XIX Юношеские чтения имени В.И. Вернадского Методическая секция учителей.Тема: «Духовно – нравственное развитие школьников средствами учебно – исследовательской и проектной деятельности»
учебно-методический материал по географии (9, 10, 11 класс) на тему

Мисунова Светлана Григорьевна

Духовно – нравственному  воспитанию  подрастающего  поколения  придавалось  большое  значение во все времена.

В ситуации  кризиса  духовного мира  граждан России,  возвращение в педагогическую  науку и практику к  категории  духовности  становится  очевидным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vserossiyskiy_seminar_vernadskiy.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

XIX Юношеские  чтения  имени  В.И. Вернадского

Методическая  секция  учителей.

Учитель географии ГБОУ ЦО № 2006 г. Москвы, Юго – Западный округ, муниципальный район Северное Бутово

Мисунова Светлана Григорьевна

Тема: «Духовно – нравственное развитие  школьников средствами учебно – исследовательской и проектной деятельности» 9.04 – 14.04.2012 год

«Без  чувства своей  страны – особенной, очень дорогой и милой  в каждой  её  мелочи -   нет  настоящего  человеческого  характера. Это чувство бескорыстно и наполняет  нас  великим  интересом ко всему».  

К.Д. Паустовский.

Уважаемые  коллеги. Духовно – нравственному  воспитанию  подрастающего  поколения  придавалось  большое  значение во все времена. В ситуации  кризиса  духовного мира  граждан России,  возвращение в педагогическую  науку и практику к  категории  духовности  становится  очевидным.

Современный  школьник  зачастую  видит  перспективу  своей  полезности  для  общества,  но  ему  не хватает   порой  условий   для  реализации своих  потребностей  и к созиданию  самого  себя. Здесь и нужна помощь наставника – учителя. Как говорил Жан  Жак Руссо «Выходя из  моих рук  ребёнок  будет не солдатом, судьёй  или  священником; он будет,  прежде  всего,  человеком».

Из  всего  многообразия  инновационных  направлений  воспитанию духовно – нравственного потенциала  личности  считаю  наиболее  продуктивным  метод  проектов. Именно  он позволяет  творчески  решить  производственные, научные,  общественные задачи  будущего  выпускника, позволяет  самостоятельно критически  мыслить,   вырабатывать и отстаивать свою  точку  зрения. Важно объединить  учащихся  по интересам. Так  4 декабря 2009  года  в ЦО № 2006 создан  Клуб  любителей  географии и экологии  «Пилигрим». Пока  в него  вошли 34 ученика  по трем  секциям -  авторы проектов, победители  Портфолио  по географии, участники   окружных  олимпиад. Члены  Клуба  вносят  свой  вклад  в просветительскую  деятельность  общеобразовательного  процесса школы.

Представляя  свой  опыт  работы остановлюсь  на  начальном этапе  проекта: как  найти  интересную  тему? Очень  часто  говорят: «Выбор  темы – залог  успеха»  и это действительно  так. Ведь  тема -  ракурс, в котором рассматривается  проблема. Она  представляет  объект  изучения  в  определенном  аспекте, характерном  для  данной  работы. [1] Поиск  новой  темы  представляет  трудность не только  для  начинающего  исследователя, но и для  зрелого  учёного. Тема  должна  быть  актуальна, то есть отражать  проблемы  современной  науки и техники, соответствовать  запросам общества. Тема  должна  быть  конкретна, например, «Путь воина» - проект  посвящен  65- летию  победы  в Великой Отечественной войне, в то же  время  это наглядный  пример личностно – ориентированного  характера  воспитания. Минаев  Егор – ученик 6 «В» класса – сын героя России Минаева Дмитрия Викторовича  хочет   пойти по   стопам  своего  отца, стать военным. Наряду  с изучением  семейного архива, бесед  с сослуживцами  отца, Егора  увлекли походы   воинов  различных  географических центров Евразии, он  изучил  основные  кодексы от Чингисхана до  Суворова.  Термин  «воин» использован авторам  не  как  воинственный, а  как  духовный  и высоконравственный, это самый эффективный способ достойно жить и способ  стать настоящим человеком. Егор активно  участвует во всех общешкольных делах, является  хорошим хоккейным  защитником в Московском Клубе «Созвездие».

В 7 классе  Егор провел исследование  по  теме: «Космический выбор»,  ее  актуальность  связана не  только  с  50-летием  первого  полета  человека  в  космос, но и с последующим  осмыслением  подростком  его  профессионального  выбора. В этом  учебном  году Егор  смело  и интересно   использовал  методы  нескольких  историко – географических   и искусствоведческих дисциплин: биографическое и генеалогическое исследование, искусствоведческий  анализ, выполнил   серьёзнейшее  исследование  по  теме: «Казачий  атаман Фрол Минаев. Зов  предков». Увлечение  военной  историей и  географией  стало для  автора  лично  актуальным, так как  ему  удалось  отыскать,  возможно,  следы  своего  далекого  предка  Фрола  Минаева, одного  из  казачьих  атаманов    Донского  Казачьего  войска. Погружение  в  историю  родословной  семьи укрепило  решимость  автора  в  выборе  будущей профессии -  стать  военным. Это  и есть  собственный  путь (план) самосовершенствования и духовного  развития.  

Второй  участник конкурса Вернадского - Кравченко  Владимир, начиная  с  начальной  школы,  изучал  свою  родословную. Тема  его  проекта  в  6 классе:  «Русские  мореплаватели – сослуживцы  моих  пращуров» также  способствует  формированию   любви и гордости  за  вклад семьи в историю  Государства Российского. Володя  продолжил  проект  своего брата Сергея  и в новой  интерпретации, посвященной 190-летию  открытию  русскими Антарктиды,    раскрыл  малоизвестные факторы  выдающихся  исследователей Лазарева и Беллинсгаузена по воспоминаниям своего  пращура Ильинского. В этом  году он  подготовил   учебно – исследовательскую  работу  по теме: «Князь  Михаил  Воротынский и мои  предки  князья  Звенигородские  на службе  Отечеству». Тема  работы  имеет  особую актуальность  не только  в  связи  с  круглыми  датами  Битвы  при  Молоди и взятии  Казани, она  также  касается  судьбы  его  предков. Как  отметил  рецензент  работы   кандидат  военных  наук, доцент Рябов  Сергей Алексеевич, «Володя  в  работе   демонстрирует  умение  систематизировать, анализировать  разрозненные  материалы, делает  важные  выводы и четко  их  формулирует. При  этом  делает  это  с  чувством глубокого  патриотизма  и личной  заинтересованностью  в  результатах  поиска».    

Являясь  руководителем  проектных  работ  в течение  десяти  лет, я  все  больше  убеждаюсь  в  том, что  выбор темы и проведенное исследование   способствует  осознанию  общечеловеческих  ценностей, каждый  ребенок  открывает  свой  путь  деятельности и активной  жизни, определяет   смысл  своего  будущего.

Эти  два   ученика – Минаев  Егор и Краченко Владимир   являются  ярким  примером  позитивного  взаимодействия учитель – ученик в проетной деятельности на протяжении трех лет.  Мы  творчески  работаем  опираясь на принципы: равноправия, где  никто  из  сторон не  знает  правильность истины, хотя  бы  потому, что  она  не достижима и принципа естественности -  проблема  должна  быть не надуманной, а  актуальной и социально-значимой. Все  работы  ребят  получили  высокую  оценку  экспертов на самых  разных  конкурсах.    

Еще  в конце XX века  в школьной географии  все четче  проявились  две  тенденции: глобализация и регионализация. Большая  часть проектов  позволяет  раскрыть сочетание  типичного  и  уникального  в  природе, населении  и хозяйстве  страны.  Чтобы  понять многие  местные особенности  заселения  края   нужно  изучить  его  речную  сеть. Битца – живописнейший  водный  объект  Северного Бутова, левый приток пахры. Исток реки – родники  Теплостанской  возвышенности.  Название  реки  тесно переплетено  с название  деревни  Старая Битца и Старокачалово. Несмотря на то, что её  длина все во  лишь  24 км.  именно  она  сформировала  современный  овраго – балочный  рельеф, является местном обитания  более 600 уток и одним из   важнейших  зон отдыха  горожан.   На  городском конкурсе «Мы и биосфера»  работа: «Исследование  современного состояния реки Битцы в пределах  района Северное Бутово»  (Автор Мельник Анастасия  7 «А» класс) привлекла  внимание  экспертов и была  предложена к печати в журнал «Ихтиофауна».

 Воспитание бережного отношения к окружающей  среде   и любимым  пейзажам  Подмосковья, также  проходит  красной  нитью  в  следующем  проекте    «Выращивая Quercus». Творческий  подход   ребенка к выполнению  домашнего задания – подготовка мини проекта «Осенний гербарий», привел его  к серьезной учебно – исследовательской  работе.  Ученик 5 «А» класса проводит  эксперимент: Можно ли в домашних  условиях  вырастить  саженец  дуба?  Выращивая  саженец, Андрей  изучил  широкий  круг  вопросов    по физиологии  дуба, его  использованию  человеком, узнал  о легендах и магических  свойствах, систематизировал  материалы  по геральдике Российских  городов, в которых  используется дуб как символ  могущества и процветания.  И если  каждый  класс  высадит  возле  школы  хотя бы  одно  деревце дуба, то через  несколько десятков  лет  в Северном Бутово  вырастет  могучая  дубрава.

В  2012   году   столице  нашей  Родины - Москве  865  лет. Как  по- новому взглянуть на  её  облик, достижения и  проблемы?  На  заседании  Клуба  любителей  географии и экологии «Пилигрим»  мы решили  исследовать три  темы:

Первая  тема  «Москва Петра I» (Автор Старчак Александра – 7 «А» класс). Идея данного  исследования возникла в связи  с памятной датой 9 июня 2012 года. В этот  день  340  лет тому  назад  родился  великий русский  император и государственный деятель  Петр I. В ходе исследования  возник интерес к жизнедеятельности  царя не только в России в целом, но и  в нашем городе Москве. Чтобы по достоинству оценить дела этого великого человека, необходимо изучить все  стороны  его деятельности. Не лежала у него душа к Москве, хотя не уважать свою родину он не мог.

Вторая тема  «Подземные  ходы Москвы». (Авторы Богданова Владлена, Леонова Екатерина – 7 «А», «Б» классы. Актуальность  этой работы  мы  связываем  с  тем, что уходящая в седую древность история гигантской сети московских подземелий – это не только одна из самых темных, но и по сию пору одна из самых тщательно оберегаемых тайн России. Своего рода национальная традиция, старательно культивируемая чиновниками любой власти – от московских князей и царя Ивана Грозного до нынешних президентов. Каждый день, по дороге в школу, на работу или во время прогулок в парках, мы даже не догадываемся, что Москва – это огромный город не только на поверхности, но и под землей.

Третья тема «Музеи России – источник  просветительства». (Автор  Ермаков  Егор 8 «Г» класс). В мире много рекламы фильмов – блокбастеров и театральных представлений с аншлагами. Гораздо реже мы слышим о музейных выставках, собирающих большую аудиторию. Но сейчас пыльные полки и скрипящие полы музеев прошлого столетия стремительно отходят в прошлое. Музеи сегодня – это сочетание старинных артефактов с современными технологиями и даже с живыми представлениями.

Принадлежность к большой  науке  дает  возможность  всем авторам  учебно – исследовательских  работ   осознать  свою  значимость не только в коллективе  класса, но и школы. Авторы  всех  проектов составляют  хорошую  основу   Научного  Общества  Школы, активно взаимодействуют  со  школьной  академией: «Мудрая  сова». (Руководитель -  директор школы Илюхина Вера Алексеевна).  Открытие  этой  академии  приурочено  празднованию 300-летия М.В. Ломоносова. В  том  числе  в  школе прошёл  смотр  социальных  проектов, посвященных  жизни и деятельности  этого  многогранного  учёного. Наш  Клуб  также  подготовил  работу «Социально – географическое  наследие  Ломоносова». (Автор Заремба  Лев – 7 «А» класс).  Её  актуальность связана с  тем, что  день 19 ноября  2011 года включен ЮНЕСКО в календарь знаменательных  памятных дат, наравне с 50-летием полета человека в космос.

Это  далеко не полный  перечень  всех тем  проектных и учебно – исследовательских  работ. Мы  с  ребятами  продолжаем   искать интересные  темы. Важно, чтобы  тема  была  актуальна не только  на данный  момент, но  и будет  востребована  в  будущем. Большое значение придаём различным методам исследования.

Каждый  этап проектно – исследовательской  деятельности, создание  конкретного продукта  позволяет  ребёнку  пережить  ситуацию  успеха и самореализации, объединение  в ролевые  группы воспитывает  взаимопомощь  и обязательность. Реализация  на  практике  компетентностного, деятельностного  подхода  ведет   к  формированию  высоких  духовно – нравственных  качеств.   Ибо  развитый  интеллект, общая  культура  личности – это  тот  фундамент, на   котором  строится  любая  педагогическая  технология.[2]   

Сущность  технологии  проектной  деятельности  заключается  в  личностно – ориентированном  обучении, предполагающем  развитие  личности, способной   самостоятельно  добывать  информацию, находить  нестандартные   решения локальных, региональных  и даже  глобальных  учебных  проблем  современного  развития  цивилизации.  


[1] См.: С. 13. Как  корректно провести учебное  исследование: От  замысла  к  открытию/М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель; Науч.ред. Т.И. Шамова. – М.: 5-е издание, 2007, - 160 с.  

[2] См.: С. 31. Управление  профессиональным  ростом  учителя  в  современной  школе./ Поташник М.М. Методическое  пособие. – М: Центр  педагогического  образования, 2010 – 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»

В пособии представлен опыт реализации трех проектов, связанных с изучением традиционной русской культуры и бывших союзных республик....

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как средство совершенствования УУД

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в старшей школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. В работе рассморены обшие...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность, как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.

Целью учебно-исследовательской и проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении определенных тем по предмету....