Открытый урок "Рельеф Земли. Горы"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Похолок Алла Викторовна

Тема: «Рельеф Земли. Горы». 5-й класс.

Тип урока: урок-путешествие.

Цели урока:

Образовательные.

1. Углубить понятие о рельефе Земли.

2. Сформировать понятие «горы».

3. Выяснить как различаются горы по высоте, размерам.

4. Формировать представление об условиях жизни и хозяйственной деятельности людей в горах.

5. Дать представление о том какие стихийные явления встречаются в горах.

Развивающие.

Применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников.

Воспитательные.

Воспитывать в детях умение работать в коллективе, самостоятельно и ответственно работать на уроке.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны уметь:

  • Определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  • знать понятия: горы, горный хребет, горные долины, горная система;
  • уметь различать горы по высоте;
  • уметь называть и правильно показывать на географической карте горы и их вершины;
  • уметь описывать географическое положение гор по плану;
  • уметь анализировать и сравнивать полученную информацию;
  • приводить примеры из жизни.

 

Методы обучения:  словесный, наглядный, практический, репродуктивный, проблемный, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Опережающее задание: подготовить сообщение: «Гималаи – обитель снегов», «Условия жизни и хозяйственная деятельность людей в горах».

 

Средства обучения: физическая карта полушарий, физическая карта мира, компьютер, телевизор, презентация «Горы», учебник, практические работы, карточки с заданиями, рисунки учащихся, плакат «Восхождение», видеофрагмент х/ф «Вертикаль».

Основные понятия и термины: горы, горный хребет, горные долины, горная система.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_gory_5_klass.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии: «Рельеф Земли. Горы».

5-й класс.

                                            Автор: Похолок А.В., учитель географии

                                                    МБОУ «Гимназия №11 им. К.А. Тренева»  

г. Симферополя

Симферополь, 2015г.

Урок № 29                                                                        Дата 16.04.15г.

Тема: «Рельеф Земли. Горы». 5-й класс.

Тип урока: урок-путешествие.

Цели урока:

Образовательные.

1. Углубить понятие о рельефе Земли.

2. Сформировать понятие «горы».

3. Выяснить как различаются горы по высоте, размерам.

4. Формировать представление об условиях жизни и хозяйственной деятельности людей в горах.

5. Дать представление о том какие стихийные явления встречаются в горах.

Развивающие.

Применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников.

Воспитательные.

Воспитывать в детях умение работать в коллективе, самостоятельно и ответственно работать на уроке.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны уметь:

  • Определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  • знать понятия: горы, горный хребет, горные долины, горная система;
  • уметь различать горы по высоте;
  • уметь называть и правильно показывать на географической карте горы и их вершины;
  • уметь описывать географическое положение гор по плану;
  • уметь анализировать и сравнивать полученную информацию;
  • приводить примеры из жизни.

Методы обучения:  словесный, наглядный, практический, репродуктивный, проблемный, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Опережающее задание: подготовить сообщение: «Гималаи – обитель снегов», «Условия жизни и хозяйственная деятельность людей в горах».

Средства обучения: физическая карта полушарий, физическая карта мира, компьютер, телевизор, презентация «Горы», учебник, практические работы, карточки с заданиями, рисунки учащихся, плакат «Восхождение», видеофрагмент х/ф «Вертикаль».

Основные понятия и термины: горы, горный хребет, горные долины, горная система.

Ход урока

  1. Организационный момент.

«Здравствуйте ребята, присаживайтесь!». Проверьте своё рабочее место. Староста, кто отсутствует в классе?

2. Проверка домашнего задания.

Давайте, вспомним, какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?

(Ответ ученика).

Давайте проверим ваши знания!

1. Индивидуальные задания (2 ученика карточки с заданиями).

2. Электронное приложение «Контроль» (один ученик выполняет электронное приложение к учебнику по теме: «Рельеф Земли. Равнины»).

3. Фронтальный опрос материала предыдущих уроков:

Задания на знания фактов, понятий.

Что такое рельеф?

Под влиянием каких сил формируется рельеф Земли?

К внутренним силам Земли относятся...?

К внешним силам Земли относятся…?

Что такое равнины?

Какие вы знаете виды равнин по характеру поверхности?

Как равнины делятся по высоте? (Привести примеры, показать на карте)

Задания на проверку понимания связей:

Какие крупные равнины есть в Крыму? Покажите их на карте.

4.Сигнальные карточки (верно-неверно)

Вопросы: Рельеф – это совокупность неровностей поверхности земной суши? (неверно); Рельеф – это совокупность всех неровностей поверхности Земли (верно); Рельеф образуется только под воздействием внутренних сил Земли? (неверно); Равнины различаются по характеру поверхности, по размерам, по абсолютной высоте? (верно) Равнина, высотой 200 метров – это плоскогорье? (неверно); равнина, высотой в 400 метров – это возвышенность? (верно); Выветривание – это процесс разрушения и изменения горных пород под воздействием внешних факторов (верно); 1/5 населения России живёт на Восточно- Европейской равнине? (верно).

3. Изучение нового материала.

Чтобы узнать какую форму рельефа мы будем изучать сегодня отгадайте загадку:         

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.

А.С. Пушкин.

Предположения учеников (слайд 1,2)

Итак, как вы думаете, что нам предстоит узнать, цели нашего сегодняшнего урока? (слайд 3)

Предположения учеников.

- Молодцы, к концу урока мы должны знать понятия: горы, горный хребет, горные долины, горная система; уметь различать горы по высоте; уметь называть и правильно показывать на географической карте некоторые горные системы нашей планеты и России; сформировать представление об условиях жизни и хозяйственной деятельности людей в горах, а также о том какие стихийные явления встречаются в горах.

Откройте тетради и запишите число и тему урока: «Рельеф Земли. Горы».

Попробуйте сами сформулировать, что такое горы? Расскажите о горах, которые вы видели в природе, по телевизору или на картинке.

Кто же сможет самостоятельно дать определение что же такое горы? (ответы учащихся).

Откройте учебник на стр.84, самостоятельно прочитайте определение.

Кто может повторить?

Горы – это обширные, высоко поднятые над равнинами участки суши или дна Океана с большими перепадами высот. Горы суши имеют абсолютную высоту более 500 метров (слайд 4, 5).

Молодцы, первый пункт нашего восхождения преодолён.

Объяснение учителя.

В природе можно выделить (раздаточный материал на партах!):                                                              

Горный хребет – горные вершины располагаются в ряд, одна за другой в несколько десятков и даже несколько сотен километров (слайд 6).                             Горные долины - понижение между двумя хребтами (слайд 7).                                   Горная система - скопление горных хребтов, у которых многие вершины покрыты вечными снегами (слайд 8).

Итак, мы познакомились с новыми понятиями и преодолели новую точку подъёма!

Ситуативное задание: представьте себе, что вы попали в неизвестную местность. По каким признакам вы можете установить, что перед вами горы? (ответы учащихся).

- Правильно, по высоте! (слайд 9)

В географии существует классификация гор по высоте. Откройте учебники на стр.85, я вам предлагаю самостоятельную работу с учебником в парах (раздаточные материалы). Ваша задача, заполнить пропуски в таблице. Пара, которая выполнила поднимите руки. Покажите их на карте? (слайд 10)

Тип гор

Высота гор

Примеры (названия)

низкие

Уральские горы

Средние (средневысотные)

От 1000 до 2000 м над у.м.

Высокие

Альпы

Высочайшие

Более 5000 м. над у.м.

Гималаи

Мы преодолели очередную вершину!

К сегодняшнему уроку некоторые ребята готовили мини-проекты. Андрей выходи!

Мини-проект ученика «Гималаи – обитель снегов» (слайд 11)

- Давайте послушаем сообщение, и узнаем, что же за горная система такая?

Ученик: Давным - давно Индия представляла собой материк, который располагался южнее, чем сейчас. Примерно 45 млн. лет назад он начал двигаться на север. Там он столкнулся с материковой плитой Азии и одним своим боком угодил под край этого континента. Это чудовищное столкновение привело к тому, что земная кора вздыбилась и в результате родилась новая горная цепь. Название ее Гималаи (обитель снегов) – самая высокая на Земле горная страна. Она имеет 26 пиков, высота которых в среднем превышает 7,5 км. В 1953 году английские альпинисты первыми покорили высочайшую вершину в мире – Эверест  (слайд…)

Андрей задаёт три вопроса по теме своего мини-проекта!

Ребята, мы поднялись ещё выше и преодолели очередную высоту!

Физкультминутка: Все встают из-за парт и показывают горы высокие (поднимаются на цыпочках, руки вверх, горы средние- руки опускают, горы низкие -приседают  на корточки).

Двигаемся дальше!

У Вас на столах лежат листочки с практической работой. Ваша задача описать Уральские горы по плану и это будет часть Вашего домашнего задания. А пока вложите листочки в тетрадь (раздаточный материал).

А мы продолжаем наше восхождение!

Следующий мини-проект о жизни людей в горах и о стихийных явлениях, которые там встречаются. Айше выходи!

Мини-проект ученика «Как живут люди в горах» (слайд 12, 13, 14)

Ученик: Даже опытные альпинисты, долго находясь на высоте более 6000 м, начинают страдать от типично высокогорных недугов, например дистрофии (физического истощения). Единственно возможный выход из положения - срочно спуститься вниз.

Тем не менее даже в самых высоких горах - в Андах, Тибете, Гималаях, на Памире - постоянно живут люди. Потомки тех, кто впервые поселился в горах, за многие-многие поколения сделались настоящими горцами.

В горах существует много разных явлений. Например, огромные массы обломков горных пород в результате обвалов, осыпей, камнепадов скатываются вниз по склону. Во время ливневых дождей и таяния снега возникают грязекаменные потоки – сели, грунт сползает вниз по склону. Все эти явления встречаются и у нас в Крыму. Они оказывают разрушительное действие и могут быть смертельно опасны для человека.

А тем временем мы поднялись на самую вершину (открываю листик с плаката, слайд 15-20)

4. Подведение итогов.

Ребята, давайте по цепочке, как мы это делаем на каждом уроке, продолжим предложение: что я узнал, чему я научился, было интересным! (слайд 21)

5. Рефлексия.

Ребята, я благодарю вас за хорошую работу на уроке и прошу на смайликах, которые лежат у вас на партах, дорисовать рот: весёлый – если всё поняли, вам понравился урок, и грустный, если у вас были затруднения (слайд 22).

Оценивание знаний учащихся.

6. Домашнее задание. П. 25, стр. 84 зад. № 8,9 письменно; закончить практическую работу (слайд 23).

Закончить наш урок хотелось бы видеофрагментом из фильма «Вертикаль» и песней Владимира Высоцкого про горы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии с учетом формирования УУД в условиях реализации ФГОС ТЕМА. Рельеф Земли. Горы. 5 класс ( линия учебников «Полярная звезда»)

Цели данного урока: сформировать понятие «горы», выяснить, как различаются горы по высоте, представление об условиях жизни   и хозяйственной деятельности людей в горах,  продолжить форм...

Технологическая карта на тему "Рельеф Земли.Горы," ФГОС 5класс.

Предлагаю технологическую карту урока в 5 классе по учебнику "Полярная Звезда"....

Рельеф Земли: Горы.

Горы – обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот ....

Рельеф Земли. Горы

Технологическая карта урока географии в 5 классе с применением интерактивной доски...

Тема: «Рельеф Земли. Горы». 5-й класс.

Учащиеся должны уметь:Определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;знать понятия: горы, горные долины, горная система;уметь различать горы ...