рабочая программа по географии 10-11 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему
рабочая программа по географии 10-11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_geografiya_10-11.docx | 74.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии 10-11 классов составлена на основе Примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., соответствующий федеральному компоненту государственного среднего (полного) общего образования 2004.
Общая характеристика учебного предмета
Структура примерной программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Цели и задачи, реализуемые рабочей программой, совпадают с целями и задачами примерной программы среднего общего образования по географии 2004.
Цели:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.
Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов. Резервное время, при этом, составляет 10 часов и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ в зависимости от конкретных условий обучения.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным графиком школы, рабочая программа в 10-11 классе рассчитана на 68 часов (по 1 часу в неделю в 10,11 кл.). Уменьшение количества часов – за счет часов резерва.
В том числе практических работ: 10 класс – 14, итоговых – 3, 11 класс - 11, итоговых – 7.
В ходе реализации рабочей программы планируется использовать следующие форы промежуточного контроля: письменные контрольные работы, географические диктанты, буквенные диктанты, практические работы. Форма итогового контроля по завершению курса Географии Земли - итоговая контрольная работа.
Содержательный анализ
Разделы | По примерной программе среднего полного образования. Базовый уровень | Рабочая программа | |||||
10 класс | В том числе практ.р. | 11 класс | В том числе практ.р. | всего | В том числе практ.р. | ||
Современные методы географических исследований. Источники географической информации | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | ||
Природа и человек в современном мире | 6 | 6 | 1 | 6 | 1 | ||
Население мира | 5 | 5 | 3 | 5 | 3 | ||
География мирового хозяйства | 10 | 19 | 5 | 19 | 5 | ||
Регионы и страны мира | 20 | 20 | 7 | 20 | 7 | ||
Россия в современном мире | 10 | 10 | 2 | 10 | 2 | ||
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | 5 | 5 | 2 | 5 | 2 | ||
Резервное время | 10 | ||||||
итого | 69 | 34 | 14 | 35 | 11 | 69 | 25 |
Практические работы
Раздел географии | 10 класс | 11 класс |
Современные методы географических исследований. Источники географической информации | Анализ карт различной тематики. Обозначение на контурной карте основных географических объектов. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия (в РП «Составление картосхем и карт»). Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов (в рабочей программе: «Сопоставление карт для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов») Оценочная ПР. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме (в РП: «Обработка статистической информации»). | |
Природа и человек в современном мире | Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов. Оценочная ПР. | |
Население мира | Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. Оценочная ПР. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. | |
География мирового хозяйства | Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. | |
Регионы и страны мира | Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики. Оценочная ПР. | |
Россия в современном мире | Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития. Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции. Оценочная ПР. | |
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций. |
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:
— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Результаты обучения
Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.
Формирование умений предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ МИРА (X-XI классы)
(68 часов)
Раздел. Современные методы географических исследований. Источники географической информации (4 часа).
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Практические работы
Анализ карт различной тематики.
Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.
Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.
Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.
Раздел. Природа и человек в современном мире (6 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Практические работы
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Раздел. Население мира (5 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Практические работы
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
Раздел. География мирового хозяйства (19 часов)
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практические работы
Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Раздел. Регионы и страны мира (20 часов)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Практические работы
Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.
Раздел. Россия в современном мире (10 часов)
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.
Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.
Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.
Практические работы
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.
Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Раздел. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (5 часов)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
Практические работы
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Реализация рабочей программы обеспечивается УМК:
О.А. Бахчиева Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2008 г.
Материально-техническое оснащение:
Кабинет географии оснащен всеми необходимыми для проведения практических работ и демонстраций в 10-11 классах. Также в кабинете имеются: компьютер, выход в сеть Интернет, мультимедийный проектор и интерактивная доска.
Цифровые образовательные ресурсы:
Электронные уроки и тесты по всем разделам географии.
Набор презентаций, разработанных учителем по темам курса географии 10-11 классов.
Список литературы
- О.А. Бахчиева Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2008 г.
- Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.
- Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7
- Мультимедийная обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Тематическое планирование по курсу географии. 10 класс
№ урока | Раздел Тема урока | Виды практической деятельности | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Введение. Современные методы географических исследований. Источники географической информации(4ч) | Знать \понимать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований. Уметь определять и сравнивать по различным источникам информации географические тенденции развития природных , социальных , экономических геоэкологических объектов, процессов и явлений. | |||
1(1) | Предмет экономической. и соц.география мира ПР.1Анализ карт ПР.2. Работа на к\к | ПР.1Анализ карт различной тематики ПР.2.Обозначение на к\ к основных географических объекто | Положение географии в системе наук. | |
2(2) | Традиционные и новые методы географических исследований. ПР3. « Составление картосхем и карт». | ПР,3Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия | Традиционные и новые методы географических исследований. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. | |
3(3) | Статистический метод- один из основных в географии. ПР.4 Обработка статистической информации | ПР.4 Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме | Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. | |
4(4) | Географическая карта-особый источник информации о действительности. 5 ПР Сопоставление карт для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов | ПР.5 Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов | Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура. | |
Природа и человек в современном мире (6ч) | Знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Уметь определять и сравнивать по различным источникам информации географические тенденции развития природных , социальных, геоэкологических, объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. | |||
1(5) | Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем | Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». | ||
2(6) | Виды природных ресурсов Земли. Ресурсообеспеченность. П/Р «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов | П/Р «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основ-ными видами природных ресурсов. | Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий.
| |
3(7) | Минеральные ресурсы. | Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. | ||
4(8) | Земельные и лесные ресурсы мира. | |||
5(9) | Мировые водные ресурсы. | |||
6(10) | Загрязнение и охрана окружающей среды. Рациональное и нерациональное природопользование. | Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды. | ||
Население мира (5ч) | Знать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этническую специфику, различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации. Уметь определять и сравнивать по различным источникам информации географические тенденции развития природных , социальных, экономических объектов, процессов и явлений, оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения | |||
1(11) | Численность, динамика и размещение населения мира. | Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). | ||
2(12) | Воспроизводство и миграции населения. Структура населения. | Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. | ||
3(13) | Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. ПР 1.«Демографическая ситуация» | 2.Определение демографической системы и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. | Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. | |
4(14) | Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. ПР.2 «Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами». | Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. | ||
5(15) | Расселение населения. ПР 3«Оценка обеспеченности уровня и качества жизни населения» | 3. Оценка обеспеченности уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. | Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. | |
1(16) | География мирового хозяйства (18ч) | Знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей. Оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства, степень природных , антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными и социальными, экономическими и геоэкологическими объектами, процессами, их изменениями по влиянием разнообразных факторов. Составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы диаграммы. | ||
Мировое хозяйство и основные этапы его развития. МГРТ. (Международное географическое разделение труда. | Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда. | |||
2(17) | НТР и ее роль в становлении мирового хозяйства. | Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). | ||
3(18) | Отрасли международной специализации стран и регионов мира и определяющие их факторы | Отрасли международной спе-циализации стран и регионов мира | ||
4(19) | Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах. | Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах | ||
5(20) | Экономическое районирование и региональные союзы. | Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. | ||
6(21) | География промышленности. Топливная промышленность и энергетика мира. | География промышленности. Топливная промышленность и энергетика мира | ||
7(22) | Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии черной и цветной металлургии | Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии черной и цветной металлургии | ||
8(23) | Машиностроение мира ПР.1Определение стран – экспортеров основных видов продукции машиностроения | ПР. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции и сырья, районов международного туризма и отдыха, стран представляющих банковские и другие виды услуг. | География машиностроения мира. | |
9(24) | Мировая химическая промышленность. | География химической промышленности мира | ||
10(25) | Производство строительных материалов и лесная промышленность. | География лесной промышленности мира. География строительных материалов мира. | ||
11(26) | Легкая и пищевая промышленность мира | География пищевой и легкой промышленности мира. | ||
12(27) | Сельское хозяйство. Растениеводство. ПР Определение стран – экспортеров основных видов сельскохозяйственной продукции и сырья. | ПР. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции и сырья, районов международного туризма и отдыха, стран представляющих банковские и другие виды услуг. | География сельского хозяйства мира. | |
13(28) | Животноводство мира. | География животноводства мира. | ||
14(29) | Мировой транспорт. | География мирового транспорта. | ||
15(30) | Мировая торговля и сфера услуг. ПР. Определение стран и районов международного туризма и отдыха. | ПР.Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции и сырья, районов международного туризма и отдыха, стран представляющих банковские и другие виды услуг. | География внешней торговли. усилие роли непроизводственной сферы в мировой экономике. | |
16(31) | Международная торговля – основные направления и структура. Внешние экономические связи ПР Определение основных направлений международной торговли | Определение основных направлений международной торговли, факторов определяющих международную специализацию стран и регионов мира | Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. | |
17(32) | География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. ПР. Определение стран – представляющих банковские и другие виды международных услуг. | ПР.Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции и сырья, районов международного туризма и отдыха, стран представляющих банковские и другие виды услуг. | География мировых валютно-финансовых отношений. | |
18(33) | Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК) | Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. | ||
19(34) | Обобщение и повторение материала по разделу: Общий обзор современного мира. |
Тематическое планирование по географии 11 класс | ||||
№ урока | Раздел Тема | Элементы обязательного минимума образования | Виды практической деятельности | Требования к уровню подготовки обучающих |
Регионы и страны мира (20ч.) | Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. | Знать и понимать: -географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда.
Уметь: -оценивать и объяснять степень природных, антропогенных и технологических изменений отдельных стран; - составление политическую географическую характеристику регионов и стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности размещенных явлений и процессов; -сопоставлять карты различной тематики. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -выявления и объяснения географическиъ аспектов различных текущих событий и ситуация; -нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы интернет; -правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни. Знать и понимать: -географические аспекты глобальных проблем человечества. Уметь: -составлять картосхемы, таблицы, отражающие географические закономерности различных процессов, их территориальные взаимодействия. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха. | ||
1 | Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в Новейшее время | |||
2 | Многообразие стран современного мира и их основные группы. ПР. « Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира», характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени». | Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы). | Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира», характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени | |
3 | Общая характеристика зарубежной Европы. Население зарубежной Европы. | Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы. | ||
4 | Хозяйство. Международные экономические связи «ПР. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий». | ПР. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий. | ||
5 | Субрегиональные и районные различия зарубежной Европы | |||
6 | Характеристика отдельных стран Европы ПР. « Составление комплексной географической характеристики стран разных типов , определение их географической специфики». | Составление комплексной географической характеристики стран разных типов , и крупных регионов мира, определение их географической специфики. | ||
7 | Общая характеристика зарубежной Азии | Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Зарубежной Азии, | ||
8 | Многоликое экономическое пространство зарубежной Азии | |||
9 | Япония – лидер азиатской экономики. ПР . «Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии». | Япония- одна из ведущих стран мир по промышленному пр-ву. Основные черты ЭГП. Проблемы использования тер –рии, природных и трудовых ресурсов Размещение населения и хоз-ва, высокий уровень науки ,техники и технологий. Тихоокеанский пром.пояс. Экологические проблемы | Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
| |
10 | Китай –экономическое чудо зарубежной Азии | КНР- самая большая по населению страна мира. Проблемы использования тер-ри , природ. Ресурсов, трудовые ресурсы. Хар-р размещения населения и хоз-ва. Важнейшие пром. И с\ х районы. Крупнейшие города. Внутренние различия между Западным и Восточным Китаем. Экологические проблемы | ||
11 | Индия – страна традиций ПР. « Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии». | Основные черты ЭГП. Проблемы использования тер –рии, природных и трудовых ресурсов . Размещение населения и хоз-ва. | ||
12 | Особенности территории и населения Африки | Размеры и состав тер-рии. Хоз. Оценка природных ресурсов. Население. Основные черты геогр. пр-ти, с \ х ,транспорта. Внутренние различия страны Сев. Ценр. Южной Африки. ЮАР | ||
13 | Природные предпосылки и развитие первичных отраслей хоз-ва Африки | |||
14 | Специализация субрегионов Африки | |||
15 | Территория , население и природно- ресурсный потенциал С. Америки ПР. « Составление комплексной географической характеристики региона». | Принципы выделения региона, его состав, США истор.-геогр. особенности формирования г-ва и их влияние на современную экономическую и социальную географию страны. ЭГП и ПГП как факторы развития. Пестрота этнического состава населения. Размещение населения и основные направления внутр. Миграций. Значение миграций, структура занятости нас. Крупнейшие городские мегаполисы и агломерации субурбанизация. Природ. Ресурсный потенциал США особенности отраслевой и территориальной структуры хоз- ва. | Составление комплексной географической характеристики региона. | |
16 | Отрасли специализации Канады и США. | Ведущие отрасли хоз- ва и их размещение. Крупнейшие пром. и с \ х р-оны | ||
17 | Транспорт и внешние экономические связи США и Канады. | Транспорт. Эконом. р- оны США Север, Юг . Запад, Роль страны в мировой экономике. | ||
18 | Территория, население и природно- ресурсный потенциал Латинской. Америки | Принципы выделения региона, его состав .Истор. особенности формирования региона .ЭГП стран. Значение близости США. Хоз. оценка природных ресурсов. Население. Распространение языков и религий .Крупные города и хар-ка сельского населения . Основные черты пр-ти, с\х, транспорта. Экологические проблемы .Внутренние различия. Регионы Л. Америки Бразилия, Мексика, Аргентина. | ||
19 | Бразилия - ключевое государство развивающегося мира. | |||
20 | Австралия и Океания. Географические и экономические особенности развития как единого региона ПР. « Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского союза, объяснение полученного результата» | Размещение населения и хоз-ва, высокий уровень науки, техники и технологий. Тихоокеанский пром.пояс. Экологические проблемы. | Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского союза, объяснение полученного результата | |
21 | Россия в современном мире.(10ч.) | Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.
| ПР. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкологического положения России, тенденций их возможного развития. | Знать и понимать: -особенности современного геополитического и геоэкологического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда. Уметь: -составлять картосхемы, простейшие карты, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальное взаимодействие; -сопоставлять географические карты различной тематики. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
Современное геополитическое положение России. ПР «Особенности современного геополитического положения России» | ||||
22 | Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда | Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации | ||
23 | Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего | Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего | ||
24 | Россия в системе международных финансово – экономических и политических отношений. | Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. | ||
25 | Особенности географии и структуры международной торговли. Основные формы внешних экономических связей | Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. | ||
26 | Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. | Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. | ||
27 | Участие России в международных социально-экономических и геоэкологических проектах | Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах. | ||
28 | ПР Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции | ПР .Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции | ||
29 | Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). | |||
30 | Обобщающий урок «Россия в современном мире» | |||
31 | Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (5 ч.) | Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. | ПР.Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. | |
Понятие о глобальных проблемах. Взаимность глобальных проблем ПР. « Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией». | ||||
32 | Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. | Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения.. | ||
33 | Социально-экономические показатели уровня жизни населения мира. ПР. «Выявление и оценка географических аспектов различных текущих событий и ситуаций». | Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения | ПР.Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций | |
34 | Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | ||
35 | Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Урок обобщающего повторения и коррекции знаний и умений | Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Бахчиевой О.А. по организации изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...
Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.
Рабочая программа по географии в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.
Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...