Авторская программа по Географии России.Природа, 8 класс по учебнику Домогацких Е.М.
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Темираева Сима Георгиевна

Авторская программа составлена по учебнику Е,М,Домогацких "География России. Природа ", 8 класс.В программе предусмотрено изучение регионального компонента, на который отводится 10-12 часов. В программе даются цели, задачи курса. Указываются метапредметные связи и практические работы. Даются критерии оценок и литература по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл авторская программа44.91 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ№1 г. Дигора, РСО-Алания

Рекомендована

методическим объединением учителей

________________________

Протокол № _______

от «____» ____________ 20__ г.

Принята

педагогическим советом

Протокол № ______

от «___» _________ 20__г.

         «Утверждаю»

      Директор    МКОУ СОШ№1              

___Т.Ю.Акоев

«____» ___________20___г.

                       

Авторская программа по географии России, 8 класс, 68 часов

Уровень, ступень образования: базовый, основная

Срок реализации программы: 4 года

Авторская программа  составлена к учебнику географии 8 класса «География России. Природа»  под редакцией Е.М. Домогацких, М. «Русское слово» 2014 год.

                   

Программу составила:

учитель географии Темираева Сима Георгиевна

г. Дигора 2015


География России.Природа

8 класс (68 часов)

1. Пояснительная записка

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 5-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он включает изучение географии своей республики. Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное  и патриотическое значение.

Основные цели и задачи курса:

– сформировать целостный географический образ своей Родины;

– дать представление об особенностях природы;

_сформировать географический образ своей малой Родины- РСО- Алании;

_охарактеризовать особенности природы республики;

– сформировать необходимые географические умения и навыки;

– воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

– воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «География России» отводится по 70 часов (2 учебных часа в неделю) в 8 и 9 классах. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.

Природа России 8 класс (68 часов)

2.  Учебно-тематический план

Наименование

разделов и тем

Количество часов

в т.ч. практических работ

Раздел I. Общая физическая география России

32

16

Тема 1. Географическое положение

3

2

Тема 2.Исследование территории России.

2

-

Тема 3.Геологическое строение и рельеф

5

1

Тема 4. Климат и погода

7

1

Тема 5. Моря и внутренние воды

8

2

Тема 6. Почвы

2

Тема 7. Природные зоны

5

1

Раздел 2. Крупные природные районы России (34 часа)

33

7

Тема 1. Островная Арктика

1

Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина

4

1

Тема 3. Кавказ

2

1

Тема 4. География РСО-Алании

8

3

Тема 5. Урал

3

1

Тема 6. Западно-Сибирская равнина

3

1

Тема 7. Средняя Сибирь

2

Тема 8. Северо-Восток Сибири

2

Тема 9. Горы Южной Сибири

4

1

Тема 10. Дальний Восток

4

1

Раздел 3. Природа и человек

3

Всего

68

16

Итого

68 часов

3. Содержание программы.

Раздел I. Общая физическая география России (32 часа)

Тема 1. Географическое положение (3 часа)

Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки.

Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.

Практические работы: 1. Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран. Нанесение на контурную карту границы России, пограничных государств и их столиц, обозначение крайних точек, определение протяженности России с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах. 2. Решение задач на определение поясного и местного времени для разных городов России

Тема 2.Исследование территории России (2 часа)

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.

Основные понятия:Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.

Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. ДокучаевН.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.

Тема 3.Геологическое строение и рельеф (5 часов)

Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность  человека. Опасные природные явления.

Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.

Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.

Практическая работа: 1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Тема 4. Климат и погода (7 часов)

Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.

Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Персоналии: А.И. Воейков.

Практические работы: 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны и их объяснение. Определение коэффициента увлажнения для разных пунктов страны. 2. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. 3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Выявление способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям

Тема 5. Моря и внутренние воды (8часов)

Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.

Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.

Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.

Персоналии:В.Беринг, Г.И. Невельской.

Практические работы: 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. 3. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Нанесение на контурную карту объектов номенклатуры внутренних вод

Тема 6. Почвы (2часа)

Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Практические работы: 1. Определение по картам условий почвообразования для основных типов почв России. Знакомство с образцами почв РСО-Алании и особенностями их использования.

Тема 7. Природные зоны (5 часов)

Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.

Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.

Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.

Практические работы: 1. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах. Составление прогноза изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Раздел 2. Крупные природные районы России (33 часа)

Тема 1. Островная Арктика (1час)

Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина (4 часов)

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине.  Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.

Практическая работа: 1. Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины.

Тема 3. Кавказ (2часа)

Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир.  Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Основные понятия:Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.

Практическая работа: 1. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.

Тема 4. География РСО-Алании (8 часов)

РСО-Алания-жемчужина Кавказа. Особенности географического положения. Разнообразие рельефа и тектонические структуры. Месторождения полезных ископаемых. Климатические особенности республики. Внутренние воды и их значение. Почвы гор и равнин. Флора и фауна. Особо охраняемые территории и объекты Всемирного культурного наследия. Антропогенное воздействие на природу.

Основные понятия: Горная Осетия, равнинная Осетия, климатораздел, «солнечные долины», минеральные воды, субальпийские луга, каньоны, памятники природы.

Персоналии: Бероев Б.М.,Джигкаев М.Ф., Ходов К.

Практическая работа: 1. Нанесение на контурную карту географических объектов, раскрывающих ФГП РСО-Алании. 2. Нанесение на контурную карту объектов рельефа и полезные ископаемые РСО-Алании. 3.

Выделить на карте особо охраняемые территории РСО-Алании.

Тема 5. Урал (3часа)

Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.

Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.

Персоналии: А.Е. Ферсман.

Практическая работа: 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.

Тема 6. Западно-Сибирская равнина (3часа)

Западная  Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.

Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.

Практическая работа: 1. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.

Тема 7. Средняя Сибирь (2часа)

Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.

Практическая работа: 1. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.

Тема 8. Северо-Восток Сибири (2часа)

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода  Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.

Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.

Тема 9. Горы Южной Сибири (4часа)

Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического  строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.

Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.

Практическая работа: 1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая.

Тема 10. Дальний Восток (4часов)

Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.

Практическая работа: 1. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.

Раздел 3. Природа и человек (3часа)        

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.

Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.

4. Перечень обязательных практических работ

Раздел, тема

Практическая работа, форма ее выполнения

Вид работы

Географическое положение

Практическая  работа №1 Обозначение на контурной карте объектов, связанных с ФГП России.

Оценочная

Практическая  работа №2
Решение задач на определение поясного времени.

Оценочная

Геологическое строение и рельеф

Практическая работа №3
Установление взаимосвязи  тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.

Оценочная

Климат и погода

Практическая  работа №4 .Определение коэффициента увлажнения по картам.


Практическая  работа №5.
 Характеристика климатических областей умеренного пояса России.Выявление способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям»

Оценочная

Тренировочная

Моря и внутренние воды

Практическая работа №6
Определение падения и уклона реки.

Оценочная

Практическая работа №7.  «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Нанесение на контурную карту объектов номенклатуры внутренних вод»

Оценочная

Почвы

Практическая работа№8.Определение по картам условий почвообразования для основных типов почв России. Знакомство с образцами почв РСО-Алании

Тренировочная

Природные зоны

Практическая работа №9
Выявление зависимости  между компонентами природы одной из природных зон РФ.

Оценочная

Крупные природные районы России

Практическая работа №10.Определение изменения климатических условий в разных частях Русской равнины.

Тренировочная

Практическая работа №11.Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа

Тренировочная

Практическая работа №12.  «Обозначение на контурной  карте элементов географического положения РСО-Алании»

Оценочная

Практическая работа №13. Нанесение на контурную карту объектов рельефа и полезные ископаемые РСО-Алании

Оценочная

Практическая работа №14.
Выделить на карте особо охраняемые территории РСО-Алании

Оценочная

Практическая работа №15.
.Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.

Оценочная

Практическая работа№16. Выявление трудностей в освоении региона Западно-Сибирской равнины.

Тренировочная

Практическая работа№17. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.

Тренировочная

Практическая работа№18. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на примере рудных месторождений Алтая.

Тренировочная

Практическая  работа№19.Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека в регионе Дальнего Востока.

Тренировочная

5. Требования к уровню подготовки учащихся:

1. Знать (понимать):

 - географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

 - причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

 - связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

 - факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

 - основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

 - крупнейшие городские агломерации нашей страны;

 - причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

 - географию народов населяющих нашу страну;

2. Уметь:

 - давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

 - приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

 - объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Горы РСО-Алании: Главный Кавказский хребет, Боковой хребет, Скалистый хребет, Пастбищный хребет, Лесистый хребет, Кабардино-Сунженский хребет, Терский хребет, Джимарайхох, Столовая, Монах, Уилпата, Чызджытыхох, Тбаухох.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория  (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

Географическая номенклатура РСО-Алании

Крайние точки РСО-Алании: гора Килхох, гора Адайхох, вершина Перевальская, изгиб на юг вдоль Графского коллектора;

Реки РСО-Алании; Терек,Урух, Ардон,Гизельдон,Урсдон, Камбилеевка, Цейдон, Фиагдон.

Озера РСО-Алании: Хурикау, Заманкул.

Водохранилища РСО-Алании: Гизельдонское, Бекан, Зарамагское.

Каналы РСО-Алании:Терско-Кумский, Алханчуртский.

Ледники:Караугомский, Цейский, Мидаграбинский, Колка, Майли, Зейгелан.

Минеральные источники: Тибские, Зарамагские, Кармадонские, Тамискские, Заманкульские, Урсдонские.

Горы РСО-Алании: Главный Кавказский хребет, Боковой хребет, Скалистый хребет, Пастбищный хребет, Лесистый хребет, Кабардино-Сунженский хребет, Терский хребет, Казбек, Джимарайхох, Столовая, Монах, Уилпата, Чызджытыхох, Тбаухох,Фетхуз.

Перевалы: Крестовый, Рокский, Мамисонский.

Равнины РСО-Алании: Северо-Осетинская наклонная, Терско-Кумская, Притеречная.

Котловины РСО-Алании: Фиагдонская, Тарская.

Заповедники и другие охраняемые территории: Северо-Осетинский природный заповедник, Национальный парк «Алания»; заказники- «Цейский», «Заманкульский», «Змейско-Николаевский», «Зарамагский», «Турмонский», «Мацутинский».

Месторождения:Архонское,Садонское, Згидское, Холстинское(цветные металлы),Ахловское,Малгобекское,Заманкульское, Харбижинское(нефть), Боснийское(доломит), Ларское(кровельные сланцы)

6. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

  1. письменные
  • тесты
  • ответы на вопросы

правильный ответ – 1 балл

0-49% - «2»

50-69% - «3»

70-89% - «4»

90-100% - «5»

  1. Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.

Требования к устным ответам учащихся:

«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.

«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;

- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.

«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;

- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;

- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;

- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.

3. Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5" Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4" Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.опускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

4. Оценка умений работать с картой и другими

источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

  1. Список литературы.

УМК ученика

  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Физическая география России. 8 класс.- М. : Русское слово, 2013.
  2. Географический атлас. 8 класс. –М. : Дрофа, 2012.
  3. Контурные карты.
  4. Бадов А.Д., Дряев М.Р. География республики Северная Осетия-Алания.8-9 классы. Вл-з:2013.
  5. Географический атлас РСО-Алании. 8-9 классы. Ир, 2012.
  6. Рабочая тетрадь по географии РСО-Алании. Вл-з. 2012.

УМК учителя

  1. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы.- М. : Дрофа, 2007.
  2. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8 – 9 классы.- М. –Дрофа, 2004.

Дополнительная литература

  1. Домогацких Е.М., Программы по географии 6-11 класс, - М.: Русское слово, 2012 год.
  2. Алексеев А.И. География России. Природа и население.- М. : Дрофа, 2013.
  3. Дронов В.П., Баринова И.И. , Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа.  Население. Хозяйство. 8 класс.- Дрофа, 2013.
  4. Учебное электронное издание. География России. Природа и население. Для учащихся 8 классов общеобразовательных учебных заведений.
  5. Библиотека электронных наглядных пособий. География. 6-10 классы.
  6. Станкевич В.Е. Природа РСО-Алании. Электронный учебник. 2014.
  7. Станкевич В.Е. Программа по географии РСО-Алании, 8-9 классы. 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География»

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География» /Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/.В данном материале приводится план на весь у...

Рабочая программа по географии за 8 класс по учебнику Домогацких Е.М.

Разработка рабочей программы по геогрфии за 8 класс по учебнику Домогацких Е.М....

Рабочая программа по географии России. Природа, 8 класс

Здесь представлена рабочая программа по географии Природа  России  для 8 класса по учебнику/ География России. Природа. И.И.Баринова,  которая рассчитана на 70 часов, из расчета 2 часа ...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...

рабочая программа по географии 5 - 9 класс по учебнику Домогацких

Программа содержит: пояснительную записку, общую характеристику курса географии, результаты изучения курса географии, содержание учебного курса, тематическое планирование....

рабочая программа по географии 5 - 9 класс по учебнику Домогацких

Программа по географии 5 - 9 классы по учебнику Домогацких (ФГОС)...

Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.            Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...