"Южная Америка: географическое положение, история открытия и период колонизации."
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Дулзукей Полина Бариновна

Интегрированный урок на тему "Южная Америка: географическое положение,история открытия и период колонизации" по географии и истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lsukemerovo.docx53.01 КБ

Предварительный просмотр:

 «Лучший современный урок (занятие)

I полугодия 2014-2015 учебного года

Группа среди педагогов:

2 группа – педагоги 5-7 класс;

Номинация: 1. Разработка урока (занятия).

Класс (аудитория) – 7 класс.

Разработали и провели: Адыя Джамиля Владимировна – учитель истории и Дулзукей Полина Бариновна – учитель географии  МБОУ СОШ с. Ильинка Каа-Хемского района Республики Тыва.

Тема: Южная Америка: географическое положение,

история открытия и период колонизации.

7 класс

Форма урока – метапредметный (интегрированный) – география и история.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи:

1. Углубление и расширение понятия, географическое положение», закрепление умений оценивания влияния географического положения на особенности природы материка.

2. Изучение и ознакомление учащихся с историей открытия и исследования материка.

3. Совершенствование умений и навыков работать:

- с контурной картой

- с атласом и другими видами карт

- с градусной сетью карты при определении крайних точек материка и других физико-географических объектов

4. Сформировать на уровне понятий, представлений и причинно-следственных связей картину угнетения народов Латинской Америки; причины борьбы колоний против метрополий.

5. Развитие монологической речи; умение высказать личностное отношение к изучаемому явлению; устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями; воспитание чувства патриотизма на примере борьбы жителей Латинской Америки против колонизаторов.

Прогнозируемый результат (должны учащиеся знать и уметь):

- выделять  особенности  географического  положения Южной Америки, координаты его крайних точек;

- оценивать влияние периода колонизации на дальнейшее развитие стран Южной Америки.

- знать имена исследователей и их основные открытия, исторических личностей,  политиков, внесших вклад в развитии  стран современной  Южной Америки.

- учащиеся узнают, что в результате взаимодействия испанской и индейской культур встретившиеся враждебные миры образовали один латиноамериканский мир, одно общество.

Основные понятия и термины: Латинская Америка, латиноамериканец, креол, метис, мулат, самбо, метрополия, колония, конкиста; Х. Колумб, А.Веспуччи, Ф. Магеллан, Амазонка, Анды, Титикака, Анхель, Панамский канал.

Оборудование урока: настенные карты, атласы с контурными картами, проектор, портреты первооткрывателей.

Источники информации: Учебник, § 27. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карты «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV — середине XVII в.» и «Латинская Америка конца XVIII—начала XIX в.».

Ход урока:

Здравствуйте, ребята!  

Учитель географии.  Сегодня у нас   необычный урок, где мы  совершим заочное путешествие в один из уникальных материков нашей планеты, определим особенности его географического положения.

Учитель истории.  Мы вместе с вами узнаем удивительные исторические факты, связанные с историей открытия данного материка и о том, какая тяжелая  участь выпала  на долю коренного населения и негров-рабов,  оказавшихся  поневоле на этом  материке  в период европейской колонизации в XV веке.

Учитель географии. Это материк  многих рекордов:

  1. Здесь протянулась самая длинная горная цепь Земли-Анды, с самой высокой вершиной в западном полушарии - Аконкагуа  (h. 6960 м), на языке инков «Медные горы».
  2. В Андах расположено самое высокогорное озеро – Титикака.
  3. В Южной  Америке  находится самый высокий водопад в мире – Анхель (h. – 1054 м)..
  4. Здесь самая большая низменность не только на этом материке, но и  в мире – Амазонская.
  5. По этой  низменности среди самых обширных вечнозеленых лесов течет самая полноводная река мира – Амазонка с площадью бассейна 7 млн км2,  длина 6400 км.
  6. Это самый влажный материк среди всех материков
  7. По очертаниям материк похож на огромный треугольник, сужающийся к югу. Напоминает гроздь винограда, которая висит на Панамском перешейке.
  1. Южная Америка - родина многих культурных растений: картофеля, кукурузы, какао, томата, подсолнечника, тыквы и.т.д.

Учитель географии: Где находятся эти вышеперечисленные  уникальные физико-географические объекты?

Учитель истории:  Коренными жителями являются индейцы,  на плантациях работали  выходцы из Африки - негры.

Вместе учителя: Как называется данный материк?

Учащиеся должны ответить -  ЮЖНАЯ  АМЕРИКА.

Учитель географии.  Цель нашего занятия: Определить особенности географического положения материка Южной Америки

Учитель истории. Изучить историю  открытия, свойственные черты периода колонизации: Узнать имена первооткрывателей и исторических личностей, влиятельных политиков современной Южной Америки.

II. Организация деятельности учащихся. Учащиеся создают 4 группы.

На столах учащихся:

   1.  «Карточки-задания» и чистые листы, где обучающиеся будут записывать ответы на задания.

   2. Рекомендации (алгоритмы) по выполнению заданий.

  3.Атласы по истории и географии.

Рекомендации-алгоритмы:

  1. Прочитайте внимательно задания.
  2. Обсудите ход выполнения заданий и что необходимо для выполнения данного задания.
  3. Запишите результат работы и представьте свою работу.

Задание гр. № 1:

  1. Определить положение Ю.А. по отношению к экватору, нулевому меридиану и тропикам.
  2. Объяснить,  как положение материка влияет на его природу?

Ответы и выводы учащихся гр. №1.

  1. Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии (показать на настенной карте)
  2. Нулевой меридиан не пересекает материк, ЮА целиком расположен в западном полушарии (показать на настенной карте).
  3. Южный тропик пересекает ЮА почти посередине. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка, которая получает наибольшее количество тепла. От южного тропика к югу в этой части ЮА природные особенности другие, отличающиеся от природы жаркого пояса. Материк расположен в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и  умеренном поясах. Отсюда  можно сделать вывод, что природа ЮА  довольно  разнообразная. Ответ у карты.

Задание гр. № 2:

  1. Найти и определить крайние точки и их координаты и подписать на контурной карте.
  2. Определить влияние вытянутой формы ЮА с севера на юг на природу ЮА.

Ответ учащихся:

1) м. Гальинас – 120с.ш, 720з.д.

м. Париньясм – 50ю.ш. 82 з.д.

м. Фроуард (м. Горн) – 540ю.ш. 710 з.д.

м. Кабу-Бранку – 70ю.ш. 350з.д.  (отметить на контурной карте названия крайних точек и показать на настенной карте.)

        2) Протяженность ЮА с севера на юг больше, чем с запада на восток (даже в самой широкой части), значит,  природные условия в большей степени будут меняться с севера на юг.

Задание гр № 3:

  1. Какие моря, океаны омывают ЮА и отметить и на контурной карте.
  2. Воздушные массы какого океана оказывают большое воздействие на природу материка и с чем это связано.

Ответ:

  1. Ю.А. омывается с востока АО, с запада ТО, моря –
  2. Большое влияние оказывает воздушные массы АО, так.к. они свободно проникают в глубь материка по низменностям Амазонская и Ла-Платская (показать по карте).

Задание группе № 4:

  1. Определить как ЮА расположен по отношению к другим материкам.
  2. Отметить на к/к крупные острова, архипелаги, заливы вблизи ЮА.

Ответ:

     1.Материки Северная и Южная Америка составляют часть света – Америка составляют часть света – Америка. С СА ЮА соединяются Панамским каналом, но СА на природу ЮА практически влияния не оказывает. На природу южной части ЮА влияет «холодное дыхание» Антарктиды.

 2. Береговая линия Южной Америки и изрезано слабо.  Крупный острова – Огненная Земля, Фолклендские, Малые Антильские. Проливы – Магелланов, Дрейка, Панамский канал; Заливы – Ла-Плата.Моря – Карибское. (Отметить на контурной карте ).

План изучения нового материала.

  1. Цивилизации доколумбовой Америки. Коренные жители Америки.
  2. Предпосылки эпохи Великих географических открытий. Причины ВГО. Новые изобретения и усовершенствования.
  3. Великие географические открытия и великие мореплаватели-первооткрыватели.
  4. Конкистадоры. Колонизация.
  5. Первые колониальные империи.
  6. Значение ВГО.
  7. Латиноамериканское общество.
  8. Известные индейцы.
  9. Влияние Южной Америки на мировую культуру.

Учитель истории.  Перед тем, как мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним, какой период истории, мы начали с вами изучать?

Каковы его хронологические рамки?

(Слайд 2)

  1. Цивилизации Доколумбовой Америки. Коренные жители Америки.

До прихода европейцев в Америку в конце XV века здесь жили индейские племена: майя, ацтеки, инки, ольмеки, тольтеки. Они создали уникальную культуру, которая до сих пор хранит немало загадок и тайн.

Цивилизация майя достигла наивысшего расцвета в VI-VIII вв. Известные города – Паленке, Копан, Тикаль, Чичен-Ица – были самостоятельными городами-государствами.

Ацтеки в XIV в. Создали могучую империю, просуществовавшую до испанской колонизации начала XVI в. Столицей был город Теночтитлан. Он был построен посреди озера и соединялся с берегом мостами и дамбами. Город прорезала правильная сеть каналов и улиц. Здесь располагался самый крупный в империи храм, в котором служили около 5 тысяч жрецов.

Государство инков (XIII-XIV вв.) располагалось на значительной части современных Перу, Эквадора, Боливии, Чили, Аргентины, протянувшись с севера на юг вдоль тихоокеанского побережья.

Теотиуакан (город богов) был столицей. Центр города пересекала главная улица длиной 4 км, вдоль которой располагались дворцы, пирамиды и храмы. Среди них – пирамида Луны высотой 42 м и Пирамида Солнца высотой 64,5 м.

Не зная плуга, тягловых животных, железных орудий труда, индейцы выращивали много полезных растений, которые позже распространились из Америки по всему миру: картофель, табак, томаты, кукуруза, какао.

(Слайды 2-8)

  1. Предпосылки эпохи Великих географических открытий. Новые изобретения и усовершенствования. Причины ВГО.

Вы уже знаете, что Великие географические открытия стали одним из событий, от которых ведет свой отсчет Новое время.

И почему их назвали Великими?

 (Слайд 9)

Изобретения, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания.

Итак, как вам уже известно, еще в эпоху средневековья были сделаны важные изобретения в технике кораблестроения и навигационного искусства, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания.

Назовите их?

К ним относятся появление: - кормового руля, сменившего рулевые весла.

- каравелл – судно нового хорошо управляемого типа. Хорошее управление достигалось тем, что они были обеспечены не только квадратным парусом, но и косым парусом, дававшим возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Судно имело достаточно места для экипажа, хранения запасов пресной воды и пищи.

- навигационные приборы, важнейшим из которых стал компас, астролябия – прибор для определения широты и долготы.

Благодаря новым изобретениям, моряки с большой точностью научились определять положение корабля в открытом море. Именно невозможность определиться привязывала мореходов к берегам, теперь эта причина отпала.

- навигационные карты на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов (портолан – название навигационных карт), встречающиеся на пути препятствия.

Все это подготовило и сделало возможным Великие географические открытия.

(Слайд 9)

Причины Великих географических открытий

В эпоху Средних веков общество не ощущало потребности в открытии новых земель. Люди редко путешествовали и мало знали о дальних краях.

Почему манили новые земли, т.е. выявить причины Великих географических открытий?

(Слайд 11)

В 15 в. Европа оказалась отрезанной от товаров, прибывавших с Востока. Ткани, сахар, красители, пряности перестали поступать на европейские рынки. Особенно остро ощущался недостаток перца. Ведь в 15 в. он мог заменять деньги при торговых сделках, мог выступать в качестве преданного для невест. Это произошло из-за того, что освоенные европейцами торговые пути в Азию через Средиземное море перекрыла сильная Османская империя.

Для покупки предметов роскоши и пряностей, привозимых с Востока, нужны были деньги. Но денег в Европе не хватало: драгоценных металлов добывалось мало. При этом золото и серебро веками вывозили на Восток в обмен на ткани, ювелирные изделия, пряности и благовония. Стремление получить золото, необходимое для чеканки монет, овладело на исходе Средневековья в Европе всеми – дворянами, купцами, королями.

Поэтому остро встал вопрос: нет ли другого пути к богатствам Востока? Искались, прежде всего, морские пути, т.к. они дают возможность установить прямые связи, торговать без посредников и не зависеть от сухопутных конфликтов и войн. Дух предпринимательства, жажда обогащения, вера в возможности человека делали осуществимыми самые смелые планы.

Традиционно торговля с Востоком велась через порты Средиземного моря. Завоевания турок-османов, которые захватили Балканы, весь ближний Восток и Северную Африку, отсекли Европу от традиционных рынков. Начался поиск новых торговых путей на Восток. Исследовались два пути: вокруг Африки, который прокладывали португальцы, и западный, где главную роль играла Испания.

Португалия и Испания первыми среди европейских стран предприняли поиски морских путей. Удобное географическое положение. Португалия находилась на краю Европы, западные границы которой омывались Атлантическим океаном. Страна имела удобные порты, куда заходило много судов из разных государств. С давних времен португальцы плавали вдоль северного побережья Африки, они были самыми опытными мореплавателями в Европе.

В открытии этих путей были заинтересованы различные слои населения, но прежде всего - дворяне, идальго – военные мелкопоместные дворяне, купцы, духовенство, короли.

3. Великие географические открытия и великие мореплаватели- первооткрыватели.

Выступление учащихся в сопровождении с работой по карте. По ходу остальные учащиеся должны записать в тетрадь даты Великих географических открытий.

(Слайды 12-17)

Даты записаны на доске, ребята по ходу рассказа должны заполнить их значение.

Дата

Мореплаватель

Открытие

1492 г.

Испанец Христофор Колумб

Открыл Америку

1507 г.

Итальянец

Америго Веспуччи

Доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк, который был назван в его честь Америкой.

1519-1522 гг.

Португалец Фернан Магеллан

Совершает первое в мире кругосветное плаванье,

Представление о шарообразности Земли породило идею о возможности добраться до Индии западным путем. Тогда думали, что этот путь короче, чем путь вокруг Африки.

Первым попытался это сделать генуэзец на испанской службе Христофор Колумб.

Новый материк, открытый Колумбом, вначале стали называть Вест-Индией, т.е. Западной Индией. Лишь позднее его назвали Америкой.

Следующий мореплаватель совершает первое в мире кругосветное плаванье, в котором он доказал что земля – шар! Это был. Фернан Магеллан.

4.Конкистадоры. Колонизация.

Завоевания испанцев и португальцев

(Слайд 18)

Работа с терминами.

(Слайд 19)

Все вновь открытые земли объявлялись владениями испанской и португальской короны. Завоеванные страны они превратили в колонии.

Колония – страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства, лишенная самостоятельности.

Метрополия – страна, владеющая колониями.

Таким образом, начался период захвата и колонизации Америки (15–16 вв.) – конкиста. Золото – могущественный металл, заставивший испанских и португальских колонизаторов покорить огромный континент с населением, значительно превышавшим население Пиренейского полуострова.

(Слайд 20)

5.Первые колониальные империи.

Давайте найдем по карте колонии.

Работа с картой и атласом. 

Определите по карте, какие страны владели колониями в Латинской Америке?

Покажите на карте владения Испании и Португалии в Латинской Америке.

Какие страны находились под властью Испании и Португалии?

(Слайды 21-23)

В 1519 г. Испания начинает завоевание Мексики, где находилось весьма богатое государство ацтеков. Отряды конкистадоров (испанских завоевателей, колонизаторов), вторгшихся в так называемый Новый Свет, уничтожая местное население, обогащались.

Это отряд Эрнандо Кортеса в 1519 году. Вождь ацтеков Монтесума впустил Кортеса в горд для переговоров и принял за гостя, но испанец, хитростью хитростью захвативший вождя и его сокровищницу, стал править страной от имени своего заложника. Когда местное население восстало, он осадил Теночтитлан и перекрыл подачу воды в город. Через несколько месяцев осады ацтеки сдались.

Отряд Франциско Писарро вторгся в Перу в пределы могущественной державы инков.  В 1533 году он покорил их столицу – город Куско, где основал новую столицу – Лиму. Конкистадоры имели огнестрельное оружие, приводившим индейцев в ужас; лошадьми (транспорт, психологическое оружие, поскольку индейцы никогда ранее не видели это животное).

В 1500 году экспедиция Карбала открыла современную Бразилию. Колонисты завезли туда африканский кофе и вскоре стали экспортировать его в Европу.

В течение нескольких десятилетий испанцы покорили государство ацтеков, города народа майя, империю инков, расположенную на территории современных Перу и Боливии.

Португальцы захватили земли в Бразилии, в Африке, ими были завоеваны колонии в Анголе и Мозамбике.

Таким образом, в XVI веке начался колониальный раздел мира.

Обнаружив золото, конкистадоры стали сгонять индейцев на рудники, где жестоко обращались с невольниками. В XVI веке на рудниках Перу и Чили добывалась половина всех драгоценных металлов. Захваченные земли считались собственностью королей Испании. Других купцов они не пускали.

Какие государства имели колонии в Южной Америке? Колония какого государства была значительна по территории?

4. Значение Великих географических открытий.

Работа с классом, обсуждение и по ходу работы записываются значение Великих географических открытий.

-Каковы же последствия ВГО?(ответы учеников).

1.Доказано, что земля круглая.

2.Развитие географии, астрономии.

3.Складывание мирового рынка.

4.Перемещение торговых путей из Средиземного моря в океаны.

5.Создание колониальной системы.

6.Появление в Европе картофеля, томатов, кукурузы…

(Слайд 24-25)

1. Изменение представлений о мире и людях. В результате Великих географических открытий рушились старые представления о мире, их сменили новые. Выяснилось, что европейская цивилизация далеко не единственная в мире, что существует множество других цивилизаций и народов. Получила подтверждение мысль о шарообразности Земли, более точными стали представления о ее размерах и живущих на разных континентах людях.

2. Новые открытия дали толчок в развитии наук: географии, истории, астрономии.

3. Расширение торговли, начинает складываться единый мировой рынок, устанавливались связи с разными странами и континентами.

4. Географические открытия положили начало созданию первых колониальных империй (Португалией, Испанией, Голландией, Англией, Францией).

5. Развитие работорговли. Освоение новых владений требовало большого числа рабочих рук. Поэтому уже с начала XVI в. начинается ввоз чернокожих рабов из Африки в испанские и португальские колонии в Америке. Работорговля процветала вплоть до середины XIX в.

6. Изменилась повседневная пища европейцев (картофель, томаты, фасоль, чай, кофе, шоколад).

Таким образом, великие географические открытия нарушили изоляцию двух миров, сблизили два общества - зарождающееся индустриальное и традиционное. 

Географические открытия привели к изменениям на политической карте.

7.Латиноамериканское общество.

На какие группы делилось население в латиноамериканском обществе, какое положение занимала каждая группа?

Слайд (26-27)

Схема “Латиноамериканское общество”

Давайте расположим на схеме.

Привилегированную верхушку колониального общества составляли белые уроженцы Испании – представители родовитого дворянства и богатые купцы. Они занимали почти все высшие административные, военные и церковные должности, владели крупными поместьями и рудниками. Это была самая малочисленная группа населения.

Ступенькой ниже находились креолы – так называли родившихся в колониях потомков европейцев. Они были крупными землевладельцами, занимали второстепенные должности в администрации и армии, занимались торговлей, владели мануфактурами. На высшие посты в системе управления креолов не допускали.

Еще более низкое положение занимала многочисленная группа населения, возникшая в результате смешанных браков: метисы, мулаты, самбо. А так же коренные жители Америки индейцы. Они были лишены гражданских прав, не могли занимать должности чиновников и офицеров.

Самая многочисленная и самая угнетаемая группа населения в колониях это были рабы-негры, привезенные из Африки. Они работали на плантациях сахарного тростника и хлопка по 18-20 часов. Для того чтобы они не убежали их заковывали в кандалы. За провинности жестоко наказывали. Заставляли считать удары плетью. Для особо провинившихся применялась смертная казнь.

Кто были самые привилегированные, самые угнетаемые, кто будет выражать протест против своего положения?

Рабы не хотели мириться со своим бесправным положением и, начиная с XVI века, поднимались на борьбу за независимость, за свободу.

Одно из крупных восстаний рабов произошло на Гаити в 1791 году. На Гаити (французская колония) проживало 500 тысяч рабов на 4 тысячи плантаторов. Во главе восстания встал Туссен Лувертюр (далее сообщение ученика о Туссене)

Туссен создал прекрасную армию, сражавшуюся под лозунгом “Свобода для всех!”. Восставшим удалось разгромить колониальные французские войска. Рабы получили свободу и землю плантаторов.

В 1801 году на острове была принята Конституция, подтверждавшая отмену рабства и равноправие всех граждан колоний перед законом. Туссен Лувертюр был объявлен пожизненным правителем Гаити. Но Франция не хотела мириться с потерей одной из самых богатых колоний. Французам удалось обманом заманить Туссена в ловушку, он был схвачен и умер во Франции в 1803 году. Несмотря на смерть Туссена Лувертюра Гаити остался независимым.

8.Известные индейцы.

(Слайды 28-30)

9.Влияние Южной Америки на мировую культуру.

Слайды (31-34)

                  Закрепление.

Предложения на утверждение. Вы, наверняка, устали. Давайте с вами разомнёмся.

Если утверждение верное, вы сидите, если утверждение неверное, встаёте.

1.Америку открыл А.Веспуччи.

2. 12 октября 1492 года - открытие Америки Христофором Колумбом.

3.Первое кругосветное путешествие совершил Васко да Гама.

4.Васко да Гама открыл морской путь в Америку.

5.Мыс Доброй Надежды находится на юге Африки.

6.Пролив Магеллана отделяет Южную Америку от Огненной Земли.

7.Одной из причин ВГО является увеличение потребности в золоте и серебре.

8.Одним из последствий ВГО является складывание мирового рынка.

9.Америго Веспуччи ввел понятие Новый Свет.

10.Индейцы – жители Индии.

11. Креолами называли родившихся в колониях потомков европейцев.

12. Испания и Португалия владели колониями в Латинской Америке.

Давайте, ребята еще раз вспомним  все особенности  материка, закрепим полученные знания на нашем уроке и отгадаем следующий кроссворд:

Кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

По горизонтали: 1) Название Новой части света. 3) Фамилия первооткрывателя Америго … 4) Потомки от смешанного брака выходцев Европы и Африки. 5) Как называют рабов из Африки. 7) Страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства, зависимая территория. 8) Фамилия исследователя, впервые пересекшего Атлантический океан. 9) Потомок смешанного брака африканца и индейца.

По вертикали: 2) Мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие. 4) Государство, владеющее колониями. 6) Период захвата и колонизации Америки в XV-XVI вв.

Задание на дом. 

По географии. Задания по контурной карте: Отметить физико-географические объекты Южной Америки – горы Анды, Амазонская низменность, река Амазонка, озеро Титикака, водопад Анхель и крайние точки.

По истории. Предлагается каждому выбрать одно из домашних заданий. Задания напечатаны на бумаге.

Первое задание: используя текст, составить схему “Управление Латинской Америкой”.

Заполните таблицу «Управление Латинской Америкой», используя текст.

- Завоевав обширные колониальные владения, испанцы создали там систему управления такую же, как у себя на родине. В Испании существовала абсолютная монархия. Вот и в каждой колонии высшая власть принадлежала вице-королю. Ему подчинялись губернаторы провинций, назначаемые королем Испании. Городами и сельскими округами правили коррехидоры (королевские чиновники) и алькальды (судьи). Вице-короли имели широкие права – назначали губернаторов и других чиновников, ведали казной и вооруженными силами, издавали различные распоряжения. Кроме того, вице-король испанских колоний от имени испанского монарха утверждал назначение священников.

Схема “Управление Латинской Америкой” (в готовом виде).

Второе задание: используя текст, заполнить таблицу и ответить на вопрос: “Каким образом Испания и Португалия мешали развитию хозяйственной жизни своих колоний в Латинской Америке?”, «Что нужно было предпринять народам Латинской Америки для развития торговли и промышленности?»

Таблица «Хозяйственная жизнь колоний в Латинской Америке»

Ограничения в области сельского хозяйства и промышленности

Ограничения в области торговли

  1. Торговля только с Испанией.
  2. Строительство мануфактур.
  3. Продажа табачных изделий.
  4. Торговля между колониями.
  5. Возделывать виноград и оливы.
  6. Продажа соли, бумаги, пороха.
  7. Разводить шелковичных червей.
  8. Налоги в пользу короля.
  9. Продажа спиртных напитков.
  10. Налоги в пользу церкви.

Все экономическое развитие колоний было подчинено интересам Испании и Португалии. Из колоний метрополии вывозили сахар, кофе, какао, хлопок, кожи, золото, серебро, драгоценные металлы. Считают, что за триста лет колониального господства Испания вывезла из Америки только золота и серебра на огромную по тем временам сумму – 6 миллиардов долларов. А ведь эти деньги можно было вложить в развитие стран Латинской Америки. Но колониальные власти не создавали условий для развития местной промышленности, мешали строительству мануфактур.

В колониях стеснялось или запрещалось развитие тех отраслей хозяйства, которые могли угрожать соперничеству Испании. Так, испанские власти запретили возделывать в колониях виноград и оливы, разводить шелковичных червей, кормом для которых служили листья тутового дерева.  Дело дошло до того, что по приказу властей виноградники уничтожались, а оливковые и тутовые рощи вырубались.

Основная масса населения в колониях была очень бедна. Многочисленные налоги в пользу короля, церкви не оставляли денег для покупки самых необходимых товаров. А если нет денег, чтобы купить товар, то и мануфактуры не строят. Кроме того, в колониях нельзя было без разрешения Испании продавать спиртные напитки, табачные изделия, соль, бумагу, порох.

Колониям не разрешалось торговать ни с одной страной кроме Испании. Короли Испании в течение трех столетий пытались закрыть свои колонии на замок перед иностранцами, чтобы ни с кем не делиться и малой долей колониальной добычи. До конца XVIII века запрещалась торговля между колониями. Обмениваться товарами они могли только через испанские порты. В результате сложился такой порядок, когда товары из Бразилии, предназначенные для Мексики, направлялись в Испанию, а затем из Испании доставлялись в Мексику, и их дважды перевозили через океан.

Таблица “Хозяйственная жизнь колоний в Латинской Америке” (в готовом виде).

Ограничения в области сельского хозяйства и промышленности

Ограничения в области торговли

Строительство мануфактур

Продажа спиртных напитков

Возделывать виноград и оливы

Продажа табачных изделий

Разводить шелковичных червей

Продажа соли, бумаги, пороха

Налоги в пользу короля

Торговля между колониями

Налоги в пользу церкви

Торговля только с Испанией

Подведение итогов урока.

Мы на этом уроке убедились, что каждый материк имеет свои характерные черты и особенности. В нашем случае материк ЮА подтверждает свою необыкновенность, уникальность, неповторимость в географическом и историческом плане.

Самооценка учащихся своей работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по географии 7 класс "Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки"

Конспект открытого урока по теме "Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки" Конспект с приложениями....

Южная Америка. Географическое положение и история открытия материка

Тип  урока: комбинированный. Оборудование:  физическая  карта   мира, атласы, контурные  карты,...

Урок "Южная Америка.Географическое положение" 7 класс

Цель урока: определить географическое положение материка.Задачи: Образовательные:изучить географическое положение и береговую линию материка;сравнить особенности ГП материков Африки и Южной Амер...

Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки

Ознакомление с  особенностями  материка Южная Америка.Выяснение географическое положение Южной Америки, её размеры, отношение к другим материкам , морям и океанам.Ознакомление  с...

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением  ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка....

Технологическая карта урока географии по теме: «Южная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования материка»

Сформировать представление о географическом положении, истории открытия и исследования Южная Америка....