«Методика эффективной подготовки обучающихся к ОГЭ по географии»
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс)

Чижикова Жанна Ильинична

Материал отражает основные методы работы учителя при подготовке учащихся к ОГЭ по географии с 5 по 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_effektivnoy_podgotovki_obuchayushchihsya_k_oge.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15 х. Андреевский

Советского района»

«Методика эффективной подготовки

обучающихся

к ОГЭ  по географии»

                                                                          Работу подготовила

                                                                        учитель географии

                                                                  Чижикова Ж.И.

2019 год

                               «Знание только тогда становится знанием, когда оно

                              приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

                                                                                                 Л.Н. Толстой.

      Успешная сдача экзамена зависит от качественного освоения школьной программы, повторения изученных в 5-9 классах тем по географии, развитие различных умений (чтение и анализ текста, карты и др.)

     Высокие результаты экзамена по географии могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего периода обучения большое внимание уделяется работе с разными видами учебной информации, умению анализировать, сравнивать, выделять главное.

     Работу по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ я начинаю с 5 класса. Решение задач по чтению топографической карты: умение оценить участки, измерить расстояние, определить направления; координаты я начинаю в 5-6 классах. Много внимания уделяю изучению вопросов о продолжительности дня в дни солнцестояний. Учу искать закономерности: чем ближе к северному полюсу находится точка, когда в северном полушарии лето, тем день длиннее. И наоборот зимой, чем севернее, тем день короче. В 5-6  классах работаем с географической  номенклатурой (на настенных и индивидуальных картах показывают географические объекты.) Очень важна работа на контурной карте, она закрепляет  не только  знание географической номенклатуры, но и тренирует зрительную память, обучающиеся запоминают местонахождение географических объектов.

     В 7 классе много времени уделяю формированию умения читать климатические диаграммы и определять по ним климатические пояса. Для простоты решения прошу вначале определить полушарие по графику температур: если он направлен «дугой» вверх, значит, эта точка находится в северном полушарии. Затем анализируем температуру зимы, режим осадков и находим искомую точку. Решаем такие задачи,  как узнай страну по ее описанию. Обязательно учим столицы всех крупных государств, самые большие страны по площади и численности населения наизусть. Провожу игры с заданиями назови и покажи «самый, самый на материке», это помогает привлечь внимание к рекордам на карте мира и лучше запомнить географические объекты. Дети готовят презентации «Самый, самое….» по всем материкам.

     Провожу диагностику усвоения географической номенклатуры при помощи логических цепочек. Для учащихся, предлагаю задание “Логическая цепочка”, где им нужно определить логику вопроса и исключить выпадающий из списка географический объект. По эталону возможен самоконтроль.        

     В 8 классе при изучении тем: «Циклоны и антициклоны. Атмосферные фронты», «Закономерности распределения температуры и осадков», «Население» и др. провожу практикумы с использованием заданий ОГЭ. Много времени уделяю решению задач: на определение миграционного или естественного прироста, если известен общий прирост. Сложности возникают в понимании таких формулировок как: определите наибольшее превышение смертности над рождаемостью по показателям естественного прироста. Ученики затрудняются в ответах на этот вопрос, если естественный прирост отрицательный. Эти задания тесно связаны с математическими знаниями, поэтому приходится их тоже повторять.

      Особое внимание я обращаю на работу с картой Административно-территориальное устройство России, потому что при выполнении большей части заданий ОГЭ в 9 классе необходимо ее знание. Я практикую в 8 и 9 классах зачеты на знание столиц республик, краев и автономных округов и умение показать субъекты на карте, где они не подписаны. При изучении экономических районов требую от учащихся заучивания их состава и умения показать все объекты на карте. Постепенно на уроках даже «слабые» ученики запоминают картографическую информацию, так как работают все виды памяти.

    Таким образом, к 9 классу ученики уже знакомы с отдельными видами заданий экзамена. Но память и способности у всех разные, поэтому приходится подготовку к ОГЭ активизировать.

     В начале учебного года я выявляю уровень имеющихся у учащихся знаний и умений, с целью определения пробелов в изученном материале, предлагаю им самостоятельно решить пробный вариант ОГЭ прошлых лет. Эта работа дает возможность определить, каков уровень знаний ученика, понять, что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить внимание.

Учащиеся должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы не упустить возможность получить как можно больше баллов

     Кроме этого я знакомлю учащихся с инструкциями по выполнению заданий, заполнению бланков ответов. Объясняю, как оцениваются ответы на задания различных типов.

     Рекомендую им пособия для подготовки к ОГЭ, разработанные авторскими коллективами ФИПИ. В своей работе по подготовке учащихся к ГИА я использую: образцы материалов ОГЭ прошлых лет в качестве ориентира при определении планируемых результатов обучения отдельным темам, активные формы обучения, создание проблемных ситуаций, обучение логическим приемам.

      Провожу дополнительные занятия во внеурочное время. Оформляю документацию: график дополнительных занятий; тематический план дополнительных занятий; веду учет посещаемости. Значение имеет диагностика. Первая и последующие работы учащихся позволяют проследить динамику усвоения знаний. Это отражается в диагностической карте. Учащиеся и их родители видят объективную картину подготовки к ОГЭ. Это важно, потому что некоторые учащиеся выбирают географию практически в последний момент и времени на подготовку к экзамену очень мало.

   В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче экзамена (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания. В процессе занятий не только повторяем теоретические вопросы, но и практически отрабатываем материал. Занятия строю примерно по такой схеме: 

Тестирование по предыдущей теме;

Анализ тестирования (10 минут);

Отработка теоретических вопросов и практическое закрепление повторяемых понятий (25 минут);

Работа с номенклатурой (5 минут);

Повторение биографий исследователей и путешественников (5 минут).

       

      Для успешного выполнения заданий ОГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают экзаменационных заданий прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше будет у них опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена. Да и практика показывает, что задания, которые успешно решались в начале учебного года, требуют неоднократного повторения, особенно перед экзаменом, так как преобладает краткосрочная память.

     Фундаментом географической подготовки я считаю работу с географической картой. При выполнении заданий  на экзамене разрешается пользоваться географическими атласами, но чтобы они стали помощниками,  необходимо научить обучающихся с ними работать,  научить читать карты. (знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это главное требование к обучающимся на протяжении изучения всего курса географии.)

 «Карта – альфа и омега географии», сказал Н. Баранский, классик отечественной географической науки. Поэтому необходимо чтобы учащиеся знали карту очень хорошо. 70% всех экзаменационных вопросов можно ответить с помощью карт атласа. Тем более что на  ОГЭ по географии разрешено пользоваться атласами  7, 8, 9 класса. При подготовке я даю тренировочные задания,  которые требуют умение пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения». Для закрепления знаний также использую контурные карты (например, страны – соседи 1 порядка) (задание № 2). На некоторые темы, например,  «Топографическая карта» (№18,19,20), «Синоптическая карта» (№ 10),  я использую пошаговую инструкцию.      

      Важен самоконтроль при работе с контурными картами. Работу с контурными картами строю по алгоритму. Определяю задание к контурной карте – вопрос проблемного содержания. Даю ряд подсказок. Задаю дополнительные вопросы.  В итоге не только обобщаю и систематизирую знания учащихся о географической номенклатуре, но и готовлю их к ОГЭ по географии.

       Большое внимание я уделяю работе с номенклатурой. Ребята любят этот вид учебной деятельности и с удовольствием выполняют задания по карте. Это развивает образное восприятие географических объектов на земле, способствует расширению мировоззрения и кругозора учащихся. Ценно, если ученик умеет работать с несколькими картами, сопоставлять их и делать вывод. Например, на основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе.        

      Наличие готовых памяток, инструкций, схем и алгоритмов значительно сокращает использование учебного времени в повторении или изучении нового материала, и является прекрасным наглядным пособием для запоминания учебного материала.

  Например, алгоритм решения типовых тестовых заданий ГИА по теме

«Климат России и мира»

Чтение синоптической карты, определение зоны действия атмосферных вихрей

Данные задания

1. Рассмотреть фрагмент карты и ее условных знаков.

2. Найти концентрические окружности – зоны действия циклонов (низкое

давление) и антициклонов (высокое давление)

3. Найти города, расположенные в зоне их действия

4. В соответствии с условиями задания определить нужный город

      В экзаменационной работе ГИА трудным для выполнения оказалось для учащихся задание 15, в котором необходимо прочитать фрагмент текста и объяснить причины каких-либо географических явлений: землетрясений, вулканизма, оползней, образования болот и др. Умение ответить на вопрос базируется, конечно, на знании теоретического материала за курс географии, но забывается. Поэтому на уроках, изучая тему, записываются шаблоны ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, а на консультациях учащиеся сдают эти шаблоны в виде зачета. Шаблоны ответов учитель может составить сам или воспользоваться ресурсом  Сдам ГИА.

      Если использовать предлагаемые алгоритмы в системе по всем разделам, то учащиеся научатся более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал. 

      Для помощи в подготовке к сдаче экзамена слабым ученикам я привлекаю способных учащихся в качестве помощников учителя. Сильные ученики, справившись со своими вопросами, помогают более слабым найти нужный ответ и объясняют какой картой при этом нужно воспользоваться. Большую помощь в самостоятельной работе учеников оказывают электронные пособия и ресурсы Интернета.

      Самостоятельная работа учащихся заключается в тренировке по применению и закреплению получаемых знаний с помощью решений заданий ОГЭ. Учащиеся сами проверяют работу. Все ошибки, которые ученик не смог понять, мы анализируем индивидуально с каждым учащимся. Часто при разборе ошибок я использую такой приём работы с тестами, как «Ответ с комментариями». Учащийся, устно выполняя задание теста, не просто называет правильный ответ, но и поясняет, почему не подходят остальные.

      При подготовке к ОГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка учащихся дома, а этому тоже должен научить учитель. Человек достигнет результата, только делая что-то сам... (Александр Пятигорский, русский философ). Помогают в подготовке правильно подобранные домашние задания. Содержание домашних заданий разнообразно. Это работы с контурными картами, выполнение тестовых заданий, работа с дополнительными источниками информации, заучивание номенклатуры, составление учащимися своих тестовых заданий и т.д.

   Накануне пробного экзамена знакомлю учащихся со стратегией работы на экзамене, которая должна помочь правильно распределить время, уменьшить число возможных ошибок из-за спешки и невнимательности. Она включает 3 этапа работы.

Первый этап - отмечай верное и пропускай то, что сложно.

Второй этап – проверяй выполненное, отбрасывай неверное, используй географические атласы.

Третий этап - проверяй сделанное и угадывай то, что не знаешь.

     Окончательное заполнение бланков. При переписывании еще раз прослеживается ход решения, осмысливаются результаты, корректируются замеченные ошибки.

     Еще раз делаются попытки найти правильные ответы на оставшиеся вопросы. Если уже использованные подходы не помогают, остается последняя возможность – выбрать нужный ответ наугад, проявить свою географическую интуицию. Если после того, как все ответы занесены на бланки, осталось немного времени, учащийся может еще раз просмотреть свои ответы.

      В апреле - мае провожу пробные экзамены в формате ГИА в резервные часы, предусмотренные в планировании. Анализ выполнения этих работ позволяет выявить пробелы в знаниях и в оставшееся до экзамена время попытаться их ликвидировать.

Успех во многом определяется тем, насколько эффективна подготовительная работа. Принципиально важно наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников. И все же успех экзамена в первую очередь зависит от педагога, от его профессиональной готовности к новой форме государственной итоговой аттестации обучающихся. Другое непременное условие хорошей результативности экзамена – стремление самого школьника к успеху.

      Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно,  ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения.

   

Психологическая подготовка для сильных и слабых учеников имеет свои особенности. Самые сильные ученики от завышенной самооценки или чувства ответственности порой нацелены на самый высокий результат. Когда такого результата достичь не удается, это может оказаться тяжелым психологическим ударом, который может привести к нервному срыву и другим тяжелым последствиям. Такому ученику надо объяснить, что 100%-ый результат – во многом результат везения. Никакой роли он не будет играть в его дальнейшей судьбе, и нужен только для самолюбования и красивой галочки в отчетах. Любой нормальный человек, выполняя работу такого объема и сложности, допустит 1 – 2 – 3 ошибки. И учитель ждёт от учащегося результата с тремя ошибками. Будет меньше – учитель и учащийся порадуются, но это не повод для особого зазнайства. Будет больше – это печально, значит либо особенно не повезло, либо учащийся отнесся к этой работе слегка поверхностно. В любом случае, сколько бы важным не казался учащемуся экзамен сейчас, это далеко не самое сложное испытание, какие ему еще встретятся в жизни.

      Для слабых и средних учеников главное в психологической подготовке знать, что экзамен им по силам. Тем не менее, это серьезное испытание и, чтобы показать в нем максимально весомый результат, надо работать на нем со всей ответственностью.

         

Методика повторения учебного материала в период подготовки и сдачи экзаменов

     Часто бывает так, что учащиеся  плохо сдают экзамен не потому, что действительно плохо готовились, а потому, что они неэффективно использовали время для подготовки. Как правило, в последние дни, перед экзаменом идет самый активный процесс заучивания материала, хотя «заучиванием» это назвать сложно, скорее просто «зубрежка» информации.

     Есть и те, кто надеется «на авось» и в последнюю ночь пишет шпаргалки. Продуктивность подобных действий не высока. Есть одна схема эффективного повторения учебного материала, обратите внимания, не запоминания, а именно повторения. Первый раз, повторить информацию следует сразу после прочтения. Второй раз, через 20 минут, после окончания первого повторения. Третий, чрез 8 часов. И самый последний, четвертый раз, через сутки, лучше перед сном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения

Окружающий мир 4 класс. Тема урокаСлавныMicrosoft Word документ [253.1 KB]Скачать      Математика 2 класс. Тема урок Решение заMicrosoft Word документ...

Активизация познавательной деятельности через внедрение методик эффективного обучения

Важным в  работе является  разносторонняя подготовка ученика, создание крепкой базы для дальнейшего продолжения образования, подготовка учащихся к интеллектуальному труду,  конкурентосп...

Современные технологии и методики эффективного усвоения материала на уроках информационной культуры личности.

Каждый педагог хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавани...

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Не возникает никаких сомнений в том, что для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. И этот вопрос требует постоянного поиска решений, которые могли бы оптимизировать учебный...

Методика эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию.

Алгоритм работы по подготовке к ОГЭ по обществознанию...

Методика эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию.

Алгоритм работы по подготовке к ОГЭ по обществознанию...

Общепедагогические технологии и методики. "Эффективные педагогические технологии и методики". Методическая разработка.

Методическая разработка"Совершенствование образовательного процесса посредством системного внедрения в работу с обучающимися эффективных педагогических технологий и методик"    ...