Обучение в парах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП.
статья

Обучение в парах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ганина Л.В. учитель физики ГБОУ гимназии № 42 Приморского района Санкт-Петербурга.

Обучение в парах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов. В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

Что же такое критическое мышление?  Приведем цитату тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление»

Первый этап – вызов – задачи которого:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • пробудить к ней интерес;
  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – осмысление – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап – размышление:

  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

На сегодняшний день, коллективный способ обучения, как форма организации учебного занятия, позволяет увеличить и улучшить качество обучения.

 Психологи утверждают, что взаимообучение является одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний. Активно развивается критическое мышление, которое включает в себя так же развитие коммуникативных навыков, умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Работа в коллективе повышает учебную и познавательную мотивацию; снижается уровень тревожности; улучшается психологический климат в классе, учащиеся свободны в выяснении причины затруднений и пути их решений; развивается толерантность; развивается умение правильно оценивать работу одноклассников, анализировать процесс работы и себя.

Прежде всего - педагогу следует учитывать некоторые организационные моменты, впервые решив провести коллективную работу в классе, учесть возраст и опыт детей. В первый раз выбирается для работы в парах простейший материал, возможно, даже из уже пройденного и хорошо усвоенного. Продолжительность работы в парах планируется на 10-15 минут, не более.

Сначала используются пары постоянного состава, - те, в которых ученики обычно сидят на уроках. Когда ученики немного привыкнут к работе в парах, можете ввести пары ограниченной сменности, - один ученик меняет партнёра под руководством учителя (и по выбору учителя). Только после того, как ученики хорошо освоятся с работой в парах, можно вводить пары сменного состава со свободным выбором партнёров.

При изучении нового материала лучше объединять в пары «сильного» и «слабого» учеников, «среднего» и «сильного». При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный — сильный, средний — средний, слабый — слабый.

Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом и ни с кем больше. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога. Он складывается фактически из двух результатов его участников, поэтому соответствие общего результата поставленной цели зависит от правильности выполненного задания каждым участником. Примерами заданий для работы в парах на уроках физики могут быть задания типа: вычеркнуть лишний термин; найти ошибки и исправить их, лабораторные работы; решение задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...

Мастер-класс по теме «Коммуникативный подход в обучении английскому языку в рамках реализации ФГОС ООО»

Коммуникативный метод в качестве конечной цели обучения предполагает формирование коммуникативной компетенции, которая складывается из лингвистической, речевой, предметной, социокультурной, учебной и ...

Презентация мастер-класса «Коммуникативный подход в обучении английскому языку в рамках реализации ФГОС ООО»

Эту презентацию можно использовать в качестве плана-основы для любого урока с использованием коммуникативного подхода...

Доклад "Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя истории)."

Рассказывается о технологии КСО («Коллективный способ обучения»). Рассматриваются  источники эффективности работы в парах.Предлагаются различные формы организации парной работы....

Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя английского языка)

Технология РКМЧП стала известна в 1997 году, изначально она пришла в Россию под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». Авторами технологии были американские ученые...