Рабочая программа для 6 класса по ФГОС к учебнику Летягина А.А.
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Абрамова Елена Ивановна

Планирование рабочей программы занимает достаточно много времени у учителя. Тот , кто работает по учебнику Летягина А.А. второй год может воспользоваться этим материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_v-gra2015.docx76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

:

     Настоящая рабочая программа  разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.

2. Федеральный государственный Федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373.

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015. Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный № 30067.

5. Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»

6. Учебный план  ГБОУ СОШ №266 , календарный учебный график, локальные акты школы №266

7. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10

9. Программа разработана к линии учебников  под редакцией  В.П Дронова. Автор –составитель  В.Л Летягин

Данная программа является рабочей программой по предмету география в 5-6 классе базового уровня

Раздел «География. Планета Земля» — это первый из самостоятельных разделов в системе географического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание». Начальный раздел географии должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших разделов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.

 Главная цель  географии  в системе общего образования – сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных и экологических  процессов и явлений, адаптации окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;  
  • научить приемам ориентирования на местности, работы с картой и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;
  • продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки,  раздаточный материал).

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа полностью соответствует  Федеральному государственному образовательному стандарту.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения географии в 5 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю (оценочных практических работ – 5 класс 7; 6 класс-

 Учебно-тематический план-6 класс

Название темы

Количество часов

Практические работы

Введение

1

-

Гидросфера – водная оболочка Земли

9

2

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

10

2

Биосфера – оболочка жизни

5

-

Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс

9

1

ИТОГО

34

5

Оценочные практические работы-6 класс

1. Наблюдение за погодой и ведение дневника погоды

2.Описание по картам вод Мирового океана

3.Комплексное описание реки

4.Обобщение данных дневника погоды

                                                 

Содержание программы-6 класс

Введение (1 ч)

Гидросфера — водная оболочка Земли (9 ч)

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли (10 ч)

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Биосфера Земли  (5 ч)

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Географическая оболочка Земли (9ч)

Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Результаты обучения географии

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные  результаты  курса  «География.ПланетаЗемля»основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей;
  3. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  4. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  5. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  6. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Учебно-методический комплекс

Программа

В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011

Основная литература

Базовый учебник

А.А.Лобжанидзе. География. Планета Земля. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013

Методическое пособие для ученика

География. Планета Земля. Атлас. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013

География. Планета Земля. Контурные карты. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013

Учебно-методические пособия

для учителя

  • География. Планета Земля. Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013
  • А.А.Лобжанидзе. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. Часть 1, 2. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013
  • О.Г.Котляр.  География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013
  • Л.Е.Савельева. География. Планета Земля. Поурочное тематическое планирование. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2012 г.

                     


Календарно-тематическое планирование по географии 6 класс

№ урока

Тема урока

Основное содержание по темам

Практические работы

Планируемые результаты

Дата

личностные

метапредметные

предметные

1.

Введение

Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником. Обучение приемам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды

Практическая работа № 1 «Наблюдение за погодой и ведение дневника погоды»

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал.

Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео -и фотоизображения)для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач

Знакомиться с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера.

Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов.

Начать заполнение дневника наблюдений за погодой

Гидросфера – водная оболочка Земли (9 ч)

2.

Гидросфера

Понятие «гидросфера». Объём гидросферы, её части. Мировой  круговорот воды, его роль в природе. Значение

гидросферы для Земли и человека.

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

определение значимости географических знаний  сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту.

Способность к

самостоятельному

приобретению новых знаний и практических

умений с помощью

географических карт

Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме.

Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по

схеме «Круговорот воды в природе».

Объяснять значение круговорота воды для природы Земли, доказывать единство гидросферы.

Описывать значение воды для жизни на планете

3.

Мировой океан

Океан и его части. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океанов: температура и солёность поверхностных вод. Зависимость температуры и солёности от географической широты и изменчивость по сезонам года.

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии, ценностное отношение к природе

Выявлять уникальность географических объектов. Способность к

самостоятельному

приобретению новых знаний и практических

умений с помощью

географических карт

Определять и описывать по карте

географическое положение, глубину,

размеры океанов, морей, заливов,

проливов, островов.

Наносить на контурную карту океанов названия заливов, проливов,

окраинных и внутренних морей.

Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности поверхностных вод Мирового океана.

Строить графики изменения температуры и солёности вод океанов в зависимости от широты

4.

Движение воды в Океане

Ветровые волны, цунами. Океанические течения. Приливы и отливы. Вертикальные движения вод.

Практическая работа № 2

«Описание по картам вод Мирового океана»

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

проводить анализ и обработку информации

Определять по картам крупнейшие

тёплые и холодные течения Мирового океана.

Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных

течений от направления господствующих ветров.

Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших тёплых и холодных течений Мирового океана.

Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и тёплые течения

5.

Реки

Части реки. Речная система, бассейн реки, водораздел. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек.

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

определение значимости географических знаний  сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту.

Выявлять уникальность географических объектов. Способность к

самостоятельному

приобретению новых знаний и практических

умений с помощью

географически карт.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

проводить анализ и обработку информации

Определять и показывать по карте

истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы.

Обозначать и подписывать на контурной карте крупнейшие реки мира и их части, водосборные бассейны и водоразделы.

Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану

на основе анализа карт

6.

Озера и болота

Озёра, их разнообразие. Сточные и бессточные, пресные и солёные озёра. Водохранилища. Болота.

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

определение значимости географических знаний  сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

проводить анализ и обработку информации

Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира.

Подписывать на контурной карте

крупнейшие озёра и водохранилища мира.

Составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению котловин

7.

Подземные воды

Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Термальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод.

Формировать у учащихся ценностное отношение к природе

умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира.

Подписывать на контурной карте

крупнейшие озёра и водохранилища мира.

Составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению котловин

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека

8.

Ледники и многолетняя мерзлота

Горные и покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: распространение, воздействие на хозяйство.

Оледенения.

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

определение значимости географических знаний  сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту.

Умение вести

самостоятельный

поиск, анализ,

отбор

информации, её

преобразование,

сохранение.

Решать познавательные задачи по

выявлению закономерностей распространения ледников и мерзлоты.

Описывать географическое положение областей оледенения.

Находить информацию и готовить

сообщение (презентацию) об особенностях хозяйственной деятельности

в условиях многолетней мерзлоты

9.

Человек и гидросфера

Объёмы потребления пресной воды.

Пути решения водных проблем. Источники загрязнения гидросферы, меры по сохранению качества вод.

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

определение значимости географических знаний  сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту.

умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

Находить информацию и готовить

сообщение (презентацию) о редких

и исчезающих обитателях Мирового

океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними

10.

Обобщающий урок по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли»

Обобщение и повторение знаний по теме

Практическая работа № 3 «Комплексное описание реки»

Сформировать у учащихся ценностного отношения к природе и познавательные интересы и мотивы к изучению географии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели практической работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта

Выполнить практическую работу «Комплексное описание реки»;

Обобщить знания по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли»

Атмосфера – воздушная оболочка Земли (10 ч)

11.

Атмосфера

Состав воздуха атмосферы. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, ионосфера).

Значение атмосферы.

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

определение значимости географических знаний  сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал

Составлять и анализировать схему

«Значение атмосферы для Земли».

Объяснять значение атмосферы для природы Земли.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли газов атмосферы для природных процессов.

Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера — «кухня погоды»

12.

Температура воздуха

Нагревание воздуха, зависимость температуры от высоты, угла падения солнечных лучей, характера поверхности.

Годовые и суточные изменения температуры воздуха. Амплитуда температур. Изотермы. Парниковый эффект.

Практическая работа № 4 «Обобщение данных дневника погоды»

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели практической работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта

Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды.

Вычислять средние суточные температуры и амплитуду температур.

Анализировать графики годового хода температур.

Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой.

Выявлять зависимость температуры

от угла падения солнечных лучей на основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей.

Выявлять закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам на основе анализа карт

13.

Влажность воздуха. Облака

Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Туман. Облака, облачность. Виды облаков.

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал

Измерять относительную влажность

воздуха с помощью гигрометра.

Решать задачи по расчёту абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных.

Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику, определять облачность

14.

Атмосферные осадки

Образование осадков, неравномерность распределения на Земле. Диаграммы годового распределения осадков. Способы отображения осадков на картах.

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал

Анализировать и строить по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам.

Решать задачи по расчёту годового

количества осадков на основе имеющихся данных.

Определять способы отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах

15.

Атмосферное давление

Понятие «атмосферное давление». Измерение атмосферного давления: барометр, единицы измерения. Причины изменения давления. Географические

особенности распределения давления.

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал

Измерять атмосферное давление

с помощью барометра.

Решать задачи по расчёту величины

давления на разной высоте.

Объяснять причину различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли.

Определять способы отображения

величины атмосферного давления на картах

16.

Ветер

Ветры: образование, характеристики (направление, скорость, сила). Роза ветров. Постоянные, сезонные, суточные ветры. Значение ветров. Ветряной

двигатель

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

определение значимости географических знаний  сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели практической работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта

Определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра).

Определять направление ветров по картам.

Строить розу ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений погоды).

Объяснять различия в скорости и силе ветра, причины изменения направления ветров

17.

Погода

Погода и её элементы. Причины изменения погоды. Прогнозы погоды, синоптические карты. Получение информации для прогноза погоды.

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

определение значимости географических знаний  сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту.

умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал

Определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды.

Характеризовать текущую погоду.

Устанавливать взаимосвязи между

элементами погоды на конкретных примерах.

Овладевать чтением карты погоды,

описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы (метеоэлементы).

Описывать погоды разных сезонов

года

18.

Климат

Понятие о климате и его показателях. Изображение климатических показателей на картах и климатограммах. Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы.

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

определение значимости географических знаний  сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту.

умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал

Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата.

Получать информацию о климатических показателях на основе анализа климатограмм.

Овладевать чтением климатических карт,  характеризуя климатические показатели (средние температуры, среднее количество

осадков, направление ветров) по климатической карте.

Сопоставлять карты поясов освещённости и климатических поясов, делать выводы

19.

Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера

Явления в атмосфере,  связанные с отражением солнечного света и с электричеством (полярное сияние,

молния). Опасные явления в атмосфере, связанные с осадками, ветрами. Антропогенные воздействия

на атмосферу.

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

определение значимости географических знаний  сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту.

умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об оптических и неблагоприятных атмосферных явлениях, а также о правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека.

Составлять таблицу (схему) «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу»

20.

Обобщающий урок по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

Обобщение и повторение знаний и умений учащихся по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

Сформировать у учащихся ценностного отношения к природе и познавательные интересы и мотивы к изучению географии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал

Обобщение и повторение знаний и умений учащихся по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

Биосфера – оболочка жизни (5 ч)

21.

Биосфера

Понятие «биосфера». В.И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Границы современной биосферы. Разнообразие органического мира Земли. Понятие о древних видах —реликтах. Распространение живых

организмов в биосфере. Соотношение растений и животных на суше и в Мировом океане.

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели практической работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта

Сопоставлять границы биосферы

с границами других оболочек Земли.

Обосновывать проведение границ

биосферы.

Описывать сферу распространения живых организмов.

Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в биосфере

22.

Жизнь в Океане и на суше

Факторы воздействия на распространение живых организмов в океанах и на суше. Группы морских организмов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения растительного и животного мира суши. Воздействие температурного режима, количества осадков, рельефа.

Сформировать у учащихся ценностного отношения к природе и познавательные интересы и мотивы к изучению географии

умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал

Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания.

Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа

и сравнения карт, иллюстраций, моделей

23.

Значение биосферы

Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот, его значение. Взаимодействие биосферы с другими оболочками Земли. Влияние живых организмов на земную кору, атмосферу, гидросферу, человека.

Сформировать у учащихся ценностного отношения к природе и познавательные интересы и мотивы к изучению географии

умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал

Анализировать схему биологического круговорота и выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ.

Составлять (дополнять) схему биологического круговорота веществ.

Обосновывать конкретными примерами участие живых организмов в преобразовании земных оболочек

24.

Человек – часть биосферы

Распространение людей на Земле. Географические факторы расселения человека. Расовый состав населения. Внешние признаки людей различных рас.

Роль биосферы в жизни человека.

Сформировать у учащихся ценностного отношения к природе и познавательные интересы и мотивы к изучению географии

умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал

Различать по иллюстрациям и описаниям представителей различных рас.

Анализировать диаграммы с целью получения данных о расовом составе населения мира (региона, страны).

Устанавливать соответствие на основе анализа карт между народами и их расовой принадлежностью, распространением рас и размещением населения на планете.

Объяснять роль биосферы в жизни человека

25.

Экологические проблемы в биосфере. Обобщение по теме «Биосфере – оболочка жизни»

Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные экологические проблемы и охрана биосферы. Охраняемые природные территории.

Всемирное природное наследие.

Сформировать у учащихся ценностного отношения к природе и познавательные интересы и мотивы к изучению географии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал

Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды.

Описывать меры, направленные на охрану биосферы.

Высказывать мнения о воздействии

человека на биосферу в своём крае.

Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс (9 ч)

26.

Географическая оболочка

Понятие «географическая оболочка».

Строение, границы, этапы формирования оболочки.

Свойства географической оболочки: целостность, широтная зональность, высотная поясность, ритмичность.

Сформировать у учащихся ценностного отношения к природе и познавательные интересы и мотивы к изучению географии

умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал

Приводить примеры взаимодействия

внешних оболочек Земли в пределах

географической оболочки и проявлений широтной зональности.

Выявлять на конкретных примерах причинно-следственные связи процессов, протекающих в географической оболочке.

Анализировать тематические карты для доказательства существования широтной зональности в географической оболочке

27.

Природные комплексы

Компоненты природного комплекса, их взаимодействие. Размеры природных комплексов. Природные зоны как крупнейшие зональные комплексы. Высотные пояса. Природно-антропогенные и антропогенные комплексы.

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

определение значимости географических знаний  сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту.

умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал

Анализировать схемы для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе.

Наносить на контурную карту границы природных зон и их качественные характеристики.

Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации.

Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать презентации по проблемам антропогенного изменения природных комплексов

28.

Почва

Почва как особое природное образование. Состав и строение почв. Плодородие почв. Распространённые зональные типы почв. Охрана почв, мелиорация.

Сформировать у учащихся ценностного отношения к природе и познавательные интересы и мотивы к изучению географии

умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал

Выявлять причины разной степени

плодородия используемых человеком почв.

Сравнивать по иллюстрациям (моделям) строение профиля подзолистой почвы и чернозёма.

Сопоставлять карты почв и природных зон, устанавливать соответствие между основными типами почв и природными зонами.

Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства

29.

Ледяные пустыни и тундры

Арктические и антарктические пустыни, тундры: географическое положение, климат, растительный и животный мир.

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели практической работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта

Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их.

Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их внешний облик.

Устанавливать соответствие между природной зоной и основными представителями её растительного и животного мира.

Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации органического мира

и человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне

30.

Леса

Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира.

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели практической работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта

Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их.

Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик.

Устанавливать соответствие между природной зоной и представителями

её растительного и животного мира.

Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне

31.

Степи и саванны. Засушливые области планеты

Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата,

растительного и животного мира.

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели практической работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта

Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их.

Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик.

Устанавливать соответствие между природной зоной и основными представителями её растительного и животного мира.

Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям

природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне

32.

Природные комплексы Мирового океана

Широтные зоны Мирового океана.

Вертикальные зоны океанов.

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели практической работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта

Определять по картам районы распространения представителей органического мира океанов.

Анализировать тематические карты и находить доказательства существования в Мировом океане широтной зональности.

Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в Мировом океане.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о значении органического мира Мирового океана для человека

33.

Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие

Всемирное наследие. Угрозы сохранению объектов наследия. Взаимосвязь природы и культуры в памятниках Всемирного наследия. География объектов Всемирного наследия. Природное наследие и сохранение биологического разнообразия. Культурное

Практическая работа № 5 «Создание информационного буклета «Объект Всемирного наследия»

Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии

определение значимости географических знаний  сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели практической работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта

Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества, определять характер объектов и особенности

их размещения по континентам.

Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и готовить презентацию об объекте

всемирного природного (культурного) наследия и о его значении для человечества

34.

Обобщающий урок по теме «Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс»

Обобщение и повторение знаний и умений учащихся по теме

Обобщение и повторение знаний и умений учащихся по теме «Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс английский язык к учебнику Биболетовой М. З.

Тематическое планирование составлено на основе примерной программы основного (общего) образования по английскому языку М. З. Биболетовой и Н. Н. Трубаневой, включающей в себя компонент государст...

Рабочая программа 6 класс русский язык. По учебнику Поповой М.К. для якутских школ

Рабочая программа состоит из Содержания учебной программы, распределение часов, календарно-тематического планирования ...

Рабочая программа по алгебре 7 ФГОС по учебнику Макарычева Ю.Н.

Программа по алгебре, составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа 5 класса по ФГОСам к учебнику Годера Г.И., Вигасина А.А "Древний мир 5 класс"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование в соответствии с требованиями ФГОС и лист коррекции....

Рабочая программа 5 класса по ФГОС (учебник Макмиллан,2015)

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета « Английский язык –5 класс» составлена в соответствии с требованиями:1) Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований ...

5 класс рабочая программа по русскому языку ФГОС к учебнику Ладыженской...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, расписаны предметный, метапредметные и личностные цели - результаты. Автор рабочей программы Дубовик Н.В. ...

Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) К учебнику Е.А. Быстровой (5 класс)

Рабочая программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), Примерной программы «Русский язык» 5—9классы» и Программ...