Урок мастер-класс по географии «Современные рельефообразующие процессы Белгородской области на примере рельефа ПТК села Палатово"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Михайлова Светлана Николаевна

Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.

 

Педагогическая технология обучения: приёмы технологии интерактивного обучения в проектной деятельности.

 

Оборудование: презентация урока в слайдах, атлас по физической географии России, атлас по физической географии Белгородской области, региональный атлас Белгородской области, учебник «География Белгородской области, проектор, компьютер, экран, фото, тексты, справочники, листы бумаги для оформления буклета.

 

Цель:

изучить современные рельефообразующие процессы Белгородской области на примере нашей местности ПТК села Палатово и осуществить проект создания буклета «Современные формы рельефа  Палатовского сельского поселения».

 

Задачи:

  1. Выделить главные рельефообразующие факторы на основе изучения географического положения Палатовского сельского поселения.
  2. Собрать теоретическую информацию о современных  формах рельефа села Палатово.
  3. Создать презентацию  «Рельефообразуюжщие процессы Палатовского сельского поселения» на основе полевых исследований.
  4. Сделать фоторепортаж «Рельеф нашего ПТК села Палатово», используя фотографии экскурсий, походов, любительских снимков.
  5. Объединить полученные результаты на страницах буклета «Современные формы рельефа  ПТК  Палатовского сельского поселения Белгородской области».

 

Объект изучения: ПТК микрорайона села Палатово и прилегающих территорий.

 

Предмет изучения: рельеф ПТК Палатовского сельского поселения.

 

Актуальность: данный проект  «Современные формы рельефа  ПТК  Палатовского сельского поселения Белгородской области» показывает проблемы нашего поселения, связанные с современными рельефообразующими процессами.

Гипотеза: если рельеф Красногвардейского района самый эродированный в области и нуждается в практических действиях в оптимизации, то необходимо предпринять практические действия по укреплению современных форм рельефа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Михайлова С.Н.                                  учитель  географии

Урок мастер-класс  по географии

по курсу «География Россия. География своего региона — Белгородской области»

Тема: «Современные рельефообразующие процессы Белгородской области на примере рельефа ПТК села Палатово»

Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.

Педагогическая технология обучения: приёмы технологии интерактивного обучения в проектной деятельности.

Оборудование: презентация урока в слайдах, атлас по физической географии России, атлас по физической географии Белгородской области, региональный атлас Белгородской области, учебник «География Белгородской области, проектор, компьютер, экран, фото, тексты, справочники, листы бумаги для оформления буклета.

Цель:

изучить современные рельефообразующие процессы Белгородской области на примере нашей местности ПТК села Палатово и осуществить проект создания буклета «Современные формы рельефа  Палатовского сельского поселения».

Задачи:

  1. Выделить главные рельефообразующие факторы на основе изучения географического положения Палатовского сельского поселения.
  2. Собрать теоретическую информацию о современных  формах рельефа села Палатово.
  3. Создать презентацию  «Рельефообразуюжщие процессы Палатовского сельского поселения» на основе полевых исследований.
  4. Сделать фоторепортаж «Рельеф нашего ПТК села Палатово», используя фотографии экскурсий, походов, любительских снимков.
  5. Объединить полученные результаты на страницах буклета «Современные формы рельефа  ПТК  Палатовского сельского поселения Белгородской области».

Объект изучения: ПТК микрорайона села Палатово и прилегающих территорий.

Предмет изучения: рельеф ПТК Палатовского сельского поселения.

Актуальность: данный проект  «Современные формы рельефа  ПТК  Палатовского сельского поселения Белгородской области» показывает проблемы нашего поселения, связанные с современными рельефообразующими процессами.

Гипотеза: если рельеф Красногвардейского района самый эродированный в области и нуждается в практических действиях в оптимизации, то необходимо предпринять практические действия по укреплению современных форм рельефа.

  1. Оргмомент.(слайд 1)

Учитель: Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости!

Сегодня наш мастер-класс   по теме «Современные рельефообразующие процессы Белгородской области на примере рельефа ПТК села Палатово» мы проведём с применением проектной технологии. (слайд 1)

На этапе индукции – создании мотивирующей ситуации по Палатовскому поселению и его окрестностям мы соверши виртуальное путешествие. (экран)

Из космоса наша местность выглядит таким образом, что просматриваются все неровности земной поверхности, т. е. рельеф нашего края. И  мы можем наглядно увидеть какими же формами рельефа представлена наша местность.

Путешествие:

Учитель: Начинается наше путешествие с центра нашего села Палатово Мы видим равнинные участки под полями и овражно-балочный рельеф. Мы в балке Юрково. Здесь мы видим линейную эрозию: оползневые процессы, овраги и промоины. Перемещаемся в балку Дрёпино. Обратите внимание, что балки отделены  от полей лесополосами. Здесь тоже в изобилии проявление эрозии. Мы видим большой оползень, плоскостной смыв, овраги, более мелкие промоины.

Характерная особенность  техногенного  воздействия на рельеф являются коровьи тропы в балке. Мы видим, какую большую территорию  занимают эрозионные процессы. Здесь сложная сеть промоин, сочетаемую с плоскостным смывом.

Завершим путешествие обзором техногенных форм рельефа, таких как меловой карьер для нужд местного населения в районе Перелеска  и песчаный карьер в районе Ковалёвки.

Учитель: Какие же в основном формы рельефа просматриваются?

Уч-ся (Т.А.): мы видим множество оврагов.

Уч-ся (Г.В): хорошо просматриваются балки нашей местности.

Уч-ся (И.И.): Мы видим балку Дрёпино.

Уч-ся (Т.И.): Здесь хорошо видны оползни этой балки.

Уч-ся (Т.А.): Мы видим плоскостной смыв.

Уч-ся (Г.В): Хорошо просматривается техногенный рельеф: коровьи тропы.

Уч-ся (И.И): Основные формы рельефа — овраги, балки, плоскостной смыв, оползни, коровьи тропы и карьеры.

Учитель: Всё это наши современные процессы образования рельефа нашей местности. Итак, что будет целью  нашего проекта:  

Уч-ся (Т.А.): изучить современные рельефообразующие процессы Белгородской области на примере нашей местности ПТК села Палатово.

(Т.И.): осуществить проект  «Современные формы рельефа  Палатовского сельского поселения» (слайд 2).

Учитель: Какие задачи поставим для достижения наших целей?

Уч-ся (Г.В.): Изучить географическое положение нашего поселения, для того чтобы определить формы рельефа, характерные для этого вида рельефа.

Уч-ся (И.И): Собрать теоретический материал «Основные формы рельефа Среднерусской возвышенности» на основе работы со словарями по физической географии  

Уч-ся (Т.А.): Выделить основные современные процессы, образовывающие рельеф  нашего поселения, выделим проблемы рельефообразования — эрозию. Представим презентацию «Современные рельефообразующие процессы ПТК микрорайона села Палатово Красногвардейского района».

Уч-ся (Т.И.): Сделать фоторепортаж «Рельеф села Палатово» на основе собранного фотоматериала  на экскурсиях, в походах, любительских съёмок. (слайд 3)

Учитель: Что в итоге мы можем представить в виде проекта нашей деятельности?

Уч-ся (И.И.): Можно сделать буклет «Современные формы рельефа Палатовского сельского поселения».

Учитель: Хорошо. Примем за основу такое решение — итог проекта — буклет.

(слайд 4)

Учитель: На этапе разрыва  давайте сопоставим имеющиеся знания о рельефе Белгородской области и то, что мы узнаем нового о рельефе нашего поселения. Главной проблемой рельефа Белгородской области в целом является эрозионное разрушение. В Красногвардейском районе процесс эрозионности составляет 71%. Начинаем выяснять актуальны ли эти проблемы для нашего поселения.

Уч-ся: Проект должен показать проблемы нашего поселения, связанные  с современными рельефообразующими процессами — эрозионностью нашей территории. 

(слайд 5)

Основа любого проекта – гипотеза. На этапе самоконструкции каждый из вас постарается выстроить и предположить варианты гипотезы проекта.

Уч-ся (Г.В.): Если рельеф Красногвардейского района самый эродированный в области....

Уч-ся (Т.А.): То необходимо предпринять практические действия по решению этих проблем и укреплению современных форм рельефа.

 (слайд 6 «Гипотеза»)

Учитель: Исходя из поставленных целей, задач и гипотезы вы получаете задания для работы в группах. Мы переходим к этапу социализация – это работа в малых группах, которые будут решать отдельные задачи, работающие на общую цель.

Задания 1 группы: (слайд 7 «Задания 1 группы») Определить физико-географическое положение Палатовского сельского поселения с практическим выходом — страничка буклета «Рельефообразующие факторы по ГП села Палатово»

Задания 2 группы (слайд 8 «Задания 2 группы»): Изучить словари по физической географии и  собрать теоретическую информацию о рельефообразующих  процессах села Палатово.

Изготовить страницу буклета «Словарь рельефообразующих процессов Палатовского поселения»

Задания 3 группы (слайд 9 «Задания 3 группы»): Продемонстрировать презентацию «Современные рельефообразующие процессы природно-территориального комплекса микрорайона села Палатово Красногвардейского района Белгородской области»  с практическим выходом — страница буклета «Современные рельефообразующие процессы ПТК микрорайона села Палатово Красногвардейского района Белгородской области»

Задания 4 группы (слайд 10 «Задания 4 группы»): Изучить собранный  фотоматериал современного рельефа Палатовского поселения и сделать фоторепортаж «Современный рельеф Палатовского поселения»         страничкой буклета.

Учитель: Практическим выходом работы групп будет составление страниц буклета.

Социализация - это всякая деятельность в группе, представляющая сопоставление, сверку, оценку, коррекцию, иными словами, социальную пробу полученного продукта совместной деятельности, т.е. социализацию. Важно, чтобы в работе были задействованы все участники группы. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса. Даёт им возможность самореализоваться.

На этапе афиширования мы представляем отчёты групп по реализации нашего проекта.

Слушаем  Галину Владимировну с отчётом по Заданию1.

(Выступление Кольцовой Г.В.)

Учитель: Спасибо за проделанную работу. Страничка буклета получилась содержательная. С работой вы справились на отлично.

Учитель: Следующий отчёт Ирины Ивановны - задание 2, по  странице буклета «Словарь современных форм рельефа Палатовского поселения».

(Выступление Мишиной Т.М.)

Учитель: Работа получилась теоретического направления, но именно теория главная для практической деятельности. Поэтому этот замечательный буклет прибавляет нам информации в нашем проекте. Спасибо!

Учитель: Презентацию «Современные рельефообразующие процессы природно-территориального комплекса микрорайона села Палатово Красногвардейского района Белгородской области» нам продемонстрирует Татьяна Алексеевна. И она же нам представит следующую страничку буклета «Современные рельефообразующие процессы ПТК микрорайона села Палатово Красногвардейского района Белгородской области».

(Выступление Черкасовой Т.А.)

Учитель: Очень наглядно продемонстрированы рельефообразующие процессы нашего поселения. Проделана большая домашняя работа. Которая переросла в страницу буклета «Современные рельефообразующие процессы ПТК микрорайона села Палатово Красногвардейского района Белгородской области». Большое спасибо за работу. Ещё одна страница наглядно демонстрирует наш проект, который перерастает в буклет.

Учитель: Наконец мы  увидим фотографии рельефа села Палатово «Современный рельеф Палатовского поселения» и следующую страницу буклета «Современный рельеф Палатовского поселения», который нам представит Тамара Ивановна.

(Выступление Емельяненко Т.И.)

Учитель: Спасибо за содержательный фоторепортаж. Все удивительно красивые места мы не смогли разместить на одной странице, но проделана большая работа, собран богатейший метериал по теме и он будет использоваться в наших последующих работах и, конечно, на уроках. Спасибо за работу, Тамара Ивановна.

Учитель: Итак,  итогом мастер-класса с применением проектной  технологии стал проект — буклет «Современные формы рельефа Палатовского сельского поселения». Мы увидели главную проблему рельефа  нашего поселения — эрозионные процессы. Решение этой проблемы в практических действиях, в некоторых участвуем и мы с вами — это операция «Зелёная столица». Мы вносим посильный вклад в борьбу с эродированностью нашей местности.

Учитель: На этапе рефлексия я предлагаю поработать с «Рефлексивным экраном» (слайд 11 «Рефлексивным экраном»)

Кольцова Г.В.: сегодня я узнала много нового о рельефе своей местности.

Томаровская И.И.: было интересно работать по этой теме со словарями по физической географии.

Черкасова Т.А.:было трудно собрать материал для презентации по нашей теме.

Емельяненко Т.И.: я выполняла задания с удовольствием, любуясь красивыми местами нашего края.

Черкасова Т.А.: я почувствовала, что все мы очень любим свой родной край, свою малую родину.

Кольцова Г.В.: я научилась определять географическое положение и таких небольших населённых пунктов, как наше село.

Емельяненко Т.И..: меня удивил вид из космоса, как хорошо просматриваются все неровности нашей Земли.

Томаровская И.И.: урок дал мне для жизни знания о нашем селе и желание осуществлять проект «Зелёная столица»

Учитель: Спасибо большое за активную работу и за результат вашего труда проект-буклет «Современные формы рельефа  Палатовского сельского поселения».

Учитель: (слайд 12 «Литературная минутка») Хочется завершить мастер-класс литературной миниатюрой нашего местного белгородского автора Владимира Молчанова.

                                                Белогорье…

Поле отчее.

По-над лугом белый дым.

Трав густых сиянье сочное

По откосам меловым.

Змейка вьющегося вереска

Розовеет над горой,

И совсем не видно берега

За травой береговой.

Звезд полночных многоточие,

Туч движение гурьбой.

Белогорье ... Поле отчее -

Что зову своей судьбой!..

Учитель: всех участников урока благодарю за отличную работу. А благодарных слушателей за оказанное внимание.

Буклет

«Современные формы рельефа  Палатовского сельского поселения».

1 страница «Рельефообразующие факторы по ГП села Палатово»

2 страница «Словарь современных форм рельефа Палатовского поселения»

3 страница «Современные рельефообразующие процессы ПТК микрорайона  села Палатово Красногвардейского района Белгородской области»

4 страница фоторепортаж «Современный рельеф Палатовского поселения»

Литература

1. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений  / Под ред. В. А. Шаповалова. – Белгород: издательство Бел ГУ 2002. – 410 с., ил.

        2. Бережной А. С. Частица России. – Ракитное:  РИО, 1992. – 100 с., ил. – (Заметки краеведа)

        3. Галимская К. К. Рандикова Л. И. География Белгородской области. – Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1986. – 111с.

        4. География Белгородской области: Учебное пособие для учащихся средних школ  Белгородской области /Под общей редакцией Г. Н. Григорьева.-  Издательство БГУ, 1996.

        5. География Белгородской области: Учеб. пособие. В 2 частях. Часть первая. Природа. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 72с.

        6. География Белгородской области: Учеб. пособие для учащихся 8-9-х классов общеобразовательной школы. В 2-х частях. Часть вторая. Население и хозяйство. – М.: Изд-во МГУ, 2004. -56 с.

        7. География Белгородской области: Учеб. пособие для учащихся 8-9-х классов общеобразовательной школы. В 2-х частях. Часть первая. Природа. Часть вторая. Население и хозяйство. – Издательство Московского университета, 2008. – 136 с.

        8. География. Россия. Природа и население 8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /под ред. А. И. Алексеева. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2007. – 301 с.: ил., карт.

        9. Долгополов К. В. и Федорова  Е. Ф. Центрально-Чернозёмный район (эконом. – географ. очерк.):  Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1969. -   167 с.

        10. Общегеографический региональный атлас Белгородская область, издание 1-е, 2000.

        11. Основы экологии и пиродопользования: Учеб. Пособие для учащихся 8-11-х классов / А. Н. Петин, Л. Л. Новых, В. И. Петина – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 288 с.: ил.

        12. Практические работы школьников по экологии: ч. 1. Экологическое образование школьников./ Научный редактор А. В. Присный – Белгород: Изд-во Белгородского государственного. университета, 1999.- 92 с.

       13.  Раковская Э. М. География: природа России: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 301 с.: ил., карт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по курсу «География Белгородской области» 9 класс

Контрольная работа состоит из тестовых заданий...

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области (интегрированный урок по географии и биологии в 8 классе)...

Конспект урока "Определение по физической карте России и Владимирской области основных форм рельефа"

Конспект урока-практикума в 6 классе по разделу "Краеведческий модуль"...

Доклад: «Педагогические технологии на уроках изобразительного искусства в современном образовательном процессе.»

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», но какую?...

Урок географии в 8 классе по теме "Рельеф Белгородской области. Подземная кладовая области".

Урок географии для обучающихся 8-х классов по теме "Рельеф Белгородской области. Подземная кладовая области" (в соответствии с ФГОС)....

Применение педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в современном образовательном процессе

В статье представлен  материал  использования педагогических  технологий  при обучении изобразительному искусству в общеобразовательной школе.   Имеется описание педагоги...