Учебно-исследовательская и проектная деятельность как средство совершенствования УУД
материал

Репьева Марина Вениаминовна

 Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в старшей школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. В работе рассморены обшие характеристики и различия этих видов деятельности и их значение для развития УУД.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_repeva_m.v.docx22.39 КБ
Файл prezentatsiya_repeva.pptx2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как средство совершенствования УУД

Старшая школа — особый этап в жизни обучающихся, связанный с наиболее выраженным переходом на ступени среднего общего образования к практической реализации провозглашенного в ходе модернизации образования принципа вариативности образования, раскрывающего реальную возможность выбора каждым обучающимся собственного пути развития на основе жизненных ценностей, мотивов и интересов, личностных особенностей.

Эта ступень общего образования ориентирована на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, и является основой построения обучающимися индивидуальной образовательной траектории, что, в свою очередь, ставит выпускника школы перед необходимостью осуществления ответственного выбора в отношении будущей профессии и статуса в обществе.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в старшей школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:

цели и задачи этих видов деятельности, учащихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами.

Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности учащихся в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:

  • тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интересов учителя;
  • необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;
  • организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;
  • раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

Учебно - исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты.

К общим характеристикам следует отнести:

  • практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • структуру проектной и учебно - исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты:

- анализ актуальности проводимого исследования, целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;

- выбор средств и методов, адекватных поставленным целям, планирование,

- определение последовательности и сроков работ;

- проведение проектных работ или исследования;

- оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;

- представление результатов в соответствующем использованию виде;

- компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, высокую мотивацию.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

 Специфические черты (различия) проектной и учебно- исследовательской деятельности:

Проектная деятельность.

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён с всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Учебно-исследовательская деятельность. 

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Важнейшим приоритетом образования в старшей школе становится формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Особое значение для развития УУД в старшей школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток является автором проекта.

Самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану - это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить «как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений», включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Поэтому сегодня возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут не только дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Обучение через применение проектной деятельности предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности:

  • Использование проектной деятельности можно рассматривать как инструмент исследования, как источник получения дополнительной информации по предмету, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом скорость подачи качественного материала в рамках одного урока увеличивается.
  • Такие умения как умения вести поиск информации, систематизировать и анализировать её, могут помочь в дальнейшем ученикам школы самоутвердиться в жизни, т.е. повысить свой интеллектуальный уровень, самостоятельно добывая знания.
  • Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.
  • В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика.
  • Работа над проектом - дело творческое.

Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД:

1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

Регулятивные действия – целеполагание.

Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия - консультации с учителями-предметниками

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов–инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3. Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Регулятивные действия - контроль и коррекция, саморегуляция и оценка.

Познавательные действия - структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий,  моделирование.

Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Презентация результатов.

Регулятивные действия - саморегуляция и оценка.

Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.

Проектная деятельность стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию, развивает как интеллектуальные, так и творческие способности учащихся.

У них формируются поисковые, коммуникативные, познавательные умения.

Кроме того, они способны планировать, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы.

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

Согласно ФГОС СОО, выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету

Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательного учреждения.

Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «проектная деятельность» или «экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат о среднем (полном) общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.

В заключение следует отметить, что методическим объединениям необходимо разработать критерии оценивания индивидуального проекта обучающихся старшей школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГОС СОО Учебно-исследовательская и проектная деятельность как средство совершенствования УУД

Слайд 2

Современное общество Мыслящий, творческий , инициативный, имеющий прочные знания и широкий кругозор ЗАКАЗ

Слайд 3

Повышение мотивации и эффективности учебной деятельности в старшей школе - включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности: цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами.

Слайд 4

Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности Практически значимые цели и задачи; одинаковая структура

Слайд 5

Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности анализ актуальности проводимого исследования, целеполагание, формулировка задач; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям, планирование; определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов; компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, высокую мотивацию.

Слайд 6

Специфические черты (различия) проектной и учебно- исследовательской деятельности: Проектная деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования. Учебно-исследовательская деятельность В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.

Слайд 7

Приоритет - формирование УУД Индивидуальный проект -самостоятельная работа, которая осуществляется обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток является автором проекта.

Слайд 8

Универсальные учебные действия личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование , т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; нравственно-этическая ориентация. целеполагание ; планирование, прогнозирование; контроль, коррекция; оценка, саморегуляция . самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; постановка и формулирование проблемы . личностные регулятивные познавательные коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ; разрешениеконфликтов .

Слайд 9

Самостоя - тельность Деятель- ность Результа - тивность «Три кита» Проектный метод Это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развитие креативности и формирование определенных личностных качеств «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания» В.П. Вахтеров

Слайд 10

Основные этапы работы над проектом 1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач . Регулятивные действия – целеполагание. Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера . Коммуникативные действия - консультации с учителями-предметниками

Слайд 11

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта. Регулятивные действия – планирование и прогнозирование. Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов–инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Слайд 12

3. Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов. Регулятивные действия - контроль и коррекция, саморегуляция и оценка. Познавательные действия - структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, моделирование . Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Слайд 13

4. Презентация результатов. Регулятивные действия - саморегуляция и оценка. Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи .

Слайд 14

способен «переносить» технологию творчества в новую ситуацию, принимать решение с несколькими неизвестными лучше оснащен для быстрого принятия правильных решений в ситуациях, требующих мобильности Мощное средство становления способного выпускника школы выпускник выпускник выпускник получает необходимый опыт решения актуальных по разным направлениям задач Учебно-исследовательская и проектная деятельность

Слайд 15

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей.

Слайд 16

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательного учреждения. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «проектная деятельность» или «экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат о среднем общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект "Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении химии"

Методические рекомендации по созданию учебных проетов. Как написать проект, каковы  цели, написать библиографический список,  каковы требования к созданию презентаций?...

Применение метода проектной деятельности как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка на уроке во внеурочной деятельности

В представленном материале описан опыт применения метода проектной деятельности на уроках французской литературы в 8 классе школы с углубленным изучением французского языка по теме " Великие люди (поэ...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника

Метод проекта позволяет успешно решать как учебные, так и воспитательные задачи.Проектирование позволяет ученику проявить себя в системе общественных отношений и способствует формированию новой социал...

Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа

В современном мире более чем в какие-либо предшествующие эпохи, единственным постоянным фактором  являются перемены. Изменения, происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволя...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...