«Интерактивное обучение в географическом образовании и его роль в реализации идей ФГОС ООО»
статья по географии на тему
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения требуют становления принципиально новых образовательных подходов в противовес широко распространенным сегодня репродуктивным технологиям, основанным на простом воспроизводстве информации.
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивный - способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Интерактивное обучение в географическом образовании и его роль в реализации идей ФГОС ООО» | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Капырина Антонина Васильевна,
учитель географии высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59» г. Курска
«Интерактивное обучение в географическом образовании
и его роль в реализации идей ФГОС ООО»
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения требуют становления принципиально новых образовательных подходов в противовес широко распространенным сегодня репродуктивным технологиям, основанным на простом воспроизводстве информации.
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивный - способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и обучающегося. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и анализировать то, что они знают и думают. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и переводит познавательную деятельность на более высокие формы сотрудничества. Можно говорить, таким образом, об интерактивной модели обучения, которая и своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит гуманному, демократическому подходу к модели.
Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора он налаживает взаимодействие обучающихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту школьников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.
То есть, данная методика обучения построена на диалоговом общении между учителем и учеником или между учениками в зависимости от характера используемого метода. Существуют различные интерактивные методы обучения, которые можно использовать в зависимости от типа урока и на разных этапах урока (организационный, информационный, смысловой, демонстрационно-дискуссионный, итоговый).
Технологии интерактивного обучения:
работа в парах, ротационные (сменные) тройки, карусель, работа в малых группах, аквариум, незаконченное предложение, мозговой штурм, броуновское движение, дерево решений, суд от своего имени, ролевая (деловая) игра, метод пресс, займи позицию, дискуссия, дебаты.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто использую на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них, либо в паре работать над решением проблемы, при выполнении мультимедиа-теста с использованием ноутбука, когда результат зависит от пары.
Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников
разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Часто применяется и такая форма интеракции, как, «Займи позицию».
Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
Продуктивны и другие методы и приёмы :
Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем школьникам возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Это вид работы эффективен при составлении физико – географических, экономико–географических характеристик, отдельных природных объектов. Причём, обучающиеся работают в группе, с источниками информации, анализируют, синтезируют материал, классифицируют, обобщают, делают выводы сообща.
Интерактивная экскурсия. Занятие-экскурсия – это такая форма обучения, при которой обучающиеся воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов (природы, предприятия, музеи, выставки, исторические места и памятники и т.д.) и непосредственного ознакомления с ними.
Главное преимущество виртуальных экскурсий – не покидая кабинета ознакомиться с объектами, расположенными за пределами города и даже страны. Это повышает информативность и производительность образовательной деятельности.( Практически всё страноведение, география России, Курской области, например виртуальная экскурсия в Центрально – Чернозёмный Государственный Биосферный заповедник им. В.В. Алёхина в рамках урока по теме «Растительность Курской области»)
В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.
Виртуальные экскурсии - это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности.
Конференции, уроки в режиме он-лайн. Визуализация и использование видеоконференцсвязи относится к использованию информационно- коммуникативных технологий в образовании. Участники разделены географически, но все равно, могут видеть и слышать друг друга (город Курск, Курская область). В практику работу вошли он-лайн – консультации, занятия в рамках подготовки к ЕГЭ, в реализации программы «Одарённые дети».
Метод проектов – выполнение индивидуального или группового творческого проекта, по какой – либо теме. Разработана и систематизирована в мультимедиа – ресурсе тематика проектов по всему курсу географии. Например: «Проблемы миграции в России», «Внутреннее строение Земли», «Культурное наследие» (Серия проектов «Ах!») и т.д. .
В данном методе обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
Метод « ПРЕСС» Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:
1. – Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)
2. – Обоснование своей мысли («… Так как…»)
3. – Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)
4. – Обобщение, выводы («Итак…»).
«Обучая – учусь» Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обсуждение и закрепление изученного материала.
«Синквейн или Медленное погружение»
Учащимся предлагается:
1. Назвать одно существительное (связанное с темой урока)
2. Дать к нему два прилагательных.
3. Назвать подходящие к слову три глагола.
4. Составить с этими словами четыре предложения.
5. Дать к слову антоним.
Метод технологии критического мышления «Фишбоун» целесообразен и на интерактивных уроках как приём визуализации информации.
Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть голова, верхние и нижние косточки, хвост. На «голове» - проблема, утверждение, на «косточках» верхних и нижних – аргументы и факты, на «хвосте» - итог, вывод. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
Пример: Данный прием использовала на уроках географии по следующим темам: « Внутреннее строение Земли. Горные породы», «Машиностроительный комплекс», «Глобальные проблемы человечества».В рассмотрении частных проблем –Почему в Восточной Сибири резко- континентальный климат и др.
Причины формирования….
Методика «Попс-формула»1. Использование методики «ПОПС - формула» позволяет помочь школьникам аргументировать свою позицию, а учителю - увидеть, насколько грамотно дети изучили материал. Краткое выступление в соответствии с ПОПС - формулой состоит из четырех элементов:
П – позиция (в чем заключается точка зрения) | я считаю, что … |
О – обоснование (довод в поддержку позиции) | … потому, что … |
П – пример (факты, иллюстрирующие довод) | … например … |
С – следствие (вывод) | … поэтому … |
Интерактивных форм и методов обучения очень много, но все они побуждают к творческой познавательной деятельности учащихся. По сути, в режиме интерактива, идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.
Применение интерактивного обучения позволяет учителю соединить образовательную деятельность школьника и межличностное познавательное общение, поскольку возникает целая система взаимодействий: учитель – учащийся, учитель – класс, учащийся – учащийся, группа – группа, группа – учитель и др. То есть, инновация заключается в развитии активной субъектности, личности, способной комфортно себя чувствовать в социуме.
Литература
- Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – Минск: Современное слово, 2006.
- Бугримов, И.В. Использование интерактивных технологий на занятиях… / И.В.Бугримов // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 4.
- Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005.
- Развитие педагогического взаимодействия и создание условий для повышения качества образования учащихся через технологию интерактивного обучения: материалы семинара-тренинга), Мн., АПО, 2006.
- vashpsixolog.ru›lectures-on-the-psychology/168-…
- nsportal.ru›Начальная школа›Разное›…/interaktivnoe-obuchenie
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технологии реализации идей ФГОС средствами иностранного языка»
МОУ СОШ №1 с. Екатеринославка с 2010 года работает по Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, с 2012 года школа вошла в список экспериментальных площадок по апробации ...
Общешкольное родительское собрание "ФОРМЫ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ФГОС нового поколения"
ОРС "Формы уастия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения"...
IX Региональная научно-методическая конференция «Школьное математическое образование: концептуальные подходы и стратегические пути развития» Секция: «Современные педагогические технологии, их роль в реализации концепции ФГОС ООО»
Федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС ООО четко обозначил требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Молодому человеку, вступающему в самостоятел...
Реализация идей ФГОС нового поколения на уроках иностранного языка.
Реализация идей ФГОС нового поколения на уроках иностранного языка....
«Проектная деятельность» Тематическое направление: «Реализация идей ФГОС в педагогической практике»
Использование метода проектов в практической деятельности педагога...
Обучение в группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов технологии развития критического мышления (ТРКМЧП).
Основные цели технологии ТРКМЧП, практическое применение в процессе обучения....
Доклад "Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя истории)."
Рассказывается о технологии КСО («Коллективный способ обучения»). Рассматриваются источники эффективности работы в парах.Предлагаются различные формы организации парной работы....