Семинар "Особенности организации работы с детьми с нарушениями слуха в условиях инклюзивной смены. Нозологический портрет обучающихся с нарушениями слуха"
учебно-методический материал (9 класс)
В тексте представлены особенности орагнизации работы с обучающимися с нарушениями слуха.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации работы с детьми с нарушениями слуха в условиях инклюзивной смены. Нозологический портрет обучающихся с нарушениями слуха.
Всем добрый день! Тема нашего сегодняшнего вебинара: «Особенности организации работы с детьми с нарушениями слуха, зрения в условиях инклюзивной смены. Нозологический портрет обучающихся с нарушениями слуха, зрения».
СЛАЙД 1.
Остановимся на особенностях сопровождения обучающихся с нарушениями слуха.
Посредством органов слуха человек воспринимает большую часть информации окружающего мира. Благодаря возможности слышать люди способны свободно общаться друг с другом, смотреть фильмы, слушать любимую музыку, да и просто комфортно себя чувствовать на улице.
К сожалению, при определенных негативных воздействиях внешней среды эту способность можно утратить. Люди с нарушением слуха не могут в полной мере воспринимать звуковые сигналы, в результате чего появляются трудности с речевой коммуникацией.
Опираясь на данные ВОЗ, каждый 20-й человек на земле страдает данной патологией.
СЛАЙД 2.
Снижение остроты слуха – это нарушение слухового восприятия, когда люди не могут воспринимать окружающие сигналы. Такое состояние обычно разделяют на две категории: слух теряется частично, либо же человек ничего не слышит вовсе.
Причины нарушения слуха в детском возрасте.
СЛАЙД 3.
Специалисты по слуху выделяют 5 основных причин развития тугоухости у ребёнка.
- Генетика
- Неправильная гигиена
- Инфекции
- Вредные препараты
- Шум
СЛАЙД 4. Нозологический портрет обучающегося с нарушениями слуха.
Обучающиеся с нарушениями слуха – особая категория детей. В учебном процессе у них часто возникают трудности, обусловленные спецификой их психофизического развития.
К категории лиц с нарушениями слуха относятся люди, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции. Вербальная коммуникация с окружающими у людей этой категории затруднена по причине тугоухости или невозможна в принципе (глухота).
Рассмотрим степени нарушения слуха данной категории детей.
Тугоухость–заболевание, которое характеризуется понижением слуха. Часто тугоухость проявляется в детском возрасте. Детей с тугоухостью называют слабослышащими.
СЛАЙД 5.
Различают три степени тугоухости.
При легкой тугоухости (1-й степени) человек различает разговор шепотом на расстоянии от 1 до 3 метров, а разговорную речь на расстоянии более 4 метров, но не может адекватно воспринимать разговор при посторонних шумах или искажении речи.
Средняя тугоухость (2-й степени) имеет место, если человек воспринимает шепотную речь на расстоянии меньше, чем один метр, а разговорную речь слышит на расстоянии от 2 до 4 метров. Тугоухость 2 степени характеризуется неразборчивостью в восприятии всех слов в нормальной обстановке, требуются неоднократные повторения некоторых фраз или отдельных слов.
Тяжелая тугоухость (3-я степень) проявляется в невозможности различить шепот даже на очень близком расстоянии, разговорную речь человек слышит на расстоянии меньше, чем 2 метра. Используется слуховой аппарат и обучение зрительному восприятию речи (чтению с губ), чтобы иметь возможность общаться.
Глухота– это полное отсутствие слуха или такая степень его понижения, при которой восприятие речи становится невозможным. Абсолютная глухота наблюдается редко. Обычно имеются «остатки» слуха, позволяющие воспринимать очень громкие звуки (более 90 дБ), в том числе и некоторые звуки речи, произносимые над ухом громким голосом или криком.
При глухоте разборчивость восприятия речи отсутствует даже при громком крике.
Глухота может быть врожденной, приобретенной, одно- и двусторонней, периферической или центральной, прогрессирующей или стойкой.
Психологические особенности при нарушениях слуха.
СЛАЙД 6.
Нарушение слухового восприятия и возникающее в результате этого недоразвитие речи создают своеобразие в развитии такого человека.
Глухие/слабослышащие могут иметь следующие особенности речевого развития: нарушения произношения; недостаточное усвоение звукового состава слова, которое проявляется в ошибках при произнесении и написании слов.
На лексическом уровне обучающиеся с нарушенным слухом могут иметь ограниченный словарный запас, неточное понимание и неправильное употребление слов, зачастую связанное с неполным овладением контекстным значением.
Недостатки грамматического строя речи, особенности в усвоении и воспроизведении известных речевых (грамматических) конструкций также могут вызвать сложности ориентировки на синтаксическом уровне, выражающиеся в трудностях восприятия глухими/слабослышащими обучающимися предложений с нетрадиционным порядком слов (словосочетаний) и ограниченном понимании читаемого текста.
На почве нарушений устной речи возникает расстройство письменной речи, которое проявляется в форме различных дисграфий и аграмматизмов.
Дисграфия представляет собой частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи, проявляющееся стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.
Аграмматизм –особое нарушение речи, проявляющееся в сложностях восприятия и построения предложений в устной и письменной речи.
При полной потере слуха речь формируется только в условиях специального обучения и с помощью вспомогательных форм – мимико-жестовой речи, дактильной (своеобразная форма речи, воспроизводящая слова пальцами рук; каждой букве алфавита соответствует особое положение пальцев), чтения с губ.
Слышащие значительную часть социального опыта усваивают спонтанно, люди с нарушениями слуха в этом плане ограничены в своих возможностях. Поэтому иногда наблюдаются трудности общения и своеобразия взаимоотношений, замкнутость.
Слышащие люди часто считают, что с индивидуальным слуховым аппаратом человек сразу становится слышащим и говорящим. Это верно лишь при незначительном понижении слуха (слабослышащие I и II степени). При тяжелом снижении слуха (слабослышащие III и IV степени, глухие) аппарат лишь улучшает разборчивость восприятия речи, может в значительной степени компенсировать ее нарушение .
СЛАЙД 7.
У лиц с нарушениями слуха могут проявляться особенности не только в речевом развитии, но и в развитии познавательной и личностной сферы. Среди наиболее значимых для организации учебного процесса особенностей познавательной сферы выделяют следующие: сниженный объем внимания и низкий темп переключения –обучающемуся с нарушениями слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому.
Кроме того, для рассматриваемой категории обучающихся характерна меньшая устойчивость внимания и, следовательно, большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе. В отличие от слышащего обучающегося, который в течение занятия при чтении опирается на зрительный анализатор, при объяснении материала –на слуховой, обучающийся с нарушениями слуха постоянно задействует оба анализатора.
Глухой/слабослышащий может испытывать серьезные затруднения в распределении внимания при необходимости одновременно слушать и писать.
Особенности памяти проявляются в возможном преобладании образной памяти над словесной. Обучающимся требуется гораздо больше времени на запоминание учебного материала, при этом достаточно часто преобладает механическое, а не осмысленное запоминание.
Значительно интенсивнее, чем у нормально слышащих, меняются представления (происходит потеря отчетливости, яркости воспроизведения объекта, уменьшение размеров, перемещение в пространстве отдельных деталей объекта, уподобление предмета другому, хорошо известному).
Запоминание находится в тесной зависимости от способа предъявления материала, поэтому затруднено запоминание, сохранение и воспроизведение речевого материала – слов, предложений и текстов. На эффективность образной памяти слабослышащих влияет специфика их зрительного восприятия –в окружающих предметах и явлениях они часто выделяют несущественные признаки.
Произвольное запоминание обучающихся с нарушенным слухом отличается тем, что образы запоминаемых предметов в меньшей степени организованы, чем у слышащих (медленнее запоминаются и быстрее забываются), процесс обучения требует использования дополнительных приемов для повышения эффективности запоминания материала. При запоминании словесного материала у не слышащих и слабослышащих с тяжелой степенью поражения могут наблюдаться замены слов: замены по внешнему сходству звучания слова, смысловые замены.
Нарушения функций слухового и вестибулярного анализаторов приводят к снижению чувства пространственной ориентировки, что обусловливает возникновение у детей затруднений на спортивных мероприятиях и занятиях по физкультуре.
Особенности развития эмоциональной сферы могут характеризоваться непониманием и трудностями дифференциации эмоциональных проявлений окружающих в конкретных ситуациях, в том числе и в связи с ограничениями в восприятии эмоциональной окраски речи, передаваемой интонацией. Узнавание и понимание эмоций у лиц с нарушенным слухом тесно связаны со зрительным восприятием мимики собеседника, что часто без слухового подкрепления приводит к ошибочному или искаженному восприятию реальной ситуации (и, в некоторых случаях, к возникновению межличностных конфликтов).
Среди специфических особенностей формирования личности необходимо отметить наличие у части таких обучающихся комплекса негативных состояний – неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от родителей (родственников), либо, напротив, завышенная самооценка. Реакция на новые обстоятельства (незнакомые задания, обстановку, незнакомых людей) может быть разной по форме, но в основе ее лежит боязнь ошибиться: уход, отказ от общения с незнакомым и людьми (преподавателями, одногруппниками, сокурсниками)–«Я не знаю, не умею, не могу», иногда «уход в себя» или агрессия. Глухие и слабослышащие обучающиеся бывают менее социально зрелыми (адаптированными в обществе), чем их слышащие сверстники: замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, уходят от совместной деятельности со слышащими одногруппниками из - за боязни быть неуспешными.
СЛАЙД 8.
В процессе обучения дети с нарушениями слуха могут опираться на два способа восприятия речи: слуховой и зрительный.
Слуховой способ восприятия речи, при котором обучающийся слушает, не глядя на собеседника, доступен только людям с незначительной степенью снижения слуха (слабослышащие I степени).
Зрительный (слухо-зрительный) способ восприятия речи чаще используют глухие люди, которые по артикуляции собеседника частично воспринимают и понимают речь. Однако зрительное восприятие глухими обучающимися речи собеседника затруднено, т.к. не все звуки можно «прочитать» по губам. Например, звуки М, П, Б студент «видит» одинаково и различить их может только при «подключении слуха»; звуки К, Г, X не отличаются совсем.
При организации работы в условиях инклюзивной смены необходимо помнить об особенностях познавательного и личностного развития глухих/слабослышащих обучающихся, для наиболее эффективной организации образовательного и воспитательного процесса.
СЛАЙД 9.
Глухие и слабослышащие обучающиеся имеют особые образовательные потребности, возникшие в результате нарушения слуха:
- необходимость развития и использования остаточного слуха в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях;
- создание условий и возможностей для эффективного использования обучающимися данной категории слухо-зрительного, слухового и зрительного восприятия и различных форм коммуникации;
- восполнение недостатка знаний об окружающем мире, связанного с ограничением возможностей;
- формирование социальной компетентности и навыков поведения в инклюзивном образовательном пространстве центра;
- развитие потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы;
- формирование способности к максимально независимой жизни в обществе через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию и многое другое.
СЛАЙД 10.
Чтобы не допустить негативных проявлений и организовать комфортную среду для пребывания глухих обучающихся в центре необходимо придерживаться некоторых правил коммуникации:
СЛАЙД 11.
1. Говорите четко и естественно.
Говорите с нормальной громкостью. Если Вы начнете кричать, многие слова
станут трудными для понимания.
Не замедляйте Вашу речь. Говорите размеренно, что улучшит разборчивость, а
замедление речи приведет к потере естественного ритма речи.
Четко артикулируйте слова.
2. Привлеките внимание слушателя прежде, чем Вы начнете говорить.
Прежде, чем Вы заговорите, удостоверьтесь, что слушатель знает, что Вы
обращаетесь к нему.
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по
имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же
помахать рукой.
3. Повернитесь лицом к собеседнику.
Когда Вы разговариваете с слабослышащим человеком, встаньте так, чтобы он
ясно видел Ваши губы – особенно в шумной ситуации. Большинство людей умеет
читать с губ.
Смотрите в глаза собеседнику.
4. Выбирайте понятные способы общения с конкретным человеком
Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. (С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости.) Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок. Если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…».
5. Встаньте ближе.
Стойте на расстоянии 1-2 м от собеседника.
Если Ваш собеседник лучше слышит с какой-то стороны, постарайтесь встать на
этой стороне.
6. Используйте язык жестов и выделяйте Ваши чувства.
Контакт будет лучше и результативнее, если используется язык жестов.
Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или
прояснить смысл сказанного.
7. Повторяйте фразы, если Вы чувствуете, что Вас не поняли.
Если нужно повторить предложение, попытайтесь использовать другие, более легкие для понимания, слова. Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.
Если слабослышащий человек подошел к вам в середине беседы, объясните ему тему разговора.
8. Вы затрудните вашему собеседнику понимание разговора, если будете переключаться с одной темы на другую и обратно. Если вы хотите поменять тему, не делайте этого без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»
9 При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов.
Не злоупотребляйте в речи обособлениями, оборотами, обращениями – они осложняют понимание сказанного. Например, лучше сказать: «Когда вы придете?» вместо «И когда, родной мой, вас ждать?» или «Придете-то вы когда теперь?».
10. Помните, что понимание смысла, передаваемого в речи с помощью интонационных
нюансов, оттенков почти не доступно глухим людям и людям с тяжелой тугоухостью.
Поэтому не стоит удивляться, если фраза с саркастической, насмешливой, ироничной интонацией будет пониматься как нейтральная. Например, «И что это мы тут делаем?» (смысл – запрет, указание на неправильное поведение) будет понята как необходимость ответить на вопрос «Что делаем?». Частично смысловые оттенки можно передать с помощью мимики.
11. Устранение и уменьшение уровня шума.
Уменьшите окружающий шум на сколько это возможно до начала разговора. Телевизор, радио, кондиционер и даже другие беседующие люди, будут значительно ухудшать понимание речи.
В шумных местах говорите непосредственно в ухо собеседника (не слишком громко).
Не садитесь около раскрытого окна. Если Вы заходите в шумное помещение, такое как ресторан, выбирайте себе место в тихом углу вместо шумного центра.
СЛАЙД 12.
В условиях школы, экипажа и на мероприятиях смены необходимо использовать титры, подписи к изображениям.
СЛАЙД 13.
Также простроить эффективную коммуникацию и подачу материала данной категории детей нам помогает «Текстофон», Радио класс и система по переводу звучащей речи в текст «Чарли».
Текстофон это уникальное устройство, позволяющее вести диалог с людьми, имеющими нарушение слуха. Данное устройство преобразует речь в текстовое сообщение, которое выводится на планшет. Устройство работает путем преобразования входящего речевого сигнала в текст и наоборот при исходящем от инвалида сообщении преобразует его в речь синтезированным голосом или передает его в виде текстового сообщения.
«Чарли» захватывает устную речь говорящего на расстоянии до двух метров и выводит ее текстом на ТВ-экран, планшет или смартфон (через приложение). Это позволяет человеку с нарушением слуха понять, о чем говорит его собеседник без привлечения третьих лиц.
Радиокласс Сонет 2.0 предназанчен для проведения коллективных и индивидуальных занятий по обучению лиц с нарушенными функциями слуха. Устройство используется с индивидуальными слуховыми аппаратами и системами кохлеарной имплантации, связь с которыми осуществляется через заушный индуктор или индукционную петлю (при этом слуховой аппарат/звуковой процессор должен находиться в режиме Т или ТМ). Также слуховой аппарат/звуковой процессор можно подключить через специальный аудиовход.
Устройство предназначено для использования в аудиториях, классах, спортивных залах, в театрах, в музеях, на экскурсиях и других местах обучения, профессиональной деятельности и отдыха. При индивидуальной работе устройство может быть использовано как сурдологопедический тренажер.
СЛАЙД 14.
Для организации обучения и взаимодействия с лицами с нарушенным слухом в условиях инклюзивной смены педагоги и медицинские работники ВДЦ «Алые паруса» освоили дополнительную образовательную программу «Основы русского жестового языка». В ходе освоения программы работниками были получены знания по правильной коммуникации с глухими обучающимися, изучены жесты по различным тематикам.
СЛАЙД 15-16.
Для развития коммуникативных умений и навыков в нашем учреждении была разработана дополнительная общеразвивающая программа для обучающихся с нарушениями слуха «Под Алыми парусами», в рамках которой глухие и слабослышащие дети из разных регионов под руководством учителя-дефектолога объединялись между собой в команды, посещали экскурсии, творческие и спортивные встречи, мастер-классы. Ребята посетили такие места как: Городская библиотека, Дворец спорта, Дом молодежи, Хлебзавод, туристический маршрут «Малый Иерусалим». Итогом программы стали проекты обучающихся на различные тематики: фотоколлаж, мой родной край, моя школа, спорт, здоровое питание.
Люди с нарушениями слуха сталкиваются с многообразными проблемами в коммуникации, но все же они способны взаимодействовать между собой и даже с другими людьми.
СЛАЙД 17.
И в нашей организации был такой опыт, когда в одной из смен нормотипичные обучающиеся оказались в одном экипаже с глухим мальчиком Егором. Под руководством дефектолога и психолога ребята организовали проект «Я тебя понимаю», в рамках которого Егор смог не только влиться в коллектив, но и научить ребят понимать его.
Цель проекта: знакомство с русским жестовым языком и способах общения с людьми с нарушениями слуха.
Задачи:
1 Разучивание базовых слов и фраз на русском жестовом языке, необходимых для коммуникации.
2 Практическое применение жестового языка в бытовых ситуациях.
3 Подготовка сценария видеоролика.
4 Запись видеоролика на русском жестовом языке.
СЛАЙД 18.
Этапы проектной деятельности.
Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект.
1. Знакомство с особенностями общения людей с нарушениями слуха.
2. Создание положительного настроя к лицам данной категории.
3. Преодоление возможных барьеров в общении между глухими и нормотипичными обучающимися.
Второй этап (планирование деятельности).
1. Познакомить нормотипичных обучающихся с русским жестовым языком.
2. Изучить элементарные фразы на русском жестовом языке.
3. Составить сценарий видеоролика на русском жестовом языке с участием обучающегося Егора (с нарушением слуха) и нормотипичными обучающимися.
Третий этап (реализация проекта).
Запись видеоролика Знакомство с ВДЦ «Алые паруса» на русском жестовом языке в рамках проекта «Я тебя понимаю»
Ребята под руководством Егора научились общаться на русском жестовом языке, вступать в диалог с глухим человеком, а также испытали на себе те трудности, с которыми сталкиваются глухи люди при общении со слышащими людьми. Чтобы более подробно познакомиться с результатами проекта мы предлагаем вам посмотреть видеоролик.
СЛАЙД 19. Видео проект «Я тебя понимаю».
СЛАЙД 20. Действительно, глухие и слабослышащие обучающиеся испытывают некоторые трудности пребывая в инклюзивной смене, но они могут стать полноценными участниками всех мероприятий смены и стать настоящим другом и помощником для слышащих ребят.
Спасибо за внимание!
Вы можете задать свои вопросы в чат, мы с радостью на них ответим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха: состояние, проблемы, перспективы.
Главными задачами современного личностно-социально ориентированного образования являются реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекцион...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «Арт-терапия как инновационная технология при работе с детьми с нарушением слуха в дополнительном образовании»
С целью улучшения развития эмоциональной и личностной сферы учащихся разработана методика, включающая в себя элементы коррекции эмоциональной сферы; игры, упражнения, направленные на разви...

Урок развития речевого слуха и формирования произносительной стороны устной речи как форма коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.
В статье описывается структура индивидуальног занятия по ФРС и ПСУР; его задачи и формы работы (диагностика, коррекционно-развивающая работа, мониторинг)....
Презентации для работы с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста.
Данный материал можно использовать при развитии слухоречевого восприятия и развития речи....

Особенности общения и организация игр с детьми с нарушением слуха
Особенности общения и организация игр с детьми с нарушением слуха...

Статья "Организация работы с детьми с нарушениями зрения в инклюзивных группах".
Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в условиях инклюзии направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы ...
