Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии
статья по географии

Сергеева Людмила Васильевна

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_sergeeva_.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные методические приемы подготовки

обучающихся к ЕГЭ по географии

С 2009 года для всех выпускников образовательных учреждений ЕГЭ стал обязательным по всем  учебным дисциплинам школьного курса. Высокий балл, полученный на ЕГЭ, многократно повышает вероятность поступления в желаемый ВУЗ. Максимально подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по географии возможно на уроках и во внеурочной деятельности по географии.

Подготовка к ЕГЭ – дело ни одного дня и даже ни одного 11 класса. Работу по подготовке учащихся надо вести на протяжении всех лет обучения географии. Сокращение часов на изучение предмета не способствует улучшению географического образования, поэтому надо использовать такие методы обучения, которые позволят развить интерес и познавательную активность, помогут подготовиться к сдаче экзамена. В тех регионах России, где ЕГЭ по географии в виде эксперимента проводился уже на протяжении ряда лет, проанализировав ошибки, допущенные выпускниками при сдаче экзамена, сделали вывод, что хуже всего ребята отвечают на те вопросы, которые проверяют их знания и умения по физической географии (6-8 класс). Учащиеся допускают ошибки по разделам «Основные источники географической информации», «Природа Земли», «География России».

В связи с тем, что во многих школах мало внимания уделяется работе с тестами, многие учащиеся не умеют с ними рационально работать. А ведь именно в такой форме представлены задания частей А и В экзамена. Необходимо более широко использовать тестовые задания разных типов и уровней для проверки знаний учащихся по темам. Это должны быть и тесты с одним правильным вариантом ответа и с несколькими, на установление соответствия, правильность утверждения. Иногда ребята не внимательно читают вопрос  задания и, только по этой причине дают неправильный ответ.

Задания части С предполагают умения рассуждать, доказывать свою точку зрения, что тоже иногда вызывает трудности у учащихся.

Современные технологии позволяют использовать широкий спектр методических приемов для формирования крепких знаний и умений по географии. Так, например, развитие познавательного интереса может происходить через систему творческих заданий, участие ребят в различных интеллектуальных конкурсах. Ежегодно мои ученики принимают участие в конкурсе по естествознанию «Через тернии – к звездам», телекоммуникационных проектах для учащихся по географии и природоведению, всероссийском конкурсе  для учащихся «Познание и творчество. Немалую роль играют олимпиады. В школьном этапе Всероссийской олимпиады по географии у меня принимают участие все желающие. Они не боятся проиграть,  хотят попробовать свои силы в новой ситуации, проверить свои способности. Со всеми участниками ответы обязательно разбираются, анализируются, выявляются допущенные ошибки, поясняются правильные ответы. Из каждой ситуации ребенок должен сделать вывод, учиться не повторять свои ошибки.

Для того, чтобы информация лучше запоминалась, необходимо развивать память, мышление, логику, внимание. Многие ребята лучше запоминают материал, если они не только услышали информацию, но и увидели ее. Классный  кабинет школы располагает фильмотекой учебных дисков по географии. А в 5-6 классах я широко использую проведение экспериментов на уроках. Некоторые эксперименты ребята могут повторить и дома. Такая информация лучше запоминается, она развивает интерес к географии, а в дальнейшем помогает ребятам в изучении других естественных дисциплин.

Большая часть вопросов в ЕГЭ связана с топографической картой, умениями читать ее и выполнять различные вычисления и измерения. Поскольку данная тема изучается только в 6 классе  и больше нигде не повторяется, надо постараться сделать так, чтобы информация осталась в памяти детей надолго. В этом может помочь игры «Юный топограф», «Найди клад», которые можно проводить как в рамках урока, так и как внеклассное мероприятие.

В течение всего времени изучения географии обязательно надо выделять время на изучение географической номенклатуры, использование контурной карты. Это могут быть устные зачеты, которые ребята сдают у стенной карты или проверочные работы на контурной карте без использования атласа. Надо добиться того, чтобы ученик хорошо представлял карту, знал расположение географических объектов на ней. Это надо начинать делать с 6 класса, начального курса географии. Для того, чтобы не превратить изучение номенклатуры в зазубривание объектов, надо сделать так, чтобы ребенку этого возраста было интересно учить карту. Учитель может продумать такие задания, которые побудят учащихся заниматься географией. Например, при изучении политической карты мира можно предложить шестиклассникам найти и выписать страны, название которых начинается на букву И, или страны, столицы которых начинаются на букву Б и т.п.  Творческим заданием по этой теме может быть работа, где ребята должны определить, на что похожа та или иная страна. Пусть они выберут любые страны, перерисуют их контур и дорисуют, чтобы было похоже на то, что они увидели. Такие работы ребята делают с удовольствием, а когда они обмениваются своими мнениями на уроке и показывают  рисунки, то и другие ученики получают дополнительную информацию  о странах мира.

Подобную работу я продолжаю и в 11 классе при изучении экономической и социальной географии мира. Здесь мои ученики выполняют коллаж, на котором показывают самые яркие, интересные черты страны. Здесь есть возможность опереться на межпредметные связи, личные восприятия одиннадцатиклассника, сформировать географический образ региона. С этой же целью можно применять обучающие задачи, задания которых используются и в ЕГЭ для определения страны по описанию. Причем, я использую не только готовые задачи, но и подобные описания стран зашифровывают сами учащиеся, а потом они обмениваются текстами заданий и выполняют их.

Для изучения районов России можно использовать задания рубрики «Знаете ли вы свою страну» из  рабочей тетради к учебнику Алексеева.

       Решая творческие, нестандартные задания учащиеся испытывают радость приобщения к творческому мышлению. Любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию маститого учёного. В том и другом случае открыватель испытывает огромное удовлетворение, чувство радости познания. Такие задания оказывают положительное влияние не только на качество знаний и умений, но приводит к сдвигам в общем умственном развитии ребёнка. А человек с развитыми творческими способностями более способен к обучению. Известный немецкий философ Э. Кант отмечал, что «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Развитие познавательного интереса даст возможность учащимся демонстрировать свои творческие достижения на уровне самооценки. Ещё Ушинский К.Д. говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности.

 Учитель географии МОУ «СОШ №13» Сергеева Л.В.