Доклад "Развитие коммуникативных умений обучающихся с нарушением слуха во внеклассное время"
статья на тему

Ткачёва Алла Анатольевна

 Развитие речи  во внеклассное время является неотъемлемой частью общей системы обучения языку.  Формирование и совершенствование навыков словесного общения – основное направление работы по развитию речи вне класса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Развитие коммуникативных умений учащихся с нарушением слуха и общим недоразвитием речи

Подготовила

учитель-дефектолог

Ткачёва А.А.

Приоритетными направлениями специального образования сегодня  становятся вопросы социализации детей с нарушениями в развитии. Включение данной категории детей в полноценную жизнедеятельность и межличностное общение с окружающими является первостепенной задачей любого специального образовательного учреждения.

Новый подход к обучению в школе – это компетентностно-деятельностный подход – ориентация на “результат” обучения, который зафиксирован в современном образовательном стандарте, а именно: на формирование у учащихся основной школы комплекса различных компетенций (коммуникативной, информационной, социально-культурной, социально-политической, а также готовности к образованию и саморазвитию). Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций.

       Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями, готовностью к решению проблем на родном языке в единой логике. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями.

Коммуникативно-деятельностная система в школе для детей с нарушением слуха - это специально организованная практика речевого общения в процессе деятельности, что обеспечивает точность, осознанность употребления речевых средств и исключает формальное заучивание речевого материала.  Реализация принципа коммуникации предполагает специальное обучение словесному общению. Дети усваивают прежде всего такой речевой материал, который им необходим в повседневном общении с окружающими. Участвуя а различных видах  внеклассной деятельности, школьники будут пользоваться жестовой речью, если к ним не предъявляются  соответствующие требования и не организуется речевая среда. Важно вовремя дать детям нужное слово, фразу, заставить их подумать как можно сказать, выразить свои мысли речью. Словесная  речь возникает у ребёнка в процессе коллективной деятельности, побуждающей его вступать в словесное общение. В речевой среде учащиеся получают необходимые образцы речи для выражения своих мыслей, интересов и желаний. Как отмечал С.А.Зыков, «мы имеем дело не с отсутствием потребности общения, а с невозможностью удовлетворить  её посредством языка слов».

        С самого начала обучения дети имеют дело не с отдельными словами и их формами, а с готовыми речевыми высказываниями, что позволяет им выражать просьбы, желания, чувства, мысли. Детей обучают речевым высказываниям, приближенным к лексике и синтаксису устной разговорной речи (неполные предложения, типовые вопросительные, побудительные, повествовательные конструкции). Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках по развитию речи, на уроках по всем другим учебным предметам и во внеучебное время, тем самым глухой ребенок погружен в непрерывную и интенсивную диалоговую среду.

Согласно программе обучения детей с нарушенным слухом, учащиеся должны овладеть умением участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с предъявленной ситуацией общения.

Основной целью обучения языку в начальной школе является развитие у школьников способности к общению. В процессе диалогического общения принимают участие более двух учеников, между которыми происходит многократный обмен мнениями, что предполагает формирование у учащихся коммуникативной компетенции.

Обучение коммуникативной деятельности является непосредственной задачей обучения неслышащих учащихся, и чем раньше начинается этот процесс, тем лучше.

Самая главная особенность развития детей с нарушением слуха  заключается в том, что развитие глухого ребёнка невозможно без специального обучения. У всех детей с ограниченными возможностями затруднено развитие личности, но у глухих детей особенно, без помощи специально подготовленного взрослого он остаётся лишённым главного – общения с другими людьми, даже со своими близкими. Все особенности развития обусловлены замедленным овладением речью.

В отличие от слышащего, у глухого ребенка, не возникает потребности в общении словесной речью, так как он ее не воспринимает. Развитие познавательной деятельности глухого ребенка задерживается, так как в ее формировании значительная роль принадлежит словесному общению со взрослым, разъяснениям и указаниям, которые он дает ребенку.

Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова на вопрос, что более необходимо человеку - зрение или слух, - не задумываясь, ответила: "Конечно, слух. Ведь, прежде всего надо слышать, что говорят другие. Человек живёт в обществе…"

      "Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности" – это подчёркивал в своих работах Л.С. Выготский.

Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, аудированием (слушанием), говорением (монолог, диалог), письмом.

Все виды речевой деятельности у неслышащих школьников имеют свои особенности. Кроме того эти особенности затрудняют  организацию совместной деятельности школьников с нарушениями слуха с их слышащими сверстниками.

     Система обучения глухих детей языку по принципу формирования речевого общения, разработанная С.А. Зыковым, с самого начала предусматривала работу над речью не только на уроках, но и во внеклассное время, и в  семье.  «Нет необходимости доказывать, что  работа над речью, сведённая к урокам, не может рассчитывать на высокий результат, если всё остальное время дети не будут пользоваться языком», - писал С.А.Зыков.

В школе глухих необходимо активизировать работу по развитию речи учащихся за пределами урока, создавать для них речевую среду. И одним из путей решения этой проблемы является введение в воспитательную работу занятий по развитию речи вне класса.

Цель работы по развитию речи глухих детей во внеклассное время: организация словесного общения, создание речевой среды.

Задачи  развития речи:

  1. закрепить и усовершенствовать речевые навыки и умения, полученные  школьниками на уроках:
  • развитие устной разговорной речи в диалогической и монологической формах;
  • развитие письменной речи (записки, письмо, открытки, заявление, отчёт, отзыв, дневник, записная книжка);
  1.  Обогатить  речевую практику  учащихся новым речевым материалом, необходимым в общении (слова, конструкции словосочетаний, предложений, связные высказывания, новые виды диалогических единств).
  2. Развивать внимание и интерес к языку.
  3. Обогатить представление учащихся об окружающем мире.

Ввиду того, что развитие речи  во внеклассное время является неотъемлемой частью общей системы обучения языку, оно основывается на единых принципах. И прежде всего это принцип коммуникации, связь развития речи  с деятельностью школьников, развитие потребности речевого общения школьников.

    Формирование и совершенствование навыков словесного общения – основное направление работы по развитию речи вне класса. Непосредственное речевое общение осуществляется на основе устной разговорной речи, которая может быть диалогической и монологической. В разговорной речи диалог и монолог могут быть выделены лишь условно, так как в процессе общения постоянно перемежаются элементы этих видов речи (один из говорящих может быть более активен в  разговоре, чем другой).

Для диалогической речи характерно:

  • связь с ситуацией
  • адресность речи конкретному лицу
  • зависимость высказываний от реплик и реакции собеседника
  • непринуждённость и неподготовленность высказываний
  • быстрый темп протекания речи
  • своеобразие лексики и синтаксиса
  • использование неполных предложений и отдельных слов
  • своеобразие структурного построения реплик и всего диалога в целом
  • использование естественных жесто-мимических средств
  • эмоциональность высказываний.

Для монологической речи характерно:

  • логическая последовательность, полнота и развёрнутость высказывания, объединённого общей темой
  • обдуманность как отдельных частей, так и всего высказывания в целом
  • композиционная завершённость
  • произвольный, замедленный характер протекания
  • преобладание полносоставных предложений и т.д.

Исходя из особенностей каждого вида речи определяются и основные умения, которыми должны овладеть учащиеся. Для  овладения диалогом детям необходимо научиться восприятию устной речи, пониманию реплик собеседника и умению сразу же на них реагировать, умению строить реплики структурно и содержательно, говорить внятно.

Неслышащие дети затрудняются использовать приобретённые речевые навыки  в естественных условиях (например, в сюжетно-ролевой игре  научились пользоваться необходимой фразеологией, а когда пришли в магазин, не смогли ею воспользоваться). В диалогах отмечается бедность лексики, неточное или неправильное употребление слов, нарушения в построении предложений. Характерным для диалогической речи глухих является преобладание одних и тех же заученных вопросов и ответов и употребление полных предложений.

Единицей диалога считается не отдельная реплика, а диалогическое единство, состоящее из цепи реплик. Для них характерна смысловая, структурная и интонационная законченность. Диалогическое единство включает реплику-стимул и реплику-реакцию. Первая реплика –реплика-стимул наиболее самостоятельна по содержанию и по структуре, она наиболее полна по своему словарному составу (-Пойдём сегодня в кино на последний сеанс? – Пойдём!).

       В процессе обучения диалогу дети должны овладеть пятью видами диалогических структур:

  • Вопросно-ответные  единства

-Когда пойдём в кино?

-В пятницу.

-Что будем смотреть?

-Боевик.

  • Вопросно-ответные  единства, требующие подтверждения или отклонения чего-либо

-На улице дождь?

-Да, идёт дождь. (Нет, сегодня сухо.)

  • Сообщение-вопрос-ответ

-Миша вчера не был на экскурсии.

-Почему?

- Он ходил к врачу.

  • Сообщение- встречное сообщение

-Я люблю смотреть мультфильмы.

-Я тоже.

-А я не люблю.

  • Побуждение к действию – вопрос- ответ

-Пойдём играть в хоккей!

-Когда?

-Сейчас!

-Пойдём!

Для младших школьников в плане формирования диалогической формы речи наиболее продуктивна сюжетно-ролевая игра. Но для решения поставленной задачи необходима предварительная подготовка. Большой эффект даёт использование опорных схем диалогов, которые будут использоваться в игре.

I этап работы

Необходимо познакомить учеников с опорной схемой, прочитать её, осмыслить и дать установку на запоминание образца.

-Где это случилось?

-В парке.

-Недалеко от школы.

-Рядом с магазином.

- Точно не знаю, где-то около аптеки.

-Почему тебя там не было?

-Плохо себя чувствовал.

-Я заболел.

-Мне нездоровилось.

  • В схеме должна быть обеспечена вариативность диалогических единств (способствует разнообразию игры и высказываний).
  • Каждая предыдущая реплика должна располагаться выше последующей (обеспечивает более свободную ориентировку учащихся в схеме).
  • Каждая реплика помещается  в отдельной графе (способствует быстрому и правильному запоминанию диалогических единств как составной части диалога).
  • Запоминание образца диалога должно происходить в непринуждённой естественной обстановке (ученики исправляют ошибки товарищей, помогают друг другу в использовании правильных реплик).

II этап работы

Организация игры без схемы, но с установкой использовать схему, изученную ранее.

III этап работы

      Постепенно по мере усвоения содержания опорных схем, при изменении игровой ситуации учащиеся используют диалогические единства одинаковые по смыслу, но разного лексического наполнения и разной структуры.

-Здравствуйте, Елена Ивановна!

-Здравствуй, Аня. Что   ты   хочешь?

-Я хочу поменять книгу.

-Хорошо. Ещё будешь брать?

-Да, хочу почитать сказки.

-Возьми сказки Шарля Перро.

-Спасибо!

- Здравствуйте, Елена Ивановна! Я хочу поменять  книгу.

-Добрый день, Аня! Ты прочитала рассказы о животных?

-Да, уже давно.

-Какую книгу хочешь взять?

-Мне очень  нравятся волшебные сказки.

-Советую прочитать произведения  знаменитого сказочника Шарля Перро. Только долго не задерживай эту книгу.

-Хорошо, большое спасибо!

Ученикам надо показать изменения в структуре диалога, в использовании различного словаря.

Воспитателю необходимо изготовить несколько опорных схем-образцов ведения диалога, определить, какие речевые ситуации можно использовать при организации речевой игры, отобрать лексический материал и отработать его с учащимися на уровне осознания каждого слова, возможности его употребления в диалоге, добиваясь внятного и чёткого произношения.

   В процессе организации работы по развитию диалогической речи обязательно должна даваться установка:

запомнить образец         

изменить его в новой ситуации                

дополнить образец новыми словами

Приёмы работы над диалогом (упражнения)

1. Прочитать диалоги и сказать к каким картинкам-ситуациям они относятся.

2. Прочитать (прослушать)  диалог и сказать , кто в нём участвует.

3. Прочитать (прослушать)  диалог и сказать, где он происходит.

  1. Прочитать диалог и вставить пропущенные вопросы.
  2. Прочитать диалог и вставить подходящие по смыслу ответы.
  3. Прочитать диалог и продолжить его.
  4. Прочитать диалог и придумать к нему начало.
  5. Составить диалог в ходе игры как бы от лица кукол, зверей, фигурок.
  6. Составить диалог по речевой ситуации, заданной с помощью картинки.
  7. Составить диалог по речевой ситуации, заданной с помощью словесного описания.
  8. Составить вопросы, которые могут быть включены в предполагаемый диалог.

     Создание во внеклассное время активной речевой среды и внимание к развитию речи каждого из воспитанников решает следующие задачи, которые ставит перед собой воспитатель:

  • обучение учащихся словесной речи как средству речевого общения;
  • формирование навыков ведения диалога с любым членом коллектива и со слышащими сверстниками;
  • развитие общительности, преодоление неуверенности в общении со слышащими;
  • формирование потребности у  неслышащих  школьников не только в деловом общении, но и в неформальном межличностном общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование ключевых компетентностей у детей с нарушениями слуха во внеурочное время с применением игровых технологий».

Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий....

Доклад на тему: «Формирование ключевых компетентностей у детей с нарушениями слуха во внеурочное время с применением игровых технологий».

Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий....

Статья на тему: "Применение компьютерных технологий в работе по формированию словесной речи детей с нарушением слуха во внеклассное время"

Применение компьютерных технологий в работе по формированию словесной речи детей с нарушением слуха во внеклассное время...

Развитие речи у обучающихся с нарушенным слухом во внеурочное время.

Материал об особенностях развития речи детей с нарушенным слухом...

Конспект индивидуального занятия по РСВ и ОП "Звук П" для обучающегося с нарушением слуха с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения для детей обучающихся по АООП вариант 1.4...

Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с нарушениями слуха, их социальная адаптация

В существующих условиях социальной жизни  выступает проблема, требующая включения детей с нарушениями слуха в единую социальную целостность и саму структуру общества.     Необ...