Доклад "Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя истории)."
статья по истории (7 класс)

Герасименко Тамара Владимировна

Рассказывается о технологии КСО («Коллективный способ обучения»). Рассматриваются  источники эффективности работы в парах.

Предлагаются различные формы организации парной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя истории).

Я использую парную работу, т.к. работа в коллективе повышает учебную и познавательную мотивацию; снижается уровень тревожности; улучшается психологический климат в классе, учащиеся свободны в выяснении причины затруднений и пути их решений; развивается толерантность; развивается умение правильно оценивать работу одноклассников, анализировать процесс работы и себя. Для организации такой работы я использую технологию КСО («Коллективный способ обучения»).
К коллективным формам организации обучения относится работа в динамических парах или парах сменного состава. Коллективная работа в парах сменного состава принципиально отличается от групповой и просто парной работы. На таких занятиях каждый ученик по очереди работает с другим.
В качестве коллективного способа обучения следует особо выделить такую форму работы, как занятия в парах сменного состава. Такая организация уроков позволяет не только реализовать сотрудничество, но и учитывать неоднородность учебных способностей учеников, предоставить каждому возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового материала. Каждый трудится спокойно, в удобном для него темпе и, что особенно важно, с индивидуальным консультантом. Более того, ученик имеет возможность вернуться к непонятному еще раз, поменять консультанта и выслушать объяснение из других уст. Данную форму работы удобно использовать для отработки различных навыков и умений, для введения нового материала и систематизации знания.
.

Что можно сказать об этих методах? Прежде всего - следует учитывать некоторые организационные моменты, впервые решив провести коллективную работу в классе, учесть возраст и опыт детей. В первый раз выбирается для работы в парах простейший материал, возможно, даже из уже пройденного и хорошо усвоенного. Продолжительность работы в парах планируется на 10-15 минут, не более.

Сначала используются пары постоянного состава, - те, в которых ученики обычно сидят на уроках. Когда ученики немного привыкнут к работе в парах, можете ввести пары ограниченной сменности, - один ученик меняет партнёра под руководством учителя (и по выбору учителя). Только после того, как ученики хорошо освоятся с работой в парах, можно вводить пары сменного состава со свободным выбором партнёров.

Источники эффективности работы в парах:

  • внутренняя мотивация (когда человек делает выбор и совершает действие по своему выбору, тогда возникает подлинно внутренняя мотивация)
  • комфорт (общение с партнером комфортнее, чем с учителем, как и возможность выбора подходящего партнера; самостоятельное регулирование скорости работы; регулирование объема домашнего задания)
  • социализация (работа в коллективе объединяет), работа с подходящим партнером (комфорт и качество работы)

Итак, у ученика при парном обучении есть несколько свобод: свобода по времени, свобода в установке скорости действий, свобода по теме занятия, свобода по выбору партнера в паре и свобода по выбору места для занятий.

Таким образом, парное обучение, как способ достижения поставленной, глобальной цели ТРКМ, в полной мере можно назвать подходящим, отвечающим практически всем запросам и требованиям технологии.

Для парной работы удобны обычные ряды, а для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников.

Каких детей объединять в пары?

При изучении нового материала лучше объединять в пары «сильного» и «слабого» учеников, «среднего» и «сильного». При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный — сильный, средний — средний, слабый — слабый

Формы организации учебного процесса

Работа ученика над выполнением домашнего задания, работа над сочинением, даже простое чтение учебника — это индивидуальная форма организации учебного процесса. Ученик решает задачу, выполняет упражнение, читает правило, учит стихотворение и при этом не вступает в личный контакт с учителем или учащимися. Такая работа выполняется без сотрудничества с кем бы то ни было.

Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом и ни с кем больше. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога. Он складывается фактически из двух результатов его участников, поэтому соответствие общего результата поставленной цели зависит от правильности выполненного задания каждым участником.

«Я тебя понял так... Ты это имел в виду?». Я не согласен потому, что... и в связи с тем, что...». «Я предлагаю сделать... Ты согласен с этим?»; «У меня появилась идея, но я не уверен в ее правильности. А ты как считаешь?»; «Как ты относишься к тому, чтобы мы обсудили второй вопрос, а потом вернулись к первому?»

Можно составить вопросник. Его можно размножить и дать уже в виде готового опросного листа. Содержание вопросов можно изменить соответственно классу и программе, по которой работает учитель. Если такое полное воспроизведение  определений, исторических событий повторяется несколько дней, этот закрепляется через упражнения, то можно переходить к изучению нового материала. Работа такого вида будет мотивирована в конце изучения темы или в конце четверти.

 Тренинг на умение находить нужную информацию

Этот тренинг можно проводить двумя способами:

  • разрешить всем ходить по классу;
  • разрешить ходить по классу только половине ребят.

Перед всеми ребятами в классе кладутся обратной стороной вверх карточки. На них написано по половине информации. Парные карточки лежат в разных концах класса на разных вариантах. Задача ребят — найти нужного партнера и образовать пару.

Тренинг можно усложнить. Первому варианту предложить карточки с загадками, а второму — с отгадками. Первый вариант остается на месте, а второй отправляется на поиски нужной загадки.

Тренинг на умение использовать лист индивидуального учета

Лист индивидуального учета позволяет вести учет проработанных карточек. На листе написаны цифры, соответствующие номерам выполняемых заданий. Если задание изучено и выполнено — номер обводится кружочком. Если оказана помощь другому ученику в выполнении этого задания — номер зачеркивается.

1

2

3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Из опыта работы учителя истории Динейкиной О.Н. "Проектирование современного урока истории в рамках реализации ФГОС".

     В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу ...

Роль ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках реализации государственной пррграммы "Доступная среда" ( из опыта работы)

С 2011 года в России стартовала масштабная государственная программа "Доступная среда" под девизом " Учимся жить вместе!", цель которой - создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможно...

Обучение в парах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП.

Обучение в парах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП....

Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя английского языка)

Технология РКМЧП стала известна в 1997 году, изначально она пришла в Россию под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». Авторами технологии были американские ученые...

К некоторым вопросам формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.) Из опыта работы учителей истории и иностранных языков

Описание требований к личностным результатам учащихся.Пути установления межпредметных связей в обучении на уроках истории и иностранных языков.Примеры успешных реализованных проектов....