Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии
статья по географии на тему

Хуснутдинова Лилия Рафаиловна

 

С 2009 года для всех выпускников образовательных учреждений ЕГЭ стал обязательным по всем  учебным дисциплинам школьного курса. Высокий балл, полученный на ЕГЭ, многократно повышает вероятность поступления в желаемый ВУЗ. Максимально подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по географии возможно на уроках и во внеурочной деятельности по географии.

Подготовка к ЕГЭ – дело ни одного дня и даже ни одного 11 класса. Работу по подготовке учащихся надо вести на протяжении всех лет обучения географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные методические приемы подготовки

 обучающихся к ЕГЭ по географии

МБОУ «Большеелгинская СОШ» Рыбно-Слободского муниципального района РТ

Учитель географии и биологии  I кв. категории  Хуснутдинова Лилия Рафаиловна

2012-2013 учебный год/

С 2009 года для всех выпускников образовательных учреждений ЕГЭ стал обязательным по всем  учебным дисциплинам школьного курса. Высокий балл, полученный на ЕГЭ, многократно повышает вероятность поступления в желаемый ВУЗ. Максимально подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по географии возможно на уроках и во внеурочной деятельности по географии.

Подготовка к ЕГЭ – дело ни одного дня и даже ни одного 11 класса. Работу по подготовке учащихся надо вести на протяжении всех лет обучения географии. Сокращение часов на изучение предмета не способствует улучшению географического образования, поэтому надо использовать такие методы обучения, которые позволят развить интерес и познавательную активность, помогут подготовиться к сдаче экзамена.

Для того, чтобы информация лучше запоминалась, необходимо развивать память, мышление, логику, внимание. Многие ребята лучше запоминают материал, если они не только услышали информацию, но и увидели ее.  

Большая часть вопросов в ЕГЭ связана с картой, умениями читать ее и выполнять различные вычисления и измерения. Поскольку данная тема изучается только в 6 классе  и больше нигде не повторяется, надо постараться сделать так, чтобы информация осталась в памяти детей надолго.  

В течение всего времени изучения географии обязательно надо выделять время на изучение географической номенклатуры, использование контурной карты. Это могут быть устные зачеты, которые ребята сдают у стенной карты или проверочные работы на контурной карте без использования атласа. Надо добиться того, чтобы ученик хорошо представлял карту, знал расположение географических объектов на ней. Это надо начинать делать с 6 класса, начального курса географии. Для того, чтобы не превратить изучение номенклатуры в зазубривание объектов, надо сделать так, чтобы ребенку этого возраста было интересно учить карту. Учитель может продумать такие задания, которые побудят учащихся заниматься географией. Например, при изучении политической карты мира можно предложить шестиклассникам найти и выписать страны, название которых начинается на букву И, или страны, столицы которых начинаются на букву Б и т.п.  Творческим заданием по этой теме может быть работа, где ребята должны определить, на что похожа та или иная страна. Пусть они выберут любые страны, перерисуют их контур и дорисуют, чтобы было похоже на то, что они увидели. Такие работы ребята делают с удовольствием, а когда они обмениваются своими мнениями на уроке и показывают  рисунки, то и другие ученики получают дополнительную информацию  о странах мира.

Подобную работу я продолжаю и в 11 классе при изучении экономической и социальной географии мира. Здесь мои ученики выполняют коллаж, на котором показывают самые яркие, интересные черты страны. Здесь есть возможность опереться на межпредметные связи, личные восприятия одиннадцатиклассника, сформировать географический образ региона. С этой же целью можно применять обучающие задачи, задания (В10)  которых используются и в ЕГЭ для определения страны по описанию. Причем, я использую не только готовые задачи, но и подобные описания стран зашифровывают сами учащиеся, а потом они обмениваются текстами заданий и выполняют их.

Для изучения районов России можно использовать задания такого же рода.

 Итак, для интенсивной и эффективной подготовки к ЕГЭ по географии учителю будут полезны следующие методические рекомендации и приемы:

  • выделить базовые знания и умения;
  • учебную информацию, которая требует прочного запоминания, следует заключать и представлять учащимся в виде логически законченных и коротких содержательных линий;
  • согласовывать частоту повторений с закономерностями забывания учебной информации;
  • следить за логикой изложения учебного материала, обращая внимание учащихся на те вопросы, которые вынесены в экзаменационную работу ЕГЭ;
  • помнить, что главным средством упрочения знаний является их многократное самостоятельное повторение учащимися;
  • добиваться глубокого и прочного усвоения каждым учеником не всего, что изучается на уроке, а главного, что соответствует требованиям государственного образовательного стандарта;
  • осуществлять повторение и закрепление изученного так, чтобы активизировать не только память, но и другие психические процессы, прежде всего мышление, а также чувственный опыт учащихся;
  • находить новые схемы повторения изученного, предоставляя ученикам возможность рассматривать изучаемые вопросы с разных позиций;
  • постоянно повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;
  • отказываться от однообразных и утомительных видов работы, поскольку их развивающий эффект незначителен;
  • систематически организовывать работу с географической картой.

Кроме того, необходимо добиваться того, чтобы ученик четко понимал структуру контрольного задания и критерии оценивания ответа.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии

Из опыта работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ...

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии...

Некоторые эффективные методические приемы

Мастер-класс для молодых специалистов "Научить открывать знания"...

Некоторые эффективные методические приемы в преподавании математики

Мастер-класс для молодых специалистов "Научить открывать знания"...

Наиболее эффективные методические приемы использования игр на развитие иноязычных лексических навыков

Использование игровых технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации,концентрации внимания,речемыслительной производительности учащихся.Игровая форма проведения урока пробужда...

Эффективные методические приемы при написании эссе «за» и «против» на английском языке

При написании эссе «за» и «против» на английском языке всегда возникает много вопросов: как начать, какой силь выбрать. Материал данной статьи подскажет, в какую сторону посмот...