Конспект урока Рельеф Земли. Горы.
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Шмелева Галина Михайловна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА. Рельеф Земли. Горы

 Тип урока: комбинированный.

 Работа в группах (класс делится на группы по 4 человека)

 Цели урока: сформировать понятие «горы», выяснить, как различаются горы по высоте, сформировать представление об условиях жизни   и хозяйственной деятельности людей в горах, продолжать формирование коммуникативных УУД

Оборудование и материалы к уроку: физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы, картины, учебник.

. Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников:  

а) когнитивный компонент урока включает понятия -горная страна, горные хребты, межгорная долина , перевал.

 б)деятельностный  компонент урока- уметь по карте показывать горы, определять по карте определять количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли.

. Главная проблема урока: Какие силы Земли могли создать горных исполинов?

 А какие силы могут разрушить их?

  Этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени

 Организационный этап.  (2 мин)                  

 Введение в тему урока, объявление целей урока, формы урока.

Эпиграф урока: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» (В. Высоцкий)

Изучение нового материала(25 мин)  

Виды деятельности учеников:

 1)  Ответы на вопросы учителя

  2) Решение эвристических задач

 3) Решение проблемных задач

 4) Представление  индивидуального опережающего задания,

 

                       

Задания при изучении нового материала:

 1)Вы знаете, какие формы рельефа относятся к равнинам. А теперь  предположите, какие участки земной поверхности будут называться горами?    

После обсуждения ответов учитель предлагает проверить правильность  высказывания учащихся по учебнику.    

2)Учитель:  Горы устроены непросто! Посмотрите на доску и зарисуйте в тетрадь строение  гор.               

(входят такие понятия как вершина, склон, подошва)

3) Учитель: прочитайте текст «Заспорили между собой Уральские , Скандинавские горы и Альпы. Урал говорит: «Я выше всех гор, потому что я уже старый, покрыт лесом!».  «Нет,- отвечают горы Альпы,- мы выше всех. Мы носим снежные шапки, склоны наши крутые и снежные лавины сползают!». «Не спорьте,- вмешались Скандинавские горы- мы выше всех поднимаемся над уровнем моря!». Кто прав?

Используя рис 57 учебника стр. 85 и карты атласа составьте схему или таблицу или рисунок «Виды гор по абсолютной высоте» . Внесите в схему или таблицу или рисунок примеры гор , самую высокую точку их, подпишите названия самых высоких точек гор.

4)  найдите на карте показываемые на слайдах горы, определите к какому виду по высоте они относятся.

Слайд №1 Анды, Кордильеры

 Учителль:    Молодые горы, Кордильеры!

                     Весело толпясь вокруг меня,

                     Вы полны непримиримой веры,

                     озорного буйного огня.

                     Ваша лава пламенем клокочет,

                     Огнедышит, плещет через край,

                     Будто что-то переделать хочет,

                     В жизнь людей вторгаясь то и знай.      (М. Алигер)

Слайд №2 Гималаи, Джомолунгма

                      Выступление учащегося с опережающим заданием

Высочайшая вершина мира имеет несколько названий. Джомолунгма- «Богиня- мать мира» или «Мать богов Земли» называют ее тибетцы; Сагарматха- «Властелин мира»- непальцы. Абсолютная высота вершины 8848м была определена в 1852 г. В честь руководителя индийской топографической службы англичанина Джорджа Эвереста ей дали еще одно название- Эверест. Первый покоритель Эвереста Норгей Тенцинг писал: «Подлинное  значение Эвереста- он высочайшая не одной какой-то страны, а всего мира. Он был взят людьми Востока и Запада вместе. Он принадлежит нам всем»

Слайд №3 Альпы

Слайд №4 Кавказские

Учитель:       Став гордым теменем- понтийских волн пределом

                     И в Каспий врезавшись своим прекрасным телом,

                     Суровый Голиаф меж двух морей возник-

                     Кавказ, величием исполненный тайник!

Слайд№5 Уральские горы

Слайд №6 Хибины

5) Подумайте , какие силы Земли могли создать таких исполинов?

 Прочитайте отрывок. « Задача разрушительных сил- полное уничтожение гор. Снести эти зубчатые гребни, острые вершины , крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до основания_ вот к чему стремятся эти силы, И рано или поздно, в зависимости от высоты гор и твердости горных пород, разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли. Но пока над равниной возвышается хоть один холм, торчит хоть один камень- они не могут успокоится, прекратить свою работу»- писал  В.А. Обручев , геолог и писатель. О каких «разрушительных силах» идет речь?

(процессы выветривания. Солнце, ветер, вода,растения)

  Учитель:     «С умом ли, Капля, ты? Меня пробить взялась!

                       Меня, гранитную!Ты .право, стоишь смеха».

                        Но Капля молча все кап, кап…и пробралась.-

                        Настойчивость -залог успеха.

6) Прочитайте статью учебника «Как живут люди в горах» и составьте план ответа в тетради.

 Предполагаемые результаты выполнения заданий учениками .

Продуктивность работы в группе, оригинальность выполненных заданий, графическое отражение выполнения задания, умение представить результат выполненного задания. Доминируют коммуникативные и креативные УУД.

7.Культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме.

Издавна люди стремились покорить горы. Стоянки и наскальные рисунки обнаружении археологами в горах на высоте 3ооом. Жители гор одомашнивали овец и коз, а в Андах- лам. На горных склонах, на искусственных террасах издавна выращивали многие, ныне хорошо распространенные в мире культуры: жители Кавказа- рожь и виноград, Гималаев- рис, а индейцы Анд- бобы, томаты, маниок (дикий картофель)  На доске  схема  «Различие гор по абсолютной высоте» , рисунок «Составные части гор»

 Задание ученикам по рефлексии их деятельности:

Заполните таблицу «Рельеф Земли. Горы», поставив любой значок в колонки. Вложите таблицу в тетрадь. Используйте ее для подготовки домашнего задания

Строение гор

Различие гор по высоте

Разрушение гор

Как живут люди в горах

Усвоил(а) хорошо

Не понял (а)

Нужно обратить внимание при подготовке дом. задания

Прочитать дополнительную литературу

Посмотреть в интернете

2. Формы контроля и оценки результатов урока.

 выполнить задания 2,3,5,6,7 по тренажеру учебника стр.87

 2.1. Задания на дом : изучить параграф 25, уметь показывать горы по карте, выделенные в параграфе.

По желанию написать сочинение-миниатюру, обратившись к четверостишию:

Что видели они- горы,

Немые свидетели времени?

Что слышали они -горы,

В гулком марше веков?   (Е.К.Мархинин, вулканолог)

. Рекомендуемые ученикам материалы :            хрестоматия по физической географии

2.2. Список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку:

А.Г.Асмолов «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли» система заданий» М; Прсвещение 2011

О.А.Бахчиева «Начальный курс географии. Методическое пособие» М: Дрофа 2004

О.В.Крылова учебник для 6 класса «Физическая география. Начальный курс» М:Просвещение 2001

В.В.Николина «География.Поурочные разработки» М:Просвещение 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии с учетом формирования УУД в условиях реализации ФГОС ТЕМА. Рельеф Земли. Горы. 5 класс ( линия учебников «Полярная звезда»)

Цели данного урока: сформировать понятие «горы», выяснить, как различаются горы по высоте, представление об условиях жизни   и хозяйственной деятельности людей в горах,  продолжить форм...

Технологическая карта на тему "Рельеф Земли.Горы," ФГОС 5класс.

Предлагаю технологическую карту урока в 5 классе по учебнику "Полярная Звезда"....

Конспект урока "Рельеф суши.Горы".

1.      Тип урока:  урок –практикум с применением ИКТ.2.      Цели урока: сформировать знания о горах как о форме земной поверхности.3....

Открытый урок "Рельеф Земли. Горы"

Тема: «Рельеф Земли. Горы». 5-й класс.Тип урока: урок-путешествие.Цели урока: Образовательные. 1. Углубить понятие о рельефе Земли.2. Сформировать понятие «горы».3. Выяснить как различаются горы по вы...

Технологическая карта урока . География 5 класс.Тема урока: Рельеф Земли. Горы .

Сформировать первичные представления о горах, горных хребтах, горных системах, типах гор по высоте.Умение самостоятельно находить нужную информацию по учебнику....