Проектная деятельность как технология совершенствования коммуникативных навыков обучаемых с нарушениями слуха
статья

Из опыта работы над педагогическими проектами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.41 КБ
Файл statya.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Бусыгина Ирина Валерьевна,                                                                            Галикова Марина Анатольевна                                                                          город Йошкар-Ола                                                                                                    ГБОУ РМЭ "Семеновская школа-интернат"

paig@rambler.ru

Проектная деятельность как технология совершенствования коммуникативных навыков обучаемых с нарушениями слуха

В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья основным подходом является деятельностный.  Реализовать его в условиях коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся позволяет проектная деятельность, в процессе которой формируются все универсальные  учебные действия.

Для детей с ОВЗ с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей необходимо создать такую образовательную среду, которая поможет раскрыть личностные ресурсы каждого ребенка.

У обучаемых с нарушениями слуха наблюдается недоразвитие речи, задержка развития психических процессов. Это влечет отставание в эмоционально-волевой сфере и коммуникативных способностях. Для преодоления этих недостатков используются различные методы и приемы в работе с детьми.

        Как технологию совершенствования речевых навыков и произносительных возможностей обучаемых с нарушениями слуха предлагаем вариант проекта, успешно реализованного на базе нашей школы-интерната. Авторский образовательный проект по теме "Драматизация как способ раскрытия творческокого потенциала неслышащего ребенка" был составлен на основе программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений I и II вида, допущенной Министерством образования Российской Федерации. Его цель - развитие коммуникативных способностей неслышащих младших школьников на основе мобилизации их творческих возможностей.
         Реализация проекта осуществлялась с учетом метапредметных связей: уроков чтения, предметно-практического обучения и коррекционных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Срок реализации - 1 месяц. Участниками проекта являлись шесть учеников второго глухих класса. Контингент детей был неоднороден: один ребенок после кохлеарной имплантации; трое глухих детей с хорошими остатками слуха; один  слабослышащий; один  глухой с минимальными остатками слуха. Среди этих детей один ученик имеет умственную отсталость, четверо - задержку психического развития; лишь у одного из детей интеллект соответствует возрастной норме.

        Для осуществления запланированных мероприятий были задействованы: учитель второго класса глухих, учитель фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения, учителя индивидуальных коррекционных занятий по РСВ и ФП, воспитатель класса, родители обучаемых.

        Перед собой мы ставили следующие задачи:

  • актуализировать креативные возможности неслышащих младших школьников средствами драматизации;
  • совершенствовать коммуникативые навыки учащихся для решения практических задач;
  • привлечь интерес к результатам творчества детей со стороны окружающих.

        В качестве критериев оценки нашей деятельности были взяты следующие показатели:

  • успеваемость по чтению;
  • результаты мониторинга внятности произношения;
  • отзывы общественности  (родителей, педагогов,  обучаемых Семеновской школы-интерната и  Цивильской  школы-интерната №1).

Работа над проектом была разделена на три этапа: подготовительный этап, практическая работа и подведение итогов. Подготовительный этап включал в себя знакомство обучаемых с народной сказкой "Рукавичка" на уроках чтения: чтение произведения, проведение словарной работы, ответы на вопросы к тексту, построение конструктивной схемы сказки, выразительное чтение по ролям, пересказ. На фронтальных коррекционных занятиях велась работа по нотированию текста, над логическим ударением и интонацией. На внеурочных занятиях по внеклассному чтению изучались различные варианты сказки   (украинская народная сказка, русская народная сказка).

На этапе практической работы проводилось распределение ролей среди учащихся, изготовление детьми на уроках предметно-практического обучения атрибутов для драматизации сказки, на индивидуальных занятиях велась работа над ритмико-интонационой структурой фраз, восприятия на слух речевого материала, воспроизведение слов своих ролей наизусть.

На заключительном этапе проекта ребята выступили с драматизацией произведения на школьном смотре " В гостях у сказки" перед учащимися начальных классов нашей школы, где были отмечены грамотой. Затем маленькие актеры снялись в видеофильме "Рукавичка", и продемонстрировали его на классном родительском собрании. Родителям очень понравилось, дети получили много положительных отзывов и эмоций.

 Наш фильм мы отправили в Чувашскую республику в Цивильскую специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат №1, где учащиеся и педагоги посмотрели его. От них мы получили положительный  отзыв: "Нельзя полностью понять суть сказки, лишь прочитав ее. По-настоящему можно понять это, только посмотрев постановку. Ведь именно великолепная игра актеров, декорации создают не сравнимую ни с чем картину, погружают зрителей в реальный мир. Этот фильм может использоваться в работе учителей и воспитателей начальных классов специальных коррекционных школ для детей с нарушениями слуха".  Так же видеопостановка сказки "Рукавичка" пополнила методическую копилку нашей школы-интерната.

Таким образом, результаты проделанной работы оправдали ожидания руководителей и участников проекта. Поставленные цель и задачи достигнуты. Мы считаем, что проектная деятельность успешно ориентирована на использование знаний, умений, навыков, полученных детьми в ходе обучения, для постановки и решения практических задач. Она позволяет ребятам участвовать в создании конкретного результата в командных условиях, требующих применения  коммуникативных контактов; решать общеобразовательные задачи по предметам; дает возможность детям проявить свое творчество и фантазию, реализовать свои возможности. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и способен повысить самооценку и веру в свои силы.



Предварительный просмотр:

Бусыгина Ирина Валерьевна,                                                                            Галикова Марина Анатольевна                                                                          город Йошкар-Ола                                                                                                    ГБОУ РМЭ "Семеновская школа-интернат"

paig@rambler.ru

Проектная деятельность как технология совершенствования коммуникативных навыков обучаемых с нарушениями слуха

В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья основным подходом является деятельностный.  Реализовать его в условиях коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся позволяет проектная деятельность, в процессе которой формируются все универсальные  учебные действия.

Для детей с ОВЗ с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей необходимо создать такую образовательную среду, которая поможет раскрыть личностные ресурсы каждого ребенка.

У обучаемых с нарушениями слуха наблюдается недоразвитие речи, задержка развития психических процессов. Это влечет отставание в эмоционально-волевой сфере и коммуникативных способностях. Для преодоления этих недостатков используются различные методы и приемы в работе с детьми.

        Как технологию совершенствования речевых навыков и произносительных возможностей обучаемых с нарушениями слуха предлагаем вариант проекта, успешно реализованного на базе нашей школы-интерната. Авторский образовательный проект по теме "Драматизация как способ раскрытия творческокого потенциала неслышащего ребенка" был составлен на основе программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений I и II вида, допущенной Министерством образования Российской Федерации. Его цель - развитие коммуникативных способностей неслышащих младших школьников на основе мобилизации их творческих возможностей.
         Реализация проекта осуществлялась с учетом метапредметных связей: уроков чтения, предметно-практического обучения и коррекционных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Срок реализации - 1 месяц. Участниками проекта являлись шесть учеников второго глухих класса. Контингент детей был неоднороден: один ребенок после кохлеарной имплантации; трое глухих детей с хорошими остатками слуха; один  слабослышащий; один  глухой с минимальными остатками слуха. Среди этих детей один ученик имеет умственную отсталость, четверо - задержку психического развития; лишь у одного из детей интеллект соответствует возрастной норме.

        Для осуществления запланированных мероприятий были задействованы: учитель второго класса глухих, учитель фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения, учителя индивидуальных коррекционных занятий по РСВ и ФП, воспитатель класса, родители обучаемых.

        Перед собой мы ставили следующие задачи:

  • актуализировать креативные возможности неслышащих младших школьников средствами драматизации;
  • совершенствовать коммуникативые навыки учащихся для решения практических задач;
  • привлечь интерес к результатам творчества детей со стороны окружающих.

        В качестве критериев оценки нашей деятельности были взяты следующие показатели:

  • успеваемость по чтению;
  • результаты мониторинга внятности произношения;
  • отзывы общественности  (родителей, педагогов,  обучаемых Семеновской школы-интерната и  Цивильской  школы-интерната №1).

Работа над проектом была разделена на три этапа: подготовительный этап, практическая работа и подведение итогов. Подготовительный этап включал в себя знакомство обучаемых с народной сказкой "Рукавичка" на уроках чтения: чтение произведения, проведение словарной работы, ответы на вопросы к тексту, построение конструктивной схемы сказки, выразительное чтение по ролям, пересказ. На фронтальных коррекционных занятиях велась работа по нотированию текста, над логическим ударением и интонацией. На внеурочных занятиях по внеклассному чтению изучались различные варианты сказки   (украинская народная сказка, русская народная сказка).

На этапе практической работы проводилось распределение ролей среди учащихся, изготовление детьми на уроках предметно-практического обучения атрибутов для драматизации сказки, на индивидуальных занятиях велась работа над ритмико-интонационой структурой фраз, восприятия на слух речевого материала, воспроизведение слов своих ролей наизусть.

На заключительном этапе проекта ребята выступили с драматизацией произведения на школьном смотре " В гостях у сказки" перед учащимися начальных классов нашей школы, где были отмечены грамотой. Затем маленькие актеры снялись в видеофильме "Рукавичка", и продемонстрировали его на классном родительском собрании. Родителям очень понравилось, дети получили много положительных отзывов и эмоций.

 Наш фильм мы отправили в Чувашскую республику в Цивильскую специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат №1, где учащиеся и педагоги посмотрели его. От них мы получили положительный  отзыв: "Нельзя полностью понять суть сказки, лишь прочитав ее. По-настоящему можно понять это, только посмотрев постановку. Ведь именно великолепная игра актеров, декорации создают не сравнимую ни с чем картину, погружают зрителей в реальный мир. Этот фильм может использоваться в работе учителей и воспитателей начальных классов специальных коррекционных школ для детей с нарушениями слуха".  Так же видеопостановка сказки "Рукавичка" пополнила методическую копилку нашей школы-интерната.

Таким образом, результаты проделанной работы оправдали ожидания руководителей и участников проекта. Поставленные цель и задачи достигнуты. Мы считаем, что проектная деятельность успешно ориентирована на использование знаний, умений, навыков, полученных детьми в ходе обучения, для постановки и решения практических задач. Она позволяет ребятам участвовать в создании конкретного результата в командных условиях, требующих применения  коммуникативных контактов; решать общеобразовательные задачи по предметам; дает возможность детям проявить свое творчество и фантазию, реализовать свои возможности. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и способен повысить самооценку и веру в свои силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме:"Совершенствование коммуникативных навыков"

Используя современный деятельно-личностный коммуникативный подход на уроке применяются разнообразные формы и методы работы с учащимися: индивидуальные, парные, групповые, аудиосредства, а при работе с...

Методическая разработка "Совершенствование коммуникативных навыков чтения"

Как известно, чтение – это один из видов речевой деятельности. И согласно нормативным документам после окончания основной школы оно оказывается наиболее развитым.Целью обучения иностранным языкам в ср...

Совершенствование коммуникативных навыков с использованием новых технологий в обучении английскому языку

В работе раскрывается подходы в обучении английскому языку на примерах использования различных технологий для совершенствования навыков устной речи обучающихся на уроках и внеурочное время....

Доклад "Развитие коммуникативных умений обучающихся с нарушением слуха во внеклассное время"

Развитие речи  во внеклассное время является неотъемлемой частью общей системы обучения языку.  Формирование и совершенствование навыков словесного общения – основное направление...

Социальные сети как средство развития коммуникативных навыков старшеклассников с нарушением слуха

Статья "Социальные сети как средство развития коммуникативных навыков старшеклассников с нарушением слуха"...