Воды суши.Реки.
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Урок разработан дляучащихся 5 класса, из раздела "Водная оболочка Земли",УМК А.А.Летягин. Цель урока: создатьтворческую атмосферу для изучения и формирования знаний о водах суши.их происхождении и значении в хозяйственной жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по географии 5 класс

Тема: Воды суши. Реки.

ФИО                                      Петровская Надежда Николаевна

Место работы                    МКОУ ЗАТО СОШ № 232 г. Знаменск

Должность                          Учитель

Предмет                              География

Класс                                    5

Базовый учебник              География. А.А. Летягин, издательство «Вентана – Граф», 2012.

Раздел                                  Геосферы Земли

Глава                                     Водная оболочка Земли

Урок                                       Воды суши. Реки.

Тип урока                             «открытия» нового знания

Цель урока                          создать творческую атмосферу для изучения и формирования знаний о водах суши, их происхождении, и значении в хозяйственной жизни человека.

Планируемые образовательные результаты:

  • Личностные – осознать ответственное отношение к обучению, сформировать интеллектуальные умения, задуматься о ценности водных ресурсов, о сохранении их чистоты
  • Метапредметные – уметь работать с географическими картами, использовать адекватно речевые средства для дискуссии, ориентироваться в учебнике и находить ответ на поставленный вопрос, анализировать информацию, составлять определение понятиям, создавать обобщения, уметь работать в коллективе.
  • Предметные – познакомиться с разнообразием водами суши, характеризовать реки по плану, объяснять зависимость характера течения рек от рельефа, расширить представление на вопрос: «Какое значение имеют воды суши в хозяйственной деятельности человека?»

Решаемые учебные проблемы:

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития. Нужно ли  изучать воды суши? Их разнообразие? Какую цель мы можем поставить в связи с темой урока? На какие вопросы необходимо ответить? Что мы будем делать, чтобы ответить на этот вопрос? Какое значение имеют воды суши в хозяйственной деятельности человека? Нужны ли вам те знания и умения, которые вы приобрели на уроке и для чего они нужны?

Задачи урока:

  • Образовательные – сформировать у учащихся представление о географических особенностях рек. Способствовать усвоению новых понятий: исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел, горная река, равнинная река, порог, водопад.
  • Развивающие – развивать логическое и абстрактное мышление
  • Воспитательные – воспитывать устойчивый интерес к получению знаний, рациональность в учебно-познавательной деятельности

Формы организации работы: индивидуальные, парные, групповые

Оборудование: проектор, компьютер, видеофрагменты, раздаточный материал, контурные карты, географическая карта.

Интернет-ресурсы:

Учебник стр.102-103

Структура урока

  1. Организационный блок - 7 мин

Цель: актуализация имеющихся знаний, развитие познавательных интересов.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте.

Листая старый календарь…

На прошлом уроке мы с вами путешествовали по водам Мирового океана. Сегодня мы продолжим с вами путешествие, но для начала проверим, как вы знаете Мировой океан.

Задание1. Работа по карте ( назвать и показать океаны, внутренние окраины и моря, заливы, проливы)

Задание 2 защитить презентации.

1.выступление ребят, работают с картой по плану

2. защита презентаций, темы: Атлантический океан, Индийский океан, Южный океан

  1. Мотивационный блок – 7 мин

Цель: вызвать у учащихся элемент удивления, изумления.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты – самое большое богатство на свете!

Антуан де Сент-Экзюпери

- демонстрация видеофрагмента (реки )

2.Что, вы увидели, смотря видеофрагмент?

3. как вы думаете, что мы с вами будем сегодня изучать?

4.какие методы и способы будем использовать для усвоения темы

1. смотрят видеофрагмент

2. высказывают свое мнение, вступают в диалог

3 называют – реки, дают определение

4высказывают предположения, называют ресурсы, где можно найти информацию

3 Информационный блок – 13 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 раздает рисунки каждому ученику произвольно(родник, водопад, водохранилище, глобус), формирует группы, раздает карточки с инструкцией.

1 занимают места в группах, выбирают командира, изучают задания, составляют алгоритм действия, распределяют роли.

Группа «Родник»

  1. Используя учебник, дайте определения терминам: река, исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел.
  2. Зайдите по ссылке (с.102 образование источника, ручья, реки). Ознакомьтесь с информацией.
  3. Нарисуйте схему речной системы и назовите ее основные части. Покажите на карте речную систему реки Лена.
  4.  Разгадать кроссворд:

1.Р

2.

Е

3.

К

4.

А

1 – углубление в речной долине, по которому воды реки текут постоянно. 2 – местность, с которой река со своими притоками собирает воду. 3 – река, впадающая в более крупную реку. 4 – пониженная часть речной долины

Группа «Водопад»

  1. Прочитайте материал в учебнике, ответьте на вопросы: что является истоком горных рек, как рельеф влияет на скорость течения, почему на горных реках образуются пороги и водопады.
  2. На карте найдите водопады: Виктория, Ниагарский, Анхель.
  3. Используя компьютер,  создайте презентацию (3 слайда) с изображением этих водопадов.

Группа «Водохранилище»

  1. Прочитайте материал в учебнике, ответьте на вопросы: что является истоком равнинных рек, как рельеф влияет на скорость течения, почему на равнинах  реках строят ГЭС.
  2. На карте России найдите реку Волга и расположенные водохранилища
  3. Составить презентацию (3-5 слайдов) о реке Волге.

Группа «Гидрологи»

  1. Изучите материал стр.100-102 учебника, заполните таблицу:

особенности

Терек

Волга

  1. Исток реки

  1. Устье реки

  1. Длина реки

  1. Площадь бассейна реки

5.природные богатства реки

4 Открытие нового знания – 8 мин

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.заслушивает командиров и членов групп с результатами работы.

2. просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения

3. обсуждает с учащимися, что узнали нового, структурирует материал

1. выступление командиров, членов групп

2. обмен мнениями, обсуждение, дополнение.

  1. Применение нового знания – 8 мин

Цель: применение знаний в новой ситуации

Задание 1 . «Узнай меня»

Учитель называет реки(Волга,Урал,Обь,Енисей,Амур,Нил,Конго,Амазонка), ученик показывает на карте.

Задание 2. Работа в парах: «Найди вторую половинку». Классифицируй реки по рельефу.

Волга, Ниагара, Замбези, Кама

Вдп: Виктория, Ниагарский; вдх : рыбинское и нижнекамское.

Задание 3 . работа с учебником стр.102 № 2,3,4.

 - Учитель подводит итог, отмечает наиболее правильные и удачные решения учащихся, выставляет оценки.

6. Рефлексия – 2 мин

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Ставит перед учащимися задачу:

Продолжите эти предложения:

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было нелегко………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания……………….

6. Я научился…………

7. Меня удивило………

Домашнее задание

1.составьте фотоколлаж «Водопады мира», или «Реки мира»

2.выучите термины

3 . дайте характеристику реки нашей местности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Воды суши. Реки"

Презентация  по теме "Воды суши. Реки" демонстрирует крупнейшье реки мира, России, части рек,речную систему, горные и равнинные реки, пороги и водопады....

Презентация по географии "Воды суши. Реки"

Презентация по географии 6 класс "Воды суши. Реки"...

Урок по теме «Воды суши: реки и озёра»

Урок проводится в 6 классе при изучении оболочки "Гидросфера", это урок изучения нового материала. Составлен по новым стандартам ФГОС...

6 класс. Гидросфера 8 урок. «Воды суши. Реки.»

Методическая разработка урока к разделу гидросфера 6 класс...

Конспект урока географии по теме: Воды суши:" Реки и озера".

Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточны...

Презентация "Воды суши: реки и озёра".

К уроку географии 6 класса по теме: Воды суши: реки и озёра....

Технологическая карта "Воды суши-реки"

УМК: Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский , Физическая география. 6 класс,М., «Русское слово», 2011.Тема урока: Воды суши – реки.Тип урока: открытие нового знания...