РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
статья по географии (10 класс)

Анисимова Елена Валентиновна

   Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. 
Физическая (успел – не успел); Сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно); Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

   Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. 
Физическая (успел – не успел); Сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно); Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). 

Рефлексия настроения и эмоционального состояния 

На своих уроках я часто применяю рефлексию настроения 
«Радуга» 
С каким цветом радуги ассоциируется данный урок? Оранжевый– радостное, восторженное настроение. Красный- нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия; синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть; зелёный цвет – активность, жёлтый цвет – цвет радости; фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; 

Детям очень хорошо знаком этот прием и они уже без напоминания, знают, какой цвет, что означает.
А также прием
 «Анкетирование» 
Доволен ли ты тем, как прошел урок?

Было ли тебе интересно?

Сумел ли ты получить новые знания?

Был ли ты активен на уроке?

Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

Учитель был внимателен к тебе?

Сумел ли ты показать свои знания? 

При таком виде рефлексии ученики делают самоанализ своей деятельности и деятельности учителя, что немаловажно при проведении последующих уроков.
Рефлексия деятельности 

Особенно мне нравится из рефлексии деятельности «Плюс-минус-интересно» 
Плюс 
Минус 
Интересно 
записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. 
записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. 
вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 

Рефлексия содержания учебного материала
«Рюкзак» 
Прием рефлексии использую чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Пример: я научился составлять план текста и конспекта, запомнил формулу для нахождения естественного прироста населения, я разобрался в такой-то теме, я наконец-то запомнил, чем …отличается от… 

Практическая работа №4 Приёмы рефлексии в проведении урока географии.

Одним из условий создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятного каждым. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. -

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

В данной практической работе Вам предлагается привести приёмы , которые Вы используете в течение урока при организации рефлексии, отражающие предложенную выше классификацию. (3-5 приёмов)

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

1) Прием использование различных цветовых изображений.

3 цвета: синий, красный, желтый. Ученики поднимают карточку в соответствии с их настроением.

2)Карточки с изображением 3-х лиц: веселый, грустный, нейтральный. Ученики поднимают карточку в соответствии с их настроением.

3) Старшие ребята могут оценить свое настроение и открыть свое эмоциональное состояние.

Вопрос учителя: Какое у вас настроение? Какие эмоции вы испытываете?

На экране есть подсказка:

Положительные

Отрицательные

Удовлетворение

Счастье

Радость

Успех

Гордость

Неудовлетворение

Скука

Печаль

Колебание

Страх

Продолжите предложение: Я чувствую …….потому, что мне…..

  1. Рефлексия деятельности.

1)Прием «Лестница успеха».

Первая ступень - «Я – знаю…»

Вторая ступень - «Я – понимаю…»

Третья ступень - «Я – умею…»

Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом.

Дает возможность оценить активность каждого ученика на различных этапах урока.

2) Прием незаконченного тезиса, подбор афоризма.

Рефлексия достижения цели с использованием «Дерева жизни», оценки приращения знаний и достижения целей (высказывание «Я не знал….,теперь знаю…»

3)Прием синквейна . Помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме , соединить старое знание и осмысление нового.

4)Прием рефлексии «Незаконченное предложение»:

-Было интересно…

-Я понял, что …

-Я научился …

-Меня удивило…

5)Прием рефлексии «Утверждение»:

- Мне это пригодится в жизни.

-На все вопросы , возникшие в ходе урока , я получил ответы.

-На уроке было над чем подумать.

6)Прием «Шаг за шагом» - работа по алгоритму

(УМК 5-6 класс «Полярная звезда»)

3.Рефлексия содержания учебного материала.

1) знал «Таблица фиксация»

понятие

знал

узнал

хочу узнать

2) Прием «Оценка своих ответов»

«+»

«-»

«П»

«Н»

«О»

«+»- ответил по своей инициативе, ответ правильный

«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный

«П»- ответил по просьбе учителя , ответ правильный

«Н»- ответил по просьбе учителя , но ответ неправильный

«О»- не ответил

3)Прием заполнение таблиц установление причинно-следственной связи между блоками информации.

4)Прием «Возврат к ключевым понятиям, верным и неверным утверждениям».

5) Прием « Заполнение кластеров».

6) Ответы на поставленные вопросы по содержанию пройденного материала.

7) Прием «Синквейн»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"

Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний  и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...

Технология рефлексии на уроках географии и биологии

Технология рефлексии на уроках географии и биологии. Из опыта работы....

Методическая разработка мастер-класса «Приёмы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии»

Методическая разработка мастер-класса для учителей географии Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи: 1. Познакомить коллег с поняти...

Методическая разработка мастер-класса для учителей географии по теме "Приемы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии" 2022 г

. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание....

Рефлексия на уроках географии

Приемы рефлексии, которые можно  использовать на уроках географии  в 5-8 классах...

Доклад на тему: "Рефлексия на уроках географии"

Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.Все, что делается на уроке по организ...