции -радость, огорчение, чувство разочарования, успех…..)

 2). Потребностная - пассивное, или активное состояние, появилось ли стремление, желание к деятельности, к саморазвитию….

 3). Мотивационная - насколько деятельность оказалась личностно значимой, внешние и внутренние мотивы.

4). Сфера интересов - какие интересы появились, на что они направлены, уровень интереса…

  5). Сфера ценностных ориентаций - что явилось личностной ценностью, как обогатился спектр ценностей, в чём проявилась ценность…

   6). Деятельностная сфера - какую деятельность это взаимодействие провоцирует, какую корректирует, от какой заставляет отказаться, насколько обогащает опыт деятельности

7). Гностическая сфера - что произошло со знаниями (произошло ли их наращивание, углубление, систематизация), что нового узнал…

  8). Сфера сознания-произошло ли осознание своей деятельности, осознает ли себя субъектом деятельности/взаимодействия, как изменилась

9). «Я-концепция» (система представлений о себе), самооценка своей деятельности…

  10). Сфера умений - какие умения приобрел (не приобрел), как изменился уровень умений…

II. 2. Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития:

Возможные причины:

  • успешность деятельности /взаимодействия;      
  • личностная ценность;
  • значимость обсуждаемых проблем, или
  • осуществляемой деятельности;
  • инновационные педагогические технологии
  • полилог;
  • диалог;
  • смена видов деятельности;
  • интересное содержание;
  • благоприятная атмосфера общения;
  • возможность творчества.

III. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия:

мнение о степени, уровне своего развития и влиянии на него отдельных компонентов педагогического взаимодействия (содержания, деятельности, общения, педагогических технологий);

установление самим субъектом качества, степени, уровня развития, качества реализованного взаимодействия;

критерии оценки - компоненты состояния развития (эмоциональное состояние, состояние мотивов, деятельности и т.д.).

 Следует обратить внимание и на то, что все указанные аспекты использования рефлексии актуальны и для личностного развития самого педагога. Грамотно и в системе применяемая рефлексия может стать для педагога и мощным инструментом психолого - педагогического исследования, и средством, актуализирующим собственное личностное развитие, а также эффективной «иммунизации» к профессиональному эмоциональному выгоранию. Используя рефлексивную практику в педагогической деятельности важно обращать внимание на три основных компонента. Во-первых, необходимо определить – развитие какой сферы (или сфер) важнее всего диагностировать, для чего будет использоваться рефлексия на уроке. Какую роль должны сыграть сама процедура проведения рефлексии и её результаты. Во-вторых, действительно эффективная методика рефлексии, хотя бы на уровне гипотезы, должна давать представление о возможных причинах зафиксированных в ходе рефлексивной деятельности изменений. Лучше, если эти причины будут установлены самими школьниками. Весьма информативной, в этой связи, является технология «Рефлексивная мишень», которая дает возможность получить рефлексивную картину учебной группы сразу по нескольким показателям. И, наконец, третий компонент – оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия. Данный компонент предполагает наличие продуманных и достаточно четких критериев - ориентиров для проведения рефлексии. Так, например, если дети выражают свое отношение или продвижение в баллах, то у них должны быть четкие ориентиры – качественная характеристика каждого деления на балльной шкале. Кроме того, важно добиться единства в понимании содержания личностных смыслов тех или иных оценок (особенно, если речь идет о выражении эмоционального отношения, мотивации или ценностей) учителем и его подопечными. Иначе мы рискуем «заблудиться в интерпретации» полученного материала.

Существует много технологий рефлексии, например:

 Рефлексивный круг; Рефлексивная мишень; «Мини сочинение»;  Ключевое слово;  «Анкета – газета»; «Зарядка»; «Заверши фразу»; «Цепочка пожеланий»; «Остров»; Рефлексивный ринг.

Самопознание в учебном процессе играет особую роль, обеспечивая изучение учащимися своих личностных особенностей. Самопознание осуществляется, во-первых, путем анализа результатов учебной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с результатами своих одноклассников с общепринятыми нормами. Во-вторых, самопознание совершается путем осознания отношения других людей к себе, их оценки отдельных качеств личности, ее поведения, деятельности. Сопоставляя эти оценки с оценками одноклассников, с мнением и суждениями которых учащийся особенно считается, со своими собственными оценками, он вырабатывает для себя адекватную самооценку. В-третьих, самопознание поддерживается самонаблюдением своих состояний, мыслей и чувств.

Самопознание является не только основой для установления творческого и теоретического отношения к собственным достоинствам и недостаткам, но и для развития постоянного самоконтроля и саморегуляции своей психической и практической деятельности. Развивая свою рефлексивную позицию и способности, ученик становится субъектом обучения, он обучает себя собственными усилиями, самосовершенствуется как личность.

Проблема организации личностно ориентированной образовательной деятельности связана с успешностью её осмысления. Традиционная методика обучения не требует осмысления происходящего ни от учителя, ни от обучающихся, в ней, как правило, отсутствуют рефлексивные виды деятельности. Вместо этого осуществляется закрепление или обобщение полученных знаний. Личностно ориентированное обучение требует от педагога по-другому решать проблемы постановки целей обучения, разработки плана урока, конструирования системы знаний, формы рефлексии и оценки.

Личностно-ориентированный образовательный процесс предполагает рефлексивное осмысление способов учебной деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений не только ученика, но и учителя. Рефлексия становится источником внутреннего опыта, способом самопознания и необходимым инструментом мышления. Осмысливая собственную образовательную деятельность ученик обращает внимание, как на структуру знаний, так и на саму деятельность, которая ведет его к конкретному результату в процессе познания.

Личностно ориентированное обучение предполагает признание за каждым учащимся его самоценности, индивидуальности, постоянную согласованность субъективного опыта учеников с содержанием образования, обогащение этого опыта и его углубление. Реализация идей личностно ориентированного обучения в преподавании географии означает в итоге создание каждым учеником личностно-значимого образа мира, основанного на его собственном самопознании.

Основными формами образовательной рефлексии являются: устное обсуждение; письменное анкетирование; графическое изображение.

Организуя рефлексивно-оценочную деятельность учащихся на уроках географии, мы условно выделяем различные виды рефлексии.

1. Рефлексия по отношению к обратной связи, полученной от других учеников.

В ходе совместной работы могут постоянно возникать ситуации, когда обсуждается поведение учащихся. Те, чьи действия комментируются учителем или одноклассниками, могут поразмышлять о том, что вызвало именно такую обратную связь окружающих, а также дополнить или углубить понимание собственных действий.

Обсуждение проведенного урока может опираться на следующие вопросы:

- Кто сегодня из одноклассников на уроке был самым активным?

- Чье мнение, чья позиция были тебе наиболее близки, понятны, симпатичны?

2. Рефлексия без посторонней помощи: бывает полезно, чтобы каждый подумал о своем учебном опыте и сделал выводы, не обсуждая ничего с остальными.

Для того, чтобы учащиеся осознали и оценили свои действия на уроке,  в учебном процессе используется такой способ. В конце урока объявляется пять минут самоконтроля, суть которого заключается в том, что ученик возле каждого пункта плана изучаемой темы (план написан в тетради) ставит кружок. Если ученик считает, что он знает и понял этот пункт плана, то в кружке ставится плюс; если ученик не понял материал, то ставится знак минус. Если необходимо задать вопрос учителю для пояснения, ставится знак вопроса. На первый взгляд такая самооценка кажется трудоемкой, но учащиеся легко усваивают ее смысл и символику, проверяют себя, анализируя пройденные этапы урока.

3.Рефлексия собственного развития: ученикам предлагается проанализировать свое поведение в учебной ситуации в аспекте своего личностного развития.

Например, письменный анализ учебной деятельности в конце каждого  учебного  триместра,  года может предлагаться учащимся по следующим вопросам.

а) Что тебе нравится больше всего на уроках географии?

б) Что тебе не нравится в преподавании географии?

в) Каковы твои достижения на уроках географии за прошедший триместр, год?

г) В чем причины твоих неудач (если они имеются)?

д) Какой урок географии был для тебя самым интересным и почему?

ж) Развитию каких твоих личностных качеств помогло обучение географии?

з) Каковы твои предложения, пожелания в адрес учителя?

4. На уроках географии я использую рефлексию  в сфере сознания, самооценке своей деятельности; в сфере своих умений, что приобрёл (не приобрёл), как изменился уровень умений; в сфере гностической, что произошло со знаниями (знания углубились, расширились, систематизировались, приобрёл новые).

Технология рефлексии: «Заверши фразу».

Во время занятия я научился

 /почувствовал, приобрел и т.д./….

Игра заставила меня задуматься….

На занятии мне особенно понравилось….

Обращение с природой для меня-это…

Урок природоведения (5 класс)  «Маленький мир камней»

Рефлексия. Закончите одно из трёх предложений: 1) «Назовите, что вы знали о горных породах до урока…». 2) «Назовите что вы узнали о горных породах сегодня на уроке..». 3) «Что вы захотели узнать ещё о горных породах…».

Урок географии (8 класс) «Человек и вода».

Продолжите предложение: 1. Сегодня на уроке я задумался…

                                   2. Сегодня урок показал мне…

Урок географии (9 класс) «Европейский Север: факторы формирования и особенности природы района. Население».

На доске выполняется заполнение таблицы

Знали

Узнали

Хотели бы узнать

Не нужно знать

Всё, что называют обучающиеся записывается в соответствующей графе.

  1. Назовите, что вы знали о Европейском Севере до урока?
  2. Назовите, что нового вы узнали сегодня?
  3. Скажите, чтобы вы хотели ещё узнать?
  4.  Что вы считаете лишним для изучения этой темы?

Урок географии (8 класс) «Географическое положение России»

Продолжите предложение:

  1. Я могу назвать страны, граничащие с Россией …..
  2. Я могу назвать крайние точки России…
  3. Я затрудняюсь показать на карте и назвать столицы пограничных стран России…

Урок  географии (6 класс) «Путешествие по страницам литературных героев».

Продолжите одно из трёх предложений:

  1. «Мне захотелось прочитать одно из этих произведений…»
  2. «Я читал одно из этих произведений…»
  3. «Я читал другие произведения о путешествиях…»

Рефлексия позволяет учащимся интегрировать новые и уже имеющиеся знания, осмыслить всё, что они узнали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами.

Таким образом, использование  рефлексивного обучения позволяет добиться решения таких задач: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,  развития критического и творческого мышления.

Литература:

  1. Н.Г. Алексеев, В.К.Зерецкий, И.Н.Семёнов и др. «Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решений. Новосибирск: НГУ, 1991.
  2. С.Ю Головин «Словарь практикующего психолога»
  3. Рефлексия в психологическом обеспечении образования под ред. А.В. Карпова, И.Н.Семёнова, В.К.Солондаева. М.-Яр.:ИРПТиГО – ЯрРО ОПР, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

География: скучная или полезная? Формы работы с учащимися на уроках географии и биологии

В статье раскрывается значимость изучения географии через разнообразные формы работы с учащимися....

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования на уроках географии и биологии

Здоровье – важный фактор  работоспособности и развития детского организма.Информацию о том что, здоровье – это величайшая ценность знают все, без данной ценности практически никому не...

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

 Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Словарь иностранных слов определяет р...

Рефлексия на уроках географии

Приемы рефлексии, которые можно  использовать на уроках географии  в 5-8 классах...

Доклад на тему: "Рефлексия на уроках географии"

Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.Все, что делается на уроке по организ...