Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Алексеева
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Дзагурова Светлана Тимофеевна

Планирование разработано с учетом ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель Методической

кафедры

___________ /О.В. Храмова

Протокол № ___

от «___» _________ 201  г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МАОУ Лицея № 21

___________ Е.В. Малыхина

 «___» _________ 201  г.

«Утверждено»

Директор

МАОУ Лицея №21

___________ /Т.А. Шелепина

Приказ № _____

от  «___» _________ 201  г

Рабочая  программа по географии.

5класс

                                                                              Автор: учитель географии

                                                                              Дзагурова Светлана Тимофеевна

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «География»  для 5 класса составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов и материалов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)  основного  общего образования по географии, утвержденный приказом Минобразования России от «17» декабря 2010 г. № 1897

- Учебный план МАОУ Лицея № 21 на 2014- 20154 учебный год

- Положение о рабочей программе МАОУ Лицея № 21

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/ 2015 уч. год

- Программа  основного общего образования по географии: 5-6 классы Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина - Москва: издательство «Просвещение», 2012 г.

 Рабочая программа рассчитана на 34 часов и реализуется в течение 30 учебных недель (1 час в неделю).

Рабочая программа направлена на достижение тех целей и задач, а именно:

  • Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира, целостного географического образа планеты Земля;
  • Формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
  • Формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
  • Формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
  • Формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, презентации).
  • Формированию ключевых образовательных компетенций (ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой компетенций, компетенции личностного самосовершенствования, компетенции выбора).

      Рабочая программа соответствует содержанию учебника: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. География. 5 – 6 классы – М: Просвещение, 2012. Данный учебник открывает завершенную предметную линию академических учебников серии «Полярная звезда» для основной школы, разработанную в рамках системно-деятельностного подхода в обучении с учетом требований, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Содержание курса 5 – 6 классов дает первоначальные знания о природе Земли, об основных этапах ее географического освоения и направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. 

Личностные, метапредметные, предметные результаты к концу 5 класса.

      Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:

Личностные результаты:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  • формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
  • умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.
  • формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения;
  • умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики.
  • умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты:

  • формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты;
  • создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

Учебно-тематический план

Общее количество часов – 35

темы

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

1.

Развитие географических знаний о Земле

4

2

2.

Земля – планета Солнечной системы

5

2

3.

План и карта

11

7

4.

Человек на Земле

3

3

5.

Литосфера – твердая оболочка Земли

10

8

Резерв

2

ИТОГО

35

22

Календарно-тематический план

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле– 4 ч

п/п

Наименование

разделов и тем урока

Кол-во

часов

Тип урока

Формы контроля

Информационные ресурсы

Дата проведения

1.1

Географические методы изучения окружающей среды.

 Практикум. Анализ источников географической информации (обучающий)

1

Урок «открытия» новых знаний

Мультимедиа-учебник

«Начальный курс географии»

2.2

Развитие географических знаний о Земле

1

Урок построения системы знаний

Индивидуальный и фронтальный опрос

Мультимедиа-учебник

«Начальный курс географии»

3.3

Практикум. Заполнение таблицы «Великие путешественники» - тренировочный

Современный этап научных географических исследований

1

1

Урок построения системы знаний

Выборочная проверка таблицы

Индивидуальный и фронтальный опрос

Результаты личностного развития:

1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

 3) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.

Метапредметные результаты:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Предметные результаты:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

3) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний

Тема 2. Земля – планета Солнечной системы –5 ч

Наименование

разделов и тем урока

Кол-во

часов

Тип урока

Формы контроля

Информационные ресурсы

Дата проведения

5.1

Земля – планета Солнечной системы

Практикум. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной» (тренировочный)

Практикум. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли (тренировочный)

1

Урок  построения системы знаний

Выборочная проверка подготовки сообщения

Выборочная проверка контурной карты

Мультимедиа-учебник

«Начальный курс географии»

6.2

Движения Земли

2

Урок «открытия» новых знаний

Индивидуальный и фронтальный опрос

Видеофильм «Движение Земли»

7.3

Солнечный свет на Земле

2

Урок – исследование

Индивидуальный и фронтальный опрос

Результаты личностного развития: 

1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.

Метапредметные результаты:

1) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения;

2) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики.

Предметные результаты: 

1) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

2) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

3) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

Тема 3. План и карта– 11 ч

Наименование

разделов и тем урока

Кол-во

часов

Тип урока

Формы контроля

Информационные ресурсы

Дата проведения

8.1

Ориентирование на местности

Практикум. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута (обучающий)

1

Урок построения системы знаний

Индивидуальный и фронтальный опрос

Мультимедиа-учебник

«Начальный курс географии»

9.2

Изображение земной поверхности на плоскости

Практикум. Ориентирование по плану города (обучающий)

1

Урок отработки умений и рефлексии

Отчет по практической работе

10.3

Изображение земной поверхности на плоскости

Практикум. Составление простейшего плана местности  (тренировочный)

Практикум. Топографический диктант (оценочный)

1

Урок развивающего контроля

Выборочная проверка плана местности

11.4

Географическая карта – особый источник информации

1

Урок построения системы знаний

Индивидуальный и фронтальный опрос

Мультимедиа-учебник

«Начальный курс географии»

12.5

Градусная сетка

1

Урок построения системы знаний

Индивидуальный и фронтальный опрос

Мультимедиа-учебник

«Начальный курс географии»

13.6

Географические координаты

Практикум. Определение по карте расстояний и направлений  (оценочный)

1

Урок отработки умений и рефлексии

Отчет по практической работе

14.7

Географические координаты

1

Урок построения системы знаний

Индивидуальный и фронтальный опрос

Мультимедиа-учебник

«Начальный курс географии»

15.8

Решение практических задач по плану и карте

 Практикум. Составление описания маршрута по топографической карте (тренировочный)

1

Урок отработки умений и рефлексии

Выборочная проверка описания маршрута

16.9

Решение практических задач по плану и карте

Практикум. Определение по карте и глобусу географических координат объектов (оценочный)

1

Урок отработки умений и рефлексии

Отчет по практической работе

17.10

Обобщение знаний темы «План и карта»

1

Урок развивающего контроля

Тестовый контроль

Мультимедиа-учебник

«Начальный курс географии»

Результаты личностного развития:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

1) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

2) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

3) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.

Предметные результаты:

1) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты;

2) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

Тема 4. Человек на Земле– 3 ч

Наименование

разделов и тем урока

Кол-во

часов

Тип урока

Формы контроля

Информационные ресурсы

Дата проведения

18.1

Заселение человеком Земли

1

Урок «открытия» новых знаний

Индивидуальный и фронтальный опрос

Мультимедиа-учебник

«Начальный курс географии»

19.2

Расы и народы

Практикум. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов  (обучающий)

Практикум. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц  (тренировочный)

1

Урок построения системы знаний

Индивидуальный и фронтальный опрос

Мультимедиа-учебник

«Начальный курс географии»

20.3

Многообразие стран мира

Практикум. Сравнение стран мира по политической карте (оценочный)

1

Урок отработки умений и рефлексии

Отчет по практической работе

Результаты личностного развития:

1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

2) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

3) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

4) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные результаты:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

3) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

4) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.

Предметные результаты:

1) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения;

2) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты;

3) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

Тема 5.Литосфера – твердая оболочка Земли – 10 ч

п/п

Наименование

разделов и тем урока

Кол-во

часов

Тип урока

Формы контроля

Информационные ресурсы

Дата проведения

21.1

Земная кора и литосфера

1

Урок «открытия» новых знаний

Индивидуальный и фронтальный опрос

Мультимедиа-учебник

«Начальный курс географии»

22.2

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

Практикум. Изучение свойств горных пород и минералов (обучающий)

1

Урок – исследование

Индивидуальный и фронтальный опрос

23.3

Движения земной коры

Практикум. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений (тренировочный)

1

Урок отработки умений и рефлексии

Индивидуальный и фронтальный опрос

24.4

Движения земной коры

1

Урок построения системы знаний

Индивидуальный и фронтальный опрос

Мультимедиа-учебник

«Начальный курс географии»

25.5

Рельеф Земли. Равнины

Практикум. Описание по плану равнин по плану  (оценочный)

Практикум. Представление информации в письменной форме в виде плана-конспекта (тренировочный)

2

Урок отработки умений и рефлексии

Отчет по практической работе

Мультимедиа-учебник

«Начальный курс географии»

26.6

Рельеф Земли. Горы

Практикум. Описание по плану гор по плану (оценочный)

1

Урок отработки умений и рефлексии

Отчет по практической работе

Мультимедиа-учебник

«Начальный курс географии»

27.7

Решение практических задач по карте

Практикум. Описание рельефа своей местности  (тренировочный)

Практикум. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов (оценочный)

1

Урок отработки умений и рефлексии

Отчет по практической работе

28.8

Решение практических задач по карте

Практикум. Выполнение проектного задания в сотрудничестве (оценочный)

1

Урок – исследование

Защита проекта

29.9

Литосфера и человек

Обобщение знаний темы «Литосфера – твердая оболочка Земли»

1

Урок развивающего контроля

Проверочная работа

Мультимедиа-учебник

«Начальный курс географии»

Результаты личностного развития:

1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, формирование основ социально-критического мышления;

4) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

Метапредметные результаты:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты:

1) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты;

2) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

3) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

4) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

Резерв – 5 часов

Ведущие формы, методы и технологии

Поскольку ведущим в ФГОС является системно-деятельностный подход, формы, методы и технологии направлены на его реализацию:

  • Технология проблемного диалога;
  • Метод проектов;
  • ТРКМЧП
  • Логико-смысловые модели – дидактическая многомерная технология;
  • Коллективный способ обучения (КСО)

Реализация СДП обучения опирается на методы:

  • активные;
  • интерактивные;
  • исследовательские;
  • проектные. 

Дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой, индивидуальной и самостоятельной работы

Результаты освоения учебного предмета контролируются в соответствии с положением о промежуточном и текущем контроле.      В процессе изучения предмета используются следующие формы промежуточного контроля: устный опрос, тестовый контроль, защита проекта, отчет по практическим работам, проверочная работа.

В условиях действующего Базисного учебного плана проблема планирования и выделения учебного времени на проведение программных практических работ приобрела особую актуальность.  Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения. Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов. Программой предусмотрено 22 практикума, из них 8 – оценочных. Все практикумы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя -  как выборочно, так и фронтально. Такое положение связано со спецификой предмета, предполагающего проведение практических работ в ходе почти каждого урока, когда практическая работа является неотъемлемой частью познавательного учебного процесса. Перечень практикумов рассмотрен на Методическом объединении естественно-научного цикла МАОУ Лицея № 21.

Оценочные практикумы:

  1. Топографический диктант.
  2. Определение по карте расстояний и направлений.
  3. Определение по карте и глобусу географических координат объектов.
  4. Сравнение стран мира по политической карте.
  5. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.
  6. Описание по плану равнин по плану.
  7. Описание по плану гор по плану.
  8. Выполнение проектного задания в сотрудничестве.

 Данные практикумы в большей мере нацелены на формирование и совершенствование более сложных умений учащихся – постановки и формулировки проблемы, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах.

График проведения оценочных практикумов

№ п/п

Практикум

Дата проведения

1

Топографический диктант

2

Определение по карте расстояний и направлений

3

Определение по карте и глобусу географических координат объектов

4

Сравнение стран мира по политической карте

5

Описание по плану равнин по плану

6

Описание по плану гор по плану

7

Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов

8

Выполнение проектного задания в сотрудничестве

Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

1. Критерий выставления оценки за устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.

Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

2. Критерий выставления оценок за практические работы по географии

Оценка"5" ставится, если практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Оценка "4" ставится, если практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Оценка "3" ставится, если практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Оценка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

3. Критерий оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний

Оценка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Оценка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Оценка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

4. Требования к выполнению практических работ на контурной карте

1. Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

2. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

3. При нанесении на контурную карту географических объектов использовать линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

4. Названия географических объектов писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

5. Географические названия объектов подписывать с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Источник:

 А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии. Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Основное учебное оборудование, используемое в 5 классе

Географические карты:

  • физическая карта полушарий
  • физическая карта России
  • политическая карта России
  • карта Алтайского края,
  • политическая карта мира,
  • карта «Народы»,
  • топографическая карта,
  • план местности

            Глобусы:

  • глобус физический
  • глобус  М:83 000 000,
  • глобус черный М:50 000 000
  • теллурий,

             Таблицы:

  • «Годовое движение Земли»
  • «Внутреннее строение Земли. Строение литосферы»
  • «Вулканы и землетрясения»
  • «Выветривание»
  • «Формы современного рельефа»

Модели: 

  • «Вулкан»
  • «Складчатая область»
  • «Внутреннее строение Земли»
  • «Абсолютная и относительная высота»

Рельефные макеты: 

  • «Вулкан»,
  • «Горная страна»

Коллекции:

  • «Горные породы и минералы»
  • «Полезные ископаемые различных типов»
  • «Гранит и его составные части»
  • набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов

Приборы и инструменты:

  • компасы
  • визирные линейки
  • рулетка

Набор портретов «Путешественники».

Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

Учебно-методическое обеспечение программы.

         

        Учебно-методический комплект:

1. А.И. Алексеев, В.В. Николина. География. Россия. -  М.; Просвещение, 2010 - 2012

2. В.В. Николина. Мой тренажер (с контурными картами, практическими и тестовыми заданиями)

Для учителя (основное)

  1. В.В. Николина. География 5-9 классы: Рабочие программы -  М.; Просвещение, 2011
  2. В.В. Николина. География. 5-6 класс. Поурочные разработки -  М.; Просвещение, 2012

    3.А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии. Кн. для учи   теля – М.: Просвещение, 2003.

Для учителя (дополнительное)

  1. А.Г. Стадник. География 6 – 10 классы: уроки-исследования, дискуссии, пресс-конференции. – Волгоград: Учитель, 2008
  2. И. Яворская. Занимательная география. Стихи, загадки, викторины, кроссворды, легенды. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
  3. Н.А. Касаткина. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6 – 8 классах. – Волгоград: Учитель, 2005
  4. Н.А.Марченко, В.А.Низовцев. школьные олимпиады. География. – М.: Айрис-прес, 2008
  5. Интернет-ресурсы:

        Для учащихся (основное)

  1. А.И. Алексеев, В.В. Николина. География. Россия. -  М.; Просвещение, 2010 - 2012
  2. В.В. Николина. Мой тренажер (с контурными картами, практическими и тестовыми заданиями)

Для учащихся (дополнительное)

  1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998.
  2. Большая иллюстрированная энциклопедия. География. – М.: Махаон, 2005.
  3. Большой географический атлас. – М.: Олма – Пресс, 2002.
  4. Вулканы. – М.: АСТ – Пресс, 2000.
  5. География Земли. – М.: Росмэн, 2000.
  6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.:Пилигрим, 1999.
  7. Дятлева Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра – Книжный клуб, 2003.
  8. Землетрясения и вулканы. Перевод с английского языка – Е. В. Комиссаров. Москва. “РОСМЭН”, 1998.
  9. Энциклопедия “Что есть что?”: Географические карты. – М.: Слово, 2001.
  10. Энциклопедия “Что есть что?”: Горы. – М.: Слово, 2001.
  11. Энциклопедия “Что есть что?”: Земля. – М.: Слово, 2001.
  12. Интернет – ресурсы:
  • http://www.national-geographic.ru
  • http://www.unknownplanet.ru
  • http://www.ocean.ru
  • http://www.pogoda.ru
  • http://www.nature.com
  • http://www.fmm.ru

Контрольно – измерительные материалы по курсу

1. Топографический диктант

Изобразите условные знаки следующих объектов:

Вариант 1.

Луг, колодец, отдельно стоящая ель, автомобильный мост, болото, железнодорожная станция, смешанный лес, огород, завод с трубой, паром на реке.

Вариант 2.

Кустарник, родник, домик лесника, отдельно стоящая берёза, железнодорожный мост, овраг, силосная башня, хвойный лес, автомобильное шоссе, пристань на реке, тропа.

2. Обобщение знаний темы «План и карта» (Тестирование)

Запись на доске:

1.Ориентирование

2.Компас

3.Азимут

4.Север

5.Восток

6.Рулетка

7.Масштаб

8.Полюс

9.Горизонт

10.Съемка

Последовательность диктовки:

Вариант 1.

  1. Угол на местности, образуемый направлением на север и направлением на выбранный предмет.
  2. Сторона горизонта, имеющая азимут 90.
  3. Прибор для ориентирования.
  4. Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении на карте или плане.    
  5. Точка, из которой проводится визирование на местные предметы при полярной съемке плана местности.                                                                      

                                                                               Ключ для проверки: 3, 5, 2. 7, 8

Вариант 2.

  1. Направление на Полярную звезду  
  2. Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности на ровном месте
  3. Умение определять стороны горизонта на местности
  4. Работа по составлению плана местности  
  5. Прибор для измерения расстояния

                                                                              Ключ для проверки: 4, 9, 1, 10, 6

3. Обобщение знаний темы «Литосфера – твердая оболочка Земли»

Вариант 1.

1. Определить вершину по географическим координатам:

  1. 62º с. ш., 150º з. д. (Мак-Кинли )
  2. 31º ю. ш., 70º з.д. (Аконкагуа)

2. Определить лишнее слово:

  1. Ядро, мантия, впадина, земная кора.
  2. Подошва, склон, вершина, отмель.

 3. Решить географическую задачу:

Этот географический объект можно назвать одной из основных форм рельефа нашей планеты, которая относится к рельефу дна океана, а именно к переходной зоне. Она представляет собой длинное узкое понижение дна океана с огромной глубиной, которое располагается на юго-востоке от материка Евразия. Координаты этой формы рельефа океана: 11ю.ш, 142в.д. О каком географическом объекте идет речь?

4. Найти ошибки в тексте:

Уральские горы

Хребты этой горной системы располагаются на востоке материка Евразия, на границе между Европой и Азией. Они протянулись с запада на восток на 1800 км.

К югу от Урала расположено Карское море, к западу – Западно-Сибирская равнина, на севере – Туранская низменность, на востоке – Восточно-Европейская равнина.

Уральские горы по своей высоте относятся к высоким горам (их средняя высота около 1000 метров). Наибольшая высота 1640 м у горы Народная.

Вариант 2.

1. Определить вершину по географическим координатам:

  1. 3º ю. ш., 38º в.д. (Килиманджаро)
  2. 29º с. ш., 87º в.д. (Джомолунгма)

2. Определить лишнее слово:

  1. Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер.
  2. Низменность, перевал, гребень, хребет.

3. Решить географическую задачу:

Этот объект является самым высоким объектом суши Земли. Он носит несколько названий, одно из них – Эверест. Находится он на материке Евразия в его юго-юго-восточной части и принадлежит Гималайской горной системе. Координаты этого объекта: 28с.ш, 87в.д. О каком географическом объекте идет речь?

4. Найти ошибки в тексте:

Кавказские горы

Кавказ - горная система между Чёрным морем на западе, Азовским морем на юге и Каспийским морем – на севере.

 Горы протянулись с северо-востока на юго-запад на 2000 км.

Вдоль Кавказских гор проходит граница между Европой и Азией.

Кавказ относится к средним горам по высоте. Высшей точкой Кавказских гор является гора Казбек высотой 5642 м.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 8-9 класс к учебнику Алексеева А.И.

Используемые программы:  Алексеев А.И., Ким Э. В., и др. «ГеографияРоссии. Отечествоведение» 8-9 классыКоличество часов:всего 136 ч., в неделю – 2 часа...

Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс к учебнику Алексеева А.И.

Используемая программа: Алексеев А.И., Ким Э. В.,  и др. «География России. Отечествоведение» 8-9 классыИспользуемый учебник: А.И. Алексеева и др. "География России. Природа и население»...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику Алексеева А.И.

Используемая программа: Алексеев А.И., Ким Э. В.,  и др. «География России. Отечествоведение» 8-9 классы Используемый учебник: А.И. Алексеев и др. «География России: хозяйство и географические ра...

Календарно-тематический план по биологии 9 класс (по учебнику Сонина)

Календарно-тематический план по биологии 9 класс (по учебнику Сонина)...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ Б. А.ЛАНИНА

Календарно-тематический план по литературе по ФГОС по учебнику Б.А.Ланина рассчитан на 102 часа, для 9 класса ....

Календарно-тематическое планирование по географии 8класс к учебнику под редакцией А.И.Алексеева "Природа и население"

Календарно-тематическое планирование по географии 8класс к учебнику под редакцией А.И.Алексеева "Природа и население"...

Рабочая программа по геграфии для 9 класса по учебнику Алексеева А.И., География. Россия. Хозяйство и географические районы.9кл.-М.:Дрофа,2010г.

Данная программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии  «География России» (7-9  классы) / Сборник нормативных документов: География: Федера...