Формирование положительной мотивации через развитие познавательной активности во внеурочной деятельности по географии в соответствии с ФГОС ООО
статья по географии на тему

Статья поможет формированию положительной мотивации обучающихся  деятельностными методами и новейшими технологическими приемами во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование положительной мотивации через развитие познавательной активности во внеурочной деятельности по географии

в соответствии с ФГОС ООО

Акопян М. В.,Пономарёва Е. В.,  МБОУЛ «ВУВК им А. П. Киселёва»

Щербинина Г. А., МБОУ СОШ № 55,

Макаренко А. А., МБОУ СОШ № 48

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно - урочной, и направленную на достижение планируемых результатов.

   Внеурочная деятельность,  как  и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов.  Это определяет и специфику внеурочной деятельности,  в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать,  принимать решения и др.   Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше,  так как  обучающийся выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

   Основные принципы организации внеурочной деятельности:

- учет возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

- связь теории с практикой;

- доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию.

Опираясь на базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

  1. модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
  2. модель «школы полного дня»;
  3. оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних

ресурсов образовательного учреждения).

Виды внеурочной деятельности:

  • Познавательная
  • Игровая
  • Трудовая (производственная) деятельность
  • Досугово-развлекательная деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)
  • Проблемно-ценностное общение

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как:

  • экскурсии,
  • кружки,
  • секции,
  • круглые столы,
  • конференции,
  • диспуты,
  • школьные научные общества,
  • олимпиады,
  • соревнования,
  • поисковые и научные исследования,
  • общественно полезные практики и других.

Основные результаты внеурочной деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, за пределами школы.

Для достижения результатов  внеурочной деятельности необходимо собрать группу ребят, НОУ (научное общество учащихся) для совместной  деятельности по эколого - географическим направлениям; определить цель и задачи данного коллектива на учебный год.

ФГОС, внеклассная работа.

Посмотрите, это что-то!

В этом стоит проявиться

И в работу нам включиться!

Сколько можно показать,

Рассуждать и обсуждать,

Опыт нужный получить.

 Все на практике внедрить.

Секции, экскурсии,
         Круглые столы,

НОУ и исследования,

Ой, как нам важны.

Так давайте, вместе,

Опытом делиться.

Чтоб во ФГОС вступили

Все мы на «отлично»!  (Г. А. Щербинина)

    Путешествовать можно по-разному: пароходом и самолётом, поездом и автомобилем, а также просто пешком. А можно путешествовать, обозревая десятки стран, заглядывая в сотни мест, не двигаясь с места. В такое виртуальное путешествие – викторину можно отправиться по странам и континентам.   Самое интересное в географии – это познание многообразия нашего мира. Каждая страна, город, остов, река – уникальны. Начинаем путешествовать по странам и континентам. Вас ждет географическая викторина.

ЕВРОПА

  1. Назовите два европейско-азиатских государства; (Ответ: Россия и Турция)
  2. Только одна буква  в названии отличает эти  две европейские страны

__Р__ __ __ __ __ __

__С __ __ __ __ __ __     (Ответ: Ирландия, Исландия)

  1. Какая страна оканчивается на три «Я»; (Ответ: Австрия)
  2. В Европе есть такой перешеек, где за два-три часа можно пройти пешком от одного моря до другого. Где же это?  (Ответ: Перекопский перешеек, разъединяет Черное и Азовское моря).
  3. Название французской реки входит в название притока Хопра и  в название итальянского города. О каких реках и городе говорим?  ( Ответ: Французская река – Рона, итальянский город – Верона, река России – Ворона.)
  4. Первый слог мой каждый знает,

       В классах он всегда бывает,

             Мы к нему союз прибавим,

Сзади дерево поставим.

      Чтобы целое узнать –

Город нужно вам назвать!  (Ответ: Мелитополь)

АЗИЯ

  1. Названия двух стран Азии  отличается только одной буквой. Какие  это страны?

       __ __ __К

__ __ __ Н   (Ответ: Иран и Ирак)

  1.  Какой северный остров лежит в трёх полушариях? (Ответ:  Врангеля)
  2.  Какой индонезийский город на острове Калимантан носит название известного насекомого? ( Ответ: Таракан)
  3.  «Крыша мира»… Что это такое,  где она находится? (Ответ: Памирские горы)
  4.  Что стоит посреди земли?    (Ответ: Буква «м»)

АМЕРИКА

  1. Город в штате Массачусетс носит название бального танца. Танец впервые появился в 20-х годах нашего столетия в этом городе. Как называется город?  (Ответ: Бостон)
  2. В США есть город, носящий имя самой большой змеи. Найдите этот город. (Ответ: Анаконда)
  3. Какой остров признаёт себя принадлежностью к одежде? (Ответ: Ямайка)
  1. 4. Этот архипелаг – полюс притяжения натуралистов всего мира. В наше время эти эквадорские острова стали естественно         лабораторией по наблюдению за развитием различных видов животных. Назовите эти острова. (Ответ: о-ва Галапагос).
  1. В Южной Америке есть две реки и два государства одинакового названия. Какие? (Ответ: Парагвай, Уругвай)

АФРИКА

  1. На  государственном гербе страны начертаны  три слова: «Мир, дождь, процветание». О каком государстве мы говорим? (Ответ: Государство Лесото, столица – Масеру)

  1. В какой части Африки расположена самая длинная прямая дорога, без поворотов, длинной 650 км? (Ответ: в Северной Африке).
  2. Название стране дало озеро, с которым по существу связана вся жизнь ее обитателей. Назовите страну  озеро. (Ответ: Чад)
  3. «Страна тысячи холмов» - так именуют в народе центарльно-африканское государство со столицей Кигали. Эта страна побила африканский рекорд по плотности населения – более 150 человек на квадратный километр. Назовите страну.  ( Ответ: Руанда).

      Массовой формой внеурочной деятельности является неделя географии,  результат которой участие большого количества ребят в подготовке и проведения разноплановых и разноуровневых мероприятий, таких как:

  • получи оценку на перемене;
  • проведение научно-практических конференций;
  • проведение мероприятия «День Земли», географические вечера;
  • конкурс стихотворений и синквейнов;
  • игры и викторины;
  • кроссворды, загадки, шарады, тесты;
  • оформление стенгазет;
  • проведение интеллектуальных игр;
  • заочное путешествие по городам мира;
  • одна из стран глазами школьника;
  • в мире интересного;
  • проведение географического чемпионата, конкурса эрудитов;
  • географические олимпиады
  • игры-путешествия, КВНы, по страницам интеллектуальных игр.  

Одним из видов занимательных заданий являются географические задачи, которые требуют от ученика творческий подход, логическое мышление,  смекалку.

Задача №1

    Представьте себе двух космонавтов, которые наблюдают нашу Землю – один со стороны Северного полюса, другой – со стороны южного. При этом по радиосвязи они делятся своими впечатлениями, шутят. Первый космонавт (наблюдающий Землю с севера). Как красиво плавно вращается наша планета против часовой стрелки, справа налево. Второй космонавт: «Ты, наверное, хочешь сказать, что планета вращается слева направо». Первый космонавт: «Да нет, почему: справа налево…». Второй космонавт: «По часовой … Ну да, ха…ха конечно, ты прав, друг, но так же как и я». Так ли это?

   Ответ:  Оба космонавта совершенно правы, так как для наблюдателя северного, который обращен лицом к Земному экватору, планета вращается в направлении против часовой стрелки, а для второго наблюдателя, который обращен лицом к экватору, но со стороны южного полушария, она вращается по часовой стрелке.

Задача №2

В книге М. Ильина «100 000 почему» можно прочитать такой вопрос: «Почему шуба греет? « Тот, кто внимательно прочитал эту книгу, легко ответит и на этот вопрос: Что служит «шубой» для планеты Земля? Ведь Земля проносится в космосе, где господствует леденящий холод.

   Ответ:  «Шубой» для Земли является атмосфера.

  Планирование результатов на всех трёх уровнях    пробуждают у обучающихся  интерес к открытиям, созданию творческого подъема, а также активизируют их познавательную деятельность.

1.Подготовка проектов:

-  Мы путешествуем  с  Афанасием  Никитиным  « За три моря».

-  Путешествие с  Миклухо – Маклаем  к берегам Новой Гвинеи.

- Морское плавание с  Семеном Дежнёвым.

- Мы открываем   пролив между Азией и Америкой.

2.Составление рассказа о своем путешествии  по Воронежскому  краю с заменой слов условными  знаками.

3.Творческая работа: сочинение на тему  «Как поспорили план и карта, кто из них важнее и нужнее».

4.Конкурс  придуманных детьми стихотворений о реках, озерах.

5. При изучении темы «Погода» в 6 классе собрать материал и защитить мини – проект по теме:  «Местные признаки погоды».

  Проектная деятельность в 5 – 7 классах  в  соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Как правильно составить проект?

1. Выбери учебный предмет, который тебя наиболее привлекает.

2. Подумай, на какой   вопрос  ты бы хотел получить ответ.

3. Определи тему и цель проекта, если это пока трудно, то про-пусти этот этап и вернись к нему, когда сможешь.

4. Пропиши объект исследования  (что будешь исследовать?)  и предмет  чем будешь воздействовать на объект? Это может быть какой-то процесс или  изменение привычных  условий и др.)

5. Сформулируй гипотезу - предположение, справедливость которого нужно доказать или опровергнуть.

6. Продумай задачи проекта и в соответствии с ними чётко пропиши план исследования, т. е. практические действия, которые помогут проверить твою гипотезу.

7. Спрогнозируй продукт проекта. Помни, что продукт напрямую связан с целью и темой проекта. Выдержи логическую взаимосвязь: тема  - цель -  продукт.

8. Проанализируй предыдущие пункты и определи тип проекта. Заполни методический паспорт.

Классификация  проектов:

•          По содержанию – монопредметные (на основе одного учебного  предмета) и межпредметные (на основе двух – трёх учебных предметов) 

•    По форме организации – коллективные, индивидуальные, групповые

•    По срокам выполнения – краткосрочные, среднесрочные,  долгосрочные

•     По результатам выполнения – исследовательские, информационные, практико-ориентированные, социальные

9. Заполни паспорт проекта. Воспользуйся готовым образцом.

Паспорт  проекта:

Наименование проекта

Руководитель проекта

Консультанты

Учебные предметы

Возраст учащихся

Состав проектной группы

Тип проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Актуальность темы

Продукт проекта

10. Изучи литературу по данному вопросу. Пропиши в проекте теоретическую часть.

11. В практической части опиши ход работы над  проектом. Если работала проектная группа, то покажи распределение обязанностей между членами группы.

12. Подготовь продукт к защите проекта.

13. В заключении вернись к гипотезе исследования. Опровергни или подтверди  её своими  выводами по проекту.

14. Подумай, какие рекомендации или советы ты можешь предложить своим одноклассникам по изучаемой проблеме.

15. Наметь перспективы дальнейшей работы.

16. Укажи список литературы или наименование других источников. 

17. Оформи проектную папку. Вложи приложения.

18. Подготовь презентацию для публичного выступления или продумай иную форму защиты проекта.

19. Выступи с защитой проекта.

Как оформить ученический проект.

Учебный проект – это работа над конкретной, чаще всего социально-значимой проблемой. Участники проекта выполняют ряд взаимосвязанных заданий. Для их выполнения выделяются ресурсы, устанавливаются сроки. Результаты работы над проектом оформляются в виде презентаций, сайтов, печатных изданий.  

Инструкция:

1.Оформите паспорт проекта: укажите название вашей работы, руководителя, исполнителей. Обязательно укажите основополагающий вопрос, год разработки учебного проекта, перечислите учебные темы, к котором ваш проект имеет отношение. Необходимо также обозначить возраст учащихся, на которых рассчитана ваша работа.

2.Определите и обозначьте в паспорте тип проекта (информационный, исследовательский, информационно-исследовательский, творческий, игровой). Укажите тип  проекта по предметно-содержательной характеристике: монопроект (один предмет) или межпредметный (объединяет несколько учебных дисциплин, предметов).

3.Охарактеризуйте учебную работу по: количеству участников (индивидуальная, парная, коллективная), срокам (краткосрочная, средняя или долгосрочная), характеру контактов учащихся в процессе выполнения проекта (межшкольная, внутришкольная).

4.Составьте краткую аннотацию проекта. Расскажите о своей работе так, чтобы заинтересовать читателей, покажите специфику, значение именно вашей проектной работы. Для этого разбейте текстовый документ вашей работы на смысловые части, выделите в каждой части ключевые мысли, сформулируйте основные тезисы, перечислите главные проблемы, сделайте выводы.

5.Оформите визитную карточку проекта. В визитке указывается: автор, учебное заведение, тема, цели проектной работы. Также перечислите компетентностные умения и навыки, которые формируются в ходе выполнения работы. Укажите задачи, которые вы перед собой ставили. Опишите, какие самостоятельные исследования проводились в ходе выполнения работы. Назовите предметные области, затрагиваемые проектом; форму оформления результатов; охарактеризуйте программно-техническое обеспечение работы и критерии оценки деятельности обучающихся.

6.В ходе выполнения учебного проекта ведите дневник, в котором кратко описывайте, какие виды работ вы выполняли на каждом этапе. Составьте отчет на основании дневника. Попросите руководителя проекта написать рецензию.

7.Подготовьте презентацию вашего учебного проекта. Она должна быть рассчитана на публичное выступление с защитой проекта на научно-практической конференции школы, района и т.п. Это своего рода творческий отчет о проделанной вами работе. Его можно оформить в бумажном виде. Но лучше сделать электронную презентацию в программе Microsoft  Office Power  Point.  Продумайте убедительное и эмоциональное выступление.

8.Если проект рассчитан на интернет-аудиторию, сделайте сайт, посвященный этой работе, или соответствующую страничку на сайте вашей школы. 

Исследовательский проект на тему: «Проблема бытовых отходов в Воронеже».

Жизнь любого города самым тесным образом связана с ежедневным образованием промышленных отходов и бытового мусора.
В разное время этот процесс протекал по-разному: до наступления великой упаковочной эры и после. При этом мусор резко отличался по своему составу. Ныне это такой веселенький разноцветный ковер из полиэтилена, ПЭТ-тары и пластиковой одноразовой посуды. Зеленый покров не в силах пробиться сквозь плотный слой полиэтилена и упаковочной пластмассы. Установка контейнеров для сбора отходов не всегда спасает в этой ситуации, поскольку периодичность вывоза отходов не соблюдается, контейнеры переполняются, а количество отходов с каждым годом возрастает. И как результат – горы пестрого мусора «украшают» склоны дорог, остановочные площадки железнодорожного транспорта и лесные опушки. Только в Воронеже насчитывается более 200 крупных промышленных предприятий, которые в процессе своей производственной деятельности образуют различные виды токсичных отходов. Большая часть этих отходов перерабатывается, вывозится на полигон твердых бытовых отходов или же временно размещается на территориях предприятий до решения вопроса по их переработке.

 Актуальность: проблема захоронения, переработки и утилизации отходов является одной из острейших экологических проблем Воронежа. Ежегодно в его пределах образуется более 1,9 млн. тонн различных отходов, из них токсичных промышленных – более 300 тыс. тонн, нетоксичных – 1,6 млн. тонн.

Цель исследования: изучить насколько актуальна проблема бытовых отходов  для города Воронежа.

Задачи:

-изучить научную литературу и периодическую печать по данному вопросу;

-выяснить, что делается в нашем городе для переработки бытовых отходов;

-изучить сколько бытовых отходов образуется в среднестатистической российской семье;

- изучить как можно использовать вторично бытовые отходы;

-сделать выводы.

  Для проведения исследования были выбраны следующее направление работы: исследование количества производимого в семье мусора.

Вначале были подготовлены емкости для сбора отходов. В течение суток все члены семьи дифференцированно собирают мусор: в закрытую емкость – пищевые отходы; отдельно – бумагу и картон, пластиковые и полиэтиленовые упаковки, стекло, металлические предметы и т.д. Через сутки образовавшийся мусор взвешивают по видам и рассчитывают,  сколько мусора приходится на одного члена семьи. Чтобы данные были более точными, проводится исследование в течение недели.

   Результаты исследования количества и доли отходов различных категорий на семью за одну неделю показал:

Среди бытовых отходов преобладают – пищевые (26,6%)

Всего за одну неделю семья образует 10,14 кг бытовых отходов

Один член семьи производит 2,5 кг бытовых отходов в неделю.

В каждом доме остается много ненужных вещей, все они с течением времени пополняют свалки. По данным городского центра Госсанэпиднадзора в Воронеже образуется более 1300 тысяч тонн в год бытовых отходов, из них 520 тысяч тонн приходится на пищевые отходы 260 тысяч тонн – на бумагу, 520 тысяч  тонн – на строительный мусор, древесные отходы, стеклобой, уличный смет. Пищевые отходы при этом составляют 40% от их общего количества .  На одного жителя нашего города приходится около 380 кг твёрдых бытовых отходов.  Общее санитарное состояние территории Воронежа в настоящее время не отвечает современным требованиям. Во многом оно зависит от своевременного удаления из жилой зоны твердых бытовых отходов. Часть мусора, приходящаяся на жителей, не охваченная санитарной очисткой, ежегодно остается в городе, что приводит к формированию неорганизованных мини – свалок на пустырях, в зеленой зоне, на берегу водохранилища, по откосам дорог.

Проведенные исследования по загрязнению территории города твердыми отходами позволили выделить в его границах 3 зоны загрязнения всеми категориями загрязнителей   Первая зона (центральная) охватывает территорию исторического центра правобережья и прилегающую к водохранилищу центральную часть левобережья. Здесь превалирует сеть административно-распорядительских зданий, культурно-бытовых, управленческо-коммерческих мелких и крупных учреждений, определенный процент жилого фонда. Площадь ее от общей площади города составляет 31%. Характеризуется мелкоплощадными очагами бытового загрязнения, но встречаются кучи веточного и листового опада, уличный смет. В каждом жилом и административном дворе накапливаются пищевые отходы, битое стекло, бумага, остатки битого кирпича, консервные банки, упаковочный материал, остатки красителей, растворителей.

  Вторая зона (прицентральная) охватывает самую большую часть города – 48%. Характеризуется крупноплощадными очагами смешанного загрязнения. В этой зоне возрастает уровень загрязнения промышленными и  строительными отходами. Степень  бытового мусора, веточного и листового опада  остается еще довольно высокой. Территории отстойников очистных сооружений правобережья  (Юго-Западный микрорайон) оказались местом неофициальных свалок различного рода мусора, например, от строящихся гаражей.

  Третья зона (перифирийная) охватывает окраинные территории правобережья и левобережья города и ближайшую пригородную полосу. Характеризуется наличием максимального загрязнения промышленно-строительными отходами. Особенно завалены мусором окраинные лесные массивы,  где модно встретить кучи (до 2 метров высотой и 5 метров в диаметре) угольной пыли, металлоломом, кучи застывшего цемента. Бумага, битое стекло, консервные банки, покрышки автомобильных колес – все это укоренившиеся атрибуты лесопарковой зоны города. По всему городу отмечаются ряд несанкционированных свалок.

Проанализировав результаты исследований можно сделать следующие выводы:

1.Проблема бытовых отходов весьма актуальна для нашего города.

2.Основной способ утилизации ТБО – свалка.

3.Общее санитарное состояние города – удовлетворительное, т.к. существует ряд несанкционированных свалок; мусор не всегда вовремя убирается и вывозится.

4.Необходимо руководству города больше внимания  уделять решению вопроса ТБО с помощью рециклизации.

5.Отдавать предпочтение упаковке, которую можно вторично использовать или перерабатывать. Среди упаковочных материалов, используемых как вторсырье, алюминий составляет 47%, бутылки для газированной воды – 17%, стальные консервные банки – 15%, стекло – 11%.

  Из проведенного мной исследования можно сделать вывод, что проблема бытовых отходов на сегодняшний день является очень острой. Она возникла из-за, того, что жители нашего города бросают мусор том, где им вздумается, вследствие чего образуются несанкционированные свалки. Чтобы решить данную проблему, прежде всего, необходимо жителям нашего города научиться выбрасывать мусор в урны и контейнеры. Во-вторых, жилищно-коммунальные службы должны обеспечить четкую систему сбора и утилизации мусора. В третьих, власти должны обеспечить финансирование организованного сбора и уничтожения ТБО. Тогда можно будет решить проблему твердых бытовых отходов.

  В городе прошёл конкурс «Вторая жизнь ненужных вещей». Мы участвовали в этом конкурсе и стали победителями. Мы хотели бы привлечь внимание к этой проблеме, но и сами пытаемся её решить (убираем пришкольную территорию, территорию в школе, не выбрасываем мусор в не положенных местах).

Исследовательская работа выводит обучающихся за рамки урока, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, формирует социальную позицию «Я - исследователь».  Например,  авторские школьные проекты:

- создание макета действующего вулкана из подручного материала;

- модели внутреннего строения земли из пластилина;

- создай свой остров (в виде презентации или газеты).

Внеурочная  работа оказывает возможность для развития у школьников исследовательского подхода к делу, делает более жизнерадостной обучающихся, вносит элементы здорового отдыха, создаёт  у них хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование позитивной мотивации через стимулирование познавательной деятельности обучающихся на уроках математики.

В данном материале представлено эссе и подробно разобран план урока на тему "Формирование позитивной мотивации через стимулирование познавательной деятельности обучающихся на уроках математики". В рез...

«Формирование положительной мотивации учащихся в двигательной активности как одной из форм здоровьесбережения с учётом их физической подготовленности, интересов и потребностей»

Педагог должен руководствоваться известным высказыванием, что «ученик не сосуд  для знаний, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Чтобы «зажечь» учащегося, его прежде всег...

Формирование положительной мотивации через элементы занимательности на уроках литературы

В данной статье даны игры, викторины, всякого рода игровые задания, которые привлекательны для школьников любой возрастной ступени. Старшеклассникам они интересны ничуть не меньше, чем учащимся средне...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ, через развитие мелкой моторики во внеурочной деятельности, как один из видов коррекции личности.

Актуальность  вопроса о важности развития мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательно...

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики».

В данной работе описан мой опыт работы о том, как развивать  познавательную активность учащихся на уроках.В ней не только описаны  используемые приемы и формы проведения урока, а также и тех...

Формирование положительной мотивации через интеграцию литературы с другими образовательными дисциплинами

Формирование положительной мотивации через интеграцию литературы с другими образовательными дисциплинами. Доклад по теме самообразования на заседании кафедры русского языка и литературы...